Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Конспект урока по геометрии на тему «Площадь треугольника»

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

ПЛОЩАДЬ ТРЕУГОЛЬНИКА

Прокопьева Мария Викторовна

учитель математики первой квалификационной категории

МБОУ «Средне-Кушкетская СОШ им.О.Н.Исаева»

Балтасинсого муниципального района РТ

Тема учебного раздела: Площадь

Место урока в теме: 1 урок по теме «Площадь треугольника»

Продолжительность: 45 минут.

Предмет, класс, в котором используется продукт: геометрия, 8 класс.

Авторы учебника, учебно-методического комплекта: Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др. Геометрия 7-9 класс (ФГОС)

Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний по теме «Площадь треугольника».

Оборудование и средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал, набор чертёжных инструментов, карточки для самостоятельной работы

Формы организации труда: индивидуальная, фронтальная, работа в парах, самостоятельная.

Педагогические технологии: системно - деятельностный подход (технология проблемного обучения)

Методы обучения: словесный, наглядный, практический, репродуктивный, частично-поисковый.

Пояснительная записка: при подготовке урока в 8 классе я руководствовалась возрастными особенностями учащихся и государственным стандартом по математике (геометрии).

Основные понятия урока: Прямоугольный треугольник, произвольный треугольник, площадь треугольника, параллелограмма, прямоугольника, катеты треугольника, высота и основание треугольника, параллелограмма. Понятие площади и её свойства, равновеликие фигуры.

Дидактическая цель урока: создать условия для вывода формул площади прямоугольного и произвольного треугольников, и их применения в процессе решения задач.

Задачи урока:

Образовательные:

Развивающие:

Воспитательные:

Здоровье сберегающий аспект урока:

- доброжелательная атмосфера, способствующая положительному эмоциональному настрою;

- создание ситуации успеха на уроке;

- чёткая организация урока;

- физкультминутка для снятия усталости.

План урока.

ХАРАКТЕРИСТИКА УРОКА

Техноло-гии,

приме-няемые

на уроке

Решаемые

проблемы

Виды деятельности

(элементы содержания,

контроль)

Планируемые результаты

предметные

УУД

личностные

Проблем-ного обучения,

информационно- коммуни-кативные техноло-гии

По какой формуле можно вычислить площадь треугольника? Как найти площадь прямоугольного треугольника?

устная работа, работа в паре, работа с текстом учебника, работа у доски, фронтальная работа с классом.

ПРЕДМЕТНЫЕ

ученик научится находить площадь треугольника;

ученик получит возможность применять полученные знания при решении задач с практическим содержанием.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

ученик научится определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии с известными правилами;

ученик получит возможность научиться элементам волевой саморегуляции, мобилизации сил к преодолению препятствий.

Коммуникативные:

уметь точно и грамотно выражать свои мысли; уметь слушать других, умение находить общее решение, аргументировать свою точку зрения. Регулятивные: работать по составленному плану, формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать алгоритм действий; умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи.

Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, умеют устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение.

Формирование познавательного интереса к изучению нового; проявление способности к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений

ученик получит возможность контролировать процесс и результат учебной и математической деятельности

Технологическая карта урока

Содержание учебного материала.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

ФОУД

Формирование УУД

1-й этап. Организационный момент. Цель этапа: настроить учащихся к учебной деятельности.

Активное слушание, взаимодействие с учителем.

Ф

П. Формулирование собственных ожиданий.

Р. Проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности.

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками

2-й этап. Актуализация знаний. Цель этапа: актуализировать мыслительные операции.

Организует устную фронтальную работу, демонстрирует задания с использованием слайдовой презентации.

(Слайд 2 - 5.)

Предлагает повторить определение площади, свойства площадей фигур; формулы площадей изученных многоугольников

Взаимодействуют с учителем во время опроса, участвуют в принятии решений. Решают задачи по готовым чертежам.

Все включаются в работу.

Устно решают предложенные задания на нахождение площади фигур.

Объясняют, почему воспользовались той или иной формулой для нахождения площади

Ф

И

П. Учатся извлекать информацию из иллюстраций, анализ объектов с целью применения к ним формул.

К. Учатся слушать, вести диалог в соответствии целями и задачами общения.

Р. Умение слушать в соответствии с целевой установкой, дополнять, уточнять высказанные мнения. Выбирают действия в соответствии с поставленной задачей.

Л. Осуществляют актуализацию личного жизненного опыта.

3-й этап. Целеполагание и мотивация. Создание проблемной ситуации.

