Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Образовательный проект «Развитие пространственной ориентации старших дошкольников посредством лого-пчелки Bee-Bot».

Цель проекта представлена на экране. В соответствии с целью были определены задачи 1. Изучать алгоритмизацию и основы программирования за счет использования высокотехнологических игрушек. 2. Совершенствовать умение понимать и моделировать предметно-пространственные отношения, ориентироваться в ближайшем пространстве и на микро-плоскости по схемам. 3. Развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, мышление. 4. Учить определять последовательность своих действий и контролировать их. 5. Воспитывать отзывчивость, умение действовать сообща, работать в микро-группах, умение договариваться.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 68»

(Детский сад № 68)

улица Слесарей, дом 22, город Каменск-Уральский, Свердловская область, Россия, 623405,

e-mail,:dou_68_ku@mail.ru

сайт:detsad68.k-ur.ru, тел.8(3439)390-095

Образовательный проект по теме:

«Развитие пространственной ориентации старших дошкольников

посредством лого-пчелки Bee-Bot».

Воспитатель:

Мынко Ольга Владиславовна

Каменск-Уральский,

2020 г.

Пояснительная записка

Дополнительный образовательный проект совместной деятельности педагога с детьми старшего дошкольного возраста разработан на основе методических рекомендаций по применению лого-робота пчелки Bee-Bot. Развивающий комплекс «Инженерная школа. Умка» (Умка-Профи).

Происходящие изменения в обществе выдвинул новые требования к системе образования. Дошкольное учреждение призвано создавать условия для развития познавательных интересов детей, расширение опыта ориентировки в окружающем, сенсорное развитие, развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира. Для создания данных условий мы работаем по теме «Развитие пространственной ориентации старших дошкольников посредством лого-пчелки Bee-Bot».

В последнее время в педагогической работе с дошкольниками значительно возрос интерес к новым технологиям. К одной из них можно отнести развивающий комплекс «Инженерная школа. Умка» по применению лого-робота пчелки Bee-Bot.

Актуальность данного проекта

Данный проект актуален тем, что раскрывает для старшего дошкольника мир элементарного программирования. Навыки программирования с лого-роботом пчелкой Bee-Bot больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития технических способностей детей.

Проектное направление – «Познавательное и речевое развитие дошкольников в условиях игровых ситуаций на платформе лого-робота пчелки Bee-Bot».

Содержание игровой детской деятельности:

Фундаментом проекта по применению лого-робота Bee-Bot являются игровые технологии, которые имеют множество познавательных и развивающих функций. Работа с лого-роботом Bee-Bot позволяет приступить к изучению основ программирования, учит детей структурированной деятельности и определению причинно-следственных связей, развивает воображение. При изучении алгоритмизации и основ программирования привлекательной может быть возможность комбинирования заданий для материального и виртуального лого-роботов. Использование этого робота соответствует требованиям ФГОС дошкольного образования.

Что такое Умная Пчелка?

Это дружественный ребенку программируемый напольный мини-робот. Он прост в использовании и выполнен из прочных безопасных материалов, является одним из средств формирования информационно-коммуникационной грамотности детей дошкольного возраста. Дизайн игрушки напоминает пчелку со сложенными крыльями, неотъемлемой частью которой являются поля-коврики. Игровые поля-коврики размечены на квадратные секторы, размер каждой клеточки 15 на 15 см., стороны которых равны одному шагу робота. Использование полей ковриков превращает работу с роботом в увлекательные путешествия.

Лого-робот Bee-Bot – это универсальный инструмент, посредствам которого педагог может решить любые задачи, интегрировать различные образовательные области, мотивировать познавательную активность детей, достигая, таким образом, повышения качества усваиваемого материала.

В зависимости от возраста и уровня ребенка можно менять сложность заданий в широком диапазоне.

Цель проекта: создание условий для формирования пред инженерного мышления и познавательных интересов детей в различных видах деятельности.

Задачи проекта:

1.Изучать алгоритмизацию и основы программирования за счет использования высокотехнологических игрушек.

2.Совершенствовать умение понимать и моделировать предметно-пространственные отношения, ориентироваться в ближайшем пространстве и на микро-плоскости по схемам.

3.Развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, мышление.

4.Учить определять последовательность своих действий и контролировать их.

5.Воспитывать отзывчивость, умение действовать сообща, работать в микро-группах, умение договариваться.

