Рабочая программа по родной литературе (русской)
на 2022-2023, 2023-2024 учебные годы
10–11 классы
(базовый уровень)
Количество часов: 68 часов (10 класс – 34 часа, 11 класс – 34 часа)
Количество часов в неделю: 1 час
Количество практических работ/ тестов: 8/5
Пояснительная записка
Рабочая программа по родной литературе (русской) разработана в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» п.3.6 ст.28; требованиями Государственного образовательного стандарта общего (среднего) образования; письма Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 20 июня 2018 г. N 05-192 «О вопросах изучения родных языков из числа языков народов РФ»; учебным планом Лицея №4 на 2022–2023, 2023-2024 учебные годы. Рабочая программа по родной литературе (русской) реализует основные идеи ФГОС, конкретизирует его цели и задачи, отражает обязательное для усвоения содержание обучения литературы в старшей школе, построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса.
Родная литература – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Родная литература (русская)» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности литература обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, он неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Изучение родной литературы (русской) в средней школе направлено на достижение следующих целей: - включение в культурно-языковое поле родной литературы и культуры, воспитание ценностного отношения к родному языку как носителю культуры своего народа;- формирование осознания тесной связи между языковым, литературным, интеллектуальным, духовно-нравственным развитием личности и ее социальным ростом;- формирование устойчивого интереса к чтению на родном языке как средству познания культуры своего народа и других культур, уважительного отношения к ним; приобщение к литературному наследию и через него - к сокровищам отечественной и мировой культуры; сформированность чувства причастности к свершениям, традициям своего народа и осознание исторической преемственности поколений.Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Программа предусматривает формы организации урока: коллективные, парные, групповые, индивидуальные. Виды занятий: заочная экскурсия, игровой урок, урок-путешествие, защита проектов и исследовательских работ, инсценированный урок, круглый стол, семинар, урок-исследование, урок-зачет.
Программа по родной литературе (русской) соотнесена с программой по литературе. Вместе с тем в данной программе осуществляется специфический подход к литературным явлениям. Если программа по литературе рассматривает произведения как создания определённых писателей, то программа по родной литературе (русской) – как явления искусства слова. Практическая сторона программы основного образования по родной литературе (русской) связана с формированием компетентностных способов деятельности, духовная – с нравственным развитием русского человека и воспитанием личности гражданина России.
Главной целью литературного образования в 10 классе является изучение литературного процесса в России ХIХ века, в 11 классе – изучение литературного процесса в России ХХ века, овладение элементами историко-функционального анализа. Рабочая программа направлена на детальное и творческое осмысление обучающимися 10-11 классов классических образцов русской словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
Материал в планировании расположен по литературным темам, что обеспечивает последовательность изучения литературных явлений, обобщение, закрепление и развитие литературных знаний. Содержание программы будет реализовано следующими видами усложняющейся учебной деятельности:
1)рецептивная деятельность: чтение и полноценное восприятие художественного текста, заучивание наизусть (важна на всех этапах изучения литературы);
2) репродуктивная деятельность: осмысление сюжета произведения, изображенных в нем событий, характеров, реалий (осуществляется в виде разного типа пересказов (близких к тексту, кратких, выборочных, с соответствующими лексико-стилистическими заданиями и изменением лица рассказчика); ответов на вопросы репродуктивного характера);
3)продуктивная творческая деятельность: сочинение разных жанров, выразительное чтение художественных текстов, устное словесное рисование, инсценирование произведения, составление киносценария;
4) поисковая деятельность: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментирование художественного произведения, установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусства;
5) исследовательская деятельность: анализ текста, сопоставление произведений художественной литературы и выявление в них общих и своеобразных черт.
Рабочая программа обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности обучающихся, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения. Программа отвечает всем основным целям преподавания литературы, способствуя формированию у обучающихся языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции. Программа курса «Родная литература (русская)» подготовлена для учащихся 10-11 классов и призвана обеспечить более высокий уровень филологической подготовки. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения.
