Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Методы регуляции предстартовых состояний у спортсменов

1.Рассмотреть особенности предстартовых состояний у спортсменов. 2.Определить личностные особенности спортсменов. 3.Выявить, какие методы наиболее эффективно регулируют предстартовые состояния спортсменов с определенными личностными свойствами. 4.Описать результаты исследования и сделать выводы.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Методы регуляции предстартовых

состояний у спортсменов

Гарифуллина Рената Радиковна

САМАРА

2021

Актуальность: Спортивная деятельность, особенно соревновательная, значительно отличается от обыденной деятельности человека. Она характеризуется выраженной эмоциональностью и изменением психологического состояния спортсмена. Изучение степени психологической подготовленности спортсмена к соревновательной деятельности, факторов, влияющих на регуляцию предстартовых состояний является важной задачей спортивного психолога.

Цель работы: подбор методов регуляции предстартовых психологических состояний в зависимости от личностных свойств спортсмена.

Объект исследования: особенности предстартовых состояний спортсмена.

Предмет исследования: методы регуляции предстартовых состояний спортсменов с различными личностными свойствами.

Гипотеза исследования: наиболее эффективными методами регуляции предстартовых состояний у спортсменов-экстравертов являются невербальные методы.

Методики исследования:

1. опросник Г.Айзенка (подростковый вариант с 12 до 18 лет);

2. тест Люшера (методика цветовых выборов),

3. тест тревожности Спилбергера-Ханина.

Выборка: в исследовании участвовало 20 человек-спортсменов (15-17 лет), которые занимаются борьбой «Дзюдо» более 5-6 лет.

Выводы:

Гипотеза подтвердилась: для спортсменов экстравертов самым оптимальным методом регуляции психического состояния являются невербальные методы.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………...

РАЗДЕЛ 1. Изучение предстартовых состояний спортсмена в психологии

1.1. Изучение психологических состояний в психологии….…

1.2. Особенности предстартовых состояний спортсменов…….…..…

1.3. Классификация неблагоприятных психических состояний спортсменов…………………………

1.4. Методы, регулирующие предстартовые состояния спортсменов………………………..

1.5. Выводы по первому разделу……………...………………………...

РАЗДЕЛ 2. Эмпирическое изучение влияния вербальных и невербальных методов на предстартовые состояния спортсменов

2.1. Обоснование гипотезы…..……………………………………..……

2.2. Этапы и ход исследования ……………………......

2.3. Анализ результатов и выводы ………………………………….…..

2.4.Выводы по второму разделу………………………………………

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….……….

Список использованной литературы…………………………….…....

ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………


ВВЕДЕНИЕ

Многие тренеры, физиологи и психологи спорта, достаточно давно интересуются вопросом регулирования предстартового состояния у спортсменов.

Психические переживания спортсменов всегда были очень сложны и разнообразны, так как соревнования требуют от них максимального напряжения и сосредоточенности, поскольку они находятся в напряженных ситуациях и в самых неблагоприятных для них условиях.

В нынешних условиях жизни спортсмена достижение им успехов в значительной мере зависит от умения регулировать и контролировать настроение, свое поведение, сдерживать свои чувства, считаться с требованиями окружающих и ситуации. Бесспорно, успех или поражение на соревнованиях определяется тем, каково психическое состояние спортсмена и насколько хорошо он может его регулировать.

Наша собственная многолетняя практика тренировки спортсменов-дзюдоистов подтверждает тот факт, что во многом результат спортсмена зависит от его психического состояния. Нас заинтересовало, какие методы регуляции более эффективны для каждого конкретного спортсмена, и как они влияют на их результат выступления на соревнованиях. Ведь успешное выступление на соревнованиях складывается из многочисленных нюансов, один из которых – это правильный подбор регуляции психического состояния.

Актуальность работы: спортивная деятельность, особенно соревновательная, значительно отличается от обыденной деятельности человека. Она характеризуется выраженной эмоциональностью и изменением психологического состояния спортсмена. Изучение степени психологической подготовленности спортсмена к соревновательной деятельности, факторов, влияющих на регуляцию предстартовых состояний является важной задачей спортивного психолога.

Цель работы: подобрать методы регуляции предстартовых психологических состояний в зависимости от личностных свойств спортсмена.

Задачи исследования:

1.Рассмотреть особенности предстартовых состояний у спортсменов.

2.Определить личностные особенности спортсменов.

3.Выявить, какие методы наиболее эффективно регулируют предстартовые состояния спортсменов с определенными личностными свойствами.

4.Описать результаты исследования и сделать выводы.

Объект исследования: особенности предстартовых состояний спортсмена.

Предмет исследования: методы регуляции предстартовых состояний спортсменов с различными личностными свойствами.

Гипотеза исследования: наиболее эффективными методами регуляции предстартовых состояний у спортсменов-экстравертов являются невербальные методы.

Выборка: в исследовании участвовало 20 спортсменов (15-17 лет), которые занимаются борьбой «Дзюдо» более 6 лет.

База исследования: на территории ГБОУ ОСШИ г. Новокуйбышевска проводились внутриклубные соревнования, которые позволили нам провести все запланированные исследования.

Практическая значимость работы определяется возможностью использования полученных в исследовании результатов в практической деятельности спортивного психолога.

Наша работа состоит из 51 страниц и содержит введение, два раздела, заключение, 50 литературных источников, 3 приложения.


РАЗДЕЛ 1. Изучение предстартовых состояний спортсмена в психологии

Для изучения психических состояний спортсмена необходимо понять, что такое психическое состояние, что о нем уже известно в психологической литературе. Психическое состояние – это психическая деятельность в определенном промежутке времени, показывающая особенности протекания психических процессов, определяемых условиями внешней среды и особенностями личности.

Проблему психических состояний авторы чаще всего сводят к одному из трех направлений.

Первое направление изучения психических состояний. Например, Н.Д. Левитов определяет психическое состояние следующим образом: «Это целостная характеристика психической деятельности за определенный период времени, показывающая своеобразие протекания психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений деятельности, предшествующего состояния и психических свойств личности». [Левитов, 2010, с.135]

Занимаясь этим вопросом, он выделил четыре значения термина «состояние»:

1) временное положение, в котором кто-нибудь, что-нибудь находится;

2) звание;

3) наличие чего-либо (например, имущественный ценз);

4) готовность к действию.

И как отмечает автор: «Несомненно, только первое значение адекватно психическому состоянию». [Левитов, 2010, с.140]

Из этого можно сделать вывод, что психическое состояние это временная характеристика психической деятельности.

Все определения психического состояния связывает одно и то же, это то, что состояние раскрывается как некоторая интегральная характеристика психики в определенный момент времени. Такое определение психического состояния является самым распространенным в психологической литературе.

Вторым направлением психическое состояние рассматривается как фон, на котором разворачивается психическая деятельность, направленность и уровень психической активности личности. Явление психического состояния исходит из уровня активности-пассивности нервно-психической деятельности. Психическим эквивалентом в данном случае рассматривается психическое состояние как общий фон всей психической деятельности. Это связано с представлениями о функционировании мозга, единым проявлением которого считается уровень активации центральной нервной системы. Второй составляющей выделяют отношение субъекта, которое выражается в переживаниях человека, который связан с предметами или особенностями какой-либо деятельности. Во многих исследованиях показана тесная функциональная связь между субъективной значимостью ситуации, стабильностью протекания психических процессов и выраженностью проявления психических свойств. [Белоус,2009]

Было установлено, что одна из важных ситуаций выборочно влияет и на психические процессы и на психические свойства. В данном подходе психическое состояние обеспечивает структурную и функциональную организацию определенных компонентов психики, которые в данный момент развития ситуации выполняют функцию активного взаимодействия человека с внешней средой. [Зотова, 2010]

Рассмотрим третье направление изучение психического состояния, и мы видим его как системную реакцию психики человека на изменения условий. В жизнедеятельности любого живого организма лежат механизмы приспособления, целенаправленности и самосохранения. Под состоянием человека понимается «реакция функциональных систем на внешние и внутренние воздействия, направленная на получение полезного результата». Если рассматривать реакцию в данном контексте, то она трактуется как любой ответ возбудимых систем на внешние и внутренние стимулы. Любой результат, обычно выражается в двух целях:

1) биологической – это сохранение целостности организма и обеспечение жизнедеятельности в данных условиях.