Принципы и подходы к формированию проекта

Данный проект сформирован в соответствии с принципами дошкольного образования, определенными в требованиях ФГОС дошкольного образования:

Этапы реализации проекта

- знакомство детей с элементами управления и правилами работы лого-роботом пчелкой Bee-Bot.

- создание в подгруппах доброжелательной атмосферы, снятие тревожности, эмоционального напряжения.

2. Деятельностный этап – направлен на достижение основных задач проекта.

3. Заключительный этап – направлен на закрепление и отработку навыков и умений, сформированных в ходе занятий.

Срок реализации данного проекта

Один учебный год.

Формы и режим занятий

Работу планируется проводить в совместной деятельности, в форме индивидуально-групповых занятий, продолжительность занятий 25 минут.

Ожидаемые результаты проекта

1.Дети используют предметно-игровую систему лого-робота пчелки в совместной деятельности.

2.У детей сформировано умение понимать и моделировать предметно-пространственные отношения, ориентироваться в ближайшем пространстве и на микро-плоскости по схемам.

3.У детей развито зрительное и слуховое восприятие, внимание, мышление.

4.Умеют определять последовательность своих действий и контролировать их.

5.У детей сформированы отзывчивость, умение действовать сообща, работать в микро-группах, умение договариваться.

План реализации проекта

№ п/п

срок проведения

мероприятия по реализации проекта

(форма, цель, методическое сопровождение)

организация

развивающей предметно пространственной среды, разработка дидактического обеспечения

организация взаимодействия с детьми

организация взаимодействия с родителями

организация взаимодействия с коллегами/

социальными партнерами

1.

2 неделя сентября

4 неделя сентября

Знакомство с лого-роботом пчелкой Bee-Bot.

Знакомство с лого-роботом пчелкой Bee-Bot, самостоятельная работа.

Консультация для родителей: «Инженерная школа. Умка».

Беседа о целях и задачах проекта.

Информирование родителей о ходе образовательной деятельности, запланированной в рамках проекта.

Выставка методической литературы с учетом темы по самообразованию.

Подбор литературы по теме самообразования.

2.

2 неделя октября

4 неделя октября

Игровая ситуация «Овощи и фрукты» История 1. Коврик «Осень».

Игровая ситуация «Овощи и фрукты» История 2. Коврик «Осень».

Анкетирование родителей «Роль роботехники в познавательной активности детей дошкольного возраста» (Приложение 1)

Памятки для педагогов «Учим ребенка ориентироваться в пространстве»

(Приложение 2)

Изготовление папки с дидактическими играми Bee-Bot.

3.

2 неделя ноября

4 неделя ноября

Игровая ситуация «Съедобные и ядовитые» История 1. Коврик «Осень».

Игровая ситуация «Одежда» История 2. Коврик «Осень».

Информационный стенд «Развитие пространственной ориентации старших дошкольников посредством лого-робота пчелки Bee – Bot»

Демонстрация изготовленного Базового поля и дополнительных тематических карточек.

Изготовление Базового поля Bee-Bot, которое поможет при изучении детьми алгоритмизации и начал программирования

4.

2 неделя декабря

4 неделя декабря

Игровая ситуация «Дорога в детский сад» История 1. Коврик «ПДД».

Игровая ситуация «Пожар». Коврик «ПДД».

Консультация для родителей «Развиваем слуховое восприятие»

(Приложение 3)

Презентация для педагогов «Использование мини-робота Вее-Воt «Умная пчела» в работе с детьми дошкольного возраста»

Изготовление дополнительных тематических карточек.

5.

2 неделя января

4 неделя января

Игровая ситуация «Морские обитатели».

Коврик «Море».

Игровая ситуация «Транспорт».

Коврик «Море».

Памятки для родителей «Учим ребенка ориентироваться в пространстве».

(Приложение 2)

Проведение мастер класса для педагогов детского сада «Возможности лого-робота пчелки Bee-bot для формирования основ элементарного программирования».

Пополнение методическим пособием «Лесная прогулка» по использованию

мини-роботов BEE-BOT

«Умная пчела»

6.

2 неделя февраля

4 неделя февраля

Игровая ситуация «Загадки».

История 3.

Коврик «Зоопарк».

Игровая ситуация «Экскурсия по городу».

Коврик «ПДД».

Практикум для родителей «Возможности лого-робота пчелки Bee-bot для формирования основ элементарного программирования»

Создание картотеки

7.

2 неделя марта

4 неделя марта

Игровая ситуация «Больница».

Коврик «ПДД».

