Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Методическая разработка в номинации «Лучший классный час» Тема «Война, войной, а обед по расписанию»

Цели Показать важность и значение питания на войне, ее вклад в приближении победы над фашистской Германией Способствовать формированию у молодежи чувства гордости за героическое прошлое своего народа и своей Родины Способствовать воспитанию сознательной любви к Родине, уважения к историческому прошлому своего народа на примере подвигов, совершенных в годы Великой Отечественной войны. Задачи Образовательная - сформировать представление о мужестве, долге, чести, ответственности, нравственности, изучить рацион питания периода ВОВ, ее особенности и способы приготовления развитие осмысления героического и боевого прошлого родной страны формирование глубокого уважения к участникам Великой Отечественной войны. Развивающая - формирование у учащихся гражданской позиции, ответственности перед семьей, коллективом, отчизной повышение интеллектуального уровня учащихся, развитие познавательного интереса учащихся к истории родной страны. Воспитательная - воспитание чувства гордости за свою страну, нравственного идеала, воспитание патриотизма гражданственности.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

«Конкурс на лучшую методическую разработку «Уроки победы».

Методическая разработка в номинации «Лучший классный час»

Тема «Война, войной, а обед по расписанию»

Работу выполнила учитель географии и биологии

МОУ СОШ№4 с.Новая Жизнь

Буденновского района

Фатьянова Ольга Жоржевна

Оглавление

1. Введение…………...2

2. Основная часть….....2

3. Литература…………9

4. Приложения…..........9

Введение

В преддверии годовщины Великой Победы мы хотим поговорить о вещах пусть приземленных, бытовых, но, тем не менее, существенных в условиях войны. Речь пойдет о продовольственном снабжении в годы Великой Отечественной войны. Сравним питание армий   СССР и Германии. 

Вопросам питания солдата на фронте в советской литературе особого внимания не уделяли. К нашему времени из этой темы дошли два термина: солдатская каша да наркомовские сто граммов.  Любители истории могут еще вспомнить американскую тушенку с названием «второй фронт». О питании немцев или союзников практически ничего не известно. Возможно из-за несопоставимости рациона питания, советские идеологи считали «вредным» распространяться на эту тему. Как ни странно, но и сегодня найти информацию о сравнении рационов питания в разных армиях периода Второй мировой войны весьма непросто. И похоже причина тому одна, на постсоветской территории в армиях еще не дошли до уровня питания того времени других стран. Несмотря на такое негласное табу нынешней военщины, мы собрали всю доступную информацию на эту тему.

Основная часть

Цели:

Показать важность и значение питания на войне, ее вклад в приближении победы над фашистской Германией;

Способствовать формированию у молодежи чувства гордости за героическое прошлое своего народа и своей Родины;

Способствовать воспитанию сознательной любви к Родине, уважения к историческому прошлому своего народа на примере подвигов, совершенных в годы Великой Отечественной войны.

Задачи:

Образовательная - сформировать представление о мужестве, долге, чести, ответственности, нравственности, изучить рацион питания периода ВОВ, её особенности и способы приготовления; развитие осмысления героического и боевого прошлого родной страны; формирование глубокого уважения к участникам Великой Отечественной войны.

Развивающая - формирование у учащихся гражданской позиции, ответственности перед семьей, коллективом, отчизной; повышение интеллектуального уровня учащихся, развитие познавательного интереса учащихся к истории родной страны.

Воспитательная - воспитание чувства гордости за свою страну, нравственного идеала, воспитание патриотизма; гражданственности.

Форма проведения: конференция, посвященная Дню Победы

Конспект урока

Вступительное слово учителя: задумывались ли вы, ребята, о еде солдат в годы Великой Отечественной войны? Чем они питались 1418 дней и ночей? А вот автор поэмы «Василий Теркин», которую можно по праву считать энциклопедией солдатской жизни, А.Твардовский начинает своё произведение именно с пищи, простых потребностей солдат.
На войне, в быту суровом,
В трудной жизни боевой,
На снегу, под хвойным кровом,
На стоянке полевой, -
Лучше нет простой, здоровой,
Доброй пищи фронтовой.