2) социальной – это достижение цели деятельности.

Здесь речь идет о биологической целесообразности возникновения этого состояния, но в определенных случаях человек может направить реакцию функциональной системы в нужном направлении, для достижения результата деятельности, возможно даже в ущерб здоровью. Само определение состояния рассматривается как реакция или как причинно обусловленное явление, то есть реакция не отдельных систем или органа, а личности в целом, с включением в реагирование как физиологических, так и психических уровней управления и регулирования. [Белоус,2009]

Е.П. Ильиным дается следующее определение психического состояния: «это целостная реакция личности на внешние и внутренние стимулы, направленная на достижение полезного результата». При этом выделяется психологическая сторона состояния – переживания и чувства, и физиологическая – изменение физиологических функций. Если изменить физиологические функции, то мы видим зависимость от уровня активации в данный момент. Отсюда мы можем сделать вывод, что если мы возьмем психическое состояние в виде результата целостной приспособительной реакции личности в ответ на изменения внешних и внутренних условий, направленной на достижение полезного результата, то оно проявится в переживаниях и степени мобилизации функциональных возможностей. [Ильин, 2005]

Постановка проблемы психических состояний в спортивной деятельности имеет большое практическое значение. Успех в поединке зависит и от внешних условий и от физиологического состояния, и, самое важное, от целостной реакции личности на эти внешние и внутренние стимулы, что формирует определенное психическое состояние спортсмена.

Уровень тренированности спортсмена очень сильно влияет на разные виды предстартовых состояний, их степень выраженности и протекающие при этом реакции.

Выделяют несколько факторов, влияющих на выраженность предстартового волнения у спортсменов:

1) Значимость соревнований. (Эта значимость всегда индивидуальна и не всегда совпадает с уровнем соревнования, например, первенство области, может быть для спортсмена более значимо, чем участие в соревнованиях регионального или всероссийского масштаба, в которых у спортсмена нет никаких шансов на победу).

2) Сильные конкуренты.

3) Соревновательный процесс (торжественность открытия, затяжка старта из-за различных условий, погодные условия).

4) Воздействие окружающих людей на спортсмена.

5) Индивидуальные психологические особенности спортсмена (свойства нервной системы и темперамента, эмоциональное напряжение)

6) Сплоченность команды и отношения в ней, психологический климат.

7) Присутствие на соревновании значимых для спортсмена лиц (друзей, любимых, тренеров сборных команд)

8) Уровень умения применять способы регуляции.

С недавних пор психологи стали выделять две формы предстартовых состояний: «состояние самоуспокоенности» и «состояние спокойной уверенности». Если взять состояния самоуспокоенности, то мы можем увидеть явную недооценку предстоящих в соревнованиях трудностей и силы соперников, а так же переоценку собственных возможностей. Обычно спортсмен перед стартом в хорошем настроении, доволен собой, самоуверен и пассивен. Но при этом мы можем отметить снижение интенсивности внимания, ухудшение процессов восприятия и мышления. [Сосновикова , 1975]

При спокойной уверенности фиксируется активное деловое отношение спортсмена к соревнованию. Он взбудоражен, но при этом спокоен и уверен в своем успехе. Все психические процессы характеризуются оптимальными параметрами. Это состояние чаще всего наблюдается, когда предстоит состязание с соперником, который на уровень слабее и есть вероятность победы в поединке. [Ильин, 2005]

Поэтому мы можем сделать вывод, что предстартовое состояние боевой готовности и спокойной уверенности является признаком состояния психической готовности и наиболее благоприятны для достижения успеха в соревнованиях. Другие формы обычно неблагоприятно влияют на выступление спортсмена. В самом начале соревнований предстартовая лихорадка приводит к слишком быстрому темпу, потере плавности и ритмичности исполнения упражнений, это способствует быстрому упадку сил, отрицательно сказывается на координации и приводит к потере самоконтроля. При предстартовой апатии в действиях спортсменов наблюдаются аналогичные изменения, но с другим, отрицательным знаком (вялость, пассивность) – потеря темпа в сторону замедления, сбои в ритме, отсутствие четкости. В начале соревнований, при предстартовой апатии, спортсмен находится на сниженном уровне активности, он не может мобилизовать все свои резервы. [Бабушкина, Мельникова, 2000]

При тренировочном процессе спортсменов следует обучать управлению эмоциями, кроме того, необходима правильная организация отдыха в дни и часы, предшествующие спортивному соревнованию.

Если спортсмен долгое время находится в предстартовой обстановке (непосредственно в зале), то возникает большая вероятность отрицательного результата на соревнованиях. В этих случаях, чтобы уровень высокой работоспособности не упал, нужно периодически переключать внимание спортсмена на другую деятельность. [Ильин, 2005]

В этом случае может помочь разминка, которая регулирует предстартовые реакции. Чтобы правильно подобрать упражнения, выполняемые при разминке, необходимо учитывать особенности предстартовых реакций. Если в предстартовом состоянии преобладают тормозные процессы, то разминка может уменьшить, либо совсем снять это торможение. Если преобладают возбудительные процессы, то разминка усиливает возбуждение в двигательном анализаторе и способствует снижению его в других центрах, таким образом, благоприятное воздействие ее при всех формах предстартовых реакций связано с установлением оптимальных соотношений между возбудительными и тормозными процессами в ЦНС. [Белоус,2009]

Регуляция предстартовых реакций так же осуществляться путем словесных воздействий на вторую сигнальную спортсмена. Анализ предстоящей борьбы, оценка своих возможностей и сил соперников оптимизируют возбудительные процессы в предстартовом состоянии. Так же для регуляции предстартовых реакций можно использовать массаж, перед самым выходом на поединок. Усиливая поток афферентных импульсов от двигательного аппарата и кожи, он действует аналогично разминке. [Зотова, 2010]

Предстартовые состояния возникают у спортсменов в связи с предстоящими выступлениями на соревнованиях. Опыт прошлого выступления может как положительно, так и отрицательно сказаться в предстоящем старте. В одном случае спортсмен будет переживать за результат своего выступления, в другом же быть уверенным в своей победе. В том и другом случае это будет переживаться спортсменом по-разному. [Рудик, 2009]

Эмоциональное состояние перед стартом, как и всякое эмоциональное состояние, тесно связано не только онтогенетически, но и филогенетически с мышечной деятельностью, также связано с подкреплением функциональных изменений в организме, которые возникают при выполнении спортивных упражнений, то есть при мышечной работе. При этом данные изменения постоянно подкрепляются также сложной совокупностью сигналов из внешней, прежде всего общественной, среды – взаимодействием первых и вторых сигналов действительности. [Лехтман, 2010]

Изучение предстартовых состояний позволило установить, что они неоднородны. О.А. Черникова, например, выделила две разновидности.

