Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №77 «Зоренька»
Конспект
основной образовательной деятельности
по формированию элементарных математических представлений
у детей подготовительной к школе группы
«Путешествие Белоснежки»
Составила:
воспитатель Савина В.С.
Северодвинск
2021
Программное содержание:
Учить составлять число 7 из двух меньших чисел и раскладывать его на два меньших числа
Закреплять представления о частях суток (утро, день, вечер, ночь)
Совершенствовать умение измерять длину предметов с помощью условной меры
Развивать умение ориентироваться на листе бумаги и располагать предметы в указанном направлении (вверху, внизу, слева, справа)
Побуждать
Воспитывать у детей доброжелательное отношение к персонажам, вызывать желание помочь
Воспитывать интерес к математическим занятиям, чувство радости от совместных действий, успешно выполненных заданий;
Демонстрационный материал: Карточки с цифрами от 0 до 9, картинки с изображением 7 гномов в шапочках одного цвета, 6 шапочек разного цвета, полоска бумаги, мера (бумажная полоска)
Раздаточный материал. Круги одного цвета (по 9 шт. для каждого ребенка, силуэт корзины (по 2 шт. для каждого ребенка, полоски бумаги (коврики, фишки, наборы счетных палочек, резинки (по 2 шт. для каждого ребенка, лист бумаги, геометрические фигуры)
Ход занятия:
Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас. Посмотрите сколько у нас сегодня госте, давайте с ними поздороваемся. А наше занятие я хочу начать сегодня с круга дружбы.
Собрались все дети в круг,
Я – твой друг и ты – мой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся! Давайте возьмемся за руки и улыбнемся друг другу.
А теперь я предлагаю всем отправиться в путешествие в сказку, но в какую, вы догадаетесь сами… Я загадаю загадку, а вы послушайте внимательно и попробуйте понять, что это за сказка. Готовы?
Они жители лесные
Очень добрые смешные.
Вместо шапки колпачок.
Рост с ребячий башмачок.
С ними девушка жила.
Очень доброю была.
Любила стряпать и вязать
Дом в порядке содержать.
Воспитатель: Итак, мы отправляемся в сказку на ковре-самолете, как заиграет музыка, вам нужно занять свои места за столами и закрыть глаза
Звучит музыка, ребята садятся за столы и закрывают глаза
Наш ковёр по небу мчится:
Что же с нами приключится?
Где ты, сказка, отзовись,
Нам, ребятам покажись.
На доске появляется Белоснежка и семь гномов (все гномы в одинаковых шапочках).
Воспитатель: И о чудо! Открывайте глазки, мы с вами в сказке!
- Сколько всего гномов?
- Какого цвета у них шапочки?
Ребята Белоснежка хочет поиграть с вами и просит вас закрыть глаза.
Воспитатель последнему гномику одевает шапочку другого (синего) цвета.
Открывайте глазки. Ответьте на вопросы:
- Сколько всего гномов?
- Сколько шапочек какого цвета? (Шесть синих и одна красная.)
- Сколько всего шапочек? (семь)
- Как мы составили число семь? (Шесть и один.)
Лева выйди к доске, поставь в наш числовой домик, где живёт цифра 7, цифры 6 и 1.
- Дети из каких двух чисел можно составить число 7? (6 и 1)
- Правильно число 7 можно составить из чисел 6 и 1, 6 и 1 вместе составляют 7.
Снова закрываем глаза.
Еще одному гномику меняем шапочку.
- А теперь ответьте мне сколько всего гномиков? (семь)
- Сколько шапочек красного цвета? (5)
- Сколько шапочек синего цвета? (2)
- А сколько всего шапочек у семи гномов? (7)
- Как мы составили число 7? (5 и 2)
Маруся, поставь, пожалуйста, в наш домик цифры 5 и 2. Молодец.
- Дети из каких двух чисел можно составить число 7? (5 и 2)
- Правильно число 7 можно составить из чисел 5 и 2, 5 и 2 вместе составляют 7.
Ребята, еще один гномик захотел себе новую шапочку. (меняем шапочку)
- Посмотрите на гномиков, что изменилось? (Ответы)
- Сколько гномиков носят красные шапочки? (4)
- А синие? (3)
- А сколько всего шапочек? (7)
- Как мы получили число 7? (4 и 3)
Артем выходи к доске, поставь числа 4 и 3 в наш домик.
- Дети из каких двух чисел можно составить число 7? (4 и 3)
- Правильно число 7 можно составить из чисел 4 и 3, 4 и 3 вместе составляют 7.
Итак, еще один гном захотел синюю шапочку.
- Сколько теперь гномиков носят красные шапочки? (3)
А синие? (4)
А сколько всего гномов? (7)
Женя поставь в наш домик числа 3 и 4, сколько всего получится? (7)
- Дети из каких двух чисел можно составить число 7? (3 и 4)
- Правильно число 7 можно составить из чисел 3 и 4, 3 и 4 вместе составляют 7.
Подарила Белоснежка еще одному гномику синюю шапочку.
- Сколько теперь гномов в красной шапочке? (2)
- А сколько гномов носят синие шапочки? (5)
- А всего шапочек? (7)
- Как мы составили число 7? (2 и 5)
Давайте выставим эти цифры в нашем домике.
