Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Особенности танцевальной культуры Рязанской области

Провести комплексный анализ и выявить особенности Рязанского народно-сценического танца.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

«Центр детского творчества»

Статья на тему:

«Особенности танцевальной культуры Рязанской области»

Составитель:

Педагог дополнительного образования

Гавриловская Е.А.

г. Семенов

2022 г.

В каждом регионе нашей страны в настоящий момент немаловажным в работе с любительским творческим коллективом, является сохранение, восстановление и популяризация хореографических композиций на основе фольклора. За свою многовековую историю фольклорный танец всегда был тесно связан с трудовыми и календарными событиями, неразрывно связан с народным бытом, обычаями, обрядами и играми. В наибольшей степени мировые портреты фольклорных хореографических композиций созданы мастерами народной хореографии: Надеждой Надеждиной, Игорем Моисеевым. В своей хореографии они показывали традиции народов. Наиболее важный вопрос, на который обязан ответить хореограф, занимающийся разбором фольклорного материала, - это вопрос, каким должна быть суть его хореографической работы, ввиду того, что образ композиции определен смыслом. Каждый танец находящийся в определенной местности, будь то поселок, область или город содержит свои собственные черты исполнения, в то же время сохраняя общенациональные качества. Сохранением истоков самобытности народа занимается областной научно-методический центр, который, как правило, располагается в областных и краевых центрах. Областной научно-методический центр проводит работу по сбору и сохранению народного творчества. Хореографы, занимающиеся любительскими творческими коллективами обязаны сопровождать данный процесс, разрабатывая запись и систематизацию своих постановок. Погружаясь в изучение народного танцевального искусства, постановщик обязан использовать данные сведения в своей работе, при этом избегая подражания - не просто механически переносить на сцену чужой материал, а украшать и расширять его своим балетмейстерским воображением. Для того чтобы реализовывать сценически правильные хореографические композиции, постановщику нужно знать и изучать обычаи и обряды своей местности, своего района и области. Имея в своем репертуаре фольклорные хореографические композиции, коллектив сохраняет народную культуру, самобытность своего района, области, формируя положительное отношение своего коллектива к истории и самобытности своего края. Формирование данного репертуара поднимает культурную и учебно-тренировочную деятельность коллектива, определяет его творческую жизнь. За основу дипломной работы была выбрана Рязанская область, так как этот регион является ярким примером в сохранении своего нематериального культурного наследия. Актуальность данной работы состоит в потребности изучения народной культуры, в сохранении народных обычаев и традиций танцевального фольклора Рязанской области.

Степень изученности. В процессе исследования песенно-танцевальной культуры Рязанской области были использованы труды И.А. Моисеева, А.А. Климова, Н.И. Заикина, Н.Н. Гиляровой.

Цель работы: провести комплексный анализ и выявить особенности Рязанского народно-сценического танца.

ОСОБЕННОСТИ ТАНЦЕВАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Рязанская область расположена в Центральном регионе, имеет огромное художественное богатство, заключенное в народных праздниках, связанных с семейно-бытовым укладом и временами года, в музыке, одежде, вышивке, прикладном творчестве, обрядах, в которых обилие игр, хороводов, песен, плясок. В качестве примера можно привести ритуал-карнавал «Провожание русалки». В этот вечер девушки, женщины хороводом с веселыми песнями сходятся с разных сторон в назначенное место и стоят вдоль улицы. В каждом хороводе бойкая женщина, держащая в руках чучело в виде женщины, изображающее собою русалку, пляшет под веселую хороводную песню. Стоящие вокруг нее «помогают» ей исполнением общей пляски.

На Рязанщине бытуют хороводы: игровые — «Из-за лесика», «Дрема»; плясовые — «Овечка моя»; орнаментальный — «Черничек», и самым распространенным здесь является хоровод «Змейка». В этом хороводе участвовало множество женщин и девушек, одетых в яркие праздничные наряды. Они быстро двигались «переступом» держа друг друга за подолы широких юбок. «Змейка» повторялась в течений нескольких дней. В правой руке каждой участницы был яркий платок. Руки с платками в определенные моменты то поднимались, то опускались, то упирались в бок, то закидывались на противоположное плечо. Корпус хороводницы наклонялся и опускался или плавно склонялся в стороны.1

Кадрили квадратные (угловые) имеют названия по местностям, где родились и танцуются: «Глинковская кадриль», «Секиренская кадриль». Переплясы «Елецкого», «Рязаночка» чаще всего исполняются с частушками.

Наиболее любимыми видами русского танца, распространеными на Рязанщине, являются пляски «Шандарба», «Стой, кузия», «Касимовская пляска», а также «общая», имеющая импровизационный характер, с неограниченным количеством исполнителей, где все пляшут «кто во что горазд». Соревнуясь в пляске, молодежь щеголяла ловкостью, удалью и грацией, праздничными нарядами. Например, традиционная пляска "Рязаночка".