Исследования автора и его сотрудников, проведены более чем на 400 спортсменах различной квалификации. Выделяют три основные формы, каждая из которых характеризуется определенными особенностями протекания корковых процессов, вегетативных функций и хорошо выраженными психологическими симптомами. [Черникова, 1980]

Первая форма характеризуется оптимальным уровнем всех физиологических процессов. Психологические ее симптомы: напряженное ожидание, возрастающее нетерпение («скорей бы бежать, плыть, начать бой»), легкое возбуждение; мысли о прохождении дистанции или предстоящем бое (темп, тактика), забота об экономии сил, о максимальной готовности к старту.

Вторую форму мы можем характеризовать широкой иррадиацией, и высокой степенью интенсивности процесса возбуждения в коре головного мозга. При которой происходит учащение пульса и дыхания, потливость, дрожание конечностей, иногда дрожь во всем теле, резкое усиление диуреза и др. В этом случае проявляются следующие психологические симптомы: волнение, достигающее степени подавляющего, нервозность, неустойчивое настроение (от бурного веселья до слез), забывчивость, рассеянность, беспричинная суетливость и т.д. [Черникова, 1980]

Третья форма характеризуется преобладанием в коре запредельного охранительного торможения. Типичными внешними реакциями являются малая подвижность, зевота. Психологические симптомы: вялость, инертность, апатия, нежелание участвовать в соревнованиях, плохое настроение, сонливость.

Исходя из особенностей проявления каждой из указанных форм предстартового состояния, автор назвал первую из них состоянием боевой готовности, вторую – состоянием «стартовой лихорадки» и третью – состоянием «стартовой апатии». [Черникова, 1980]

Разные виды предстартового состояния оказывают определенное влияние на деятельность спортсмена до, во время и после соревнования и на достижение им определенного спортивного результата.

Предстартовое состояние всегда детерминировано. Число факторов, их детерминирующих, весьма значительно. Но среди этих факторов большое значение, если рассматривать со стороны обеспечения благоприятного предстартового состояния и предотвращения неблагоприятных форм, имеет хорошая тренированность спортсмена и его спортивная форма.

На состояние спортсмена перед стартом могут повлиять абсолютно разные факторы: масштаб и значимость соревнований, состав спортсменов и силы соперников, организованность и дисциплина в спортивном коллективе, опыт прошлых соревнований, поведение зрителей, и т.д. [Багадирова,  2015]

В последнее время стали различать предстартовое и стартовое состояние спортсмена. Например, Я.В. Лехтман же выделяет стартовое состояние, возникающее непосредственно перед стартом, предстартовое состояние, возникающее с момента приезда к месту соревнований («попадание в спортивную обстановку», как пишет Я.Б. Лехтман) и раннее предстартовое (или предсоревновательное) состояние, возникающее задолго до соревнований. Такое разделение состояний спортсмена перед соревнованиями нефункционально, поскольку отсутствуют научные факты, которые могли бы свидетельствовать о наличии каких-либо существенных и принципиальных различий, как в механизме, так и во внешних проявлениях этого состояния. [Лехтман, 2010]

Итак, авторы различают различные симптомы предстартовых состояний, которые складываются в определенные формы состояний: боевая готовность, предстартовая лихорадка, стартовая апатия.

В периоды тренировок и соревнований могут возникать негативные или неблагоприятные психические состояния, которые вызывают изменения в организме и влияют на деятельность спортсмена.

Самыми распространёнными считаются следующие психические состояния:

Состояние тревоги – это реакция на реальную или воображаемую опасность. В этом состоянии тревога может возникнуть не только при ожидании результата соревновательной борьбы, но и из-за соматических нарушений, например недостатка витамина группы В или токсикоза. Основной отличительной чертой этого состояния будет наличие холодных и влажных рук, повышенный диурез, сильное потоотделение, повышенное напряжение в мышцах, жалобы на плохое самочувствие, а так же тошнота, головная боль и сухость во рту. [Лехтман, 2010]

Находясь в этом состоянии, спортсмен думает, что выступит хуже того результата, который он запланировал достичь в предстоящей соревновательной ситуации, но если спортсмен уверен в своем успешном выступлении на соревновании то, как правило, так и получается.

Состояние страха – это состояние мы можем увидеть перед выполнением опасных спортивных упражнений, при котором возникает возможность срыва или получения травмы и перед встречей с сильным соперником. Симптомы состояния страха проявляются в увеличении частоты сердечных сокращений, побледнение или покраснение кожных покровов, расширение зрачков, заторможенность.

Монотония – проявление этого психического состояния мы можем увидеть, когда происходит однообразная и не интересная деятельность для спортсмена. Она проявляется в виде пониженной психической активности, при которой снижается способность к переключению внимания в ситуациях, в которых нельзя отвлекаться на другие виды деятельности, так же происходит преждевременная усталость и сонливость. Частое возникновение монотонии снижает мотивацию к тренировочной работе. [Лехтман, 2010]

Однообразие тренировочной деятельности бывает двух видов:

1) двигательное (например, однообразное повторение тренировочных движений);

2) сенсорное (например, однообразное повторение сигналов и стимулов среды).

Состояние психического пресыщения – это психическое состояние возникает при однообразии профессиональной подготовки в ситуациях, не допускающих переключения на другие виды деятельности. Развитие этого состояния проходит определенные стадии: от полной готовности к действию через потерю интереса, до состояния отвращения к работе и аффективного взрыва, после которого наступает разрядка и спад возбуждения. [Ганзен, Юрченко, 1991]

Чаще всего психическое пресыщение наступает в период перехода от выполнения объемных нагрузок к более скоростным, но идентичным по структуре. Чтобы быстро избежать однообразия, спортсмен чаще всего меняет темп на более быстрый. Но при этом возникает конфликт между нежеланием продолжать монотонную тренировку и сильными мотивами, побуждающими спортсмена продолжать навязываемую тренировочную программу. В результате чего у спортсмена проявляется сонливость, снижение активации, свойственные монотонии, потом это переходит в напряжение, нервозность и беспокойство. [Ганзен, Юрченко, 1991]

Депрессия – очень не приятное состояние, которое характеризуется отрицательными эмоциями, падением мотивации, и пассивностью поведения, у спортсмена проявляется равнодушие к результатам соревнований и возникает чувство беспомощности. Резко снижается самооценка. Спортсмен быстро устает и не проявляет инициативы ни в подготовке, ни в реализации. Результаты резко снижаются. Общительный и оптимистичный от природы человек очень меняется.

Психомоторная персеверация – при этом состоянии мы видим желание продолжать движения или невозможность сразу прекратить движение, не имеющее смысла. При значительном утомлении, это состояние часто просто не осознается спортсменом, даже после указаний тренера, с которым спортсмен полностью соглашается, он при этом все равно повторяет ненужное движение. В этом состоянии совершенно бесполезно проходит работа над совершенствованием техники, в этом случае самым лучшим действием будет прекратить тренировку или заменить ее на более эмоциональный вид нагрузки.

Атараксия – состояние непоколебимости и душевного покоя при полной адаптации к предъявляемой нагрузке. Это состояние обычно затягивается на долгий срок и устраивает как самого спортсмена, так и его тренера. Если долго пребывать в этом состоянии, то может возникнуть опасность, при которой у спортсмена появится равнодушие и нежелание переходить к более жестким видам нагрузки, потому что спортсмен начинает испытывать физический и психологический дискомфорт. [Черникова, 1980]

Болевой финишный синдром (БФС) – интенсивное переживание комплекса ощущений физиологического (одеревенение конечностей, боль в мышцах, спазмы желудка, горла, тошнота, потеря сознания) и психологического (равнодушие, апатия, опустошение, мысли об отдыхе на дистанции, жалость к себе, страх смерти) свойства, возникающих на финишной части спортивной деятельности, причем не только на соревнованиях, но и на тренировке.