Игровая ситуация «По дороге на работу».

Коврик «ПДД».

Консультация для родителей:

«Развитие внимания у дошкольников»

(Приложение 4)

Консультация для педагогов

8.

2 неделя апреля

4 неделя апреля

Игровая ситуация История 1.

Коврик «Зоопарк».

Игровая ситуация «Птицы».

Коврик «Осень».

Консультация для родителей

«Мышление дошкольников: этапы и особенности»

(Приложение 5)

9.

2 неделя мая

4 неделя мая

Игровая ситуация История 1.

Коврик «Зоопарк».

Итоговое занятие.

фотоотчет

Фотоотчет для родителей по реализации проекта.

Презентация проделанной работы для педагогов детского сада.

Приложение 1

Анкетирование родителей

«Роль роботехники в познавательной активности детей дошкольного возраста»

Уважаемые родители!

Научно-технический прогресс влечет за собой современных детей, которые шагают в ногу со временем и стремятся, не отставая идти вслед за ним. Ребенок нового времени – это исследователь и изобретатель. Формирование мотивации развития обучения дошкольников, а также творческой, познавательной деятельности является социально значимым качеством личности и формируется у дошкольников в различных видах деятельности. Нам необходимо знать Ваше мнение по формированию познавательной активности у детей и предлагаем ответить на некоторые вопросы:

1. В чём проявляется познавательная активность Вашего ребёнка?

- просмотр телепередач

- чтение детской энциклопедии

- рассказы взрослых

- разные источники

2. Как Вы поддерживаете познавательный интерес Вашего ребёнка?

- проявляю заинтересованность

- оказываю эмоциональную поддержку, одобряю

- сотрудничаю, объясняю

- другие формы и методы_____________________________________________

3. Чем удивляет вас ваш ребёнок?

- любознательностью

- настойчивостью

- пассивностью

- другое (что именно)__________________________________

4. Играет ли ваш ребенок дома со следующими конструкторами:

Да Нет

5. С какими роботами играет ваш ребенок?

____________________________________

6. Можете ли Вы назвать интересы Вашего ребёнка постоянными?

да нет они изменчивы

7. Насколько эмоционально относится ребёнок к интересному для него занятию?

- спокойно - равнодушно

- увлечённо - радостно

8. Как вы поддерживаете и развиваете интерес ребенка? ___________________________________

9. Оцените уровень познавательной активности Вашего ребёнка?

- высокий

- средний

- низкий

10. Считаете ли Вы необходимым развивать навыки программирования в дошкольном возрасте?

Да

Нет

Затрудняюсь ответить_______________

11. Какие вопросы по формированию познавательной активности у детей дошкольного возраста Вы хотели бы обсудить?

Приложение 3

Консультация для родителей «Развиваем слуховое восприятие»

Обычно под нарушениями речи большинство родителей понимают только нарушения звуковой стороны речи, т.е. произношение звуков.

Но есть ещё нарушения и письменной речи (чтение и письмо). Грамота детям со специфическими нарушениями письменной речи даётся очень нелегко. В чтении и письменной речи они часто допускают специфические ошибки: замена букв или слогов, раздельное написание частей одного слова или слитное написание двух слов и другое. Многие такие нарушения легче предупредить, чем исправлять! Одной из причин таких нарушений в письменной речи являются дефекты речевого слуха.

Человек обладает тремя видами слуха:

1.- физический, позволяющий различать обычные звуки: шум дождя, порывы ветра, гром, гул самолета, стук колес поезда и т. д.

2.- музыкальный слух, благодаря чему человек воспринимает музыкальные произведения и наслаждается ими.

3.- речевой слух, или фонематический.

Можно обладать хорошим музыкальным и плохо развитым речевым слухом.

Речевой слух – это способность отличать один звук от другого, понимать речь и смысл интонации, с какой произносятся слова.

При недостаточности речевого(фонематического) слуха дети не различают схожие созвучия, поэтому обращённая к ним речь воспринимается с искажением. Это относится в основном к определённым звукам: с-з, с-ц, с-ш, ш-ж, ч-щ, з-ж, ц-ч, с-щ, л-р.

Дефекты речевого слуха самым прямым образом сказываются на способности ребёнка научиться читать и писать. Ведь ребёнок должен правильно уловить определённый звук и представить его в виде знака (буквы) в быстром потоке воспринимаемой им речи. Как он может читать, если нечётко слышит обращённую к нему речь?! У него обязательно будут проблемы с письмом, так как он не знает, какой звук обозначает та или иная буква. А искажение одного или двух знаков уже полностью меняет смысл слова: «дом – том, кочка – точка, чашка – шашка». Обучение грамоте детей с дефектами речевого слуха – всегда представляет собой большую проблему. Но ведь ребёнка всё равно надо учить.