- Дети из каких двух чисел можно составить число 7? (2 и 5)
- Правильно число 7 можно составить из чисел 2 и 5, 2 и 5 вместе составляют 7.
Еще один гном поменял свою шапочку и сколько теперь гномиков в красных шапочках? (1) А в синих? (6)
Матвей, выстави числа 1 и 6 в нашем домике.
- Дети из каких двух чисел можно составить число 7? (1 и 6)
- Правильно число 7 можно составить из чисел 1 и 6, 1 и 6 вместе составляют 7.
Ребята, давайте еще раз повторим все варианты, как мы составили число семь. (6 и 1, 5 и 2, 4 и 3, 3 и 4, 2 и 5, 1 и 6) Молодцы!
Ребята, Белоснежка нас просит помочь в лесу собрать орешки для белочек. А с чем ходят в лес? Возьмите 7 орешков на столе. (Дети отсчитывают 7 орешков – один ребенок работает у доски) По сколько орехов у вас на столах? (семь) А как Вы узнали? (сосчитали) а теперь подумайте, как можно разложить орехи в 2 корзины? (дети работают на раздаточном материале) Расскажите, как у вас получилось поделить орешки? (рассказывают о возможных вариантах раскладывания числа 7 на два меньших числа – предложенные варианты выкладываются на доске с помощью цифр)
Воспитатель: Правильно, все варианты назвали – справились с заданием.
А теперь, собирайтесь все в кружок, и давай играть, дружок:
Физминутка.
Утром гномы в лес пошли. (шаг на месте)
По дороге гриб нашли. (наклон вперёд, выпрямиться, руки на поясе)
А за ним-то раз, два, три - (наклоны туловища из стороны в сторону)
Показались ещё три! (руки вперёд, затем в сторону)
И пока грибы срывали, (наклоны вперёд, руки к полу)
Гномы в школу опоздали. (руки к щекам и покачать головой из стороны в сторону)
Побежали, заспешили (бег на месте)
И грибы все уронили! (присесть)
Воспитатель: Зарядка помогла вам, ребята, отдохнуть. А сейчас давайте поиграем, игра называется «Когда это бывает?». Перед вами картинки частей суток, давайте вспомним, какие части суток бывают? Вам нужно выбрать на столе картинку с действием и определить «когда это бывает? – утром, днем, вечером или ночью и прикрепить ее на планшет.
Молодцы! Вы готовы выполнять дальнейшие задания? Тогда садитесь скорее за столы.
Воспитатель: Ребята Белоснежка просит нас измерить коврики, лежащие у кроваток гномов. Поможем ей? (Да)
На доске коврик (полоска бумаги) и образец- мера.
- Что надо сделать, чтобы узнать длину коврика?
- С помощью чего можно ее измерить? (с помощью меры)
- Что можно использовать в качестве меры? (полоску бумаги, счетную палочку)
- Как мы будем это делать? (ответы детей) Давайте я напомню правила измерения: начинать измерять нужно от начала дорожки слева направо; у конца меры следует поставить отметку карандашом и продолжить измерение, приложив меру к отметке и т.д.
Воспитатель измеряет коврик, сопровождая свои действия комментариями. Дети считают количество мер.
- Сколько раз уложилась мера в длине коврика?
- Чему равна длина коврика?
А теперь измерьте длину ваших ковриков, отмечая количество мер фишками.
(Дети выполняют задание)
Закончили? Хорошо, Арина, сколько у тебя фишек? На что они указывают? Чему равна длина коврика? (2-3 ребенка) Молодцы!
Воспитатель: а теперь давайте, ребята, удивим гномиков, сделаем для них новые коврики. Возьмите зеленые квадратные коврики и положите перед собой. Покажите мне указательным пальцем центр (середину) коврика, верх, низ, его правую сторону, левую сторону. Хорошо, вы готовы украсить коврик.
В центр положите один круг, в правый верхний угол – три квадрата, в левый нижний угол – два треугольника, в левый верхний – два круга, в правый нижний – два прямоугольника. А теперь посмотрите на мой ковер и проверьте себя. У всех получилось? Вот красота какая, я думаю гномикам понравится.
А наше путешествие в страну сказок закончилось, нам пора возвращаться, скажем, сказке: До свидания! Закрываем глазки:
Раз, два, три
Сказка нас домой верни!
Воспитатель: Ребята, сегодня мы побывали в гостях у героев сказки «Белоснежка и семь гномов». Что мы сегодня узнали нового? Что вам показалось самым трудным? А какое задание вам было легко выполнять?
Хочу сегодня похвалить… Ты очень старался… Хорошо работал у доски… (отмечаю, кто старался и хорошо работал во время образовательной деятельности)
Ой, а это что? (Достаю коробку) Ребята, мы же с вами помним, что гномы добывают драгоценные камни, посмотрите, они решили поблагодарить вас за помощь и сделали для нашей елочку вот такую красивую новогоднюю игрушку! Полюбуйтесь! На этом наше занятие подошло к концу. Вы большие молодцы!
А сейчас я хочу предложить вам нарисовать для них открытки на Новый год, возьмите раскраску у меня и карандаши.