Психосоматический срыв – это психическое состояние при котором спортсмен в момент срыва преждевременно мыслит о достигнутой победе, а в соревновательный период, он переживает ощущения, которые бывают у него после финиша. Организм отказывается подчиняться его воле, появляется ощущение беспомощности и ужасной усталости.

Экстаз – состояние крайней степени восторга, сопровождающееся большими энергозатратами, нежелательное на промежуточных этапах соревнований. Иногда оно может привести к травмам из-за неосторожности и неумеренного выражения восторга. Экстаз может быть отнесен к особым состояниям сознания, так как степень осознанности своих действий здесь минимальна. [Черникова, 1980]

Эмоциональная персеверация – при этом состоянии происходит сохранение эмоций, после того как вызвавшая их причина перестала действовать, а переживание продолжается без объективной потребности.

Состояние фрустрации – это состояние человека, выражающееся в характерных особенностях переживания и поведения, вызываемое объективно непреодолимыми трудностями, возникающими на пути к достижению цели (Н.Д. Левитов, 1967). Подобное состояние возникает в спорте довольно часто, когда физическое, социальное или воображаемое препятствие мешает действию, направленному на достижение цели или прерывает его. Состояние фрустрации рассматривается не только как негативное явление. В поведении многих людей она имеет и конструктивную роль, способствуя достижению цели. Благодаря её воздействию на психику человека в мотивационной сфере личности нередко доминирующее значение приобретают мотивы достижения. [Левитов, 2010]

Конструктивное воздействие фрустрации на человека проявляется в увеличении продуктивной силы на пути к достижению цели. У многих спортсменов при возникновении сложных препятствий начинает активнее происходит мобилизация внутренних резервов для их преодоления. Может происходить замена средств достижения цели и пересмотр предыдущих действий, переоценка всей ситуации или вообще замена цели. [Алаторцев, 2009]

При низком уровне сопротивляемости к фрустрации может появиться её разрушающее воздействие на личность, которое заключается в нарушение тонкой координации, возникает когнитивная ограниченность, из-за которой субъект не видит другой цели, эмоциональное возбуждение с частичной утратой контроля над собой и ситуацией.

С усилением фрустрации увеличивается расплывчатость и неуловимость её источника, проявляются импульсивность и беспорядочные действия.

Депрессивные реакции при фрустрации более распространены у лиц невротического склада, неуверенных в себе, тревожно-мнительных.

Состояние фрустрации в спорте возникает после неудачного действия спортсмена, при котором мотив остаётся неудовлетворённым. Это состояние возникает, когда спортсмен ожидал добиться успеха в своей деятельности, но при этом успех не достигается. Фрустрация может приводить к следующим формам поведения спортсмена: 1) экстрапунитивная форма – мы можем увидеть раздражительность, повышенную чувствительность, озлобленность, стремление к достижению поставленной цели; 2) интрапунитивная форма – проявляется в виде тревожности, обвинении самого себя в неудачах; 3) импунитивная форма – характерна тем, что создавшаяся ситуация рассматривается спортсменом как малозначащая для него, исправимая в будущем и спортсмен не заостряет на ней внимание. [Левитов, 2010]

Итак, мы рассмотрели классификации неблагоприятных психических состояний, узнали, как они проявляются и воздействуют на спортсмена, и главное, каковы их негативные последствия не только для результатов, но и для самой личности спортсмена (потеря мотивации, усиление тревожности, чувство вины).

1.4. Методы, регулирующие предстартовые состояния спортсменов

Психорегуляцию в спорте можно рассматривать как комплекс мероприятий, который направлен на формирование психического состояния, способствующего наиболее полного раскрытия возможностей спортсмена.

Методы регулирующие предстартовые состояния очень разнообразны и многочисленны. Можно говорить о разных принципах их классификации, но наиболее рациональным является принцип, предлагаемый В.М. Мельниковым.

Он выделяет две группы методов:

Вербальные методы регуляции предстартовых состояний спортсменов. [Мельников, 2010]

Гипносуггестия (внушение в гипнотическом состоянии). В настоящее время внушение в гипнотическом сне находит широкое применение в различных видах спорта. Используя этот метод, можно избежать многих неблагоприятных проявлений психических состояний во время спортивной тренировки, а в соревновательный период дает возможность увеличить спортивный результат.

При использовании внушений в гипнотическом состоянии можно преодолевать различные «психологические барьеры», а так же регулировать неблагоприятные предстартовые состояния и повышать работоспособность, что способствует улучшению спортивных результатов. [Мельников, 2010]

Рассмотрим несколько методов, которые основаны на внушении в гипнотическом состоянии.

• Фракционный гипноз проводится в начале работы со спортсменом. Заключается в том, что через 2-3 мин после создания определенного гипнотического состояния, спортсмена выводят из него, потом расспрашивают о его ощущениях, устраняют какие либо помехи, а затем обратно погружают в гипнотическое состояние. Можно сказать, что уже стадии общей релаксации достаточно для решения основных задач психорегуляции. Но иногда требуется, очень глубокое погружение спортсмена в состояние покоя, особенно когда речь идет о специфической настройке на деятельность, например, где ему надо побороть страх перед соперником или устранить чувство неприязни к товарищу по команде.

В зависимости от того, насколько успешно проходит погружение, можно в дальнейшем или наращивать глубину гипнотического состояния, в зависимости и от конкретных требований выполняемого задания, или переходить к решению поставленных задач путем целенаправленного внушения. Нужно помнить, что при каждом следующем погружении его глубина нарастает и больше 4-5 циклов делать нецелесообразно. Период гипносуггестивного внушения не должен превышать больше 40 мин (самым оптимальным будет время примерно равное 30 минутам). Если увеличить этот временной отрезок, то спортсмен начнет засыпать и становится трудно удерживать контакт с ним. [Рудик, 2009]

При этом устает и сам психолог, а значит, снижается его эмоциональный настрой, ухудшается мышление, и слова становятся стереотипными и шаблонными.

• Гипносуггестия с приемом «репортаж».

При этой методике происходит внушение состояния релаксации, покоя, фиксации внимания на голос. После наступления требуемого состояния психолог изменяет манеру контакта, то есть его речь меняется на естественную по звучанию, он в четком репортажном стиле описывает конкретную ситуацию, которую спортсмен должен представить в своем воображении. Нужно выполнять эти последовательные действия для их лучшего закрепления, в идеале довести это до автоматизации. [Сосновикова , 1975]

• Постгипнотическое (отсроченное) внушение. Используется в случае, если психолог или врач не могут выехать вместе со спортсменом на соревнование.

Внушение в бодрствующем состоянии:

• Беседа – это общение со спортсменом, целью которого является снятие нервного напряжения или предстартовой апатии. При беседе обычно применяется способ отвлечения, разговор о посторонних предметах. Разрешается использовать такие приемы, как полемика, логические рассуждения. В последнем случае идет косвенное внушение, построенное на сравнении, примерах с последующим ненавязчивым подведением итога. [Ганзен, Юрченко, 1991]

• Убеждение в отличие от беседы несет более четкие целевые задачи. Спортсмена настраивают на какую либо деятельность, или убеждают в нерациональности его поведения, например, слишком высокой нервно-психической активности.

