Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Формирование экологической культуры младших школьников в процессе организации урочной и внеурочной деятельности по изучению окружающего мира

Цель определить эффективные условия формирования экологической культуры у младших школьников на уроках окружающего мира. Задачи Выявить эффективные условия формирования экологической культуры у младших школьников на уроках окружающего мира. Определить уровень сформированности экологической культуры у учащихся 2 класса.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Реферат

Формирование экологической культуры младших школьников в процессе организации урочной и внеурочной деятельности по изучению окружающего мира

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение……………………………………………………………………...

1.Экологическая культура как психолого-педагогическая проблема…

1.1. Понятие «экологическая культура»…………………………….

1.2.Структура экологической культуры …………………………….

1.3. «Школа России» программа по формированию экологической культуры учащихся………………………………………………………….

1.4. Выводы………………………………………………………………

ВВЕДЕНИЕ

С первых шагов своего развития человек неразрывно связан с природой. Он всегда находился в тесной взаимосвязи с растительным и животным миром, от их ресурсов и был вынужден повседневно считаться с особенностями распределения и образу жизни зверей, рыб, птиц и т.д. Конечно, представления древнего человека об окружающей среде не носили научного характера и были не всегда осознанными, но стечением времени именно они послужили источником накопления экологических знаний. Уже в самых древних рукописях не только упоминаются различные животные и растения, но приведены и некоторые сведения об их образе жизни, о значении окружающей среды обитания для организмов, в том числе и для человека.

Анализируя литературу по данной теме, можно сказать о том, что особое внимание к проблемам экологической культуры детей объясняется двумя важнейшими причинами: необходимостью рассматривать экологическое воспитание как непрерывный процесс, систематический в течение всего периода пребывания в образовательном учреждении и актуальностью формирования высокого уровня экологической культуры на современном этапе развития человеческого общества.

В основе формирования экологической культуры лежит понимание значимых зависимостей и связей, существующих в мире природы, взаимодействие живой и неживой природы. Особое внимание уделяется определению наиболее целесообразных форм, методов и средств экологического воспитания, принципам построения учебных, образовательных, досуговых программ экологического цикла. Вслед за западными учеными (А.Маслоу, США) и в России появилась тенденция рассматривать экологическое воспитание как один из аспектов социализации личности, т.е. активного приспособления к среде обитания, приятия и ответственного пополнения запасов существования человека в природе и обществе. Процесс социализации включает:

Уровень экологической культуры определяется не тем, что личность говорит о правилах поведения в природной среде, а тем, как она (личность) выполняет эти правила.

Исходя из этого положения, подчеркнем особую важность организации условий для взаимодействия школьника с природой и разнообразной деятельности в ней (т.е. двух компонентов педагогического процесса – «отношения» и «поведения»).

В последние годы наблюдается повышенный интерес к социальной экологии, к изучению человека как диалектического единства биологического, психического и социального, и к формированию умения индивида охранять и укреплять все эти человеческие начала, совершенствовать свое психическое и физическое здоровье в соответствии с экологической ситуацией.

Устойчивая парадигма научного мышления – «природа как окружающая среда» - мешает увидеть собственно психический уровень взаимодействия между человеком и природным объектами.

Люди издавна держат в домах растения и животных. Известно, что в Китае примерно 3,5 тысячи лет назад уже разводились золотые рыбки. В изящных фарфоровых вазах их предносили как подарок. В легендарных висячих садах Ассирийской Семирамиды (конец 9 века до нашей эры) устраивались специальные прудики с рыбками и другими водными животными и растениями. С 16 века – эпохи географических открытий и интенсивных контактов с культурами Востока и Америки – европейцы начинают создавать у себя ботанические сады, содержать дома декоративные растения и животных. В дальнейшем, чем прочнее техника входила в жизнь человека, тем все больше стремился он к тому, чтобы с ним была хоть какая-то частичка природы. Как же люди объясняют свое желание иметь дома растения и животных? Обычно говорят: «Для души».

Известно, что простое созерцание аквариума со свежей зеленью и здоровыми рыбками улучшает состояние нервной системы, снижает возбуждение, успокаивает.

Младший школьный возраст – самый ценный этап в развитии экологической культуры личности. Тема работы актуальна, так как формирование экологического сознания, культуры - важнейшая задача школы в настоящее время.

