Комплект игровых образовательных ситуаций по формированию предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста
1.Раздел «Труд» (работа, профессия, продукт труда, товар, услуга) |
ИОС «Все профессии важны – все профессии нужны» (ИОС с игрушками – аналогами) |
Материалы: костюмы: повар, врач, почтальон, строитель, продавец, таксист, парикмахер, художник. Предметы: посуда, градусник, сумка с газетами, кубики-кирпичики, весы, машинка, фен, палитра. |
Цель: Закрепить и расширить представление о профессиях. |
Игровые правила Дети делятся на две группы. Дети первой группы выбирают себе костюмы. Дети второй группы – предметы. Необходимо найти пару и обосновать правильность своего выбора |
Предварительная работа Беседы о профессиях. Чтение: Денисова Д. «Какие бывают профессии», Доброта Н. Мамины профессии. Папины профессии. «Скорая помощь», Чертков С. Ветеринар. Доярка. Конструктор. Лѐтчик. Моряк. Музыкант. Парикмахер. Повар. Пограничник. Столяр. Фокусник. Художник. |
Ход ИОС Воспитатель предлагает детям первой группы пройти с мл.воститателем в спальню и выбрать себе костюм. В это время дети второй группы по очереди наугад вытаскивают из коробки предметы определенных профессий. Входят дети первой группы. Каждый из детей в костюме кратко говорит чем он занимается, не говоря кто он по профессии. Дети второй группы определяют профессию и находят свою пару. Встают рядом и рассказывают почему они сделали такой выбор и для чего используется игрушка-аналог в данной профессии. |
Результат дети закрепили и расширили представления о профессиях |
2.Раздел «Деньги» (монета, купюра, заработок, доход, бюджет, сбережения, долг, кредит) |
ИОС «Машина времени» (ИОС путешествие) |
Оборудование: разные виды денег, альбомы. Оформление зон – «Первые деньги» (домашняя утварь, ракушки, меха, перья, ткани, зерно…), «Современные деньги» (различные купюры, монеты, кредитные карты…) |
Цель: знакомство детей с разными видами денег |
Игровые правила дети делятся на две команды и совершают путешествие |
Предварительная работа Беседа «Деньги», просмотр презентации «Такие разные деньги» |
Ход ИОС Воспитатель показывает кошелек и спрашивает у детей «Что лежит в кошельке?», «Для чего они нужны?» (Это деньги. Они нужны, чтобы расплачиваться за покупки. На них можно что-нибудь купить) Воспитатель: А вы знаете, что деньги раньше выглядели по-другому? Воспитатель предлагает детям на машине времени отправиться в прошлое и узнать какими были первые деньги. Дети делятся на две группы. Первая отправляется в зону «Первые деньги», вторая в зону «Современные деньги». Воспитатели проводят знакомство детей с видами денег. Затем группы меняются местами. |
Результат дети познакомились с разными видами денег. |
3.Раздел «Покупаем – продаем» (покупка, цена, продажа, продавец, покупатель, дорого, дешево, выгодно, невыгодно) |
ИОС «Спешим на помощь Мухе-Цокотухе» (ИОС с литературным персонажем) |
Материалы: зона оформленная как магазин; 2 кассы, деньги (купюры и монеты изготовленные из бумаги), товары для продажи, разные предметы не относящиеся к празднику, корзины для покупок по количеству групп. |
Цель: Развить умение сопоставлять цену товара с имеющимися наличными деньгами, производить операции купли-продажи |
Игровые правила Детей делят на команды по 4 человека. Воспитатели - продавцы. Каждой команде дается одинаковое количество денег. В магазине есть товары разной ценовой категории, и товары, которые не относятся к заданию. Члены каждой команды по очереди подходят к магазину, выбирают товар и расплачиваются за него без сдачи. Побеждает команда, которая правильно расплатится и приобретет на эти же деньги больше товаров чем другая команда.Воспитатель при необходимости помогает и направляет участников игры. |
Предварительная работа просмотр мультфильма «Муха-Цокотуха», беседа «Деньги», сюжетно ролевая игра «Супермаркет» |
Ход ИОС В группу входит Муха-Цокотуха и обращается к ребятам: «Здравствуйте ребята! Вы узнали кто я? Молодцы, правильно. А пришла я к вам за помощью. Вы же знаете что я пригласила всех к себе на чай? А что купить для этого не знаю. Поможете мне сделать правильные покупки. Тогда отправляйтесь в магазин и закупите все необходимое. Но будьте внимательны, там есть много других товаров, которые не пригодятся. А я посмотрю какая из команд правильно оплатит товар и купит больше необходимого. Только есть условие-покупки необходимо оплачивать без сдачи. Отсчитывать столько денег, сколько стоит тот или иной товар.» Дети совершают покупки, воспитатель (продавец) контролирует правильность отсчета денег. По окончанию игры Муха-Цокотуха рассматривает товары, которые купили команды. Сообщает если есть ошибки (товар не относится к празднику), подсчитывают у какой команды товаров больше. Если были ошибки при оплате, воспитатель сообщает об этом. Подводят итоги. Победившая команда получает «золотые монетки». |
Результат умеют сопоставлять цену товара с имеющимися наличными деньгами, производят операции купли-продажи. |
4.Раздел «Реклама» (виды рекламы, рекламный слоган, «полезная», «неполезная» реклама) |
ИОС «Реклама для Бременских музыкантов» (ИОС с литературным персонажем) |
Материалы: ватман, краски, кисти, цветные картинки Бременских музыкантов, мультимедийный проектор, презентация на тему «Реклама и ее виды» |
Цель: расширение представлений детей о рекламе и ее назначении |
Игровые правила дети знакомятся с понятием реклама, ее виды на презентации. Совместно с воспитателем творчески изготавливают рекламу для Бременских музыкантов |
Предварительная работа Просмотр мультфильма «Бременские музыканты», беседа о значении рекламы. |
Ход ИОС В группу входит один из Бременских музыкантов (кот) и сообщает что они собираются на гастроли в наш город со своей программой. Но боятся, что не смогут собрать на представление зрителей, потому что об их приезде никто не знает, и просит помощи распространить эту информацию среди жителей города. Воспитатель предлагает помочь коту и его друзьям. Дети предлагают варианты помощи. Воспитатель говорит, что можно сделать рекламу.Беседа о рекламе, ее истории и видах (сопровождается мультимедийной презентацией). Далее педагог с детьми создает рекламную афишу на ватмане. |
Результат дети имеют представления о рекламе и ее видах. |