Учебный предмет «Родная литература (русская)» входит в образовательную область «Родной язык (русский) и родная литература (русская)». Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение родной литературы (русской) в 10 классе – 34 часа (1 час в неделю), 11 класс-34 часа (1 час в неделю), что соответствует учебному плану МАНОУ «Лицей № 4» на 2022-2023, 2023-2024 учебные годы.
Курс общего (среднего) образования предполагает изучение предмета «Родная литература (русская) в количестве 68 часов.
Личностные результаты освоения программы:1.Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа);2.Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
3.Понимание родного языка и родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования; анализ общих сведений о лингвистике как науке и ученых-русистах; об основных нормах русского литературного языка; способность обогащать свой словарный запас; формировать навыки анализа и оценки языковых явлений и фактов; умение пользоваться различными лингвистическими словарями;4.Осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка. Получение достаточного объема словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной и чужой речью;
5. Формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении). Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;6. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
7. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах ( интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала);
8. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни;
9. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные, научные и публицистические тексты, отражающие разные этнокультурные традиции; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека;
10. Сформированность основ экологической культуры.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
1.Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.2.Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
3.Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
4.Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
5.Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Познавательные УУД
1.Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.
2.Смысловое чтение.
3.Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
4. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.
Коммуникативные УУД
1.Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
2.Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
3.Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ).
При изучении литературы обучающиеся усовершенствуют приобретенные на первом уровне навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию.
В ходе изучения произведений родной литературы обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности.
В ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределенности.
Предметные результаты
Ученик научится
1.Взаимодействовать с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;
2.Осознавать значимость чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; испытывать потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
3. Воспринимать родную литературу как одну из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
4. Осознавать коммуникативно-эстетические возможности родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры.
Ученик получит возможность научиться
2.Овладеть процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., уметь воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
3.Воспринимать произведение как художественное целое, концептуально осмыслять его в этой целостности, видеть воплощенный в нем авторский замысел;
4.Интерпретировать художественный смысл произведения, то есть отвечать на вопросы: «Почему (с какой целью?) произведение построено так, а не иначе? Какой художественный эффект дало именно такое построение, какой вывод на основе именно такого построения мы можем сделать о тематике, проблематике и авторской позиции в данном конкретном произведении?»;
5.Устно или письменно истолковывать художественные функции особенности поэтики произведения, рассматриваемого в его целостности, а также истолковывать смысл произведения как художественного целого;
6.Создавать эссе, научно-исследовательских заметок (статьи), доклада на конференцию, рецензии, сценария и т.п.
4.Тематическое планирование
10класс | |||
№ | Тема урока | Кол-во уроков | Характеристика основных видов деятельности ученика |