Игровые упражнения для развития слухового восприятия и внимания

1. Предложите ребёнку закрыть глаза и внимательно прислушаться к звукам, которые доносятся с улицы, из соседней комнаты, кухни, ванной (С улицы слышны гудки автомобилей, голоса людей, чириканье воробьёв... Из комнаты – тиканье часов, музыка… На кухне кипит чайник, журчит вода из крана…).

2. Что так звучит?

Наглядный материал: барабан, дудочка, колокольчик, ширма.

Покажите ребёнку игрушечный барабан, дудочку, колокольчик, предложите послушать, как они звучат. Потом установите ширму и за ней воспроизведите звучание указанных предметов. «Что звучит?». Ребёнок отвечает. Снова звоните колокольчиком, бейте в барабан и т. д.

3. Какой звук есть во всех словах?

Произнести три слова, чётко выделяя интонацией отрабатываемый звук:

жук, жаба, жила – ж;

сад, сок, сало - с;

шаг, шапка, шов – ш;

замок, зал, зуб – з.

4. Кто как говорит?

Наглядный материал: мешочек, мелкие игрушки, изображающие детенышей животных (утёнок, тигрёнок, поросёнок, щенок …).

Предложить ребёнку достать игрушку попросите назвать её. Спросите как они разговаривают (утёнок: кря – кря - кря, котёнок: мяу –мяу – мяу, поросёнок: хрю - хрю). Можно произнести звукоподражание громко, тихо, шёпотом.

5. Найди песенку.

(медведь поёт : э- э- э, волк : у-у- у, заяц : о-о-о, лиса: и-и-и)

Взрослый проговаривает гласные: а, о, у, и, э, е. Ребёнок слушает и узнав загаданную песенку (одну на выбор) хлопает в ладоши. Поочерёдно загадываем остальные песенки.

Приложение 4

Консультация для родителей «Развитие внимания у дошкольников»

Большинство родителей, в семье которых есть дошкольники, слышали фразу: «Для того, чтобы ребёнок успешно учился в школе, он должен быть хорошо подготовлен». Но далеко не все задумываются о том, что значит "готов к школе", и очень многие, заблуждаясь, начинают "готовить" своего ребёнка, заставляя его учиться читать, считать и писать.

Всем известно: для того, чтобы построить дом, нужно заложить надёжный фундамент, и уже на нём возводить само здание. Тоже самое и в обучении - если есть, т. е. хорошо развиты память, внимание, умение мыслить и рассуждать, сформирована учебная мотивация, то можно с уверенностью сказать о его успешном обучении в школе.

Одним из показателей готовности ребёнка к школе является устойчивое, произвольное внимание.

Произвольное внимание малыша двух - двух с половиной лет составляет не более трёх минут. Это то время, на которое ребёнок может сосредоточиться в этом возрасте. К дошкольному возрасту объём произвольного внимания возрастает, в среднем, до двадцати минут.

В норме, в 6 - 7 лет ребёнок уже вполне может спокойно сидеть, слушать взрослого, выполнять различные задания по инструкции и самостоятельно.

Но как добиться, чтобы ваш ребёнок умел сосредоточиться, слушать, наблюдать, был терпелив и внимателен?

«Какая ты невнимательная!», «Ты все время витаешь в облаках», «О чём ты думаешь?!» - как часто мы говорим подобное своим детям. Нам кажется, что дети не умеют концентрировать внимание, считаем их рассеянными. Но давайте подумаем и ещё раз проговорим свои упреки, но уже мысленно. Ну как? Ответ очевиден? Конечно! Получается, что ребёнок сосредоточен, только его внимание направлено на более значимые для него, а не для нас вещи.

Внимание - это процесс, при котором происходит отбор нужной информации и неприятие лишней.

У детей дошкольного возраста внимание направлено на их внутренний мир. Когда ваш ребенок вдруг останавливается и смотрит в одну точку, знайте, в этот момент его внутреннее внимание достигает наивысшей точки. Этот момент мы и принимаем за рассеянность.

Так же выделяют три основных вида внимания: непроизвольное, произвольное, после произвольное.

