Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Исследовательская работа Разработка маршрута выходного дня видеоэкскурсия «По родному краю с любовью» для учащихся района и гостей

Цель исследования собрать и изучить сведения об истории поселка, красивейших его уголках, интересных людях, воспитывать у слушателей любовь к своему Отечеству, краю, к своему народу, развивать чувство гордости за свой край. Задачи 1. Развивать знания о родном крае 2. воспитывать интерес к исследованию и познанию особенностей родного края 3. помочь увидеть экскурсантам красоту окружающей нас природы.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Открытая гуманитарная конференция школьных исследовательских работ

"Вышгород – 2020" (Маркеловские чтения)

Секция: Краеведение

Исследовательская работа

Разработка маршрута выходного дня

(видеоэкскурсия

«По родному краю с любовью»)

для учащихся района и гостей

Разработали:

ученица 8 класса Сафиуллина Камиля,

ученица 8 класса Каряженкова Екатерина

МБОУ «Октябрьская СОШ»

Верхнеуслонского района РТ

Руководитель:

Лукоянова Юлия Николаевна

учитель русского языка и литературы

п. Октябрьский

2020 г.

Оглавление.

I. Введение……………………………………………………………………3 c.

II. Основная часть……………………………………………………………4 с.

III. Заключение…………………………………………………………….....9 с.

IV. Список используемой литературы……………………………………...9 с.

I. Введение.

В краю родном забытая частица,
Я весь натянут, как струна.
Сюда спешу святой воды напиться,
К тебе, моя родная сторона.

Вдали оставив след тропы бродяжной,
К тебе пришел очиститься душой,
И ту любовь, что испытал однажды,
Сравнить с любовью хочется большой.

Я снова трелью нежной соловьиной
Черту своим скитаньям подведу.
Пусть будет путь безрадостным и длинным,
Но я сюда дороженьку найду.

Петр Прудников.

Родина – это очень емкое по своему содержанию понятие. В него вкладывается очень глубокий и многогранный смысл. И первое, с чего начинается родина для каждого человека – это его семья, то есть самые дорогие и близкие люди. Затем данное понятие расширяется до всего окружающего мира, и человек видит в родине в первую очередь природу своего края. В конце концов, нашу родину создали природа и предки.

У каждого из нас есть свои любимые места, которые нам нравятся еще с детства, и с которыми у человека есть свои воспоминания и ассоциации. А ведь что может быть прекраснее тех воспоминаний, которые сохранились у человека? Особенно если это приятные воспоминания, и тем более связанные с детством.

Так что в первую очередь Родина – это те родные тропинки, по которым человек куда-то ходил, знакомые закоулки, переулки, дома, парки, озера и все остальное – у каждого ведь свои ассоциации и воспоминания. Именно с этого и начинается любовь к родине – с родных мест, которые близки каждому человеку. Потому сама Родина неотделима от природы и от ее красот.

Актуальность: в настоящее время молодое подрастающее поколение плохо знает культуру своего народа, историю края, где он родился. Множится число людей, которые не дорожат традициями, не знают и не подозревают о духовной красоте, богатстве своих истоков, мало знают о знаменитых своих земляках. Мы решили познакомиться с достопримечательностями родного края с талантливыми людьми поселка. Свое исследование начали с изучения истории поселка, с тех пор, когда он назывался хутором Александровским. Почему именно Александровским? Пытаясь найти ответ на этот вопрос, мы окунулись в интереснейшее исследование.

Цель исследования: собрать и изучить сведения об истории поселка, красивейших его уголках, интересных людях, воспитывать у слушателей любовь к своему Отечеству, краю, к своему народу, развивать чувство гордости за свой край.

Задачи:

1. Развивать знания о родном крае;

2. воспитывать интерес к исследованию и познанию особенностей родного края;

3. помочь увидеть экскурсантам красоту окружающей нас природы.

Объект исследования: история посёлка, талантливые люди и красивые уголки природы.

Методы исследования: пешеходная прогулка, беседа, опрос, изучение дополнительных источников информации.

Новизна: тема не новая, но не иссякнет интерес человека к истории родного края. С ней можно познакомиться по-разному: прочитать, посмотреть, послушать, но лучше один раз увидеть, чем один раз услышать, поэтому мы остановили свой выбор на видеоэкскурсии.