В преддверии годовщины Великой Победы мы хотим поговорить о вещах пусть приземленных, бытовых, но, тем не менее, помогавших нашей армии жить и побеждать. Речь пойдет о продовольственном снабжении в годы Великой Отечественной войны (слайд 1,2).

Учащийся  
Первым делом на войне - 
Это кухня  для солдата!
Немцы думали о ней,
И давай из автомата,
Пулемёта и гранатой
Бить по этой стороне.

Чтоб солдат голодным был,
Вялым по земле ходил;
Стало быть, дегенератам,
Этой, немчуре, проклятой
Злости не хватало, сил,-
Вот он кухню и  косил.

Значит повару, ребята,
Надо виртуозом быть;
В нём энергий всех затрата,
Чтоб солдату наварить,-
Постараться накормить
Сытно на войне, как надо!

Отдыхают, иль  в атаке,
Бодрствуют, а может – спят,
Повар, что отец, однако,
Как на фронте говорят;
Видя немца злобный взгляд,
Не сгубил, чтоб труд, собака,
Хоть вступай в прямую драку,
Полк всё ж должен накормить,-
Немца к кухне не пустить!

Коли будет наступленье,
Тут вражьё всё в исступленьи…
Знай, без кухни нам не жить!-
Хочет кухню разорить;
Каждое сечёт мгновенье,
И давай по ней бомбить!
Доложу вам, на войне 
Кухня, знать, всегда в цене!(ВалентинаРженецкая)

Приказы и постановления

Ведущий 1. Начавшееся 22 июня 1941 года военное лихолетье потребовало реорганизации всего тылового обеспечения Красной Армии и военно-морского флота в общем и продовольственного снабжения в частности. Надо сказать, что изменения в службе продовольственного снабжения в годы Великой Отечественной войны производились постоянно. За годы войны было издано около ста приказов НК Обороны по продовольственному и фуражному снабжению, из них почти половина (точнее, 42 приказа) пришлась на 1942 год, когда система обеспечения фронта продовольствием практически окончательно и сложилась.

Ведущий 2.Красноармеец на передовой должен был получать в день 900 г хлеба с октября по март и 800 г с апреля по сентябрь, 150 г мяса и 100 г рыбы, 140 г круп, полкило картофеля, 170 г капусты и т. д., включая 35 г сахара, 30 г соли и 20 г махорки. Зимой полагалось и немного дополнительного сала. Да, еще 200 г мыла в месяц(слайд3,4).

Ведущий 3. Выполнялись ли нормы питания в условиях фронта? Без сомнений, не всегда. И винить интендантов в этом можно было тоже далеко не во всех случаях. И войска ведь оказывались в окружении, и за неожиданно быстро продвинувшимися частями не всегда поспевали обозы. Конечно, бывали и случаи халатности, а снабжение войск Ленинградского фронта не могло дотянуть до положенного из-за блокады. В зависимости от того, в каком положении находились продовольственные запасы в блокадном городе-герое, бойцы в окопах получали от 70 до 75 процентов установленного пайка, а те, кто был чуть дальше от передовой, бывало, имели половину «тыловой» нормы довольствия. Впрочем, с середины февраля 1942 года снабжение солдат приблизилось к положенному по норме, а с весны-лета, по воспоминаниям фронтовиков, стало более организованным.

Ведущий 4.В лучших, нежели блокадные, условиях за плохое обеспечение продовольствием порой наказывали, иногда - жестоко. Известна история, когда Военный совет Брянского фронта под командованием генерал-лейтенанта Ф. И. Голикова весной 1942 года отправил под трибунал начальника продовольственного снабжения 61 стрелковой дивизии капитана Лихачева за то, что 72 солдата дивизии оказались в госпитале из-за истощения. И только детальное разбирательство прибывшего представителя Главного управления продовольственного снабжения спасло капитана: «отощали» бойцы, как выяснилось, за время следования на фронт (слайд 5).