Форма плясок-импровизаций, плясок-соревнований в наше время получила дальнейшее развитие. Они стали динамичнее, появились острые ритмы, сложные танцевальные элементы, разнообразные комбинации. Девушки пляшут смелее, энергичнее, как равные соревнуясь в мастерстве с парнями.

В танцах, бытующих на Рязанщине, участвуют мужчины и женщины, юноши, девушки, дети. Основные положения рук такие же как в других областях России: руки на поясе, руки в стороны ладонями вверх, так же встречается положение вдоль корпуса. Характерно для манеры исполнения то, что руки движутся широко, как крылья, плечи довольно подвижны, подскоков нет, ноги поднимаются невысоко. Корпус поворачивается то вправо, то влево, каждый раз наклоняется вперед или плавно склоняется в сторону и возвращается каждый раз в исходное положение. Мужчины при повороте корпуса исполняют притоп, женщины — хлопок в ладоши. «Приложение 1».2

Основные движения в танцах Рязанской области: прыжок с ударом, соскоки с подскоками, присядка, переступание с ударом каблуком, шаг с переступанием, дробь «елочкой», моталочка с подскоком и притопом, припляс с выносом ноги на каблук, дробная концовка, шило, ключ с поклоном, дробь с подскоками, подскок с притопом, удар стопой с приставным шагом, приставной шаг с двойным притопом. В танцах Рязанской области встречаются также разновидности присядок, дробей, хлопушек, вращений, шагов, веревочек и их сочетаний. «Приложение 2»3

Для сохранения чистоты областных особенностей языка необходимо как можно больше обращаться к традиционным литературным источникам, смотреть видеоматериал. Желательно все областные особенности сохранять в чистом виде, не смешивать с другими областями. Характерные черты оставлять традиционными. Богатое традиционное наследие русского народа надо бережно хранить и творчески развивать. Но прежде чем развивать наследие, необходимо его знать, изучать. Региональные особенности русского народного танца надо учить, поскольку многие его по -настоящему его не знают. Лишь тогда будет возможно, все богатство и разнообразие красок русского народного танца, создать правдивые высокохудожественные образы русского человека.

Подведя итог всего вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что в Рязанской области есть отличительные движения: прыжок с ударом, соскоки с подскоками, переступание с ударом каблуком, шаг с переступанием, моталочка и другие.

В заключении хочется сказать, что изучив и воплотив цель работы мы смогли получить более глубокое и отчетливое представление о специфике постановки хореографических номеров на материале фольклора Рязанской области.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

Литература:

Электронные ресурсы:

«Приложение 1»

«Приложение 2»

Движение № 1 — прыжок с ударом

Исходное положение — первая параллельная позиция ног. Музыкальный размер — 2/4.

«Раз» — прыгнуть на правую ногу назад, слегка присев на ней. Левую ногу, согнутую в колене, невысоко поднять над полом.

«И» — ударить подушечкой левой ноги рядом с правой.

«Два-И»› — повторить все на «Раз-И».

Движение исполняется во всех направлениях и с двух ног.

Движение № 2 — соскоки с подскоками

Исходное положение — первая параллельная позиция ног. Музыкальный размер — 2/4.

1-й такт:

«И» — слегка присесть на двух ногах.

«Раз» — соскочить на две ноги.

«И» — пауза.

«Два» — подскочить на правой ноге, левую ногу, согнутую в колене, поднять над полом.

«И» — пауза.

2-й такт:

«Раз» — подскочить на правой ноге, колено левой ноги отвести влево (выворотно), подъем вытянут.

«И» — подскочить на правой ноге, колено левой ноги подвести к колену правой ноги, стопу отвести влево.

«Два» — подскочить на правой ноге, левая нога, согнутая в колене, поднята над полом.

«И» — удар всей стопой левой ноги рядом с правой.

Движение № 3 — присядка

Исходное положение — первая свободная позиция ног. Музыкальный размер — 2/4.

«Раз-И» — опуститься в полное приседание на полупальцы обеих ног по первой свободной позиции.

«Два-И» — слегка встав из приседания, соединить колени, пятки, оторвав от пола, развести в стороны.

Движение повторяется сначала.

Движение 4 — переступание с ударом каблуком

Исходное положение — первая параллельная позиция ног. Музыкальный размер — 2/4.

«И» — левую ногу, согнутую в колене, слегка оторвать от пола.

«Раз» — ударить всей стопой левой ноги рядом с правой.

«И» — ударить всей стопой правой ноги рядом с левой.

«Два» — ударить всей стопой левой ноги рядом с правой.

«И» — ударить каблуком правой ноги рядом с левой.

Движение начинается с другой ноги.