В данном методе для спортсмена озвучиваются ситуации, которые могли бы сложиться, если бы спортсмен придерживался другого, более рационального, поведения. Но бывает, что спортсмен сам включается в это представление, что дает ему возможность тренировать свои эмоции.

• Приказ является наиболее императивной формой внушения в бодрствующем состоянии. Он должен быть конкретным, четким и ясным, типа «Вперед!», «Смелей!», «Быстрей!». Часто приказ завершает убеждение, но может применяться, не зависимо от него.

• Библиотерапия или регуляция состояния с помощью чтения литературы.

Это может быть книга, которую перечитываешь помногу раз, не теряя к ней интереса, всегда находя в ней что-то новое. Для одних – это стихи любимого поэта, для других – рассказы сатирика, для третьих – страницы биографии человека, которому хочется подражать. Перечитывая любимые страницы, спортсмен успокаивается, возникают особые чувства, ассоциации, постепенно уходит плохое настроение, формируется вера в себя, в свои возможности. [Ганзен, Юрченко, 1991]

• Рациональное внушение является очень сложным методом вербальной гетерорегуляции. В его процессе следует:

1) убеждение спортсмена в необходимости выполнить какое-то действие и настроиться в нужный момент.

2) исключение ненужного эмоционального напряжения или, наоборот, поднятие нервно-психической активности.

3) определение благоприятной перспективы, которая может быть у спортсмена, если он будет следовать предлагаемым психогигиеническим советам.

• Косвенное внушение.

Этот метод может быть весьма эффективен, когда речь идет о спортсменах с повышенной внушаемостью, ипохондрической или истероидной наклонностью. Бывают случаи, когда спортсмен в погоне за достижением высоких результатов начинает использовать самые разнообразные средства, а этот метод может снять избыточное эмоциональное напряжение и вызвать эффект достижения цели, конкретизацию задачи подготовки себя к соревнованию. [Габдреева, 2011]

• Аутогенная тренировка и ее модификации.

Аутогенная тренировка основана на самовнушении. Методика психорегулирующих тренировок, которая направлена на оптимизацию общего и психического состояния спортсмена, была проверена в разных видах спорта. Если правильно и регулярно проводить эту работу, то есть воспроизводить ее как тренировку, то через несколько месяцев занятий вы увидите положительный результат.

Применяя психорегулирующие тренировки, можно решать множество задач:

- снижать сильное возбуждение;

- вводить спортсмена в состояние внушенного или самовнушенного сна;

- активизировать процесс восстановления;

- облегчить процесс засыпания;

- применять идеомоторную тренировку в дремлющем состоянии;

- подготавливать тактические варианты;

- подготавливать спортсмена или команду к конкретным соревнованиям;

- обеспечивать оптимальное психическое состояние.

Психорегулирующая тренировка состоит из двух основных частей – успокоения и мобилизации. Успокаивающая часть – вариант аутогенной тренировки, имеющий лишь некоторые методические особенности. [Габдреева, 2011]

Во время успокаивающего занятия осуществляется переход в аутогенное погружение – особое состояние сниженного уровня бодрствования, напоминающее глубокую приятную дремоту. Физиологически аутогенное погружение похоже на состояние между сном и бодрствованием.

• Интонационная тренировка.

Нервное напряжение повышает не только тонус мышц лица и тела, но и гладкой мускулатуры, а также изменяет состояние голосового аппарата. Изменение голоса при волнении – прямой показатель этого процесса. Очень важно помнить звучание своего голоса в состоянии высокой работоспособности, а затем следить за ним в процессе выполнения ответственных действий. Таким образом, голос может быть и естественным индикатором психического состояния, и средством его регуляции.

Использование только словесных методов психорегуляции бывает недостаточно. А случается это, когда спортсмен недостаточно подвергается внушению или наблюдается значительное снижение или, наоборот, повышение нервно-психического напряжения, либо просто недоверие в эффективность словесных методов воздействия. Поэтому существует еще одна группа методов – невербальные методы психической регуляции.

• Музыкотерапия. Одно из действенных средств – музыка. Она способствует увеличению уровня эффективности спортивной деятельности. Для этого может служить функциональная музыка, под которой понимаются специально подобранные музыкальные произведения различных жанров, которые стимулируют и регулируют деятельность рабочих функций и психических состояний спортсменов. [Габдреева, 2011]

Использование этого средства весьма перспективно потому, что в необходимый момент под ее влиянием на фоне передаваемых ею положительных эмоций и ритмических пульсаций можно существенно повысить работоспособность спортсменов, обходя сопутствующие психические перенапряжения и связанные с ними отрицательные последствия.

• Видеозаписи. Это могут быть фильмы определенного содержания, отдельные клипы, несущие определенный эмоциональный заряд. Для успокоения или снятия напряжения обычно просматриваются ролики с пейзажем (лесные, морские) с определенным музыкальным и текстовым сопровождением. [Алаторцев, 2009]

Акупрессура – стимуляция биологически активных точек (БАТ) может проводиться вручную и с помощью приборов.

В спортивной практике применяются два варианта воздействия на БАТ: возбуждающий и тормозящий. В первом случае воздействие краткое, но более интенсивное, во втором – более длительное, но слабое. В зависимости от задач психорегуляции можно использовать тот или иной вариант. Возбуждающий вариант нужен в тех случаях, когда надо быстро мобилизовать функциональные возможности спортсмена, например, после электросна, когда идет стимуляция точки общего действия, которые имеются на каждом из меридианов. Противопоказаний для стимуляции БАТ практически нет. Главное – не следует ее применять ослабленным спортсменам или если у спортсмена сильное утомление.

• Переключение внимания заключается в переносе их на образы и явления, вызывающие положительные эмоциональные реакции. Нужно сделать акцент на сосредоточение выполнения технических действий, а не на результате. Нужно направлять внимание на хорошую подготовленность спортсмена и слабость его соперника. [Алаторцев, 2009]

• Психофармакология – использование фармакологических средств для регуляции психического состояния. Использовать только в экстремальных случаях по рекомендации врача. Регулярное употребление не рекомендуется, потому что это может привести к привыканию и повлечет за собой увеличение дозы и зависимости от него спортсмена.

• Физические упражнения, которые используются для регуляции эмоциональных состояний. Такие упражнения могут быть различными по скорости, амплитуде, последовательности, направлению движений, мышечным напряжениям. [Алаторцев, 2009]

Подбирая и применяя физические упражнения, можно изменять разные психические состояния.

Например, при пониженном возбуждении или настроении подавленности напряженность, темп, ритм, амплитуда и разнообразие двигательного содержания упражнений иные, чем при состояниях повышенного возбуждения. Все эти приемы изменяют в зависимости от индивидуальных особенностей эмоциональных состояний спортсмена перед соревнованием. [Бабушкина, Мельникова, 2000]

Установлено, что размеренные, ритмичные, плавные движения с широкой амплитудой успокаивают, а резкие, энергичные, быстрые, напротив, возбуждают и бодрят. Подобные двигательные упражнения могут применяться не только перед выступлением в соревновании, но и в перерывах между отдельными попытками, а также в любых случаях, когда имеется в этом потребность.

• Дыхательные упражнения, применяемые в разном ритме и разным соотношением продолжительности вдоха и выдоха, в зависимости от их назначения. Для подбадривания, например, применяется «полное дыхание» с сильным выдохом. Упражнения с медленным вдохом и выдохом являются успокаивающими. С ритмом и продолжительностью, глубиной и правильной последовательностью дыхательных движений связано укрепляющее действие этих упражнений на нервную систему. [Бабушкина, Мельникова, 2000]

Овладев техникой дыхания, следует сочетать дыхательные упражнения с разнообразными движениями и положениями тела, с различными физическими упражнениями.

