Муниципальное казённое учреждение
«Отдел образование Исполкома Апастовского муниципального района Республики Татарстан»
Школа развития профессиональной компетентности педагогических работников
Проект выполнила:
Ахметзянова Лейля Гарафтиновна
методист высшей кв. категории
МКУ «Отдел образования Исполкома Апастовского
муниципального района РТ»
Апастово, 2022 г.
Содержание
I. Актуальность проекта
II. Проблема проекта
III. Цель и задачи проекта
IV. Ожидаемые результаты проекта
V. Сроки разработки и реализации проекта
VI. Участники проекта
VII. Риски проекта
VIII. Планирование и практическая часть проекта
IX. Результат проекта
X. Заключение проекта
XI. Список использованной литературы
Актуальность проекта.
Потребность в развитии образования активизирует инициативу творчески ориентированных педагогов на поиски эффективных педагогических приёмов и проектирования опыта продуктивной педагогической деятельности. Как осуществить переход учителей к использованию способов обучения, адекватных требованиям сегодняшнего дня?
Методическая работа в районе как система повышения квалификации формирует профессиональную деятельность учителей и направлена на развитие педагогического мастерства.
Однако, в самом начале своей профессиональной деятельности большинство учителей сталкиваются с определенными трудностями и проблемами. Таким образом, имеет место противоречие между практической готовностью учителя к педагогической деятельности и необходимости качественно осуществлять педагогический процесс.
Данный проект призван создать ситуацию успешности в работе начинающего педагога, педагога с большим отрывом или после декретного отпуска оказать ему поддержку, сопровождение и действенную помощь в осознании себя как человека талантливого, способного показывать высокие результаты и демонстрировать лучшие педагогические качества.
Проблема проекта.
Сегодня нужны педагоги, способные включиться в процессы обновления образования, владеющие компетентностью в информационной, исследовательской, проектной деятельности, понимающие и осознающие новую миссию учителя.
Актуальность работы с педагогами обусловлена спектром проблем, которые стоят перед новоявленными педагогами, к ним относятся:
- профессиональные затруднения;
- вынужденно большая нагрузка при слабой методической и технической оснащенности учебно-воспитательного процесса;
- слабая подготовка по содержанию предмета;
- заполнение документации строгой отчётности;
- неумение выходить из нестандартных педагогических ситуаций;
- недостаток практических навыков в учебно-воспитательной работе.
Решению этих стратегических задач будет способствовать создание гибкой и мобильной системы наставничества, способной оптимизировать процесс образования, повысить профессиональную компетентность.
Цель проекта: Развитие качества профессиональных компетентностей педагогов.
Задачи проекта:
- выявить затруднения и образовательные запросы учителей;
- обеспечить необходимыми информационными и методическими ресурсами;
- создать организационно-методические условия для повышения профессионального развития учителей;
- повышать профессиональный уровень педагогов с учетом их потребностей, затруднений, достижений.
- отслеживать динамику развития профессиональной деятельности каждого педагога.
Ожидаемые результаты:
- профессиональная адаптация учителей в образовательных учреждениях, профессиональных сообществах;
- повышение профессионального мастерства педагогов;
- повышение уровня предметной компетентности каждого учителя
- повышение эффективности образовательного процесса в ОУ района;
- появление собственных продуктов педагогической деятельности (публикаций, методических разработок, дидактических материалов);
- повышение эффективности образовательного процесса в районе;
- рост творческой активности – желание участвовать в различных творческих конкурсах.
Сроки реализации проекта: ноябрь 2020 по май 2021 года.
Участники проекта: руководитель проекта, координаторы проекта, творческие группы опытных учителей, тьюторы, учителя-новаторы, муниципальные эксперты, руководители районных методических объединений, педагог-психолог, молодые педагоги, и педагоги с большим профессиональным и предметным дефицитом.
Риски проекта - несвоевременное исполнение членами групп проекта своих обязанностей, проблемы личностного и психологического характера
Меры по преодолению - нематериальная мотивация, приглашение педагога-психолога. Создание ситуации успеха на семинарах, тренингах. Позитивное общение учителей в педагогических сообществах.
