Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


"Буквы и – ы после ц" 5 класс

1.формирование умения обосновывать выбор гласных Ы-И после Ц 2.работа над развитием орфографической зоркости, монологической речи учащихся 3.воспитание уважительного отношения к русскому языку, умения оценивать свою деятельность.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Конспект

урока русского языка

в 5 классе

"Буквы и – ы после ц"

Никитина Наталья Александровна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа 64»

Московского района г.Казани.

Тема урока: Буквы И-Ы после Ц

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Цели урока:

1.формирование умения обосновывать выбор гласных Ы-И после Ц;

2.работа над развитием орфографической зоркости, монологической речи учащихся;

3.воспитание уважительного отношения к русскому языку, умения оценивать свою деятельность.

Планируемые результаты:

формирование УУД:

-познавательные: понимание и интегрирование информации в имеющийся запас знаний, преобразование, структурирование и применение;

-регулятивные : целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;

-личностные : самоопределение, нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков;

-коммуникативные : планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Ход урока

I. Организационный момент.

Психологический настрой учащихся на работу.

-Добрый день! Улыбнитесь друг другу! У вас хорошее настроение? Посмотрите за окно. Солнце, снег, лёгкий морозец. Это могло бы быть иллюстрацией к нашему настроению. Я надеюсь, оно останется с вами до конца урока. Садитесь за парты, настраивайтесь на работу.

II. Актуализация знаний. Правописание приставок на З, С

1.Беседа по вопросам:

- При выполнении домашнего задания возникали проблемы на правописание вчерашней орфограммы?

- Отличается ли написание З-С в приставках от произношения?

- Перед какими буквами в приставках пишется С ? Приведите примеры.

- Перед какими буквами в приставках пишется З ? Приведите примеры.

2. Словарный диктант на закрепление изученной орфорграммы.

Бесчувственный, бесшумный, бездумный, безжизненный, сжигать, восстановление, сделать, разделить, распределить.

- Что интересного вы заметили? Обоснуйте свой ответ.

III. Подготовка к изучению новой темы.

Стихотворение

(слайд)

Цыпленок в цирке выступал,
Играл он на цимбалах, 
На мотоцикле разъезжал,
И цифр он знал немало.
Он из цилиндра доставал 
Морковь и огурцы
И только одного не знал
Где пишут ЦИ, где ЦЫ?

Проблемная ситуация.

IV. Знакомство с правилом правописания Ы-И после Ц в учебнике (с.116). Работа с алгоритмом рассуждения. (слайд)

V. Тренировочные упражнения.

1. Распределительный диктант (распределить слова по двум столбикам цы и ци).

Цинк, цитата, курицын, цыпленок, акация, белолицый, щипцы, Куницын, циркуль, овцы, цыган, информация, цифра, сестрицын, милиция.

2. Обозначение орфограммы и условия выбора правильного написания.

Комментированное письмо

Ц_трусовый, ц_ганка, ц_ферблат, с улиц_, сестриц_н, для куниц_, ножниц…, ц…гейка, акац_я, ц_корий,  из-за дверц_.

Физминутка

3. Подберите синоним к прочитанным мною словосочетаниям:

Защитный покров черепахи; коврик из соломы; общее название лимонов, апельсинов, мандаринов; чертёжный инструмент для проведения окружностей; значок, обозначающий число; наука о лечении; основной закон государства; точная выдержка из какого –либо текста; прикрикнуть на кого-нибудь с угрозой;

4. Подумайте: слова ц…лина, ц…на на правило «Буквы И-Ы после Ц» или на другое правило? Докажите. (слайд)

5.Игра "Передай мелок другу"

Спишите, вставляя пропущенные буквы. Графически покажите, в какой части слова пропущена буква. Затем передайте мел и вызовите к доске своего друга.

(слайд)

Ц…рк, медиц…на, порц…я, ц…ган, молодц.., рукавиц…, ц…фра, модниц…, ц…почки, красавиц…, огурц…, ц…нга, девиц…, операц…я, акац…я, нац…я, купц…, лисиц…н, хвост, делегац…я, жильц…, плантац…я, принц…, голубц…, пальц…, ц…клон, ц...рюльник, скитальц…,певц…, ц…пленок, панц…рь.

VI. Итог урока.

- С каким орфографическим правилом познакомились?

Тест первичного контроля

-Выберите правильный вариант ответа:

1. Буква И после Ц пишется

А) в корне, окончании;

Б) в корне, окончании, в словах на –ция

В) в корне, в словах на –ция.

2.Проверочный тест (готовая индивидуальная распечатка)

Приложение.

(Учитель проверяет работы, учащиеся работают с заданием ) (слайд)

3.Спишите стихотворение Л. Дьяконова, вставьте пропущенные буквы. Подчеркните слова с орфограммой « Буквы И-Ы после Ц».

Буква Ц

Есть слово, где Ц в начале,

Где – в середине, где – в конце.

Цапля ходит по б…лоту,

Ждут птенц… её в гнезде.

Ц…рк откро…тся в субботу,

Вот приехали борц…

В цех явились на работу

М…лодые кузнец…

В каждой строчке буква Ц ,

Словно камушек в кольце.

И в ц…плятах, на крыльце

Тоже есть две буквы Ц.

VII. Задание на дом.

Упражнение 355, параграф 45;

Составьте словарный диктант на правописание Ы-И после Ц:

1 в-т: в корне, 2в-т: в суффиксе, 3в-т: в словах на –ция (для желающих)

Приложение

Буквы и-ы после ц

Начало формы

Вопрос № 1 
Буква и после ц пишется:

 в окончаниях
 в суффиксах
 в корнях слов-исключений
 в корнях слов и словах на ция

Вопрос № 2 
Буква ы после ц пишется:

 в корнях слов
 в окончаниях и суффиксах, в корнях слов-исключений

Вопрос № 3 
Укажите лишнее слово:

 ц...плёнок
 на ц...почках
 ц...кнуть
 ц...ркуль

Вопрос № 4 
В слове ц...нга на месте пропуска пишется буква

 и
 ы

Вопрос № 5 
Укажите группу слов-исключений

 панц...рь, ц...гейка, ц...нк
 ц...кнуть, ц...ркач, ц...плёнок
 ц...ган, на ц...почках, ц...кнуть
 ц...плёнок, ц...ркуляр, операц...я

Вопрос № 6 
Укажите группу слов, в которых на месте пропуска пишется буква и:

 лисиц...н, ц...ферблат
 экспедиц...я, ц...трусовый
 сестриц...н, иллюстрац...я
 рукавиц...ы, ц...гейка

Вопрос № 7 
В слове продукц...я на месте пропуска пишется буква

 ы
 и

Вопрос № 8 
В слове удальц... на месте пропуска пишется буква

 и
 ы

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 18.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области