• Специальные виды массажа и самомассажа, применяемые перед соревнованиями и после них. Предварительный массаж проводится непосредственно перед выступлением. При сильном возбуждении проводится успокаивающий массаж. Его цель – уменьшить состояние «стартовой лихорадки». При этом применяются мягкие, плавные и легкие движения по поверхности тела: поглаживания и легкие разминания, спокойные потряхивания, похлопывания. [Багадирова,  2015]

При угнетенном состоянии спортсмена перед выступлением применяется другой вид массажа, цель которого – повысить общий тонус нервной системы, поднять ее возбудимость, вызвать бодрое настроение. В этих случаях применяются эффективные приемы с энергичным прорабатыванием мускулатуры и воздействием на поверхность тела: энергичные разминания, более резкие похлопывания, потряхивания, быстрые поглаживания и растирания. [Рудик, 2009]

Приемы массажа оказывают благоприятное, успокаивающее или возбуждающее воздействие на нервную систему, общее самочувствие через рецепторы кожи, венозную и лимфатическую системы, усиливают обмен веществ в тканях тела, влияют на работу сердца. Успокаивающий массаж вызывает приятные ощущения, снижает чрезмерное возбуждение и напряжение, переживаемые перед стартом. Возбуждающий массаж повышает общий тонус нервной системы, вызывает чувство бодрости, энергии, готовности к борьбе.

• Развитие произвольного внимания. Умение по своему желанию своевременно отвлечься от возбуждающих и утомляющих раздражений, умение направить и сосредоточить внимание на нужный объект, быстро и со всей интенсивностью внимания включиться в работу в требуемый момент чрезвычайно важно для спортсмена. [Сосновикова , 1975]

Внимание не должно длительно фиксироваться на отрицательных переживаниях и неудачах во время соревнований. Если перед соревнованиями фиксировать внимание спортсмена на его недостатках и слабых сторонах, то это может вызвать состояние подавленности и чувство неуверенности, которые отрицательно скажутся на активности спортсмена. Если во время переключить внимание на какое-либо явление, вызывающие положительные реакции, то это помогает регулировать и эмоциональные состояния.

• Активизация чувства уверенности. Укрепление чувства уверенности и его активизация необходимы спортсмену при смелых и решительных действиях, при выполнении спортивных упражнений повышенной для него трудности, особенно в условиях соревнований. [Сосновикова , 1975]

Здоровое чувство уверенности формируется на основе критической, проверки и оценки реальных условий деятельности, своих сил и возможностей, критической оценки сил своих соперников. Уверенность спортсмена укрепляется по мере накопления опыта преодоления трудностей, переживаний успеха и неудачи, расчетливой организации всех своих действий.

Укреплению уверенности способствует правильная, хорошо организованная и своевременная информация спортсмена о предстоящих условиях его выступления на соревнованиях, ходе спортивной борьбы и возможностях успешного ее исхода. Активизации здорового чувства уверенности способствуют эмоционально окрашенные представления об имевшихся в опыте спортсмена удачах в тренировках и выступлениях, о своих достижениях, об успешных решениях спортивных задач. [Алаторцев, 2009]

• Идеомоторная тренировка – это планомерно повторяемое мысленное представление спортивно-технического навыка.

Активное представление спортсменом двигательного навыка, действия служит отвлекающим фактором при неблагоприятном состоянии перед стартом, началом поединка.

• Мимические и пантомимические упражнения. Как мы знаем, эмоции всегда связаны с определенными проявлениями, внешним выражением переживаемых состояний, например страха, радости или печали. Поэтому, если спортсмен будет сдерживать смех или улыбку, то тем самым он подавляет порыв веселья, а если он находится в угнетенном состоянии, то может заставить себя взбодриться и улыбнуться. [Алаторцев, 2009]

Все эмоции, которые переживает спортсмен, всегда получают внешнее выражение в мимике и пантомимике. Функция мимических мышц тесно связана с филогенетическим развитием человека, что было доказано еще Дарвином. Отсюда следует, что если спортсмен научится управлять тонусом своих лицевых мимических мышц и другими выразительными движениями тела, то он сможет владеть собой, подавлять, вызывать или изменять определенные эмоции.

Если спортсмен, сознательно контролирует себя и заметит, что он робеет и движения его скованны, то он может намеренно расслабить мышцы и улыбнуться своему сопернику, это успокоит его и избавит от появившейся робости. [Бабушкина, Мельникова, 2000]

Важно знать, что внешнее выражение эмоций, это смех, слезы огорчений, зевок от скуки, вызывает соответствующие подражательные реакции и сопереживание у наблюдающих. Заразительность эмоций, их свойство вызывать определенные сопереживания и реакции двигательного, секреторного характера, поэтому их можно использовать при регуляции собственных эмоциональных состояний.

Итак, из всего этого мы можем сделать вывод, что вербальные и невербальные методы регуляции являются очень  важными составляющими при регуляции психических состояний у спортсмена. Определив, какое психическое состояние в данный момент у спортсмена, проанализировав это и применив подходящую для этого методику регуляции, это позволит нам отстраниться от негативных эмоций и удержаться от их выражения. При этом получается, что спортсмен может контролировать свое состояние и сконцентрироваться на выступлениях, а это в свою очередь способствует улучшению результата на соревнованиях.

Вербальные или не вербальные методы регуляции психических состояний требуют определенных  умений и времени  для их практического освоения. Освоив технику их проведения и при этом суметь проявить внимательность, заботу и чувствительность, то есть полностью проявить вовлечённость при контакте со спортсменом, то можно добиться хороших результатов.

Итак, из первого раздела мы можем сделать вывод, что успешность выступления на соревнованиях у спортсмена складывается из психических процессов и качеств, которые помогают овладеть техникой и тактикой, высокий уровень работоспособности и психической деятельности в трудных условиях тренировки и соревнований, стабильные психические состояния, проявляемые в различных условиях. Для этого мы рассмотрели, какие неблагоприятные психические состояния могут быть и как они проявляются у спортсменов. В итоге мы увидели, что для регулирования психических состояний спортсменов есть множество различных методов. Все эти методы можно разделить на две большие группы: вербальные и невербальные. Вербальные методы включают в себя аутогенную тренировку, внушение, убеждение, интонационную тренировку, беседу, приказ и другое. Невербальные методы включают в себя физические упражнения, дыхательные упражнения, идеомоторную тренировку, мимические упражнения и другое.

Овладение методами регуляции психических состояний включает два этапа. Первый, его называют – подготовительный, который включает в себя развитие и совершенствование психических функций. К таким функциям относятся: концентрация, устойчивость, распределение и переключение внимания; мысленные представления; воображение, воссоздающее в сознании образы, ситуации, явления; воспроизведение и дифференцирование мышечных усилий. Второй – основной, использует приемы психорегуляции и развивает умения управлять своим психическим состоянием.

Подбор методов регуляции психического состояния спортсмена происходит в условиях освоения психологической структуры спортивной деятельности. Регуляция психических состояний спортсмена проявляется в его способности регулировать эмоциональные и функциональные состояния, а так же в характере контроля соревновательного поведения.


РАЗДЕЛ 2. Эмпирическое изучение влияния вербальных и невербальных методов на предстартовые состояния спортсменов

2.1. Обоснование гипотезы

Достижение спортивных успехов в значительной мере зависит от умения спортсмена регулировать и контролировать свои настроение, поведение, чувства и состояния.