ПЛАН мероприятий по реализации проекта
№пп | Мероприятия | Сроки |
Подготовительный этап | ||
1 | Диагностика с целью выявления профессиональных затруднений педагогов. Выявление педагогов с профессиональными дефицитами в преподавании учебного предмета для дальнейшей наставнической работы. | Ноябрь |
2 | Определение координаторов из числа методистов отдела образования. Организация и проведение метод совета «Анализ результатов диагностики профессиональных компетентностей педагогов. Пути развития». | Ноябрь |
3 | Организация обучающего семинара для координаторов проекта | Ноябрь |
4 | Создание рабочих групп (определение ответственных педагогов, наставников, муниципальных экспертов) | Ноябрь |
5 | Определение тьюторов и учителей -новаторов из каждого образовательного учреждения | Ноябрь |
6 | Распределение рабочих групп по категориям: 1. Наставники 2. Муниципальные эксперты 3. Педагоги психологи | Ноябрь |
7 | Открытие раздела «Педагогу» на сайте отдела образования | Ноябрь |
8 | Разработка координаторами дорожных карт по направлениям (по западаниям): - подготовка к ГИА и мониторинговым исследованиям; - подготовка к профессиональным конкурсам, грантам; - работа с одарёнными детьми; - подготовка к аттестации; - инновационная деятельность, освоение новых цифровых технологий; - конструирование современного урока; - работа в условиях инклюзивного образования; - психологическая поддержка. | Ноябрь |
Основной этап | ||
9 | Организация обучающих семинаров для тьюторов и учителей новаторов, которые будут реализовывать свою деятельность на базе своего образовательного учреждения. | ежемесячно |
10 | С целью поощрения наставников, тьюторов и учителей новаторов объявить о запуске проведения конкурса "Лучший наставник" | Ноябрь |
11 | Организация работы с профессиональными сообществами района: - организация и проведения обучающего семинара с руководителями районных методических объединений с целью составления плана работы по профессиональным дефицитам в преподавании учебных предметов на семинарах, проводимых в рамках РМО; - проведение практикума с руководителями районных методических объединений на тему «Структура современного урока и его проектирование» с приглашением руководителей РМО близлежащих районов с последующей организацией работы в рамках своего РМО. | Ноябрь Декабрь |
12 | Практикумы наставников и муниципальных экспертов с молодыми специалистами и учителями с профессиональными дефицитами (по отдельному плану работы) | Декабрь на базе МБОУ "Бишевская СОШ" Январь на базе МБОУ "Бурнашевская СОШ" Февраль на базе МБОУ "Апастовская СОШ" Март на базе МБОУ "Каратунская СОШ" Апрель на базе МБОУ "Мурзинская СОШ" |
13 | Тренинговые занятия в психологическом центре района «Психологическое благополучие педагога» | ежемесячно |
14 | Ходатайство наставников, муниципальных экспертов, тьюторов и учителей новаторов на стимулирующую часть зарплаты | ежемесячно |
Аналитический этап | ||
15 | Выходная диагностика с целью определения эффективности проекта: сравнительный анализ входной и выходной диагностики; самоанализ, рефлексия участников | Май |
16 | Организация и проведение фестиваля районных методических объединений Конкурсы в рамках фестиваля: Конкурс наставников Конкурс мастер-классов Конкурс методических идей для молодых специалистов Конкурс лучших персональных сайтов Конкурс из опыта работы РМО учителей предметников | Апрель - май |
17 | Издание сборника "Фестиваль РМО" | Май |
18 | Подведение итогов. Анализ достигнутых результатов. Внесение корректив в реализацию проекта. | Май |
Результаты проекта:
- овладение навыками планирования и проведения учебных занятий (100%);
- успешное участие в конкурсах профессионального мастерства "Учитель года" (60-70%)
- повышение качества результатов ГИА и мониторинговых исследований (70%);
- результативное участие одарённых детей во всероссийских олимпиадах (60-70%);
- своевременное прохождение аттестации (100%);
- публикации собственных продуктов педагогической деятельности (100%).
Заключение проекта
Оценка деятельности участников проекта. В конце учебного года анализ реализации проекта, планирование дальнейших действий по реализации проекта.
Список использованной литературы
1. Круглова И. В. Как организовать наставничество. Москва: Московский гуманитарный пед. ин-т, 2009
2. Поташник М.М. «Управление профессиональным ростом учителя». Серия: Образование XXI века. М.: Центр педагогического образования.- 2009. – 448с.
3. Сиденко Е.А. Мастер-класс: «Инновационная деятельность учителя в условиях введения ФГОС второго поколения» // Муниципальное образование: инновации и эксперимент - 2010. - №4.
4. Феденко Л.Н. «Формирование условий введения и реализации ФГОС»
/Л.Н. Феденко //Управление начальной школой.- 2011.-№11.-С.5-14
5. Интернет-ресурсы сайт standart.edu.ru