Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Изучение балета в курсе музыкальной литературы

Привлечь внимание учащихся к особенностям строения и драматургии балета, его исторического развития. Объяснить принципиальные отличия музыки балетов XVIII и XX века. Кроме того, рассказать о современной хореографии

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Балет – один из важных музыкально-театральных жанров. Если учесть, что на уроках музыкальной литературы изучаются практически все музыкальные жанры, то вполне логично, что балет должен также изучаться на протяжении всего курса обучения. Однако, балетов изучается ничтожно мало. В программе есть «Щелкунчик» П.И.Чайковского, «Золушка» С.С.Прокофьева. Да и то, анализ этих произведений дан совершенно неважно, не подробно. Гораздо лучше даются анализы опер. Получается, что развитие жанра оперы даётся подробно, а развитие жанра балета словно никакого и нет. Поэтому, предлагаю восполнить этот пробел.

На первом году обучения музлитературе очень хороший подход дан к изучению жанра балета. Даны различные виды танцев, старинная сюита. Поэтому, изучение балета как жанра становится логическим завершением курса первого года обучения. Балет Чайковского «Щелкунчик» очень подходит для этого. Во-первых, сказку о Щелкунчике в многочисленных вариантах знают все, некоторые даже могли видеть балет или его фрагменты. Во-вторых, музыка балета уже сама по себе яркая, праздничная, запоминающаяся. В-третьих, фрагменты балета, приведённые в учебнике, хотя это и дивертисмент, легко врезаются в память своей необычностью. Конечно, на уроке даются пояснения к каждому примеру из дивертисмента. Здесь важную роль также играет презентация к уроку, история сладостей, видеоматериал. Но в учебнике пропущены весьма важные для балета детали: пантомима, пластика, хореография. Вот именно об этом и следует говорить детям во время изучения дивертисмента к «Щелкунчику». Музыка балета ведь классична, непривычна для детского восприятия. Так здесь можно поговорить о прямой связи с народными танцами, о характерности образов. Именно это и отличает балет от других музыкальных жанров.

На втором году обучения, в курсе зарубежной музыкальной литературе, вообще не предполагается изучение жанра балета. Хотя именно в 18-19 веке балет наряду с оперой был самым важным и зрелищным жанром в музыке. Я предлагаю включить в ознакомительное изучение балет Адольфа Адана «Жизель». Даже знаю, где этот балет может находится в тематическом материале: между Бетховеном и Шубертом, после темы Романтизм в музыке. Почему именно этот балет? Во-первых, это первый по-настоящему профессионально поставленный балет, который сохранился в репертуаре многих театров оперы и балета до настоящего времени, во-вторых, этот балет открыл целую плеяду романтических балетов, в-третьих, два действия в сюжете этого балета чётко делятся на реальное и фантастическое, что является идеальным для творчества композиторов-романтиков. Итак, первое действие балета построено в народно-классическом плане. Здесь следует провести параллели с дивертисментом «Щелкунчика», объяснить сходство и различие в подаче народных танцев. Говоря о втором действии балета, следует сравнить его с хореографией первого действия. В сюжет самого балета подробно вдаваться не следует, просто показать наиболее яркие фрагменты.

Изучая русскую музыкальную литературу 19 века, на мой, взгляд, ни в коем разе нельзя обойти вниманием балеты Чайковского. Во-первых, новый тип балетной музыки, симфоничность, лейтмотивность и лейттембровость её развития, потребовавшее совершенно иную хореографию. Во-вторых, драматичность образов в балетах Чайковского. В-третьих, совершенно новый подход к дивертисментам в балете. Наиболее ярким здесь будет балет «Лебединое озеро». Здесь вполне вероятно показать детям фрагменты и лебединого дивертисмента, и дивертисмента невест. Опять сравнить их между собой: хрупкость, ранимость, нежность, невесомость, таинственность лебединого дивертисмента. В противовес ему – яркость, праздничность, эффектность дивертисмента невест. Можно также сравнить дуэты Принца и Одеттой и с Одиллией, отметив сложность партии Одетты-Одиллии, кардинальные противоположности характера, отражающиеся в рисунке танца.

На последнем году обучения музыкальной литературе, в курсе русской музыки 20 века, чтобы показать разнообразие внутри жанра балета, к изучаемой «Золушке» Прокофьева необходимо добавить его же «Ромео и Джульетту». Кроме того, включить в программу изучения балет Арама Хачатуряна «Спартак», балет Родиона Щедрина «Кармен-сюита». Таким образом, мы покажем развитие балета в 20 веке. Что это нам даст для обучения? Прежде всего, более полное изучение курса, изучение жанров в развитии. Затем, заинтересованность учащихся, более полное формирование кругозора. И, наконец, ученики могут просто-напросто перечитать книги, которые послужили основой данных балетов, или пересмотреть фильмы, в том числе и прекрасные фильмы-балеты. В конечном итоге мы должны получить вполне себе развитого в плане восприятия различных музыкальных жанров молодого любителя музыки.

Итак, балет «Золушка». Кроме того, что написано по её поводу во всевозможных учебниках музыкальной литературы, здесь также стоит провести параллели со «Спящей красавицей» Чайковского, балетом «Времена года» Глазунова. Кроме того, опять-таки отметить разницу в хореографии и пластике Золушки-дурнушки и Золушки – принцессы. Кроме того, здесь следует отметить продолжение традиций симфоничности музыки балета, которая пошла с подачи Чайковского.

Балет «Ромео и Джульетта» следует рассматривать в сравнении с «Золушкой». Провести параллели с сюжетом, параллели с лирической линией главных героев. Далее следует отметить весьма важную роль лейтмотивной системы «Ромео и Джульетты». Кроме того следует рассказать об отличии в хореографии лирических и батальных сцен балета. Здесь нужно вообще отметить появление батальных сцен в хореографии. Кроме того, нужно сказать о постепенной драматизации в сюжетах балета.

Балет Хачатуряна «Спартак» также весьма важен для изучения. Во-первых, крайне мало в программе уделяется творчеству этого замечательного и очень яркого композитора. Во-вторых, это единственный русский балет, написанный на историческую тему. За что его по масштабности и монументальности вполне можно приравнять к опере Бородина «Князь Игорь». В-третьих, это единственный «чисто мужской» балет, поставленный с большим количеством батальных сцен. Поэтому он важен не только как музыкальное явление, но и как историческое. Здесь можно показать фрагменты всех дивертисментов балета. В частности, «Гладиаторские бои», «Пир у Красса», «Танцы спартаковцев». Кроме того, следует показать ученикам наиболее яркие номера балета: «Триумф Рима», адажио Спартака и Фригии, «Волк и овечка», «Танец гадитанских дев».

Балет Родиона Щедрина «Кармен – сюита» интересен по многим причинам. Прежде всего, как удивительно яркая интерпретация музыки оперы Бизе «Кармен», сделавшая эту оперу современной. Затем, удивительнейшая, ни на что не похожая хореография Альберто Алонсо, совершенно волшебная пластика Майи Плисецкой.

Опять-таки изучая любой балет, даже те, что включены в программу, необходимо говорить о драматургии, хореографии, пластике, так как это важная составляющая балетного спектакля.

з

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 04.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области