1 | Древнерусская литература. | 3 | Выразительное чтение древнерусских текстов в современном переводе; устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, чтения актёров; поиск незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей и справочной литературы; пересказ сюжетов древнерусских летописей; нравственная оценка поступков героев летописей; обсуждение произведений изобразительного искусства на древнерусские сюжеты |
2 | Литература русского Просвещения XVIII века | 5 | Поиск сведений о писателе; пересказ фрагментов публицистического и научнопопулярного текстов; выразительное чтение стихотворения; поиск незнакомых слов; определение их значения с помощью словарей и справочной литературы; устные ответы на вопросы; участие в коллективном диалоге; поиск в произведении юмористических элементов. Устный рассказ о баснописце; выразительное чтение басни; устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров; характеристика героев басни; формулирование вопросов к тексту; устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования); участие в коллективном диалоге; работа со словарём литературоведческих терминов. |
3 | Литература первой половины XIX века | 14 | Устный рассказ о поэте; различные виды пересказа; поиск в тексте незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей и справочной литературы; формулирование вопросов по тексту произведений; устный или письменный ответ на вопрос; участие в коллективном диалоге; составление плана устного и письменного рассказа о герое; сравнительной характеристики героев; анализ различных форм выражения авторской позиции; устный и письменный анализ эпизода. Устный рассказ о поэте и истории создания его произведений; выразительной чтение стихотворений, фрагментов прозы; характеристика сюжета романа, его тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания; анализ различных форм выражения авторской позиции; составление плана характеристики героя; устная и письменная характеристика отдельного персонажа и средств создания его образа; составление сравнительной характеристики героев и произведений; составление плана анализа стихотворения или фрагмента эпического произведения; письменный анализ эпизода или стихотворения по плану; устный или письменный ответ на проблемный вопрос; написание сочинения на литературном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта; нахождение ошибок и редактирование черновых вариантов собственных письменных работ; работа со словарём литературоведческих терминов. |
4. | Литература второй половины XIX века | 12 | Устный рассказ о поэте; различные виды пересказа; поиск в тексте незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей и справочной литературы; формулирование вопросов по тексту произведений; устный или письменный ответ на вопрос; участие в коллективном диалоге; составление плана устного и письменного рассказа о герое; сравнительной характеристики героев; анализ различных форм выражения авторской позиции; устный и письменный анализ эпизода. |
11 класс | |||
№ | Тема урока | Кол-во уроков | Характеристика основных видов деятельности ученика |
1 | Литература второй половины XIX века | 8 | Устный рассказ о поэте и истории создания его произведений; выразительной чтение стихотворений, фрагментов прозы; характеристика сюжета романа, его тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания; анализ различных форм выражения авторской позиции; составление плана характеристики героя; устная и письменная характеристика отдельного персонажа и средств создания его образа; составление сравнительной характеристики героев и произведений; составление плана анализа стихотворения или фрагмента эпического произведения; письменный анализ эпизода или стихотворения по плану; устный или письменный ответ на проблемный вопрос; написание сочинения на литературном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта; нахождение ошибок и редактирование черновых вариантов собственных письменных работ; работа со словарём литературоведческих терминов. |
2. | Литература XX века | 16 | Устный рассказ о писателе; выразительное чтение рассказов. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров; поиск в тексте незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей и справочной литературы; различные виды пересказов; устный или письменный ответ на вопрос; участие в коллективном диалоге; устная и письменная характеристика героев; нравственная оценка героев рассказов; составление плана речевой характеристики героев; подбор материалов и цитат на заданную тему. Устный рассказ о писателях; выразительное чтение стихотворений; устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров; устный или письменный ответ на вопрос; участие в коллективном диалоге; анализ различных форм выражения авторской позиции, составление письменного анализа эпизода или стихотворения |