Движение № 5 — дробь «елочкой»

Исходное положение — первая параллельная позиция ног. Музыкальный размер — 2/4.

1-й такт:

«Раз» — шагнуть правой ногой вправо, слегка задев каблуком.

«И» — левую ногу с ударом всей стопой подставить к правой ноге.

«Два» — шагнуть правой ногой вперед, слегка задев каблуком.

«И» — левую ногу с ударом всей стопой подставить к правой.

2-й такт:

«Раз» — шагнуть левой ногой влево, слегка задев каблуком.

«И» — правую ногу с ударом всей стопой подставить к левой.

«Два» — ударить всей стопой левой ноги рядом с правой.

«И» — пауза.

Движение № 6 — шаг с переступанием

Исходное положение — третья свободная позиция ног, правая нога впереди. Музыкальный размер — 2/4.

«Раз» — шагнуть правой ногой вправо с носка на всю стопу.

«И» — левую ногу подставить на полупальцы сзади правой.

«Два» — ударить всей стопой правой ноги рядом с левой.

«И» — пауза.

Движение начинается с другой ноги влево.

Движение № 7 — моталочка с подскоком и притопом

Исходное положение — первая параллельная позиция ног. Музыкальный размер — 2/4.

1-й такт:

«И» — левую ногу, согнутую в колене, поднять над полом.

«Раз» — перескочить на левую ногу, правую ногу, согнутую в колене, слегка поднять над полом.

«И» — правую ногу, задев каблуком об пол, провести вперед, колено и подъем вытянуты.

«Два» — подскочить на левой ноге, правая остается в том же положении.

«И» — подскочить на левой ноге, правую ногу, задев подошвой об пол, провести назад, согнув в колене.

2-й такт:

«Раз» — подскочить на левой ноге, правая остается в том же положении

«И» — правой ногой ударить всей стопой рядом с левой, левая, согнутая в колене, поднимается над полом.

«Два» — левой ногой ударить всей стопой рядом с правой, правая, согнутая в колене, поднимается над полом.

«И» — правой ногой ударить всей стопой рядом с левой, левая, согнутая в колене, поднимается над полом.

Движение начинается сначала.

Движение № 8 — припляс с выносом ноги на каблук

Исходное положение — третья свободная позиция ног, правая нога впереди. Музыкальный размер — 2/4.

1-й такт:

«И» — вытянутую правую ногу поднять вперед и провести по полукругу вправо.

«Раз» — правую ногу поставить на всю стопу вправо, колено слегка согнуть.

«И» — левую ногу, вытянутую в колене, поставить на каблук вправо, правую ногу, согнутую в колене, поднять над полом.

«Два» — переступить на правую ногу, левую, вытянутую в колене, поднять над полом.

«И» — левую ногу, вытянутую в колене, по полукругу провести влево на каблук, правую, согнутую в колене,

поднять над полом.

2-й такт:

«Раз» — переступить на правую ногу, левую, вытянутую в колене, поднять над полом.

«И» — левую ногу по полукругу провести вправо и поставить на каблук впереди правой ноги, правую, согнутую в колене, поднять над полом.

«Два» — переступить на правую ногу, левую, вытянутую в колене, поднять над полом.

«И» — пауза.

Движение начинается с другой ноги.

Движение № 9 — дробная концовка

Исходное положение — первая параллельная позиция ног. Музыкальный размер — 2/4.

1-й такт:

«Раз» — соскочить вперед на две ноги.

«И» — шагнуть правой ногой назад.

«Два» — левую ногу подставить к правой.

«И» — подскочить на левой ноге, правую ногу, слегка согнутую в колене, поднять над полом.

2-й такт:

«Раз» — правой ногой дважды ударить всей стопой.

«И» — ударить всей стопой левой ноги рядом с правой.

«Два» — ударить всей стопой правой ноги рядом с левой.

«И» — пауза.

Движение № 10 — шило

Исходное положение — первая параллельная позиция ног, на высоких полупальцах. Музыкальный размер — 2/4.

«Раз» — опуститься на всю стопу обеих ног, колени слегка согнуть и повернуть влево.

«И» — не вставая из полуприседания, колени перевести вправо.

«Два» — не вставая из полуприседания, колени перевести влево.

«И» — встать на полупальцы.

Движение продолжается в ту же сторону или начинается в другую сторону.

Движение № 11 — ключ с поклоном

Исходное положение — первая параллельная позиция ног, правая нога, согнутая в колене, поднята над полом. Музыкальный размер — 2/4.

1-й такт:

«Раз» — ударить всей стопой правой ноги рядом с левой.

«И» — подскочить на левой ноге, правую, согнутую в колене, поднять над полом.

«Два» — ударить всей стопой правой ноги рядом с левой, левую, согнутую в колене, поднять над полом.

«И» — ударить всей стопой левой ноги рядом с правой и тут же поднять над полом согнутую в колене.

