Цель: формирование у детей знаний об овощах, умение правильно их называть, знакомство с понятием «овощи».
Задачи:
1) Обучающие:
· познакомить детей с овощами (огурец, помидор, лук);
· обогащение словаря существительных, обозначающих названия овощей, и прилагательных, обозначающих цвет, форму, вкус;
· формировать умение повторять несложные фразы;
· формировать умение узнавать овощи на картинках и наглядно;
· формировать представление детей о внешнем виде овощей (цвет, форма, размер).
2) Развивающие:
· развивать зрительное и слуховое внимание - умение вслушиваться в речь и интонации взрослого;
· развивать память, внимание, наблюдательность, мышление, мелкую моторику;
· развивать умение отвечать на простейшие и более сложные вопросы (Кто?, Что?, Какой?).
3) Воспитательные:
· побуждать ребенка внимательно слушать и слышать речь взрослого;
· побуждать ребенка слушать говорящего;
· воспитывать положительные качества личности: уверенность в себе, умение сопереживать, воспитывать доброе отношение к окружающим, отзывчивость;
· воспитывать аккуратность.
Оснащение: 1) тарелка с овощами;
2) набор картинок с изображением овощей;
3) фланелеграф;
4) муляжи овощей;
5) д/и «Чудесный мешочек».
Интеграция областей: речевая область развития, социально-коммуникативная область развития, познавательная область развития, художественно-эстетическая область развития, физическая область развития.
НОД:
В: Дети, поздоровайтесь с нашими гостями!
Приветствие (установление эмоционального контакта) «Здравствуй, друг!»
В: Сегодня к нам в детский сад пришёл гость. Хотите узнать, кто это?
Д: Да.
В: Предлагаю вам познакомиться с нашим гостем. Ребята, вы узнали, кто это?
Д: Это зайчик.
В: Правильно! Зайчик пришёл не с пустыми руками. Подходите к столу, посмотрим, что он нам принёс. (Дети подходят к столу. На столе стоит тарелка с овощами (огурец, помидор, лук)).
Воспитатель берёт с тарелки огурец, показывает детям и говорит:
Ребята, это огурец! Повторите за мной!
Д: Это огурец.
В: Огурец зелёного цвета. Огурец зелёный.
Д: Огурец зелёный.
В: Огурец длинный. По форме он похож на овал.
Д: Огурец похож на овал.
В: Огурец сочный, вкусный. Давайте скажем вместе!
Д: Огурец сочный, вкусный.
В: Молодцы! А теперь повторите за мной: огурец зелёный, длинный, сочный, вкусный.
Д: повторяют за воспитателем.
Аналогично рассматривают помидор и лук.
В. берёт по одному овощи с тарелки и перечисляет их названия.
В: Всё, что лежит на тарелке, можно назвать одним словом «овощи». Повторите за мной: огурец, помидор, лук – это овощи.
Д: Огурец, помидор, лук – это овощи.
В: Ребята, овощи растут в огороде на грядке. Предлагаю вам собрать урожай.
(Физкультминутка: «Ах, какой урожай!»
Ах, какой урожай! (Дети стоят лицом в круг.)
Побыстрее собирай! (Рукой выполняют хватательные движения.)
Чтобы было всё в порядке,
Огурцы сорви быстрей, (наклоны)
Чтобы съесть их поскорей! (Движения зубами с закрытым ртом.)
Не забудь про помидор! (Наклоны и хватательные движения.)
Выдерни лучок! (Имитация движений.)
Поклонись им в пояс низко! (Наклоны туловища вперёд, руку отвести в сторону).
В: Молодцы, ребята! Собрали богатый урожай. А теперь поиграем!
Дидактическая игра «Чудесный мешочек».
В мешочек складываются муляжи овощей, с которыми познакомились дети, и один муляж, который дети не знают (свёкла). Вызванный ребёнок достаёт один из предметов и рассказывает о нём: «Это огурец. Он зелёный, длинный, сочный, вкусный». Так рассматривают все овощи из мешочка. Когда ребёнок достаёт свёклу, воспитатель знакомит с новым овощем.
В.: Ребята, посмотрите, к нам в мешочек попал ещё один овощ. Это нам зайчик положил, пока мы с вами ходили в огород овощи собирать. Это свёкла! Повторите за мной!
Д: Это свёкла.
В: Свёкла красная, круглая, твёрдая. Повторите за мной!
Д: Свёкла красная, круглая, твёрдая.
В: Ребята, овощи нужны для того, чтобы употреблять их в пищу. Они очень полезные. Из овощей можно приготовить суп, винегрет. Давайте повторим, что можно приготовить из овощей.
Д: Суп, винегрет.
В: Молодцы, ребята! Давайте поблагодарим зайчика за то, что он принёс нам овощи, и попрощаемся с ним и нашими гостями.
Д: Спасибо! До свидания!