3

7

7

10

16

24

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Понятия «экология» и «культура» становятся ключевыми и помогают осмыслить ход истории и место человека в природе, сохранить национальные корни культур, менталитет стран и народов, возникших в результате огромного многообразия взаимодействия человека и природы.

Хорошо известно, что для того, чтобы правильно понять какой-либо термин, следует исходить из этимологии понятия. Слово «культура» происходит от латинского глагола colo, colui, cultum, colere, что первоначально означало «возделывание почвы». В начале под «культурой» понималась совокупность материальных и духовных ценностей, накопленных человечеством за весь период его существования. Как показала жизнь «человечество, будучи единым биологическим видом, никогда не являлось единым социальным коллективом» [20, с. 210].

Таким образом, восприятие культуры зависит от человека, принадлежащего к конкретному сообществу.

Слово «экология» греческого происхождения: oikos означает дом, жилище, родина, logos - понятие, учение. Так что экология в буквальном переводе означает «учение о доме» или, если угодно «учение о Родине». Сам термин «экология» возник примерно в середине XX века. Термин попал в большую науку благодаря немецкому биологу Эрнсту Геккелю (1834-1919), издавшему в 1866 году труд «Всеобщая морфология организмов» [7, с. 30].

В этом труде экологией названа наука об отношениях организмов и окружающей среды. Наука же экология возникла в конце XIX столетия, но тогда она означала учение о живых организмах, их взаимосвязи и влиянии на природу в целом. Но по-настоящему актуальное значение экология приобрела в середине XX столетия, когда ученые из Соединенных Штатов обнаружили пропорциональную зависимость загрязнения почв и мирового океана, уничтожение многих видов животных от антропогенной деятельности.

Таким образом, с конца шестидесятых годов человечество столкнулось с проблемой «глобального экологического кризиса». Так что же такое культура экологическая? Это способ жизнеобеспечения, при котором общество формирует потребности и способы их реализации, не создающие угрозы жизни на Земле, самой системы духовных ценностей, этических принципов, экономических механизмов, правовых норм и социальных институтов. Об этом повороте наиболее ярко свидетельствует возникновение в культуре экологии или экологического подхода к отражению действительности.

Нельзя не видеть, что первые сто лет развития экологии (начиная с Э.Геккеля) приходится на период «разобщенного знания». Неудивительно, поэтому, что с начала с экологические знания накапливались отдельно друг от друга в биологии, геологии, социологии и многих других наук. Главным принципом, образующим из экологических фрагментов систему экологического знания, становится принцип взаимосвязанности, взаимозависимости, взаимодополняемости всех форм и явлений жизни.

[11, с. 34]

Экологическая культура – сравнительно новая проблема, которая остро встала в связи с тем, что человечество вплотную подошло к глобальному экологическому кризису. Состояние окружающей среды является качественным показателем характера взаимодействия общества и природы. Именно качество данного взаимодействия принято называть экологической культурой общества. Человек, являясь членом общества, с одной стороны, формируется под воздействием данной культуры, а с другой, сам активно ее воссоздает. Живя в своем мире, своем пространстве, каждый создает и использует его в соответствии с типом своей экологической культуры [8,с.38]

Одним из первых, кто подошел к проблеме экокультуры был знаменитый мыслитель и исследователь В.И.Вернадский; он впервые образом проработал термин «биосфера», занимался, проблемами человеческого фактора в существовании мира. И он же в свое время заявил, что царство его идей еще впереди! [16,с. 3]

Система ценностей современной культуры включает в себя природу, и это получает образное отражение в ряде экологических принципов: благоговеяние перед жизнью (А.Швейцер), этики земли (О, Леопольд) природа знает лучше (Б.Коммонер), сотворчество человека с природой (В.Б.Согава), идея коэволюции человечества и природы (Н.Н.Моисеев).

Обществу становится необходимым, по выражению Н.Н.Моисеева, своеобразный экологический императив как совокупность условий и запретов, выполнение которых обеспечит выживание человека, дальнейший прогресс человечества и его совместную эволюцию с природой, [2, с.15]

Данный экологический императив возникает во многом благодаря такому социальному институту, как образование. Именно в процессе образовательной деятельности происходит познание объективных закономерностей развития системы « природа-человек».