Ведущий 5. Подробных указаний, как организовать питание в условиях боев не было, предлагалось действовать «по обстановке». Советское командование горячее питание старалось выдавать с наступлением темного времени суток, так легче было организовать его доставку на передовую. При этом хлеб выдавался сразу всей нормой на сутки, а в отношении горячего был принят порядок двухразового питания — утром и вечером. Горячее питание оба раза старались приготовить из двух блюд: суп и второе, чаще полужидкая каша с мясом. Горячая пища на передовую доставлялось в термосах. Чай на передовую, как правило, не возили, его или вовсе не было, либо готовили на месте. Заметим, что сытность или, наоборот, скудность реального рациона питания во многом зависела от условий места ведения боев. Если на кухню могли попасть «добытые» трофеи у противника или местного населения, значит, отмечали «праздник живота», если поставки ограничивались военным складом – жили впроголодь. Летом и осенью солдат выручал «подножный корм» — собранные по случаю овощи, зелень, фрукты, ягоды и грибы. Убитая на фронте или в тылу лошадь тоже шла в «приварок» для общего котла. (слайд 6)

Как и чем кормили на фронте

Ведущий 6. В годы войны появились не только новые танки и самолеты, но и новые походные кухни, в том числе - автоприцепные, и новые полевые хлебопекарные заводы, снабженные печами «ПАХ». Правда, из-за того, что промышленность страны в основном работала на вооружение, материалов на технику продслужб выделялось крайне мало, и новая продовольственная техника стала поступать только в конце войны. А это были и новые армейские мельницы, и новые передвижные мясокомбинаты, да и новые конвейерные печи КПН, долгое время «прослужившие» на передвижных хлебозаводах в Советской Армии (слайд 7).

Ведущий 7. Блюда, особенно на передовой, готовились нехитрые, зачастую повар произвольно мешал в котле мясо, крупы, овощи — все, что имелось под рукой. На выходе мог получиться кулеш (жидкая каша с мясом) или «овощной разброд».  Но даже на приготовление таких блюд уходило 3,5-4 часа. Около получаса надо было на то, чтобы растопить полевую кухню дровами, почти три часа — чтобы приготовить пищу из двух блюд на роту солдат. Притом кухню устанавливали в отдалении от линии огня, поэтому на «переброску» термосов с едой в окопы тоже требовалось время. Долгие бои ломали распорядок дня, а при быстром наступлении войск кухни и обозы не поспевали. Готовить еду на марше было нельзя, а ночью, когда продвижение останавливалось, командиры обычно запрещали разводить огонь, чтобы не выдать себя противнику. «Есть войны закон не новый: / В отступленье — ешь ты вдоволь, /В обороне — так ли сяк, /В наступленье — натощак», - отметил Александр Твардовский в поэме «Василий Теркин»(слайд 8).

Ведущий 8. Прием пищи во время войны был важен для солдат: не только тем, что позволял насытиться, - это был и краткий отдых, и возможность поговорить с сослуживцами. Если угодно, эти недолгие минуты были, так сказать, мимолетным возвращением к мирной жизни. Поэтому полевые кухни были фактически центром жизни боевого подразделения (туда же, впрочем, стекалось время от времени и гражданское население, особенно дети, которых на полевых кухнях охотно подкармливали). "Солдатская заповедь: подальше от начальства, поближе к кухне", - глубокомысленно заметил лейтенант Александров (он же Кузнечик) в фильме "В бой идут одни "старики", и сказал он сущую правду(слайд 9,10).


Трудные времена и кто помог?

Ведущий 9. Вопрос банального голода в Красной Армии никогда не исследовался ни военными, ни журналистами. Статистика  не фиксировала  смерть от голода, записывали в документах дистрофию, которая практически не лечилась и, как правило, смерть наступала от истощения. Авитаминоз на фронте был массовым явлением. Так, весной 1942 дала о себе знать неразбериха с продовольствием в начале войны: не сделали вовремя запасов — к исходу зимы в стране фактически не осталось овощей. В результате из-за нехватки витамина C, в войсках началась эпидемия цинги. Бойцы целыми днями сосали хвойные противоцинготные брикетики, это немного помогало. У бойцов выпадали зубы, наступала куриная слепота. Красноармейцы страдали от заболеваний пищеварительной системы. В госпитали попадали целые дивизии. Из данных статистики это обнаружить сложно, но в мемуарах ветераны не скрывали таких фактов, вроде ж не военную тайну открывали. И хоть цензура тщательно чистила фронтовые воспоминания, многое и пропустила.