Обеспечивает мотивацию учения школьников и принятие ими целей урока: предлагает решить жизненную задачу на нахождение площади четырёхскатной крыши беседки, имеющую форму треугольника (слайд 6 ).

Задача: Решили сын с отцом своими руками построить беседку с четырёхскатной крышей. Составили проект, рассчитали необходимое количество бруса, а вот сколько нужно черепицы для крыши, посчитать затрудняются. Подсчитайте сколько нужно купить пачек черепицы, если в одном пакете 3м2 черепицы.

Просит учащихся сформулировать тему и цели урока (слайды 7, 8)

Постановка проблемы: как найти площадь треугольника?

Оценивают недостаточность знаний для нахождения площади треугольника. Формулируют тему, ставят цель урока.

Выявляют место затруднения.

Проговаривают причину.

Ф

П. Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель ; умение формулировать проблему.

Л. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию

К. Формулировать и высказывать собственное мнение, умение определять общую цель и пути её достижения.

Р. Ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем; осуществление целеполагания.

4-й этап. Изучение нового материала. Практическая работа. Решение проблемной ситуации.

Цель этапа: вывести (получить) формулу для вычисления площади треугольников

(прямоугольного и произвольного).

1. Организует исследование (практическую работу). Подводит к выводу формулы прямоугольного и произвольного треугольников с помощью наводящие вопросов. Помогает учащимся в решении поставленной проблемы.

У вас на парте лежит лист прямоугольной формы. Возьмите его, проведите диагональ и разрежьте его по диагонали на две фигуры. 
- Назовите, какие геометрические фигуры у вас получились? Треугольники.
- Какие это треугольники? Треугольники прямоугольные.
- Почему? Докажите. Треугольник называется прямоугольным, если он имеет прямой угол.
А т.к. треугольники получены из прямоугольника, то они содержат прямой угол.
- Что еще можно сказать об этих треугольниках? Треугольники равны. 
- Почему вы думаете, что треугольники равны? Они совпадают при наложении друг на друга, следовательно, они равны.
- Что можно сказать о площадях равных фигур? Площади равных фигур равны. 
Давайте рассуждать. Мы умеем находить площадь прямоугольника S = a ·b. 
А как, зная это, найти площадь треугольника? 
Площадь треугольника равна половине площади прямоугольника, а, следовательно, S=ab/2. (слайд с формулой)
Не забываем, что у нас треугольник - прямоугольный. Как называются стороны в прямоугольном треугольнике? Катеты, гипотенуза.
Вывод: Площадь прямоугольного треугольника равна половине произведения длин его катетов. 
В тетрадях начертили прямоугольный треугольник и записали формулу нахождения площади данного треугольника.
Устно: Вычисление площади прямоугольного треугольника, катеты которого равны 2 см и 5 см (5см2 ); 4 дм и 15 дм (30дм2); 12 м и 10 м (60м2) . 

2.Организует вывод формулы площади произвольного треугольника.

В этом нам поможет параллелограмм. Так же, как и прямоугольником проделаем и с параллелограммом.

Вывод: Площадь треугольника равна половине произведения его основания на высоту. 
В тетрадях начертили произвольный треугольник и записали формулу нахождения площади данного треугольника
Устно: - Найдите площадь треугольника, если а (основание), a h (высота) 5см и 4см (10см 2), 8 дм и 5 дм ( 20 дм2), 11м и 20м (110м2) .

Выполняя задания в соответствии с этим планом, ученики все промежуточные действия и конечные выводы записывают в тетради.

Взаимодействуют с учителем, отвечают на его вопросы в ходе выполнения практической работы; записывают в тетради информацию по ходу выполнения данной работы

Все включаются в работу.

ФИ

П. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. Анализ и синтез информации. Самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера.

К. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение полно и точно выражать свои мысли.

Р. Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно. Прогнозирование, контроль, коррекция, саморегуляция.

Л. Постепенное накопление учащимися информации (от простого к сложному), установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

5-й этап. Физкультминутка. Цель этапа: предупреждение утомляемости учащихся.

Физкультминутка. (Минута отдыха.) Представьте себя в роли какой не будь геометрической фигуры (прямоугольник, треугольник или окружность). Начертите в пространстве с помощью головы ту фигуру, которую представили, потом с помощью правой руки, с помощью двух рук, с помощью левой ноги.
Если вы прямоугольник, то вы трудолюбивый и ответственный человек.
Если вы треугольник, то вы решительны и немного вспыльчивы.
А если вы окружность, то вы мягкий и добрый человек.