3. | Литература о Великой Отечественной войне | 4 | Устный рассказ о писателе; выразительное чтение стихотворений; устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров; устный или письменный ответ на вопрос; участие в коллективном диалоге; анализ различных форм выражения авторской позиции, составление письменного анализа эпизода или стихотворения; решение тестов |
4. | Поэзия и проза 70-90-х годов XX века. | 6 | Выразительное чтение стихотворений (в том числе наизусть), прослушивание и исполнение песен и романсов; устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров; устный или письменный ответ на вопрос (в том числе с использованием цитирования); участие в коллективном диалоге; составление плана отзыва о песне, романсе, письменный отзыв по плану (с использованием цитирования); игровые виды деятельности: конкурсы, викторины |
5.Содержание тем учебного предмета «Родная литература (русская)»
10 класс | ||||
Раздел, цель изучения | Тема | Воспитательные задачи | Универсальные учебные действия | Формы контроля |
РАЗДЕЛ 1. Древнерусская литература. (3ч) Цель: - дать общую характеристику древнерусской литературы (XI-XII веков) и показать ее своеобразие; - выявить связь литературы с эстетическими принципами фольклора. | 1.Вводная лекция «Общая характеристика культуры Руси XI-XII веков». 2.Художественные принципы древнерусской литературы. 3. Понятие клерикальной литературы. | Формировать интерес к предмету, гражданскую позицию. Содействовать в ходе занятий формированию основных мировоззренческих идей, познаваемости мира и его закономерностей. Содействовать эстетическому воспитанию учащихся (ознакомить с произведениями литературы и искусства). | Личностные УУД. Владение монологической и диалогической речью; развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам. Метапредметные Коммуникативные: знать основные этапы литературы. Регулятивные: у м е т ь составлять тезисы и план прочитанного; владеть различными видами пересказа, владеть монологической и диалогической речью Познавательные: объяснять принадлежность произведения к периоду создания. | |
РАЗДЕЛ 2. Литература русского Просвещения XVIII века. (5 ч) Цель: - повторить черты классицизма и сентиментализма в русском Просвещении; - обзорно рассмотреть основные темы в творчестве поэтов и писателей М. В. Ломоносова, Г. Р. Державина, Д. И. Фонвизина, Н. М. Карамзина, А. Н. Радищева; - раскрыть роль Д.И.Фонвизина в развитии русской драматургии и театра. | 1.Черты классицизма и сентиментализма в русском Просвещении. 2.«Памятник» как жанр и его традиции в русской литературе. 3-4.Н. М. Карамзин и А. Н. Радищев как основоположники двух направлений в русской литературе. 5.Д. И. Фонвизин и русский театр. | Воспитывать эстетическое отношение к искусству слова, интерес к чтению и книге. Повышать мотивацию к изучению литературы. Формировать интерес к литературе как к части общечеловеческой культуры. Воспитывать творческое отношение к учебной деятельности. | Личностные УУД. Умение развернуто обосновывать суждения, приводить доказательства, используя цитатный материал; поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа. Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению. Метапредметные УУД. Коммуникативные: знать содержание произведения; приемы анализа произведения. Регулятивные: уметь характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств в произведении. Познавательные: уметь искать нужную информацию по заданной теме. | Практическая работа №1 Тест |