Таким образом, поскольку человек - часть природы, его жизнь неразрывно связана с окружающей средой. В науке накапливаются результаты работы разума, сосредотачиваются знания; в искусстве - результаты художественно-образного освоения действительности; в нравственности - нормы саморегуляции, реализации воли к сохранению и развитию. Экологизация охватывает все области современной культуры.

Экологическая культура играет особую, специфическую роль во взаимоотношениях человека и природы. Экологическая культура выражает собственную связь, собственное соотношение конкретного человека с окружающей его природной средой, существенно дополняя и обогащая человекоприродные отношения.[4,с.40]

«В настоящее время каждый человек, не зависимо от его специальности, должен быть экологически образован и экологически культурен. Только в этом случае он сможет реально оценивать последствия своей практической деятельности при взаимодействии с природой. Если в деле экологического образования и просвещения уже многое что начато, и самое главное, делается, то, в отношении экологической культуры мало что предпринято. [3,с.8]

Таким образом, можно сказать, что «экологическая культура» это система знаний, умений, ценностей и чувство ответственности за принимаемые решения в отношении с природой у учащихся начальных классов.

1.2. Структура экологической культуры

Основными компонентами экологической культуры личности должны стать:

[5, с.67]

Экологически культурная личность должна иметь экологические знания по основным разделам экологии и экологии родного края (краеведению), то есть, эколого-краеведческие представлений школьника 7- 9 лет должны включать ряд следующих сведений:

- младший школьник должен знать природные условия своего местожительства, основные геометрические объекты края;

- узнавать охраняемые растения и животных;

- знать 10-15 видов птиц;

- различать ядовитые растения и грибы;

- знать местные охраняемые территории;

- природные особенности, реки и водоемы, ландшафты, типичные

растения, и животных, климат и т.д. и т.п.;

- местные, охраняемые природные объекты;

- животных местной фауны;

- местных птиц;

- видов рыб местных водоемов;

- лекарственные растения местной флоры;

- памятники культуры и искусства местного и республиканского значения.

Экологически культурная личность должна обладать экологическим мышлением, то есть уметь правильно анализировать и устанавливать причинно-следственные связи экологических проблем и прогнозировать экологические последствия человеческой деятельности. [19,с.134]

Критериями сформированности экологического мышления выступают мотивы и потребности в бережном отношении к окружающей среде и экологически обоснованная деятельность. Они вырабатываются в ходе теоретического обучения в сочетании с практической деятельностью школьников в окружающей среде. Важную роль играют теоретические знания, отражающие закономерности развития открытых систем.

Экологическое поведение личности в быту, в процессе производственной деятельности, на отдыхе и др., которое должно быть экологически оправданным и целесообразным. Оно должно включать соблюдение следующих принципов:

Все компоненты экологической культуры между собой тесно взаимосвязаны и как их формирование, так и существование невозможно друг без друга. У личности обладающей экологическими знаниями, мыслящей и действующей экологически целесообразно, проявление чувства любви к природе гораздо глубже и прочнее.[17,с.16]

Захлебных А. Н., Суравегина И.Т. считают, что экологическая культура - научно-технический прогресс и экологическое образование утверждение в сознании и деятельности людей принципов природопользования; формирование навыков и умений решать те или иные хозяйственно-экологические задачи без ущерба для окружающей среды и здоровья человека. Она выступает одним из целостных свойств личности, которое обуславливает направленность ее жизнедеятельности, накладывает свой отпечаток на мировоззрение. [13,с. 45]

Разные ученые (Л.Д. Бобылева, А.Н. Захлебный, А.В. Миронов, Л.П. Печко) выделяют разные компоненты этого качества. Экологическая культура по мнению А.Н. Захлебного — это утверждение в сознании и деятельности человека принципов природопользования, обладание навыками и умениями решать социально-экономические задачи без ущерба для окружающей среды и здоровья людей.[15, с.14]

Л.П. Печко считает, что экологическая культура включает:

- культуру познавательной деятельности учащихся по освоению опыта человечества в отношении к природе как к источнику материальных ценностей, основе экологических условий жизни, объекту эмоциональных, в том числе и эстетических, переживаний.

- культуру труда, формирующуюся в процессе трудовой деятельности.

