Занятие по формированию финансовой грамотности у старших дошкольников 6-7 лет
Основы финансовой грамотности
Цель: формирование основ финансовой культуры дошкольников через основные экономические понятия в процессе игровой деятельности.
Образовательные задачи: дать представление о составляющих семейного бюджета и его расходной части ,познакомить детей с понятием «потребности человека»; подвести дошкольников к пониманию разумности потребностей; закрепить понятия «семейный бюджет», «доходы», «расходы».
Развивающие задачи: развивать логическое мышление, диалогическую речь, любознательность, внимание.
Воспитательные задачи: воспитывать нравственные качества.
Демонстрационный материал: Иллюстрации, сейф, денежные купюры для сюжетно-ролевых игр, мяч.
Предварительная работа: подготовка мини-спектакля.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, прежде чем начать наше занятие, давайте с вами вспомним, что же такое экономика и поиграем в игру.
Игра – упражнение: «Всё это экономика» - с мячом.
Правила игры: Воспитатель предлагает детям устно определить, являются ли названные понятия предметом изучения экономики. Отвечает ребенок, получивший мячик от воспитателя.
Профессии – да.
Мяч – нет.
Арбуз – нет.
Цена – да.
Производство – да.
Завод – да.
Стул – нет.
Доход – да.
Фабрика – да.
Кошка – нет …
Расход –да.
Бюджет –да.
Воспитатель: У каждого из вас есть семья. Давайте вспомним, из кого она состоит? (ответы детей). Семья состоит из мамы, папы, бабушки, дедушки и старшего брата. Воспитатель: Каждый из вас живет в доме или квартире, пользуется вещами, готовит пищу. Но для того чтобы иметь все, что нас окружает, как вы думаете, что необходимо иметь?
Чтобы ответить на этот вопрос, отгадайте загадку: "В кошелёк мы их кладём, с ними в магазин идём. (Дети: Деньги)
Воспитатель: Что такое деньги?
- на деньги можно что-нибудь купить?
- деньги - это очень важная вещь?
- деньги нужны человеку для жизни? (Ответы детей)
- А как вы думаете, что нельзя купить за деньги? (Ответы детей)
Воспитатель: За деньги нельзя купить дружбу, честность, доброту. Потому что дружбу и порядочность ни за какие деньги не купишь.
И сегодня я вам расскажу, что такое деньги и как они появились.
Сейчас мы рассмотрим с вами, что служило деньгами в древности в разных странах.
(показ иллюстраций на лэпбуке и рассказ воспитателя)
Воспитатель: Теперь вы знаете, что такое деньги и чем они различаются.
А теперь предлагаю вам всем встать и немного подвигаться.
Физминутка "Считаем денежки"
Раз, два, три, четыре, пять,
Все умеем деньги мы считать.
Отдыхать умеем тоже -
Руки за спину положим,
Голову поднимем выше
И легко - легко подышим.
Подтянитесь на носочках столько раз,
Ровно столько, сколько пальцев на правой руке у вас.
А теперь наклонитесь столько раз, сколько пальцев на левой руке у вас.
Воспитатель: Ребята, давайте поиграем, я предлагаю вам поиграть в игру «Что такое расход и доход».
Мама получила зарплату – … (Доход.)
Бабушка купила лекарство – … (Расход.)
Дедушка выиграл приз – … (Доход.)
Сестра потеряла кошелёк – … (Расход.)
Заплатили за квартиру – … (Расход.)
Мама нашла монетку – … (Доход.)
Бабушка получила пенсию – … (Доход.)
Купили игрушку – … (Расход.)
Продала бабушка картошку - ….(Доход)
Ребята, подумайте, а может расходов быть больше, чем доходов?
Ответы детей.
Итог: значит, нужно уметь планировать доходы и расходы.
Воспитатель: Теперь вы знаете, что такое деньги и чем они различаются. Бумажные деньги называются купюры, а металлические деньги - это монеты. А также мы пользуемся электронными деньгами - это пластиковая карта.
А вот где обычно взрослые хранят деньги?
Мини-спектакль:
Ведущий(ребёнок)
Ой, беда, беда, беда!
Денежки остались без жилья.
Что нам делать и как быть?
Как нам деньги сохранить?
Куда деньги поселить?!
Кошелёк
Я - солидный кошелёк.
Я монетам бы помог!
Приходите ко мне жить!
Будем вместе мы дружить!
Сейф
Приходите ко мне жить!
Могу я деньги защитить!
Заходи, скорей, не дрейфь!
Я самый прочный в мире сейф!
Копилка
Я копилка, хрюшка "Милка"
Приходите сюда жить,
Помогу вам накопить!
Банк
Я банк, я денежки люблю!
Приютить вас всех смогу!
Банковские карты
Мы карточки-подружки,
Симпатичные девчушки,
Приходите деньги к нам,
Здесь удобно будет вам!
Шкатулка
Хоть я шкатулочка простая,
А всё ж девчонка удалая!
Приходите ко мне жить,
Не придётся вам тужить!
Ведущий (ребёнок)
Хорошо мы потрудились,
Наши деньги расселились!
Славно все мы поиграли,
Много нового узнали.
Воспитатель: Ребята, вы посмотрели спектакль. Скажите, где могут жить деньги? Где хранить деньги надёжнее всего? (Ответы детей)
Воспитатель: Ребята, теперь вы поняли, где хранятся деньги?
Каждый участник спектакля (банк, сейф и другие) встаёт, кланяется, воспитатель вкратце даёт его характеристику.
Банк - это место где хранят, дают в долг и обменивают деньги.
Копилка - это ёмкость, которая имеет специальное отверстие для хранения и накопления монет или купюр.
Сейф - прочный металлический ящик или же шкаф для хранения документов и материальных ценностей.
Кошелёк - это предмет, предназначенный для ношения и хранения денег.
Пластиковая карта - это карта, которая используется для оплаты товаров и услуг в магазине через интернет, совершения переводов, а также снятия наличных.
Шкатулка - маленькая коробка, используемая для хранения ценностей, драгоценностей, денег.
Воспитатель: Ребята, у нас в саду есть настоящий сейф, в кабинете у заведующей. Приглашаем вас на экскурсию к сейфу.
Дети вместе с воспитателем проходят в кабинет заведующей для рассматривания сейфа.
Воспитатель: А теперь, ребята, наше занятие заканчивается. Сегодня вы узнали, что у каждой семьи есть свой бюджет. Деньги не просто берутся в банкомате, их нужно зарабатывать. Мы надеемся, когда вы станете взрослыми, то будете хорошими хозяевами, умеющими планировать свой семейный бюджет.