РАЗДЕЛ 3. Литература первой половины XIX века. (14 ч) Цель: - повторить основные этапы жизни и творчества А.С. Грибоедова, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В.Гоголя; - выявить черты классической комедии в театре А. С. Грибоедова; - выявить романтические традиции в лирике А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова; - обобщить понятие "маленького человека" на примере произведений А.С. Пушкина, Н.В.Гоголя | 1. Элегия и баллада как жанр поэзии В. А. Жуковского. А. С. 2-3. Грибоедов. Традиции классической комедии в театре А. С. Грибоедова. Образ дворянина-интеллигента. 3. Зарождение романтизма в русской литературе. 4.А. С. Пушкин. Сквозные темы лирики А. С. Пушкина. 5. Русский роман. Исторические произведения. 6.Понятие «маленького человека» в русской литературе. 7-8. М. Ю. Лермонтов. Романтические традиции в лирике М. Ю. Лермонтова. 9.Сквозные темы в поэзии М. Ю. Лермонтова. 10-11. Н. В. Гоголь. Сквозные мотивы русской прозы в творчестве писателя (мотив дороги). 12.Лирическое отступление как средство художественной выразительности13-14. Внесюжетные элементы в произведениях русских писателей. | Воспитывать и развивать художественный вкус и уважение к литературе и чтению. Воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим. Воспитывать бережное отношение и уважение к традициям своего народа. Формировать чувства гуманизма и любви к прекрасному. Содействовать эстетическому воспитанию учащихся (ознакомить с произведениями литературы и искусства). | Личностные УУД. Умение развернуто обосновывать суждения, приводить доказательства, используя цитатный материал; поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа. Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению Метапредметные УУД. Коммуникативные: знать содержание произведения; приемы анализа произведения. Регулятивные: уметь характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств в произведении. Познавательные: уметь искать нужную информацию по заданной теме. | Практическая работа №2 Выр.чт. Практическая работа №3 |
РАЗДЕЛ 4. Литература второй половины XIX века. (12 ч) Цель: - показать значение русской литературы второй половины XIX в. в развитии мирового литературного процесса; - дать понятие о появлении «новой волны» в русском реализме. | 1. И. А. Гончаров. Сквозной образ «лишнего человека» в романах писателя «Обрыв» «Обломов». 2. Островский – создатель новой русской драмы. Идейный раскол в журнале «Современник». 3. И. С. Тургенев. Понятие «галерея образов «лишних людей»». 4.Традиции гражданской поэзии в творчестве Н. А. Некрасова. 5.Поэзия «чистого искусства» как направление в литературе. 6. Ф. И. Тютчев как основоположник философской поэзии. 7.Традиции и новаторство в поэзии Ф. И. Тютчева и А. А. Фета. 8. М. Е. Салтыков-Щедрин. Жанр литературной сказки. 9.Сатира как художественный прием в литературе. 10. М. М. Бахтин о Ф. М. Достоевском. Понятие полифонии в романах Ф. М. Достоевского. 11.Художественное время и пространство; психологизм в изображении героев. 12. Повторение по разделу «Литература второй половины XIX века». | Формировать правильное отношение к природе, способствовать экологическому воспитанию. Содействовать формированию мировоззренческих понятий. Вызвать чувство удивления и гордости за свою страну. Воспитывать чувство ответственности, самостоятельности, инициативности, формировать основы патриотизма. Обогащать представления детей о многообразии культурных норм и ценностей, принятых в обществе. Обеспечить развитие общей культуры личности ребенка, интеллектуально- познавательных способностей, социально-нравственных, эстетических качеств. | Личностные УУД. Умение развернуто обосновывать суждения, приводить доказательства, используя цитатный материал; поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа. Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению. Метапредметные УУД. Коммуникативные: уметь использовать приемы сопоставительного анализа Регулятивные: удерживать цель деятельности до получения ее результата; планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий); оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений («убедительно, ложно, истинно, существенно, не существенно»); корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения; Познавательные: выбирать и использовать изобразительно-выразительные средства; владеть монологической и диалогической речью; искать нужную информацию по заданной теме. | Выр.чт. Тест Практическая работа № 4 |
11 класс | ||||