- культуру духовного общения с природой. [10,с. 48]

Экологическая культура, указывает Л. Д. Бобылева, включает следующие основные компоненты:

- интерес к природе;

- знания о природе и ее охране;

- эстетические и нравственные чувства к природе;

- позитивная деятельность в природе;

- мотивы, определяющие поступки человека в природе. [9, с. 145]

Захлебный считает, что целью экологического образования и воспитания являются формирование системы научных знаний, взглядов и убеждений, обеспечивающих становление ответственного отношения школьников к окружающей среде во всех видах их деятельности.

Формирование экологической культуры И.Т. Суравегина определяет как цель экологического образования - формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе нового мышления.»[9,с.25]

Соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране своей местности. В основе построения современных факультативных занятий с экологической направленностью, по мнению Л.П. Салеевой должны лежать следующие целевые установки:

- формирование целостного представления о природном и социальном окружении как среде жизни, труда и отдыха человека;

- развитие умений воспринимать окружающий мир посредством орган чувств и направленного интереса и способности к причинному объяснению при анализе факторов и явлений окружающей действительности;

- обучение младших школьников методам познания окружающего мира;

- воспитание эстетического и нравственного отношения к среде жизнедеятельности человека, умение вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами морали.

А.Н. Захлебный, И.Т. Суравегина считают, что формирование ответственного отношения к природной среде связано с решением ряда образовательных и воспитательных задач. Последние предполагают формирование потребности общения с живой природой, интереса к познанию ее законов; формирование установок и мотивов деятельности, направленных на осознание универсальной ценности природы; формирование убеждений в необходимости сбережения природы, заботы о сохранении своего здоровья и здоровья других людей как общественной ценности; потребности участия в труде по изучению и охране природы, пропаганде экологических идей.

Воспитательные задачи тесно связаны с образовательными, которые включают формирование:

1.Системы научных знаний о единстве человека, общества и природопользования как материальной основы научно-технического прогресса.

2.Системы идеологических, нравственных и эстетических ценностных экологических ориентации.

3. Умений использовать моральные и правовые принципы, нормы и правила экологически грамотного отношения к окружающей природе в реальном поведении.

4.Умений использовать знания о способах охраны природы и бережного к ней отношения в трудовой, общественно полезной и пропагандистской деятельности.

И.Д. Зверев считает, что основной задачей экологического образования является теоретическое освоение школьниками знаний о природе, ее особенностях, деятельности в ней человека, об экологических проблемах и путях их решения в производстве, быту, в процессе отдыха.

Б.Т. Лихачев методы и формы экологического образования и воспитания условно разделяет на несколько групп. Это: школьные и внешкольные методы формирования сознания и развития мышления, научение умениям и навыкам практически направленной деятельности, развитие нравственно-правовой ответственности, эстетического отношения к действительности, нравственного самосовершенствования.

А.Н. Захлебный считает, что при разработке экологической программы особое значение приобретает изучение школьника как личности, факторов его обучения и воспитания.[10,с. 27]

Педагоги отмечают, что экологическая культура личности немыслима вне ее практического отношения к действительности, которое формируется на основе совместных усилий учителей и учащихся. Речь идет о создании надежной психологической установки на экологически обоснованное включение в природу, ноосферу, в жизнь общества. Это должно быть связанно с развитием природы самого ребенка, его способностей, физических и интеллектуальных сил, с воспитанием трудолюбия, бережного отношения, предприимчивости и хозяйственности. Важно умения и навыки охранительной и защитительной, психо - и физиотерапевтической деятельности (лесоводства, садоводства, огородничества и др.), в области зоотерапии, аутотренинга, налаживания оздоровительного общения.

Естественной основой процесса такого воспитания являются объективно складывающиеся в различные возрастные периоды отношения ребенка с окружающей средой.

Программа формирования экологической культуры обучающихся – это комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Программа формирования экологической культуры на ступени начального общего образования сформирована с учётом факторов, оказывающих существенное влияние на детей:

Цель программы - формирование экологической культуры, способствующей познавательному и эмоциональному развитию ребенка, а также достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Задачи формирования экологической культуры обучающихся:

Основные направления, формы и методы реализации программы

Системная работа по формированию экологической культуры организуется по следующим направлениям:

создание экологически безопасной инфраструктуры образовательного учреждения;

использование возможностей УМК «Школа России» в образовательном процессе;

рациональная организация учебной и внеурочной деятельности обучающихся;

организация физкультурно-оздоровительной работы;

реализация дополнительных образовательных курсов;

организация работы с родителями (законными представителями).

