КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ - ПОЗНАВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ «УДИВИТЕЛЬНЫЕ СВОЙСТВА ВОЗДУХА».
ЗАДАЧИ:
1.Познакомить детей со свойствами воздух (не имеет запаха, цвета и способами его обнаружения.)
2.Дать детям элементарное представление об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья.
3.Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.
4.Развивать наблюдательность , умение делать выводы, анализировать.
5.Воспитывать у детей познавательный интерес , умение видеть удивительное в окружающем мире.
МАТЕРИАЛ: воздушные шары разных цветов , полиэтиленовые пакеты на каждого ребенка, трубочки , пластмассовые стаканчики, баночки с плотными крышками , мелкие камушки, тазик с водой, стакан с листочком бумаги, технические средства обучения (компьютер, проектор, диск с мультфильмом, слайды).
ХОД ЗАНЯТИЯ:
На проекторе демонстрируется отрывок из мультфильма «Фиксики».
Ребята , узнали героев знаменитого мультсериала? Да это Фиксики. Они постоянно что- то исследуют. Сегодня я предлагаю вам выступить в роли юных исследователей и посетить нашу научную лабораторию. Сегодня я пришла к вам с воздушными шариками. Посмотрите, какие они красивые. Ой, а что случилось с зеленым? Он какой- то маленький. Что нужно сделать, что бы он стал большим , круглым и упругим? Надуть. Вот какай красивый получился. Интересно, что у него в внутри. Воздух? Какой еще воздух? Я ничего не вижу. А вы видите? Давайте проверим. Я придумала, как нам поймать воздух и посмотреть на него.
Опыт №1 с полиэтиленовым пакетом.
Убедитесь, что пакет пуст. Сложите пакет в несколько раз и закрутите его. А теперь распрямите пакет. Держите пакет двумя руками и сделайте взмах руками, как- будто собираетесь что – то поймать. Закрутите пакет. Что произошло с пакетом? Он изменил форму. На что стал похож? На подушку. Ребята, это воздух занял свое место в пакете и изменил его форму. А мы видим в пакете воздух? Нет.
Вывод: воздух невидимый, прозрачный и бесцветный.
Ребята, а где еще можно еще сделать запас воздуха? В шинах автомобиля, надувных лодках и бассейнах, мячах. Сам по себе воздух не имеет объема. Он принимает объем тех предметов, в которые он попадает.
Мы с вами убедились, что воздух есть вокруг нас. А вот интересно, есть ли воздух внутри нас?
Опыт №2. Стаканчики с водой и трубочкой для напитков.
Возьмите стаканчик с водой на вашем столе и подуйте в опущенную в него трубочку. Что происходит? Выходят пузырьки. А как они там оказались? В стакане была лишь вода. Я поняла. Пузырьки это и есть воздух, который находится внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит в виде пузырьков. Но, что бы подуть еще, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем его через трубочку. Так и получаются пузырьки. Давайте чуть – чуть пошалим и посильнее подуем.
Вывод : воздух есть вокруг и внутри нас.
Ой, ребята, я совсем забыла. Когда я шла в садик , по дороге я нашла сундучок. Давайте посмотрим , что в нем. Камешки. Я видела, как мальчишки бросали их в лужу и в луже тоже появлялись пузырьки. Лужи здесь нет, зато есть тазик с водой.
Опыт №3.
Опускаем в тазик с водой камешки и смотр ,что произойдет. Они тонут. А почему? Камешки тяжелые. А если мы опустим в воду наш шарик. Опускаем. Странно, камешки утонули, а шарик нет. Почему так происходит? Как вы думаете? Оказывается ,шарик не тонет, потому что он легче воды, а камешки тяжелее. Падая в воду, он вытесняет воздух из воды – так и получаются пузырьки.
Вывод : воздух легче воды.
Ребята, воздух еще может передвигаться. Когда это происходит - это называется ветром. Ветер бывает теплым и холодным. Это зависит от того , с какой стороны он дует. Южный ветер – теплый, а северный – холодный. Передвижение воздуха можно на себе почувствовать и в помещении.