II. Основная часть.

Выходного дня ждешь с большим нетерпением. Хочется, чтобы он прошел интересно и запомнился надолго.

Мы приглашаем вас на лучшую воскресную прогулку по красивейшим местам нашего края. Много нового и интересного вы узнаете в ходе прогулки, которая у вас оставит неизгладимые впечатления и долгую память от знакомства. Советуем вам одеться по-спортивному и взять с собой корзинку, фотоаппарат. И если вы готовы, мы отравляемся.

В речном порту г. Казани мы садимся на пароход и вскоре подплываем к пристани «Верхний Услон».

Мы приветствуем Вас на гостеприимной Верхнеуслонской земле! Приглашаем в автобус, который довезет нас до посёлка Октябрьский.

Итак, мы на Центральной улице, откуда и начинаем свой путь. На ней расположены 3 главные достопримечательности поселка: сельский Дом культуры, новое двухэтажное здание и школа.

Прекрасный день!
Такая чудная погода
Бывает только дивною сентябрьскою порой.
Ликует в праздничном наряде вся природа,
И золотая осень кружит над землей.

А солнце светит
Ласково и нежно,
Даря земле частичку теплоты,
И над водой с изяществом небрежным
Порхают бабочки, как поздние цветы.

И как приятно,
Выйдя на прогулку,
Почувствовать вдруг свежесть ветерка,
Услышать тишины дыханье гулкое,
Увидеть, как прекрасны облака...

Владимир Кочураев

Мы начинаем свой путь по Центральной улице

Милая школа, здравствуй!

Я вновь на пороге твоем.

В сентябрьский день прекрасный

К тебе всем селом идем.

Н. Артемьева

Моя родная школа…Она построена в 1984 году во время руководства Шайдуллина Азата Миннерахмановича. Большой вклад в строительство школы внес совхоз имени XXIII партсъезда и его директор Марченко Александр Михайлович.

Первая школа была создана в 1930 году. Была она 4-летней. В конце 40-х годов школу преобразовали в 7-летнюю. Приезжают первые учителя- предметники. Здание школы становится тесным для воспитанников, и поэтому строится новая деревянная школа на том месте, где сейчас находится современное здание. В 1973 году ученики старших классов переехали в новое кирпичное здание, которое построили своими руками, а начальные классы продолжали учиться в старой школе.

В 2014 году после капитального ремонта преобразилась школа: светлые просторные классы , новые окна, двери… гордостью всех мальчишек и девчонок является спортзал.

Люблю твои леса, поля

Твои бескрайние просторы

И голубые небеса,

Моря, озера, реки, горы…

Мы проходим мимо дома одной из почетных жительниц нашего поселка-Артемьевой Натальи Михайловны. Присядем на скамеечку возле дома, под рябиной , послушаем ее стихи и песни. Родилась она в с. Ключищи нашего района. Училась в Совхозской школе (так она называлась до 40-х годов), закончила 5 классов и уехала в Красноярск. Но родина звала её незримо, и в 1971 году она вернулась в родной дом. « В родной стороне и дышится легче, и пишется лучше»,- говорит она. Пишет стихи от души и для души. В 2006 году в районе вышла первая книжечка стихов. За стихотворение «Моя Россия» была награждена Республиканской миграционной службой ценным подарком. Наталью Михайловну в поселке называют «наша Зыкина» за её сильный, по-русски раздольный голос. Когда слушаешь её, видишь русскую березку, широкое раздолье, милые, знакомые до боли родные места. Всю жизнь она среди людей, в гуще событий. Ни один праздник не проходит без ее задушевных лирических песен.

Слушаю осени тихую флейту,
И никогда не наслушаюсь вдосталь.
Светится яблоко спелостью лета,
Соединяя землю и космос.


К чистому празднику первого снега,
От восхищенного Бога – Мадонне,
Соединяя землю и небо,
Яблоко светится на ладони.