РАЗДЕЛ 1. Литература второй половины XIX века. (8 ч) Цель: - показать значение русской литературы второй половины XIX в. в развитии мирового литературного процесса; - дать понятие о появлении «новой волны» в русском реализме. | 1.Творчество Л. Н. Толстого как исповедь души. 2.Понятие «диалектика души». Психологический портрет героя в произведениях Л.Н. Толстого. 3. Новый жанр романа-эпопеи в русской литературе. 4.Духовные искания героев Л.Н. Толстого. Тема предательства и патриотизма на войне. 5. Общественно-политическая жизнь России конца XIX-начала XX века и её отражение в литературе. 6.Малый жанр в русской прозе. Особенности творчества А. П. Чехова. 7. Новаторство в русской драме. Принципы «новой драмы». 8.Ремарка как средство художественной выразительности. | Воспитывать и развивать художественный вкус и уважение к литературе и чтению. Воспитывать нравственные качества. Содействовать эстетическому воспитанию учащихся. Формировать интерес к предмету и чтению. Воспитывать уважение к противоположному мнению, чувству сопереживания. Формировать чувство ответственности за свои поступки. Воспитывать творческое отношение к учебной деятельности. | Личностные УУД. Умение развернуто обосновывать суждения, приводить доказательства, используя цитатный материал; поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа. Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению. Метапредметные УУД. Коммуникативные: уметь использовать приемы сопоставительного анализа Регулятивные: удерживать цель деятельности до получения ее результата; Познавательные: выбирать и использовать изобразительно-выразительные средства; владеть монологической и диалогической речью; искать нужную информацию по заданной теме. | Практическая работа №1 Тест |
РАЗДЕЛ 2.Литература XX века. (16 ч) Цель: - показать значение русской литературы ХХ в. в развитии мирового литературного процесса. - дать понятие о появлении новых литературных направлений и течений в русской поэзии начала ХХ века; - раскрыть своеобразии поэзии "серебряного века"; - выявить традиция и новаторство в литературной сказке М. Горького; - проанализировать разные художественные манеры изображения Гражданской войны и революции в творчестве М. А. Булгакова, М. А. Шолохова, И. Бабеля, А. Фадеева. | 1.Русская реалистическая проза начала XX века. 2.Своеобразие прозы И. А. Бунина. 3.Традиции русской прозы в повестях А. И. Куприна. 4. Поэзия Серебряного века. Символизм, акмеизм, футуризм и имажинизм как поэтические стили. 5. Своеобразие лирики А. А. Блока. Образ революции в поэмах Блока. 6. А. А. Ахматова и традиции русской поэзии в ее творчестве. «Реквием» как особый жанр в поэзии, характеристика времени его создания. 7. В. В. Маяковский – поэт-бунтарь. Особенности стихосложения. 8.Лирический герой поэзии Маяковского. Тематика и проблематика поэм. 9. Традиции фольклора в поэзии С. А. Есенина. 10.Трансформация образа русской природы в творчестве поэта. 11.Лирический герой С. А. Есенина. Особенности поэтического языка. 12. А. М. Горький и новая волна романтизма в русской литературе. 13.Традиция и новаторство в рассказах М. Горького. 14. Изображение Гражданской войны и революции в разных художественных манерах в творчестве авторов с разным мировосприятием: М. А. Шолохова, И. Бабеля, А. Фадеева. 15. Своеобразие героев и особенности конфликтов в произведениях Л. Андреев, В. Набоков, А. Платонов, А. Солженицына. 16.Традиции романа-утопии в новом жанре «антиутопии» в творчестве А. Платонова и Е. Замятина. | Создавать условия для воспитания у детей активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества. Продолжить воспитывать интереса к предмету, к учению. Воспитывать экологическое мышление, гуманистическое мышление, терпимое отношение к чужим взглядам, позиции. Способствовать воспитанию культуры взаимоотношений при работе в парах, группах, коллективе. Содействовать развитию эстетического вкуса, культуры речи, толерантности. Воспитывать уважение к противоположному мнению, чувство сопереживания честность, чувство ответственности за свои поступки, слова. | Личностные УУД. Работать индивидуально, в группе, полемизировать в рамках толерантных отношений; развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам. Метапредметные УУД. Коммуникативные: знать содержание произведений; приемы сопоставительного анализа Регулятивные: уметь характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств в произведениях; выявлять авторскую позицию; сопоставлять поступки героев, использовать сравнительные характеристики; участвовать в дискуссии Познавательные: выбирать и использовать изобразительно-выразительные средства; владеть монологической и диалогической речью; искать нужную информацию по заданной теме. | Практическая работа №2 Выр.чт. Тест |