Непроизвольное внимание возникает само собой, без усилий ребенка на его возникновение и сохранение. Яркое, шумное вызывает интерес, но он кратковременный и как только объект перестает быть интересным, данный вид внимания прекращается.

Произвольное внимание необходимо для того, чтобы ребенок делал не то, что ему хочется, а то, что нужно, возможно, жертвуя другим более интересным для него занятием. Психологи считают, чем лучше развита речь у ребенка дошкольного возраста, тем раньше формируется произвольное внимание. Его развитию способствуют различные занятия с ребенком, игры по правилам, в которых взрослый принимает непосредственное участие, показывая необходимость такого внимания.

Если ребенок увлекается игрой или выполнением задания, ему уже не требуется прилагать усилия для концентрации внимания, и произвольное внимание переходит в после произвольное. Здесь сочетаются признаки непроизвольного и произвольного видов внимания.

Есть дети - те, которым тяжело сосредоточиться, усидеть на месте, дослушать до конца. Что же делать, если у вашего ребёнка внимание кратковременное, ему трудно сконцентрироваться? Не спешите отчаиваться. Существует много игр, упражнений, которые помогут развить внимание. Попробуйте, начните, и результат не заставит себя ждать!

“Что изменилось?”

Цель: развитие внимания и памяти.

Оборудование: могут быть использованы картинки, предметы, которые расставляются в ряд на столе.

Ребенок должен запомнить, как расставлены предметы, а затем отвернуться. Взрослый меняет местами некоторые предметы и предлагает ребенку узнать, что изменилось.

“Чего не стало?”

Цель та же:

Оборудование: могут быть использованы картинки, предметы, которые расставляются в ряд на столе.

Проводиться аналогично предыдущей, но предметы убираются из поля зрения ребенка.

«Работа с корректурными пробами»

Корректурная проба – лист бумаги, на котором рядами изображены различные геометрические фигуры. Ребенку предлагают зачеркнуть какую-либо фигурку, затем одну зачеркнуть, а другую обвести в кружок. В дальнейшем можно давать задания на четыре и более фигур.

“Таинственные шумы”

Цель: развитие слухового внимания.

Оборудование: различные шумящие предметы (пластмассовая коробочка с горошинами, два камешка, молоточек и т.д.)

Ребенок должен рассмотреть эти предметы. Поиграть с ними, послушать звуки. Затем взрослый за спиной ребенка издает 2 различных шума, а ребенок должен узнать, чем шумели. Со временем предметов может стать больше.

“Найди дорожку”

Цель: развитие произвольной регуляции и устойчивости внимания.

Оборудование: палочка, бланк с изображением простого лабиринта.

Инструкция: «Посмотри на рисунок, на нем изображен лабиринт, вход и выход показаны стрелками. Тебе надо помочь Зайке пройти по этому лабиринту и добраться к морковке (к елочке). Проходить лабиринт необходимо, не выходя за контуры линии, не касаясь палочкой стенок лабиринта, не пропуская петель, стараться не возвращаться назад».

“Фортепиано”

Цель: развитие внимания, мелкой моторики.

Отстукивание ритмических рисунков по подражанию подушечками пальцев обеих рук. Взрослый показывает одной рукой, сначала действуют только указательный и средний палец, затем к ним присоединяется безымянный и лишь потом большой и мизинчик.

“Хлоп-топ”

Цель: развитие внимания и фонематического слуха.

Когда слышишь звук А – хлопни в ладоши, звук О – топни ногой, звук У – стукни кулаком об кулак и т.д. задания можно придумывать самостоятельно. После усвоения игры можно поменять задание : взрослый показывает движение, а ребенок называет звук.

“Построй дорожку”

Цель: развитие устойчивости внимания.

Оборудование: таблица с различным расположением геометрических фигур по строчкам, фишки.

Описание: Ребенку предлагают помочь герою сказки добраться до определенного места путем построения дорожки. Чтобы построить дорожку, необходимо закрывать фишками названные взрослым определенные геометрические фигуры.

Инструкция: «Посмотри внимательно на эту таблицу. Помоги герою сказки добраться по дорожке к нужному ему месту. А для этого закрой фишками слева направо:

а) все треугольники (круги, квадраты);

б) только заштрихованные треугольники (круги, квадраты).

Примечание. Если ребенок самостоятельно не справляется с заданием, то рассмотрите с ним таблицу. Особо выделите те признаки геометрических фигур, на которые он должен ориентироваться при выполнении задания. Проанализируйте ошибки вместе с ребенком. Устройте игру в виде соревнования.