2-й такт:

«Раз» — шагнуть левой ногой влево.

«И» — правую ногу подставить к левой.

«Два» — наклон корпуса вперед.

«И» — корпус выпрямляется.

Движение продолжается с той же ноги или начинается с другой.

Движение № 12 — дробь с подскоками

Исходное положение — первая параллельная позиция ног. Музыкальный размер — 2/4.

1-й такт:

«Раз» — ударить всей стопой правой ноги рядом с левой.

«И» — подскочить на левой ноге, правая, согнутая в колене, поднимается над полом.

«Два» — ударить всей стопой правой ноги рядом с левой, левая, согнутая в колене, поднимается над полом.

«И» — ударить всей стопой левой ноги рядом с правой.

2-й такт:

«Раз» — подскочить на правой ноге, левая, согнутая в колене, поднимается над полом.

«И» — ударить всей стопой левой ноги рядом с правой, пра вая, согнутая в колене, поднимается над полом.

«Два» — ударить всей стопой правой ноги рядом с левой.

«И» — правая нога, согнутая в колене, поднимается над полом.

Движение начинается сначала.

Движение № 13 — подскок с притопом

Исходное положение — первая параллельная позиция ног. Музыкальный размер — 2/4.

«Раз» — подскочить на левой ноге с продвижением вперед, одновременно правую ногу, согнутую в колене, поднять над полом.

«И» — ударить всей стопой правой ноги впереди левой.

«Два-И» — повторить все на «Раз-И».

Движение № 14 — подскоки с перескоком

Исходное положение — третья свободная позиция ног. Левая нога впереди. Музыкальный размер — 2/4.

«Раз» — подскочить на левой ноге, правая, согнутая в колене, отведена назад.

«И» — подскочить на левой ноге, правую, вытянутую в колене, открыть вперед влево.

«Два» — подскочить на левой ноге, правую, вытянутую в колене, открыть вправо.

«И» — перескочить на правую ногу вправо, левую, согнутую в колене, подвести к правой ноге, стопой на уровень щиколотки.

Движение начинается с другой ноги.

Движение № 15 — присядка с хлопком по голенищу и выносом ноги на каблук

Исходное положение — первая свободная позиция ног. Музыкальный размер — 2/4.

«Раз» — с легкого подскока сесть в полное приседание.

«И» — подскочить на правой ноге, левую, согнутую в колене, поднять вперед и одновременно ударить правой рукой по внутреннему голенищу левой ноги.

«Два» — левую ногу, вытянутую в колене, поставить на подушечку назад.

«И» — левую ногу, вытянутую в колене, вынести вперед на ребро каблука.

Движение продолжается с той же ноги или начинается с другой.

Движение № 16 — приставной шаг с двойным притопом

Исходное положение — первая параллельная позиция ног. Музыкальный размер — 2/4.

1-й такт:

«Раз» — шагнуть правой ногой вправо.

«И» — приставить левую ногу к правой.

«Два» — шагнуть левой ногой влево.

«И» — приставить правую ногу к левой.

2-й такт:

«Раз» — ударить всей стопой правой ноги рядом с левой.

«И» — ударить всей стопой левой ноги рядом с правой.

«Два» — ударить всей стопой правой ноги рядом с левой.

«И» — пауза.

Движение продолжается с той же ноги или начинается с другой.

Движение № 17 — соскок с подскоком и перескоком

Исходное положение — первая параллельная позиция ног. Музыкальный размер — 2/4.

«Раз» — соскочить вперед на две ноги.

«И» — подскочить на левой ноге, правую, согнутую в колене, поднять до уровня щиколотки левой ноги.

«Два» — перескочить вперед на всю стопу правой ноги.

«И» — ударить каблуком левой ноги рядом с правой.

Движение начинается сначала.

Движение № 18 — удар стопой с приставным шагом

Исходное положение — первая параллельная позиция ног, пра-

вая нога, согнутая в колене, поднята до уровня щиколотки левой

ноги. Музыкальный размер — 2/4.

«Раз» — ударить всей стопой правой ноги рядом с левой.

«И» — подскочить на левой ноге, правую, согнутую в колене,

поднять до уровня щиколотки левой ноги.

«Два» — шагнуть правой ногой вправо.

«И» — левую ногу подставить к правой в первую параллель-

ную позицию.


Областные особенности исполнения традиционной танцевальной культуры Рязанской области [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://infourok.ru/oblastnie-osobennosti-ispolneniya-tradicionnoy-tancevalnoy-kulturi-ryazanskoy-oblasti-2002714.html - 04.10.2022

Заикин Н. И., Заикина Н. А. Областные особенности русского народного танца. – М, 2016 с.54

Заикин Н. И., Заикина Н. А. Областные особенности русского народного танца. – М, 2016 с.54

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 19.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области