Надежда Коган

Следующий пункт нашего маршрута – яблоневый сад. Заложили его после Великой Отечественной войны, Кроме этого сада были плантации смородины и крыжовника, виктории и малины. Земля тогда принадлежала плодово-ягодному тресту. Директор, Николай Сотников, даже получил орден Ленина за успешную посадку и освоение садов.

В любое время года сад по-своему красив. Летом он веселый, яркий. Яблони стоят ветвистые, пышные. Они напоминают мне величавых русских красавиц, с длинными густыми косами и розовыми щечками. Осенью сад сказочный: разноцветный; ветви под тяжестью плодов склоняются до самой земли. Яблоки так и просятся к вам в руки. Присядем под яблоню, подышим медвяным запахом спелых яблок, сделаем фотографию на память и продолжим свой путь.

Теперь мы выходим к старому зданию, построенному во времена маркиза Паулуччи. По словам сторожил поселка в 1553 году, когда Горная сторона (так назывался Верхний Услон) вошла в состав Свияжского уезда. Уездными землями в разное время владели известные дворянские семьи России - Нарышкины, Гагарины, Есиповы, Геркены, Паулуччи ... Рядом фермы, в которых выращивают телят. А когда-то здесь стояли племенные рысаки, которые славились далеко за пределами хутора Александровский (Когда барчук приказал долго жить, территория отошла к следующей наследнице- Елизавете.) Память народная на подобные вещи очень крепка, и потому некоторые старики до сих пор кличут Октябрьский «Елизаветкой» )

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.

Иван Бунин

Кроет уж лист золотой
Влажную землю в лесу...
Смело топчу я ногой
Вешнюю леса красу.

Аполлон Майков

Пройдя еще немного по главной улице, сворачиваем налево и попадаем в лес. Наш поселок окружают леса. В лесах растут стройные ели, могучие дубы и медоносные липы.

Хорошо в лесу зеленом!
Травы стелются ковром,
А резные листья кленов
Укрывают нас шатром.
Мы идет лесной тропою,
Смотрим мы  по сторонам.
Пахнет травами и хвоей,
Бродят тени по стволам.
Мы заметим муравейник
И большой  замшелый пень;
Мы зайдем в смолистый ельник,
Где и в жаркий полдень тень.
Возле пня растет кислица,
В травах ландыши цветут,
Перепархивают птицы,
Заливаются, поют!
Огонечки земляники
Зажигаются в траве,
Золотою рябью блики

Летней порой луга пестрят яркими душистыми цветами: белыми ромашками, желтыми лютиками, синими колокольчиками.

Сверху припекает солнышко, тихий воздух прозрачен, сух и кажется, что лето вернулось. Еще зеленеет трава, и не погасли луговые цветы, в лесу не исчезли грибы. То тут, то там виднеются красные шляпки подосиновиков, белых грибов-боровиков, а вот на пенечке дружная семья опят. Любят они свою красоту перед камерой показывать.

Расступились зачем-то деревья.
На зелёный ковер ни ногой.
Убоялись какого поверья
Или чей окружили покой?..

На укромном случайном просторе,
Где лесной собирается цвет,
Всё живет в необычном восторге,
Всё летит на живительный свет.

Мы выходим на поляну... Трава по пояс: зверобой, душица, полынь... Здесь каждая травинка впитывает свой диапазон силы, обладают очень мощным лечебным воздействием, Собирай, не ленись. Зимой все пригодится.

И пока мы подходим к следующему пункту нашей экскурсии, просим вас отгадать загадку

Всё на свете отражает…

Напоит и освежит.

И всё время убегает,

Да никак не убежит.

Правильно, это родник. В нашем поселке есть три родника, но большая часть населения ходит на ключ, к которому мы сейчас направляемся. Он сам по себе маленький и почти незаметный, но сколько душевного спокойствия и радости приносит он людям, которые его посещают. Ведь наблюдая за этим чудом, забываешь обо всех проблемах и горестях. Возле родника люди поистине могут отдохнуть душой. Можно испить живые воды этого дара природы. После такого наслаждения долго не чувствуешь ни усталости, ни тревоги в душе. Люди рассказывают, что у родников есть божий дар и чувство справедливости. Родниковые воды могут помочь больным людям. А еще я слышала, что родниковые воды могут не только вылечить, но и поставить на ноги человека прикованного к инвалидному креслу. Может быть поэтому, веря в силу родниковой воды, многие мои односельчане на Крещение идут за святой водой, а некоторые принимают героическое решение о купании в проруби. Родничок наш обсажен деревьями и кустарниками, чтобы не пересыхал он в летнюю жару. Рядом с ним скамейка. Получилось хорошее место для отдыха.