“Найди тень”

Цель: развитие концентрации внимания.

Оборудование: рисунок с изображением фигурки и отбрасываемой ею тени.

Описание: Ребенку предлагают рисунок с изображением снеговика и четырех его теней; рыцаря и трех его теней

Инструкция: «Посмотри на этот рисунок внимательно. На нем изображен рыцарь и его тени. Необходимо отыскать среди этих теней его настоящую».

“Строители”

Цель: развитие концентрации и распределения внимания.

Оборудование: бланк с четырьмя рисунками, один из которых – образец, а три остальные отличаются от образца не достающими деталями; простой карандаш.

Описание: Ребенку предлагают лист с четырьмя рисунка ми, содержащими элементы башни. Первый рисунок – образец, остальные три отличны между собой и образцом. Надо дорисовать недостающие элементы, чтобы все три рисунка соответствовали образцу.

Инструкция: «Посмотри внимательно на эти четыре рисунка. На первом из них изображена готовая башня, а на трех остальных детали башни не дорисовали. Тебе необходимо дорисовать недостающие детали к каждой башне так, чтобы все четыре башни стали одинаковыми. Приступай к работе».

“Быстрее нарисуй”

Цель: развитие умения переключать внимание.

Оборудование: простой хорошо отточенный карандаш, таблица с изображением по строчкам знакомых детям предметов.

Описание: Ребенку предлагают таблицу с изображением по строчкам знакомых предметов и дают задание дорисовать определенные недостающие детали к каждому из изображенных предметов.

Инструкция: «Посмотри внимательно на эту картинку. Дорисуй у каждого яблока листик, а на каждом домике окошко. Приступай к выполнению задания».

Примечание: Необходимо проанализировать допущенные ошибки вместе с ребенком во избежание повторения этих же ошибок в дальнейшем.

“Найди отличия”

Цель: развитие произвольного внимания, переключение и распределение внимания.

Оборудование: карточка с изображением двух картинок, имеющих различия.

Описание: Ребенку предлагаются:

а) серия картинок в каждой картинке надо найти пять отличий;

б) карточка с изображением двух картинок, отличающихся друг от друга деталями. Необходимо найти все имеющиеся отличия.

Инструкция: «Посмотри внимательно на эту карточку. На ней изображены две картинки, которые отличаются друг от друга различными деталями. Необходимо быстро найти все имеющиеся отличия. Начинай искать».

"Что изменилось"

Переставьте в комнате какие-нибудь предметы (вазочку, стул, статуэтку) Спросите ребёнка: "Что сегодня изменилось? "Если ребёнок сразу не может ответить, задайте ему вопросы - подсказки: "Какой предмет стоит не на своём месте? ", "Где вазочка? "

"Найди отличия"

Для этой игры нужны парные картинки, в которых не совпадают какие - то детали. Подобные задания часто печатают в различных газетах и журналах.

Предложите ребёнку найти отличия (обычно от 5 до 10, обозначьте их (например точкой, попросите ребёнка проговорить каждое отличие.

"Лабиринты"

Лабиринты тоже часто встречаются в журналах.

Предложите ребёнку взять карандаш и пройти весь лабиринт.

"Графические диктанты"

Возьмите тетрадь в крупную клетку. Предложите ребёнку нарисовать "заборчик" под диктовку: 1 клетка вверх, 1 клетка вправо, 1 клетка вниз, 1 клетка вправо и т. д. После двух повторов ребёнок может продолжать узор самостоятельно. Под диктовку можно рисовать не только узоры, но и различные предметы.

Это упражнение также поможет развить графические навыки и пространственные представления.

Нарисуйте на листа формата А4 геометрические фигуры: треугольники, квадраты, круги (фигуры должны быть небольшого размера, и их должно быть много, можно рисовать цифры. Рисовать нужно в произвольном порядке - вперемешку.

предложите ребёнку найти и зачеркнуть, например, только круги. Это задание нужно выполнять за какой - то небольшой промежуток времени, например 1 минуту.

Начните уже сегодня выполнять эти упражнения, и вы увидите, как эти несложные игры помогут вашему ребёнку быть более внимательным и усидчивым. Желаю удачи!

Приложение 5

Консультация для родителей

«Мышление дошкольников: этапы и особенности»

Наглядно-действенное мышление

В самом раннем периоде свой жизни, в возрасте полутора — двух лет, малыш «размышляет» руками – разбирает, исследует, иногда ломает, таким образом, пытаясь в доступной форме исследовать и сформировать своё представление о том, что его окружает.