Согласно требованиям Стандарта здоровьесберегающая инфраструктура образовательных организаций обеспечивается следующими показателями:

соответствие состояния и содержания здания и помещений образовательного учреждения экологическим требованиям, санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся;

наличие и необходимое оснащение помещений для питания обучающихся, а также для хранения и приготовления пищи;

организацию качественного горячего питания обучающихся, в том числе горячих завтраков;

оснащённость кабинетов, физкультурного зала, спортплощадок необходимым игровым и спортивным оборудованием и инвентарём;

наличие помещений для медицинского персонала;

наличие необходимого (в расчёте на количество обучающихся) и квалифицированного состава специалистов, обеспечивающих оздоровительную работу с обучающимися (логопеды, учителя физической культуры, психологи, медицинские работники).

Ответственность и контроль за реализацию этого направления возлагаются на администрацию образовательного учреждения.

Использование возможностей УМК «Школа России» в образовательном процессе.

Программа формирования экологической культуры реализуется средствами учебной и внеурочной деятельности с помощью предметных курсов УМК «Школа России», программ внеурочной деятельности, неаудиторной занятости.

Система учебников «Школа России» направлена на формирование экологической культуры младших школьников, установку на безопасный, здоровый образ жизни. С этой целью предусмотрены соответствующие разделы и темы. Их содержание направлено на обсуждение с детьми проблем, связанных с экологической этикой, безопасностью жизни, активным отдыхом.

Курс «Окружающий мир» обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической грамотности и соответствующих компетентностей – умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей.

Ориентируясь на планируемые результаты, уже в первом классе обучающиеся знакомятся с понятием «экология» в теме: «Почему мы часто слышим слово «экология»?», узнают о правилах безопасного поведения в автомобиле и поезде, на корабле и самолёте.

Во втором классе, изучая раздел «Природа», разрабатывают экологические знаки, знакомятся с Красной книгой, в результате выполнения проекта «Красная книга, или возьмём под защиту» младшие школьники узнают о редких растениях и животных своего региона.

В третьем классе каждый раздел включает в себя темы, посвящённые экологии: «Что такое экология», «Природа в опасности!», «Воздух и его охрана», «Берегите воду!», «Охрана растений», «Охрана животных», «Здоровый образ жизни», «Экологическая безопасность», «Экономика и экология». С формированием основ экологической грамотности у третьеклассников тесно связано усвоение ими правил нравственного поведения в мире природы и людей.

В 4 классе темы экологического характера представлены в разделах «Земля и человечество», «Природа России», «Родной край – часть большой страны». Экологическим материалом насыщена рубрика «Странички для любознательных», в которой рассказывается о заповедниках нашей страны. Этой же цели служит выполнение детьми проектов: «Красная книга России», «Международная Красная книга», «Заповедники и национальные парки России», «Национальные парки мира», «Как защищают природу», «Экологическая обстановка в нашем крае», «Охрана природы в нашем крае», «Чему меня научили уроки экологической этики». С формированием основ экологической грамотности у четвероклассников тесно связано усвоение ими правил нравственного поведения в мире природы и людей. Нравственный аспект экологических проблем подчёркнут введением в учебник рубрики «Боль природы». Учитывая, что одним из приоритетных видов деятельности при изучении курса «Окружающий мир» является эколого-этическое нормотворчество, в 4 классе продолжается освоение правил поведения в природе с использованием условных знаков (обучающиеся объясняют представленные условные знаки, предлагают собственные, формулируют правила к условным знакам и т. д. ).

В курсе с первого по четвёртый класс предусмотрена деятельность по распознаванию (определению) природных объектов с помощью атласа-определителя «От земли до неба». Большую роль играют задания учебника, связанные с чтением и анализом материалов книг «Зелёные страницы» и «Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики», которые посвящены нравственным аспектам общения человека с природой.