РАЗДЕЛ 3. Литература о Великой Отечественной войне. (4 ч) Цель: - показать патриотический характер прозы А. Твардовского, М. Шолохова, Б. Васильева, В. Некрасова; - раскрыть новаторство в постановке духовно-нравственных проблем войны в произведениях В. Некрасова, С. Алексиевича, В. Кондратьева, К. Воробьева, Б. Васильева. | 1. Собирательный образ русского солдата в произведениях А. Твардовского. 2.Тема патриотизма на войне в рассказах М. Шолохова, Б. Васильева, В. Быкова. 3-4.Новаторство в постановке духовно-нравственных проблем войны в произведениях В. Некрасова, С. Алексиевича, В. Кондратьева, К. Воробьева, Б. Васильева. | Содействовать повышению уровня мотивации на уроках через средства обучения. Воспитывать и развивать художественный вкус и уважение к литературе и чтению. Воспитывать нравственные качества. Воспитывать способность к преодолению трудностей. | Личностные УУД. Умение развернуто обосновывать суждения, приводить доказательства, используя цитатный материал; поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа. Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению. Метапредметные УУД. Коммуникативные: знать содержание произведения; приемы анализа произведения. Регулятивные: уметь характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств в произведении. Познавательные: уметь искать нужную информацию по заданной теме. | Практическая работа №3 |
РАЗДЕЛ 4. Поэзия и проза 70-90-х годов XX века. (6 ч) Цель: - познакомить с личностью В.Шукшина; - дать понятие об основных эстетических принципах, особенностях тематики творчества, новаторстве В.Шукшина; - раскрыть богатство, сложность, противоречивость мира нового лирического героя в поэзии Е. Евтушенко, А. Вознесенского, И. Бродского, Н. Рубцова, Б. Окуджавы. - совершенствовать навыки анализа прозаического текста. | 1. Возрождение рассказа как жанра в творчестве В. Шукшина. Особенности народного образа. 2.Тема деревни в прозе В. Распутина, Ф. Абрамова. 3.Нравственные проблемы в рассказах В. Белова, В. Астафьева. 4. Образ героя-интеллигента в произведениях Д. Гранина, М. Дудинцева, Ю. Трифонова. 5. Новый лирический герой в поэзии Е. Евтушенко, А. Вознесенского, И. Бродского, Н. Рубцова, Б. Окуджавы. 6. Повторение по разделу «Поэзия и проза 70-90-х годов XX века». | Содействовать воспитанию уровня мотивации на уроках через средства обучения. Воспитывать духовно богатую, нравственно ориентированную личности с развитым чувством самосознания. Способствовать воспитанию культуры взаимоотношений при работе в парах, группах, коллективе. Обогащать представления детей о многообразии культурных норм и ценностей, принятых в обществе. Содействовать воспитанию гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности. Продолжить воспитывать в учащихся толерантность, терпимость, уважение чужого мнения. Способствовать воспитанию культуры взаимоотношений при работе в парах, группах, коллективе. | Личностные УУД. Умение развернуто обосновывать суждения, приводить доказательства, используя цитатный материал; поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа. Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению Метапредметные УУД. Коммуникативные: уметь использовать приемы сопоставительного анализа Регулятивные: удерживать цель деятельности до получения ее результата; планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий); оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений («убедительно, ложно, истинно, существенно, не существенно»); корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения; Познавательные: выбирать и использовать изобразительно-выразительные средства; владеть монологической и диалогической речью; искать нужную информацию по заданной теме. | Выр.чт. Тест Практическая работа №4 |
6.Темы проектов по родной литературе
1.Имена собственные в произведениях И.А. Гончарова.
2. Что читают герои романа "Преступление и наказание"?
3. Образ русской женщины в творчестве Н.А. Некрасова и А.Г. Венецианова.
4. Роль художественной детали в рассказах А.П. Чехова.
5. Роль сравнений в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» (несколько эпизодов).
6. Пословица в творчестве А.Н. Островского (любое произведение)
7. Звуковые образы в стихотворениях Ф.И. Тютчева о природе.
7.Учебно-методический комплекс
Для учителя:
Для обучающихся:
1.Литературный энциклопедический словарь / Подгот. Е.И. Бонч-Бруевич и др.; Под общ. ред. В.М. Кожевникова, П.А. Николаева. – М.: Сов. энцикл., 2018. – 750 с.
2. Русские писатели. Библиографический словарь. В 2 частях. П.А. Николаева. – Москва: «Просвещение», 2019.
3.Словарь литературных терминов: [современное толкование, более 100 терминов и понятий, примеры из литературных произведений] / Сост. Клюхина И.В. – Изд. 5-е. – М.: ВАКО, 2020. – 96 с.