ОПЫТ №4.Веер, фен, вентилятор.
Ребята, посмотрите, а в сундучке еще есть 2 баночки. Они пусты. Кроме воздуха здесь нет ничего. А как вкусно пахнет. Одна – духами, другая – кофе. Как вы думаете, почему обе баночки пусты, а пахнут по - разному? И, почему везде пахнет по- разному? В помещении один запах, на улице другой?
Вывод : собственного запаха у воздуха нет. Чистый воздух ничем не пахнет. Запах ему придают вещества, с которыми он соприкасается. Другими словами воздух присваивает чужие запахи.
Однажды я стояла на остановке и мимо меня проехала большая машина, а я давай чихать. Что же это со мной было? Может я заболела? Оказывается, я надышалась грязным воздухом и расчихалась. Теперь буду умнее. Буду ходить по улице с закрытым ртом и зажатым носом. Вы согласны со мной? Попробуем? Нет. Не дышать мы не можем. Человек может прожить :без пищи – 30 дней, без воды – 14 дней, а без воздуха несколько секунд.
Дыхательная гимнастика.
Как дышит человек? Положите ладонь на грудь и почувствуйте, как происходит дыхание. Вдох – вдыхает хороший воздух(кислород), выдох – выдыхает плохой воздух(углекислый газ).
Мы вздохнули глубоко,
Дышим мы легко – легко.
Подыши одной ноздрей
И к тебе придет покой.
Вывод : воздух необходим для всего живого (человека, птиц, насекомых, растений). Без воздуха наша планета была бы необитаема.
Посмотрите, пожалуйста, на фото. (Комментарии к картинкам на проекторе) .В каком городе вы хотели бы жить? Что же нужно сделать, что бы воздух был чище? Вспомните ,где нам легче дышится? В лесу. Деревья и растения жадно ловят углекислый газ(вредный для человека) и выделяют кислород, которым мы дышим. А сейчас ,юные исследователи, подумайте, что может сделать человек для сохранения чистого воздуха.
-Посадка деревьев, цветов и др растений.
-Поливка улиц и дорожек водой, что бы было меньше пыли.
-Не мусорить.
-Следить за исправностью машин, которые выделяют много копоти.
-На заводах и на фабриках на трубы ставят специальные фильтры, которые не дают копоти и другим вредным веществам попасть в воздух.
Ребята, в нашем сундучке есть еще один предмет. Стеклянный стакан.
Опыт №5. Тазик с водой и стакан с бумажкой.
Берем стакан, на дне которого закреплен листочек бумажки. Как вы думаете, если мы опустим стакан в воду, что произойдет с листочком, он намокнет или останется сухим? Перевернув стакан вверх дном, медленно опускаем его в воду(стакан держать прямо), пока он не коснется дна. Затем достаем стакан из воды. Почему бумажка на дне стакана осталась сухой?
В стакане есть воздух, это он не дал воде намочить бумажку, он не пропустил воду в стакан.
А теперь опущу стакан в воду немного наклонно. Что появляется в воде? Видны пузырьки воздуха. Откуда они взялись? Воздух выходит из стакана и его место занимает вода. Что произошло с нашим листочком бумаги? Он намок.
Вывод : воздух занимает место.
Ребята, сегодня мы с вами проделали большую исследовательскую работу. В нашей лаборатории провели много интересных опытов и узнали об удивительных свойствах воздуха.
Итог :
- воздух невидимый, прозрачный и бесцветный
-воздух есть вокруг и внутри нас
-воздух не имеет запаха
-воздух необходим для жизни всего живого
-воздух занимает место
-как сберечь чистый воздух.
Вас теперь можно назвать настоящими учеными и наградить вас ученой степенью(вручение смайликов). Спасибо . Было приятно с вами работать. (Звучит песенка из мультсериала «Фиксики»).