Учитель музыки: профессионализм, педагогическое мастерство, компетентность.
В течение последних лет закрепляется устойчивая тенденция, направленная на формирование педагога-профессионала. В центре внимания работы методических объединений стоит вопрос повышения профессиональной компетентности преподавателя – как условия успешной организации учебной и воспитательной работы.
Совершенствование различных сторон единой по своей структуре педагогической деятельности требует от учителя музыки овладения специальными знаниями, навыками, умениями, что, в свою очередь, ведет к развитию педагогических способностей и в итоге к овладению педагогическим мастерством. Доказано, что социально-культурный опыт в применении к музыкально-педагогическому образованию означает профессиональную компетентность и методическую оснащенность.
Педагогу важно в совершенстве овладеть тремя основными методами, с помощью которых психология изучает черты и особенности деятельности личности. Первый метод — наблюдение, при котором внимание сосредотачивается не на субъективных переживаниях личности, а на анализе ее конкретных действий, помогая постичь психику наблюдаемого. Выяснив психологический склад ученика, педагог сумеет найти наиболее целесообразные пути воздействия на него. Другим методом, тесно связанным с наблюдением, является беседа. Продуманная беседа позволяет собрать необходимую информацию, выяснить правильность или ошибочность выводов, полученных посредством наблюдения, наметить перспективу развития учащегося, помогает достижению долее тесного контакта между педагогом и учеником. Действенность этого метода связана с необычайной силой слова. Третий метод, весьма существенный в педагогической работе — эксперимент, предполагающий наблюдения и уточнения посредством беседы, позволяющий объяснить изучаемые психические явления, а не только констатировать их качественные особенности. Профессионально-педагогическая направленность педагога-музыканта является основным условием формирования и совершенствования не только его отдельных качеств личности, но и приобретением важнейших специальных знаний, умений и навыков. Среди таких умений, прежде всего, выделяются конструктивные, организационные, коммуникативные, гностические, информационные и развивающие. Формируя и совершенствуя названные знания и умения, учитель музыки должен: выявлять в содержании специальных знаний те аспекты, которые приобретают особое значение для работы с учащимися; больше уделять внимания использованию поисковых ситуаций, которые вызывают необходимость творческого отношения к решению педагогических задач; - использовать разнообразные средства и методы обучения (проблемно-поисковые методы, методы эмоционального воздействия, методы стимулирования мотивации); постоянно анализировать и оценивать свои педагогические действия, воспитывать в себе чувство самокритичности. В целях повышения своего профессионального мастерства, педагогу необходимо всегда стоять на исследовательских позициях при нахождении эффективных форм и методов построения учебного процесса. Синтез исполнительских и педагогических качеств, складывается у учителя музыки не сразу, это сложный, многогранный и развивающийся процесс. Знакомство педагога-пианиста с основами анализа позволяет ему подходить к пониманию музыкального образа произведений с позиций его культурно-исторической обусловленности. Эти знания тесно связаны с современными достижениями в области научной мысли, а именно с музыкознанием, музыкальной психологией, семиотикой, философией, эстетикой, и дает педагогу знание исторического становления различных музыкальных форм, знание особенностей развития и конкретного строения каждой музыкальной формы. Для профессионального мастерства первостепенным является знание методики преподавания. Полноценная методическая подготовка дает педагогу знание психолого-педагогических закономерностей учебно-воспитательного процесса и помогает практически использовать передовые методы и приемы музыкального обучения; он может предвидеть и проектировать результаты педагогического воздействия на учащегося, диагностировать процессы формирования исполнительской индивидуальности. Осуществляя свою деятельность в области индивидуального обучения, педагог обязан: знать основные закономерности музыкально-педагогического и музыкально-исполнительского искусства; уметь анализировать различные методические концепции индивидуального обучения учащихся; понимать сущность индивидуальных музыкальных занятий как одного из действенных средств эстетического развития; понимать специфику индивидуальных уроков игры на фортепиано. Знание методики индивидуального обучения способствует углублению и систематизации теоретических и методических знаний, совершенствованию системы музыкальных представлений на основе методического анализа музыкальных произведений и собственного исполнительского самоанализа во взаимосвязи с конкретным решением художественной задачи, содержательному и выразительному исполнению, развитию умения охватить произведение целостно. Педагог-музыкант, как и педагог любой другой специальности, работает для будущего. Энергия, затрачиваемая педагогом, дает результаты лишь спустя некоторое время. Главным в профессиональной деятельности учителя музыки является педагогическое мастерство, компетентность, инициативность, а также наличие системных знаний не только в области музыки, методики музыкального воспитания, но и в области психологии, культурологии, этики, истории и других гуманитарных науках. Только такой педагог может воспитать образованного человека и творческую личность.
Будущий учитель музыки должен обладать общепрофессиональными качествами современного человека, в число которых входят:
1. Профессиональная самостоятельность – осознанное отношение к профессиональным требованиям, умение планировать и анализировать выполняемую работу.
3. Профессиональная мобильность – готовность и способность человека к быстрой смене и освоению новых профессиональных задач.
5. Ответственность – готовность предъявлять к себе самые высокие требования и отвечать за результаты своей профессиональной деятельности.
6. Индивидуальность – способность к полному самовыражению индивидуальных качеств, не шаблонность мышления, гарантирующих конкурентоспособность на рынке труда.
Литература:
Арчажникова Л. Г. Профессия — учитель музыки. — М.: Просвещение, 1984. — 53 с.
Кирнарская Д. К. Музыкальные способности. — М.: Таланты- XXI-век, 2004. — 408 с.
Вяземский, Е. От основ профессионального мастерства к основам профессиональной компетентности /Е. Вяземский // История. Газета Изд. дома «Первое сентября».- 2010.-№20.-С.34-39; №12.-С.41-46;№10.-С.36-40