А вот дом, который непременно привлечет наше внимание. На огороде, перед крыльцом, вдоль тропинки, ведущей к дому, растут цветы. Горделиво качают своими головками пышные георгины, весело улыбаются разноцветные астры, величественно возвышаются розы. Любуясь цветами, пройдем в дом. Здесь живет Полыскалова Елена. О ней в нашем районе знают немногие, но в нашем поселке о ней знает и стар, и млад. Елена –талантливый художник. Она начала рисовать ещё в третьем классе. Практически все своё свободное время она проводит за рисованием или чтением книг, поэтому среди её работ очень часто встречаются герои литературных произведений. «Ещё очень люблю рисовать животных, Когда остаюсь наедине с красками, кисточками, сюжетом будущего рисунка, чувствую, как поднимается настроение, чувствуешь прилив сил и бодрости», - рассказывает нам художница». Смотришь на картины Елены и удивляешься: какая красота, какое буйство красок. «Рисую больше для себя, родных и близких»,- продолжает она. Прекрасно рисует Елена и портреты. Среди них мы увидели портреты известных актеров кино и театра. Сначала Елена рисует свои картины карандашом и только потом заполняет их красками. Картины молодой художницы радуют глаз односельчан на выставках, организованных в сельском Доме культуры.

Мы выходим к красивому дому на улице Центральной. Это магазин известного на весь район Масгута Галимхановича. Наверное, каждый, кто приезжает к нам в поселок, хоть раз да заглянет в его магазин. Напротив дома –березовая роща- излюбленное место отдыха моих односельчан.


Сюда иду я от житейской прозы.
Душа полна покоя и любви.
Меня в лицо здесь знают все берёзы.
"Ну, здравствуйте, невестушки мои!"

В листве зелёной и небесной сини
Теряется мой повлажневший взор.
С красавицами стройными своими
Готов вести часами разговор.

Не омрачат меня дурные вести.
Я глажу кожу белую стволов...
Так хорошо здесь помолчать нам вместе -
Друг друга понимаем мы без слов.

Бывшев Александр

Неблизкий путь по поселку и его окрестностям подошел к концу.

Мы надеемся, что отдых, проведенный у нас, подарил вам массу положительных эмоций и оставил исключительно приятные воспоминания.

Рефлексия.

Закончите любое из предложенных предложений:

Самым интересным во время экскурсии для меня было ….

Я научился ….

Теперь бы я хотел еще узнать ….

Мне понравилось ….

Хотел бы вам сказать ….

Самым скучным на занятии было ….

Я был рад, если бы ….

Я буду вспоминать о ….

I. Технологическая карта экскурсии

3. Состав экскурсии: учащиеся, родители, учителя, гости, медсестра.

4. Протяженность от пункта отправки до конечной остановки: 2 км.

5. Продолжительность: 1 час.

6. Маршрут: школа –дом – сад –лес-поляна-родник-дом- магазин-школа

II. Контрольный текст экскурсии

Цели работы:

Задачи:

Оборудование: корзина, фотоаппарат.

1. Подготовительный период

Для проведения экскурсии выбирается район, расположенный вблизи школы и отвечающий следующим требованиям: должен быть разнообразным в природном отношении и нести историческую информацию.

Проводится инструктаж по технике безопасности для учащихся перед проведением экскурсии:

• Надеть удобную одежду и обувь, не стесняющую движений и соответствующую сезону и погоде. Для предотвращения травм и укусов ног надеть брюки.

• Экскурсия будет длиться 1 час, поэтому необходимо взять с собой воду.

2. Экскурсия по местности

1.Вводная беседа учителя. Напоминает учащимся цели и задачи экскурсии, кратко знакомит с местностью, напоминает правила поведения в природе.