Наша собственная многолетняя практика тренировки спортсменов-дзюдоистов подтверждает тот факт, что во многом результат спортсмена зависит от его психического состояния. Нас заинтересовало, какие методы регуляции более эффективны для каждого конкретного спортсмена, и как они влияют на их результат выступления на соревнованиях.

Изучение психологической литературы, в которой описывается определение психических состояний и подходы к их изучению, помогло выделить основной фактор, влияющий на психическое состояние, по мнению Е.П. Ильина: целостная реакции личности на внешние и внутренние стимулы, что и формирует определенное психическое состояние спортсмена. Поэтому мы сосредоточились на поиске наиболее эффективных методов регуляции психических состояний у спортсменов с различными личностными особенностями. Мы пришли к выводу, что деление на интровертов и экстравертов будет самым лучшим решением в нашем случае, потому что это чуть ли не единственная характеристика личности, о существовании которой психологи не спорят, видимо потому, что она базируется на свойствах нервной системы.

В связи с этим гипотеза нашего исследования была сформулирована следующим образом: наиболее эффективными методами регуляции предстартовых состояний у спортсменов-экстравертов являются невербальные методы.

2.2. Этапы и ход исследования

Исследования проходили на базе ГБОУ ОСШИ г.о. Новокуйбышевск. В исследовании участвовало 20 спортсменов (15-17 лет) которые занимаются борьбой «Дзюдо» более 6 лет.

Спортсмены обследовались в процессе подготовки к соревнованиям (каждый из спортсменов принял участие в соревнованиях), использовались такие методики как опросник Г. Айзенка, тест Люшера, тест тревожности Спилбергера-Ханина.

В процессе соревновательной деятельности, для изучения динамики изменений психического состояния в ходе поединка каждый спортсмен проходил обследование непосредственно перед началом поединка, в перерыве между схватками и сразу после окончания соревнований.

За неделю до соревнований мы провели первую методику, это был опросник Г. Айзенка, для того чтобы определить у каких спортсменов более ярко выражены признаки интроверсии и экстраверсии. После проведения процедуры кластеризации по параметрам экстраверсии и интроверсии, спортсмены были разбиты на 4 группы. В ходе работы с группами спортсменов мы проводили ряд методов регуляции психического состояния.

I группа – экстраверты, использовались вербальные методы регуляции (7 человек); II группа – экстраверты, использовались невербальные методы регуляции (6 человек); III группа – интроверты, использовались вербальные методы регуляции (3 человека); IV группа – интроверты, использовались не вербальные методы регуляции (4 человека).

Наименьшим числом спортсменов была представлена подгруппа, характеризующаяся высокими показателями эмоциональной лабильности и интроверсией. Также относительно немногочисленными оказались группы, характеризующиеся высокими показателями эмоциональной стабильности и экстраверсией.

В течение недели проводились различные методы регуляции психического состояния. Мы проводили вербальные и невербальные методики в разных группах, наблюдали поведение и реакцию спортсменов. За день до соревнований мы провели методику – тест Люшера (методика цветовых выборов). Этот тест позволяет измерить психофизиологическое состояние человека, его стрессоустойчивость, активность и актуальное состояние. Тест Люшера позволяет определить причины психологического стресса, который может привести к появлению физиологических симптомов.

Во время соревнований также проводилась работа со спортсменами, использовались вербальные и невербальные методы регуляции психического состояния. В это же время мы провели тест тревожности Спилбергера-Ханина – это методика, которая позволяет дифференцированно измерять тревожность как личностное свойство и как состояние, связанное с текущей ситуацией. Этот же тест мы провели по окончанию соревнований, чтобы увидеть динамику уровня тревожности.

После завершения соревнований мы оценили результат выступления на соревнованиях, то есть посмотрели, какие призовые места заняли спортсмены. Согласно нашей гипотезе, выбранная нами группа при проведении определенных методов регуляции должна была показать наилучший результат, в отличие от других групп. В конце нашего исследования мы провели беседу с каждым участником исследования, чтобы узнать их ощущения и возможные изменения после проведенных методик.

2.3. Анализ результатов и выводы

Согласно собранным данным, спортсмены всех групп непосредственно перед поединком оценивают свое состояние достаточно высоко по всем подшкалам выбранной нами методики – самочувствие, активность, настроение, работоспособность, удовлетворенность жизнью и удовлетворенность спортивной деятельностью.

Перспективным направлением работы было совершенствование специальной психологической подготовки спортсменов, путем определения и осуществления конкретных психологических воздействий по формированию индивидуальной регуляции и коррекции психических состояний в процессе спортивной деятельности.

Первой методикой был опросник Г. Айзенка. Он позволил нам определить, у каких спортсменов присутствуют ярко выраженные признаки интроверсии или экстраверсии. В результате было выявлено, что в группе спортсменов из 20 человек, у 13 спортсменов преобладали признаки экстраверсии, у оставшихся 7 спортсменов были выявлены признаки интроверсии.

С помощью этой методики мы измерили психофизиологическое состояние у спортсменов и их стрессоустойчивость. Было выявлено, что в первой и второй группах (экстраверты), уровень стрессоусойчивости был выше, нежели в других группах. Так же был высоким уровень эмоциональных состояний, это проявлялось наличием хорошего самочувствия и настроения, высокого удовлетворения от тренировочного процесса, хорошие отношения с друзьями и тренером. В третьей и четвертой группе (интроверты) результаты варьировались, у них было хорошее самочувствие и настроение, но отсутствовало желание тренироваться, плохие отношения с друзьями и тренером, отмечалась низкая готовность к соревнованиям.

3. Методика – тест тревожности Спилбергера-Ханина (см. Приложение В).

Данную методику мы проводили до и после соревнований. Сначала мы провели эту методику для определения уровня тревожности до начала соревнований, потом мы использовали различные методы регуляции психического состояния спортсменов и потом еще раз провели эту же методику, чтобы увидеть как сильно изменился уровень тревожности.

Рисунок 1. Динамика уровня тревожности.

На рисунке мы видим изменение уровня ситуативной тревожности в каждой группе. До начала соревнований во всех группах почти одинаковый уровень тревожности. В период соревнований мы использовали определенные методы регуляции для каждой группы, для того, чтобы повлиять на общее состояние спортсмена и изменить его уровень тревожности, который влияет на результат выступления на соревнованиях.

Итак, в группе экстравертов, где использовались невербальные методы регуляции психического состояния (II группа), значительно увеличились показатели стрессоустойчивости, волевой потенциал, самочувствие, активность и снизился уровень ситуативной тревожности.

В группе экстравертов, на которых использовались вербальные методы регуляции (I группа), показатели немного ухудшились, снизилась активность и настрой у спортсменов, уровень тревожности практически не изменился.

В группе, где были интроверты и использовались вербальные методы регуляции (III группа), так же как и во второй группе (где для экстравертов проводились невербальные методы регуляции) наблюдалась положительная динамика и улучшение результата выступления на соревнованиях.

В группе интровертов, где использовались невербальные методы (IV группа), значительно ухудшились показатели их результата, и в некоторых случаях наблюдалась агрессия, резкое снижение настроения и увеличение уровня тревожности.

По итогам соревнований мы провели беседу с каждым спортсменом, и подвели итоги. Самый лучший результат на соревнованиях проявили спортсмены из второй группы (экстраверты и использовались невербальные методы регуляции психического состояния). Средние показатели были у третьей группы, (интроверты, использовались вербальные методы регуляции). Худший результат показала четвертая группа (интроверты, невербальные методы регуляции).