Выполняют гимнастику.

6-й этап. Закрепления и применения изученного. Цель этапа: при решении задач отработать применение формулы для вычисления площади треугольника

Организует решение упражнений из учебника:

( можно рассмотреть № 472)

Один решает у доски с комментированием, остальные в тетрадях.

Индивидуальное решение с последующей проверкой.

Ф

И

П. Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Осознанное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; построение логической цепочки рассуждений.

К. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Р. Прогнозирование, контроль, коррекция, саморегуляция.

Л. Личностное самоопределение, установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом (смыслообразование), оценивание усваиваемого содержания.

7-й этап. Применение знаний в новой ситуации .

Цель этапа: умение применить знания в новой ситуации.

Учащимся предлагаются задания из вариантов ОГЭ для работы в парах.

Учитель демонстрирует слайды презентации, координирует работу обучающихся, консультирует их.

(Слайд 9)

Решение задач на клетчатой бумаге.

Выстраивают систему аргументов для убеждения, продумывают ответы и обсуждают их с соседом по парте.

Сравнивают свое решение с образцом, находят и исправляют ошибки.

П

И

П. Развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности.

К. Взаимодействуют с соседом по парте, учитывают позицию собеседника, осуществляют сотрудничество и кооперацию с учителем и одноклассником.

Р. Оценивают предложенные варианты, выбирают наиболее точный. Происходит восприятие, осмысление, запоминания материала.

8-й этап. Итогово - оценочный. Цель этапа: организовать целостное осмысление и обобщение полученной информации, проведение самооценки учениками работы на уроке.

Задача: Решили сын с отцом своими руками построить беседку с четырёхскатной крышей. Составили проект, рассчитали необходимое количество бруса, а вот сколько нужно черепицы для крыши, посчитать затрудняются. Подсчитайте сколько нужно купить пачек черепицы, если в одном пакете 3м2 черепицы. (слайд 10)

2. Подводит итоги урока. (слайд 11)

3. Формулирует домашнее задание. Даёт пояснения по его выполнению. (слайд 12)

Участвуют в беседе по обсуждению достижений, отвечая на вопросы учителя, делают выводы. Оценивает каждый сам себя.

Записывают домашнее задание в дневник

Ф

П. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации.

К. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Разрешение конфликтов.

Р. Прогнозирование, волевая саморегуляция.

Л. Личностное самоопределение, смыслообразование.

9-й этап. Рефлексия учебной деятельности.

Организует рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

- Мне все понятно.

- Мне не все понятно.

- Я не все понял и допускал ошибки

(слайд 13)

Отвечают на вопросы учителя.

Выполняют самооценку

Ф

П. Поиск и выделение необходимой информации, построение речевого высказывания в устной форме. Анализ и синтез информации.

К. Умение полно и точно выражать свои мысли; учёт разных мнений.

Р. Самооценка на основе критерия успешности

Л. Адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебной деятельности.

Примечание к таблице:

ФОУД – форма организации учебной деятельности обучающихся (Ф – фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая)

Сокращения, используемые в столбце формируемые УУД (универсальные учебные действия):

П – познавательные

Л – личностные

К – коммуникативные

Р – регулятивные

Презентация к уроку.

Слайд 1.

Геометрия 8класс

Слайд 2.

ВЕРНО ЛИ, ЧТО.

2. Катет, противолежащий углу в 300 равен половине гипотенузы

3. Сумма острых углов прямоугольного треугольника равна 900

4. Равные многоугольники имеют равные площади

5. Чтобы найти площадь квадрата, надо его сторону умножить на 4

Слайд 3.

S=a² S=ab P=4a P=2(a+b)

Слайд 4.

Слайд 5.

Слайд 6.

Задача: Решили сын с отцом своими руками построить беседку с четырёхскатной крышей. Составили проект, рассчитали необходимое количество бруса, а вот сколько нужно черепицы для крыши, посчитать затрудняются. Подсчитайте сколько нужно купить пачек черепицы, если в одном пакете 3м2 черепицы.

Слайд 7. Тема урока «Площадь треугольника»

Слайд 8.

Цель урока:

Слайд 9.

Слайд 10.

Слайд 11

Итоги урока:

Слайд 12.

Домашнее задание.

п.52 (прочитать, доказать теорему ) № 468(а,в)
Для дополнительной оценки: Решу ОГЭ (Тема 17, 18 площадь треугольника)

Слайд 13.

Рефлексия.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 08.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области