Поэтому можно говорить о наглядно-действенном образе мышления.  То есть, мышление ребёнка полностью обусловлено его активными действиями, направленными на исследования и изменения окружающих его предметов.

Способы развития наглядно — действенного мышления

На этом этапе основная задача родителей — не мешать стремлению маленького исследователя  опробовать все своими руками. Несмотря на то что, несомненно, в процессе своих действий малыш может что-то сломать, разбить, повредить, и даже пораниться сам. Поэтому важно поощрять его желание познавать, при этом, не забывая о мерах безопасности.

Хорошо тренируют такой тип мышления игрушки, элементы которых, каким-то образом отражают результат действий ребёнка  —  сортеры, наборы для прикладной деятельности, занятия с разными материалами — сыпучим песком, крупами, водой, снегом.

Старайтесь, чтобы  малыша во время игры формировалась четкая связь – «действие-результат действия», это будет полезно для будущих занятий логикой и математикой.

Наглядно-образный тип мышления

На следующем этапе, с  трёх-четырёх лет и до первого класса, у ребёнка активно формируется наглядно-образный тип мышления. Это не означает что, предыдущий, наглядно-действенный, вытесняется, нет.  Просто помимо уже имеющихся навыков освоения окружающих предметов путём активного восприятия их «руками», кроха начинает мыслить, оперируя системой образов. Особенно ярко этот тип мышления отражается в проявляющейся способности ребёнка к рисованию.

Рисуя любой предмет, например, домик, дети опираются на своё представление о нём, на те его характерные черты  (крыша, стены, окошко), которые запечатлелись в их памяти. При этом полученное изображение не индивидуализируется – это лишь образ, сложившийся в представлении малыша на данный момент времени.

Очень важно, чтобы ребёнку нравилось визуализировать, воплощать в действительность, возникающие в его сознании образы.

Этому хорошо способствуют занятия рисованием лепкой, конструированием, аппликацией.

Словесное – логическое мышление

В возрасте 5-7 лет у дошкольников начинает активно развиваться следующий тип мышления  —  словесно-логический. Умение не просто сообщать факты, но и подвергать их развёрнутому анализу в словесной форме говорит о хорошо развитом словесно-логическом мышлении.

Например, если малыша трёх-четырёх лет спросить, «Что такое кот?», то он скажет:  «Котик – это Пушок, и он живёт у бабушки во дворе». Ребёнок пяти-шести лет на этот вопрос, скорее всего, ответит, так: «Кот —  это животное, которое ловит мышей и любит молоко». Такой ответ демонстрирует наглядную способность ребёнка к анализу – одной из важнейших мыслительных операций, которая является своего рода «двигателем» развития мышления  у детей дошкольного возраста.

Творческое мышление

Этот тип мышления характеризует способность к творчеству – то есть созданию новых, нестандартных решений. Успешное развитие творческих способностей ребёнка во многом будет зависеть от желания родителей развить в нём творческое начало.

В отличие от предыдущих типов мышления, творческий тип  не обусловлен факторами  роста и формирования интеллектуальных способностей ребёнка.

Такие формы психической деятельности, как фантазии и воображение свойственны любому малышу и являются неотъемлемым условием для возникновения творческого процесса. Важно лишь создать обстановку, в которой маленький человек сможет развить свои творческие порывы. В этом помогут абсолютно все виды творчества: литературное, изобразительное, хореографическое, музыкальное.

Неспособных к творчеству детей – нет, об этом должны помнить родители дошкольника.  Даже отстающие в развитии дети, способны находить оригинальные творческие решения предложенных задач, если занятия с родителями и педагогами способствуют этому.

Мыслительные операции  и их роль в развитии мышления у дошкольников

Универсальными мыслительными операциями, присущими мышлению человека, являются анализ, синтез, сравнение, обобщение и классификация. Именно способностью пользоваться этими операциями и определяется  развитие мышления у детей дошкольного возраста.

Сравнение

Для того чтобы ребёнок полноценно умел пользоваться этой категорией, необходимо обучить его навыку видеть одинаковое в различном, и различное в одинаковом. Начиная с двухлетнего возраста, учите малыша сравнивать и анализировать предметы путём сопоставления однородных признаков, например: формы, цвета, вкуса, консистенции, набора функций и т.д.