По словам спортсменов, успешно выступивших на соревнованиях, им помогли методы регуляции, что способствовало хорошему настрою и уверенности в себе, что в дальнейшем сказалось на результатах их выступления. Но произошел случай, когда один спортсмен из четвертой группы – интроверт, который всегда показывал лучший результат на соревнованиях, при использовании невербальных методов регуляции, очень сбили его и он не смог настроиться на борьбу. В итоге спортсмен проиграл несколько встреч.

Беседуя с каждым спортсменом индивидуально, мы спрашивали об их изменениях, эмоциях и ощущениях. У спортсменов из первой группы (экстраверты и использовались вербальные методы регуляции психического состояния), мы услышали такие замечания, что они привыкли контактировать с тренером или с тем, кто их настраивает на соревнования, им очень не хватало именно невербальных методов регуляции. По ощущениям им хотелось чего-то большего, нежели те методы, которые мы им давали. А вот в четвертой группе, где были интроверты и использовались невербальные методы регуляции психического состояния, вообще наблюдалась агрессия. Когда спортсмен привык понижать уровень тревожности с помощью вербальных методов, а с ним проводились невербальные методы регуляции, он просил ставить его в покое, начинал нервничать и тем самым уровень тревожности только повышался. Это неблагоприятно сказалось на результате соревнований. Самый лучший результат соревнований показала вторая группа, это были экстраверты, с которыми применялись невербальные методы регуляции психического состояния. По их ощущениям они были спокойны, с хорошим настроем, активны и довольны процессом. Многие из них сказали, что при использовании невербальных методов регуляции их результат на соревнованиях стал намного лучше. Это очень порадовало их и тренера.

Исходя из этого мы сделали вывод, что наша гипотеза подтвердилась и, для спортсменов экстравертов самым оптимальным методом регуляции психического состояния являются невербальные методы.

2.4. Выводы по второму разделу

Итак, из проведенного раздела мы можем сделать вывод, что методы регуляции психических состояний спортсменов, которые мы применяли с учетом их индивидуальных особенностей, способны сформировать у них оптимальное психическое состояние, в котором они могут реализовать свои возможности и добиться успеха в соревновательной деятельности.

Эти изменения уровня тревожности показали нам, что для спортсменов экстравертов самым оптимальным методом регуляции психического состояния являются невербальные методы. Потому что при их использовании, спортсмены становились менее тревожными, что способствовало лучшему настрою на соревнованиях и сказалось на результатах соревнований.

В итоге, мы подтвердили нашу гипотезу о том, что для спортсменов экстравертов самым оптимальным методом регуляции психического состояния являются невербальные методы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В нашей работы мы рассмотрели особенности психических состояний спортсменов, влияние на предсоревновательную подготовку и самочувствие. Мы выявили, значимость целостной реакции личности на внешние и внутренние стимулы среды, что и формирует определенное психическое состояние спортсмена. Поэтому мы сосредоточились на поиске наиболее эффективных методов регуляции психических состояний у спортсменов с различными личностными особенностями. Мы пришли к выводу, что деление на интровертов и экстравертов будет самым лучшим решением в нашем случае, потому что это чуть ли не единственная характеристика личности, о существовании которой психологи не спорят, видимо потому, что она базируется на свойствах нервной системы.

В ходе нашего исследования выяснилось, что применение различных методов регуляции психических состояний к спортсменам с различными личностными свойствами, ведет к улучшению или ухудшению их состояния. Однако, оптимальным оказалось использование методов регуляции психических состояний, которые мы применяли с учетом индивидуальных особенностей спортсменов, тогда у них формировалось оптимальное психическое состояние, в котором они могли реализовывать свои возможности и добиваться успеха в соревновательной деятельности.

В итоге, наша гипотеза нашла подтверждение. Оказалось, что для спортсменов экстравертов самым оптимальным методом регуляции психического состояния являются невербальные методы.

При применении различных методов регуляции психических состояний у спортсменов, самое важное – это правильно определенные индивидуальные особенности спортсмена. Необходимо учитывать особенности опыта его выступлений в соревнованиях, подготовленности и тренированности, развития волевых качеств, индивидуальные недостатки и преимущества, а также другие характерные особенности спортсмена.

Все методы регуляции психических состояний, которые мы рассмотрели, могут еще детализироваться. Однако совершенно очевидно, что решение любой из стоящих перед регуляцией задач будет значительно эффективнее при комбинировании средств воздействия. Мы говорим не о механическом наборе методов, а о подборе методов, дополняющих друг друга. Именно при таком подходе в полной мере реализуется главный принцип интеграции на системной основе: элементы, включенные в функциональную систему, должны взаимосодействовать достижению требуемого результата.

Подбор взаимодополняющих методов регуляции будет являться перспективой нашего исследования.

Список использованной литературы


ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение А

Таблица 1. Методы регуляции психических состояний спортсменов

ВЕРБАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ

НЕВЕРБАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ

Гипносуггестия (внушение в гипнотическом состоянии)

- Фракционный гипноз

- Гипносуггестия с приемом репортаж

- Постгипнотическое внушение

-Музыкотерапия

-Видеозаписи

-Акупрессура

-Переключение внимания

-Психофармакология

-Физические упражнения

-Дыхательные упражнения

-Идеомоторная тренировка

-Мимические упражнения

-Специальные виды массажа

-Развитие произвольного внимания

-Активизация чувств уверенности

Внушение в бодрствующем состоянии

-Аутогенная тренировка

-Внушение

-Убеждение

-Интонационная тренировка

-Беседа

-Приказ

-Рациональное внушение

-Косвенное внушение

-Библиотерапия

Приложение Б

Таблица 2. Сводная таблица результатов

Результаты теста Г. Айзенка

Интроверсия

Экстраверсия

1

12

6

2

15

5

3

16

7

4

15

4

5

14

5

6

18

6

7

18

6

8

16

4

9

13

5

10

13

7

11

14

7

12

15

6

13

18

7

14

24

12

15

19

12

16

20

15

17

23

16

18

23

12

19

24

13

20

19

14

Ключ к результатам теста:

Интроверсия

Экстраверсия

значительная

умеренная

умеренная

значительная

1–7

8–11

12–18

19–24


Приложение В

Таблица 3. Сводная таблица результатов

Номер спортсмена

Результаты

по опроснику

Г.Айзенка

Номер группы

Методы регуляции

Тест тревожности Спилбергера-Ханина (реактивная тревожность)

До соревнований

После соревнований

1

Экстраверт

I

группа

Вербальные

44

30

2

Экстраверт

Вербальные

45

31

3

Экстраверт

Вербальные

40

29

4

Экстраверт

Вербальные

46

34

5

Экстраверт

Вербальные

47

45

6

Экстраверт

Вербальные

40

33

7

Экстраверт

Вербальные

44

29

8

Экстраверт

II

группа

Не вербальные

45

27

9

Экстраверт

Не вербальные

46

30

10

Экстраверт

Не вербальные

47

30

11

Экстраверт

Не вербальные

47

27

12

Экстраверт

Не вербальные

48

26

13

Экстраверт

Не вербальные

45

29

14

Интроверт

III группа

Вербальные

45

27

15

Интроверт

Вербальные

46

28

16

Интроверт

Вербальные

47

45

17

Интроверт

IV группа

Не вербальные

47

46

18

Интроверт

Не вербальные

48

46

19

Интроверт

Не вербальные

49

47

20

Интроверт

Не вербальные

50

48

Интерпретация теста тревожности Спилбергера-Ханина.

До 30 баллов – низкая

31-45 баллов – средняя

46 баллов и более – высокая тревожность

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 04.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области