Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
Садовский детский сад общеразвивающего вида
Занятие по экологии в старшей группе с элементами макетирования
«Земля – наш общий дом».
Подготовила:
Восптиатель
Дзиза Е.П.
2020 г
Цель:
1)знакомство детей с разнообразием растительного и животного мира.
2)формирование представлений о материках
3)знакомство с географической картой
4)воспитание эстетических качеств.
Задачи:
1)Формировать представление о форме земного шара.
2)Дать элементарные представления о материках.
3)Формировать чувства
Есть на Земле огромный дом
Под крышей голубой
Живут в нем солнце, дождь и гром
Лес и морской прибой.
Живут в нем птицы и цветы
Веселый звон ручья
Живешь в том светлом доме ты
И все твои друзья.
Куда б дороги не вели
Всегда ты будешь в нем
Природою родной Земли зовется этот дом.
Сегодня я принесла предмет, который вам хорошо известен. Да, это глобус.
А, что же такое глобус? Что мы можем сказать о нем?
Ответы детей.
А хотите узнать, как древние люди представляли себе нашу Землю?
Слайд №1 (пещерный человек)
Люди жили в пещерах. Женщины собирали ягоды, грибы, готовили еду. Мужчины охотились. Они не умели читать и писать, у них не было ни бумаги, ни ручек. Они рисовали на камнях . Люди не задумывались, какая наша планета , для них важнее было выжить в это трудное время.
Но время шло, с ним менялся и человек. Ему стало интересно знать, как выглядит планета ,на которой он живет.
Слайд №2 (изображение Земли на 4 слонах)
Одни думали , что Земля плоская и держится на 4 слонах, слоны стоят на спине огромной черепахи, которая плавает в океане.
Слайд №3 (изображение Земли на 3 китах)
Другие говорили, что Землю держат 3 кита, плавающих в океане.
Но были люди (мореплаватели), которые убедились в том, что отправляясь в путь с одного места и двигаясь в одном направлении, всегда возвращаешься туда, откуда начал путь.
Слайд №4 (Магеллан)
Одним из таких мореплавателей был Магеллан. Он совершил кругосветное путешествие на 5 кораблях. Его корабль «Виктория» обогнул Землю и вернулся обратно . Так люди поняли, как велика наш Земля, и доказали, что она круглая.
Прежде, чем приступить к практической части, предлагаю размять наши пальчики (пальчиковая гимнастика)
Две ладошки я прижму и по морю поплыву
Две ладошки ,друзья, это лодочка моя
Паруса подниму и по морю поплыву
И по бурным, по волнам, приплыву к материкам.
Морякам, бороздившим моря и океаны, что бы удобнее было выбирать путь в морской пучине, удобнее было пользоваться не глобусом, географической картой. На географическую карту , как и на глобус были нанесены моря, океаны, материки. Давайте сосчитаем, сколько у нас материков?
Евразия
Африка
Сев. Америка
Юж. Америка
Австралия
Антарктида
Каждый из материков имеет свою неповторимую природу, климат, растительный и животный мир. Давайте сегодня с вами сделаем макет географической карты. Найдите самый большой материк (Евразия). Он состоит из 2 частей (Европа и Азия). На этом материке живем и мы с вами. Материк Евразия очень разнообразен по природе и по климату. Есть страны, где очень жарко, круглый год лето. Как вы думаете, какие животные могут жить в таких странах?
Ответы.
Дети накалывают картинки с изображением животных на шпажках к вырезанным из пенопласта материкам. Материки закреплены на панно синего цвета, имитирующего моря и океаны.
Есть страны, где снег тает лишь на 1-2 месяца. На заснеженных просторах этих мест живут: сев. Олени, тюлени, песцы, пингвины, моржи, белые медведи. Народы крайнего севера отличаются от нас внешне. У них раскосые глаза, черные волосы. Они ведут кочевой образ жизни, занимаются оленеводством. Олени для них это и одежда, и кров и еда, и транспорт.
Следующий материк -Африка. Найдите, пожалуйста.
Здесь очень жарко, лето круглый год. Большую часть Африки занимают пустыни. Пески на несколько тысяч километров. В Африке очень засушливый климат, дождей не бывает по несколько месяцев. Сезон засухи сменяет сезон дождей. Но местные жители сумели приспособиться к таким особенностям климата. Люди , живущие в Африке отличаются от нас цветом кожи. Они имеют короткие курчавые волосы, широкий нос, большие губы. Эти отличии позволяют им легче переносить жару. Животные тоже приспособились к жаркому климату. А какого животного называют кораблем пустынь?
Ответы.
Что позволяет верблюду не пить и не есть несколько дней?
А какие еще животные живут в Африке?
Ответы.
Давайте заселим Африку животными.(дети накалывают шпажки на материк).
А знаете ли вы, что бегемоты живут только в Африке. Они обладают очень свирепым нравом и скверным характером. Даже такие хищники как львы не всегда решаются напасть на них.
А теперь давайте нанесем на наш макет сразу два материка. Америка -северная и южная. Коренными жителями Америки были индейцы. Они тоже имеют внешность не похожую на нас. Красноватый цвет кожи, крупные черты лица. Они жили племенами. У них были свои вожди, культура и интересные обычаи. Какими же животными мы заселим эти два материка?
Ответы (бизоны, гризли, скунсы, пума, мустанги, овцебыки, койоты)
Следующий материк самый маленький – Австралия. Здесь тоже жаркий и сухой климат. Большую часть Австралии занимают саванны – песчаные почвы. В Австралии живут кенгуру, крокодилы, страусы, панды.
Любопытный факт. Однажды, местными фермерами на материк были завезены кролики. Они так размножались, что перестали быть домашними животными. Огромное количество кроликов поедали и вытаптывали фермерские поля. Было решено завести на континент куниц. Но куницы стали охотится не на кроликов, а на воробьев и грызунов. Даже есть такое выражение «Кролики съели Австралию».
Ну и последний материк на нашей планете – Антарктида. Этот материк не заселен людьми. Там очень холодно. Вечная зима. Но животные там все же проживают. Давайте заселим Антарктиду животным миром. Как вы думаете , кто из животных может себя прекрасно чувствовать в таком холоде?
Ответы (киты, тюлени, моржи, песцы, белые медведи)
Хотя в Антарктиде нет постоянного населения, и царит вечная мерзлота, этот материк очень важен для человечества. Как вы думаете почему? Запасами пресной воды. Пресная вода в замороженном виде, поэтому Антарктида и обозначается на карте белым цветом. В Антарктиде расположены научные станции, туда приезжают в экспедиции ученые. Вот мы сегодня с вами сделали макет географической карты. Давайте посчитаем все ли материки у нас на месте? А что такое синее между материками? Правильно, это моря и океаны.
Вот такая разная наша планета Земля. И мы все такие разные, живущие на ней. Мы все нашли на ней для себя кров. И как свой родной дом должны любить Землю, беречь и охранять, делать еще красивее. Ведь жить на ней будут еще многие, многие люди.