Применение методов и методики обучения, адекватных возрастным возможностям и особенностям обучающихся. Используемый в школе учебно-методический комплекс «Школа России» содержит материал для регулярного проведения учеником самооценки результатов собственных достижений на разных этапах обучения: в результате работы на конкретном уроке, в результате изучения темы или раздела, в результате обучения в том или ином классе начальной школы. Система заданий направленных на самооценку результатов собственных достижений, их сравнение с предыдущими результатами, на осознание происходящих приращений знаний, способствует формированию рефлексивной самооценки, личностной заинтересованности в приобретении, расширении знаний и способов действий. Содержание учебников имеет культурологический, этический и личностно ориентированный характер и обеспечивает возможность понимания школьниками основных правил поведения в обществе на основе традиционных духовных идеалов и нравственных норм. Достижению указанных личностных результатов способствует тесная связь изучаемого материала с повседневной жизнью ребенка, с реальными проблемами окружающего мира, материал о правах ребенка, о государственных и семейных праздниках и знаменательных датах. Особую актуальность имеет учебный материал, связанный с проблемой безопасного поведения ребенка в природном и социальном окружении.

Введение любых инноваций в учебный процесс осуществляется под контролем специалистов.

Соблюдение в образовательной организации всех требований к использованию технических средств обучения, в том числе компьютеров и аудиовизуальных средств.

Учёт в образовательной деятельности индивидуальных особенностей развития учащихся: темпа развития и темп деятельности. В используемой в школе системе учебников «Школа России» учтены психологические и возрастные особенности младших школьников, различные учебные возможности детей. В этой связи и для достижения указанных личностных результатов в учебниках всех предметных линий представлены разнообразные упражнения, задачи и задания, обучающие игры, ребусы, загадки, которые сопровождаются красочными иллюстрациями, способствующими повышению мотивации обучающихся, учитывающими переход детей младшего школьного возраста от игровой деятельности (ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте) к учебной.

Виды учебной деятельности, используемые в урочной и внеурочной деятельности: проблемно-ценностное и досуговое общение, проектная деятельность, социально-творческая и общественно-полезная практика, ролевые игры.

Формы учебной деятельности, используемые в урочной и внеурочной деятельности: исследовательская работа во время прогулок, экскурсий в музеи, деятельность школьной или классной газеты по проблемам здоровья или охраны природы, спортивные игры, дни здоровья, участие в акциях, операциях экологической направленности.

Реализация дополнительных образовательных программ в области экологической культуры:

введение дополнительных образовательных программ, направленных на формирование экологической культуры в качестве модулей или компонентов, включённых в учебный процесс;

внедрение в систему образовательной организации кружков, секций, факультативов по избранной тематике;

проведение тематических дней з, соревнований, праздников, конкурсов и т.п.

Просветительская работа с родителями (законными представителями).

Основные результаты реализации программы формирования экологической культуры учащихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур.

Планируемые результаты реализации программы

Таким образом, учебный предмет «Окружающий мир» становится системообразующим в решении задач воспитания экологической культуры младших школьников.

1.4. ВЫВОДЫ

Целью формирования экологической культуры является формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности.

Сама природа понимается не только как внешняя по отношению к человеку среда - она включает в себя человека.

Отношение к природе тесно связано с семейными, общественными, производственными, межличностными отношениями человека, охватывает все сферы сознания: научную, политическую, идеологическую, художественную, нравственную, эстетическую, правовую.

Ответственное отношение к природе - сложная характеристика личности. Она означает понимание законов природы, определяющих жизнь человека, проявляется в соблюдении нравственных и правовых принципов природопользования, в активной созидательной деятельности по изучению и охране среды, пропаганде идей правильного природопользования, в борьбе со всем, что губительно отражается на окружающей природе.

Условием такого обучения и воспитания выступает организация взаимосвязанной научной, нравственной, правовой, эстетической и практической деятельности учащихся, направленной на изучение и улучшение отношений между природой и человеком.

Критерием сформированности ответственного отношения к окружающей среде является нравственная забота о будущих поколениях.

Формирование экологической культуры достигается по мере решения в единстве следующих задач:

Актуальность взаимодействия общества и природной среды выдвинула школой задачу формирование у детей ответственного отношения к природе. Чем раньше начинается работа по формированию экологической культуры учащихся, тем больше педагогическая результативность. При этом в тесной взаимосвязи должны вступать все формы и виды учебной и внеклассной деятельности детей.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 03.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области