Уважаемые участники! Сегодня мы совершим экскурсию в природу… Мы посетим яблоневый сад, лес, поляну, ключ, дома односельчан. Необходимо обратить внимание на постройки, которые имеют историческое значение.

2. Учителем проводится инструктаж по технике безопасности для учащихся на экскурсии:

• Соблюдать дисциплину, выполнять все указания учителя и самостоятельно не изменять установленный маршрут движения и не покидать место расположения группы.

• Не пробовать на вкус какие-либо растения, плоды и грибы.

• Не трогать руками ядовитых и опасных животных, пресмыкающихся, насекомых, растений и грибов, а также колючих растений и кустарников.

• При движении не снимать обувь и не ходить босиком.

• Соблюдать правила личной гигиены, своевременно информировать учителя об ухудшении состояния здоровья или травмах.

• Бережно относиться к природе, к личному имуществу.

3. Рефлексия.

Закончите любое из предложенных предложений:

Самым интересным во время экскурсии для меня было ….

Я научился ….

Теперь бы я хотел еще узнать ….

Мне понравилось ….

Хотел бы вам сказать ….

Самым скучным на занятии было ….

Я был рад, если бы ….

Я буду вспоминать о ….

III. «Портфель экскурсовода»

Спутниковая карта экскурсии

Использованная литература:

1 «Верхний Услон: край родной, навек любимый», издательство «По городам и весям», Казань, 2001

2. Газета «Волжская новь», №56, 2008.

3.http://yandex.ru/yandsearch

4.http://www.vuslon.ru/

5. сайт сел.

6. к юб района 2 книга

Тезисы

Исследовательская работа: «По родному краю с любовью».

Выполнили работу:Сафиуллина Камиля, ученица 8 класса, Каряженкова Екатерина– ученица 8 класса Верхнеуслонского района Республики Татарстан.

Научный руководитель:Лукоянова Ю. Н., учитель русского языка и литературы

Актуальность: в настоящее время молодое подрастающее поколение плохо знает культуру своего народа, историю края, где он родился. Множится число людей, которые не дорожат традициями, не знают и не подозревают о духовной красоте, богатстве своих истоков, мало знают о знаменитых своих земляках. Мы решили познакомиться с достопримечательностями родного края с талантливыми людьми поселка. Свое исследование начали с изучения истории поселка, с тех пор, когда он назывался хутором Александровским. Почему именно Александровским? Пытаясь найти ответ на этот вопрос, мы окунулись в интереснейшее исследование.

Поэтому цель исследования: Собрать и изучить сведения об истории поселка, красивейших его уголках, интересных людях, воспитывать у слушателей любовь к своему Отечеству, краю, к своему народу, развивать чувство гордости за свой край.

Задачи:

1. Развивать знания о родном крае;

2. воспитывать интерес к исследованию и познанию особенностей родного края;

3. помочь увидеть экскурсантам красоту окружающей нас природы;

В ходе работы мы беседовали со сторожилами поселка, ознакомились с литературой по нашей теме (посетили школьную, сельскую библиотеки, делали запрос в районный музей). Прошлись по красивейшим местам, встретились с односельчанами. Получили массу удовольствия от увиденного и услышанного; сердца ребят преисполнились чувством гордости за своих земляков. Написали сочинения, лучшие отрывки из которых потом поместили в своей исследовательской работе.

Мы обязательно продолжим свою работу по изучению родного края, расскажем всем ребятам нашей школы и всему Верхнеуслонскому району на страницах газеты «Волжская Новь» о красоте родного края, талантливых людях. Мы хотим накопить как можно больше материала по своей работе, которые (надеемся) войдут в новое издание книги по истории Верхнеуслонского района.

Заключение. В заключение можно сказать о том, что существует много красивых мест. Каждый из них особенный и неповторимый. Но мы знаем, что для нас нет милее и дороже своей малой родины-поселка Октябрьского Верхнеуслонского района Республики Татарстан

Выводы. Мы считаем, что каждый человек должен знать историю своей малой Родины. Знать и гордиться ею; преумножать ее богатства, и передавать память о ней потомкам. Стоит только приглядеться, и тебе откроются удивительные тайны твоего родного края. Края, где ты родился, вырос, познал Счастье.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 09.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области