Необходимо, чтобы ребёнок понимал важность анализа на основе однородных признаков, умел их выделять и называть. Расширяйте горизонты сравниваемых понятий – пусть это будут не только предметы, но и природные явления, времена года, звуки, свойства материалов.

Обобщение

Эта мыслительная операция становится доступна дошкольнику в возрасте 6-7 лет. Ребёнок в возрасте трёх-четырёх лет прекрасно оперирует словами «чашка», «ложка», «тарелка», «стакан», но если вы попросите его назвать всю эту группу предметов одним словом, то он не сможет это сделать.

Однако по мере наполнения словарного запаса и связной речи использование обобщающих понятий станет доступным для дошкольников, и они смогут оперировать ими, расширяя свои мыслительные способности.

Анализ

Этот способ мышления позволяет «расчленить» анализируемый предмет, явление на его составляющие его компоненты либо выявить ряд отдельных, свойственных ему признаков и черт.

Попросите ребёнка описать растение. В возрасте 3-4-х лет, он, скорее всего уже без затруднений укажет и назовёт его части: стебель, листья, цветок, таким образом, демонстрируя свою способность к анализу. Анализ может быть направлен не только на «расчленение» понятия, но и на выделение свойственных только ему исключительных признаков.

Синтез

Мыслительная операция, обратная анализу. Если анализируя, ребёнок «расчленяет» предмет, понятие явление, то синтез, как результат анализа, позволит ему объединить полученные по отдельности признаки. Очень хорошо эту операцию иллюстрирует освоение дошкольником навыков связного чтения. Из отдельных элементов (букв и звуков) он учится складывать слоги, из слогов – слова, слова формируют предложения и  текст.

Классификация

Овладение этим способом мыслительного действия, позволит ребенку выявить сходства или различие тех или иных предметов, понятий и явлений. Выделяя один, но, как правило, существенный признак малыш может классифицировать группу рассматриваемых предметов.

Например, игрушки можно классифицировать по материалу, из которого они изготовлены — это игрушки, сделанные из дерева, пластика, мягкие игрушки, из природных материалов и т.д.

Упражнения, позволяющие развивать навыки анализа, синтеза и классификации

«Что лишнее?»

Положите перед ребёнком несколько картинок, изображающие понятные ему предметы. Можно использовать карточки детского лото, можно сделать картинки самостоятельно.

Например, на картинках изображены следующие предметы: яблоко, конфета и книга. Ребёнок должен проанализировать и правильно классифицировать данные предметы. Яблоко и конфету можно съесть, а книгу – нет. Значит, картинка с книгой в этом ряду будет лишней.

«Кот в мешке» (тренируем навыки анализа и синтеза)

Один из игроков (в случае если ребёнок еще мал и не очень хорошо разговаривает, пусть это будет взрослый) берёт картинку из детского лото, и, описывает то, что на ней изображено, не показывая её другому игроку. При этом сам предмет называть нельзя! Другой игрок должен угадать, исходя из описания, что изображено на картинке. Со временем, когда ребёнок подрастет (начиная с  4-5 лет), можно меняться ролями – пусть ребёнок описывает то, что изображено на картинке, а взрослый игрок отгадывает. В этом случае тренируются не только мыслительные способности, но и навыки связной речи.

«Подбери пару»  (тренируем анализ, сравнение)

Необходимы два набора детского лото с одинаковыми карточками. Один ребёнок (игрок) берёт карту и, не показывая её, объясняет другим игрокам, что на ней нарисовано. Другие игроки анализируя, предлагают свой вариант карточки, на котором, по их мнению, изображено то, что описывал первый ребёнок. Если описание и отгадка совпали, две одинаковые карты выводят из игры, а игра продолжается дальше, с оставшимися карточками.

«Что это?» (анализ, сравнение, обобщение)

Предложите ребёнку охарактеризовать следующие словарные ряды, использовав обобщающее слово.

Придумывайте словарные ряды самостоятельно, со временем усложняйте задания, переходите от простых  предметов к понятиям и явлениям (времена года, чувства человека, природные явления и т.д.).

Развитие мышления у детей дошкольного возраста – задача, решение которой напрямую зависит от того, насколько успешно ребёнок освоил и может пользоваться вышеперечисленными мыслительными операциями.

Занятия и игры направленные на их тренировку, обеспечат не только интеллектуальное развитие  дошкольника, но гармоничное формирование личности подрастающего ребёнка в целом, ведь именно развитое мышление отличает человека в ряду других живых существ.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 18.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области