Ведущий 10.С осени 1943 года в ходе общего контрнаступления положение с обеспечением провизией на фронте заметно ухудшилось. Некоторые командиры решали продовольственный вопрос, посредством заготовки овощей, создавая в частях подсобные хозяйства. Еще летом 1942 года Наркомат обороны издал указ, по которому «для дополнительного питания войск» ответственные лица обязаны были заниматься сбором дикорастущих ягод, грибов, орехов, трав и корнеплодов, а также организовывать рыболовный и охотничий промысел, как в зоне боевых действий, так и на территории военных гарнизонов. Армия научилась сама себя кормить. В запасных частях начали заготавливать хлеб и овощи для тех, кто на передовой, обрабатывая обширные площади. Так, Брянский фронт в конце 1942 года покрыл 100% собственных потребностей в зерне и овощных культурах.

Ведущий 11. Чем ближе была Победа, тем меньше нареканий вызывала организация питания на фронте. Причин тому несколько. Во-первых, советская экономика успела перестроиться: были расширены посевные площади в Поволжье, Казахстане и на Южном Урале, открыты новые пищевые предприятия. В частности, на них скопировали немецкое ноу-хау — концентраты, или «пищевые таблетки». Во-вторых, советские войска отвоевали Украину, что сразу улучшило довольствие по плодоовощной части. В-третьих, ленд-лизовские поставки из США кормили почти треть армии. Кроме того, Красная Армия уже пересекала границу СССР, где несмотря на войну, было все-таки значительно сытней. Здесь уже солдаты могли хоть и нечасто, но полакомиться немецким мясом, чешским пивом, австрийскими десертами…(слайд 11)

Ведущий 12. Помимо вышеуказанных продуктов Советский Союз получал из США, Канады и Великобритании маргарин, соевую муку и крупы, сыр и специально приготовленные питательные и легкие концентраты. Бойцы Ленинградского фронта, вспоминали, как уходя в разведку, они получали толстые плитки горького американского шоколада, банки галет. Помнят они и вкус шоколада с говядиной, мяса индейки или курицы в шоколаде. Ячный порошок, хоть и не любили солдаты, но все, же он был лучше надоевшей советской перловки. Американцы поставляли борщ в пакетах, который производили специально для России по русским рецептам. США согласились поставлять животное масло, что привело к резкому удорожанию его на американском рынке. Это масло предназначалось для выздоравливающих в госпиталях русских солдат. В госпитали направлялись и фруктовые соки, консервированные, сухие и свежие фрукты, овощи, орехи и многое другое. Высоковитаминизированные продукты стали для многих солдат спасением от цинги — бича армии. В СССР было направлено 25% всей производимой в США свинины, которая в основном поставлялась в виде тушенки, опять-таки, приготовленной по русским рецептам, поскольку подобное в Америке ее до сих пор не готовили. Реже — мясные консервы поставлялись виде консервированной колбасы, сосисок или бекона. Еще реже поступали мясные консервы из индюшатины.(слад 12-15)

Питание солдат нацистской Германии.

Ведущий 13.Нормы питания в вооруженных силах Германии для каждого рода войск – Вермахта, Люфтваффе и Кригсмарине – были свои, однако особого различия между ними не было. Просто в одних была больше выдача того или иного наименования продуктов. Базовым рационом считался рацион сухопутных сил. Следует отметить, что специальные войска типа парашютистов, горных стрелков, и т.д. питались по усиленным нормам. Такое же, специальное питание имели и войска СС(слайд 16).

Ведущий 14. Калорийность немецкого набора немного выше советского, и приблизительно равнялась пайку советского летчика – 3,6 -4,5 тысячи ккал. Однако, ассортимент продуктов, не идет ни в какое сравнение с советским, ни в военные годы, ни даже в последние годы существования Советского Союза. Такой набор продуктов определялся не богатством капиталистов, а трезвым экономическим расчетом – лечить солдата с авитаминозом значительно дороже, чем нормально кормить. (слайд 17-19)

Ведущий 15. Несмотря на то что паек немецких солдат был лучше, у них был один недостаток: этот паек получали раз в сутки, его нужно было сохранить ночью, в жару, в ненастье. Да и горячее питание было один раз в сутки. Именно с этим связаны такие проблемы кишечно-желудочного тракта характерные для немецких солдат, как хронические запоры, несварение желудка, гастриты и катары. Эта проблема была настолько велика, что в армии резерва существовали целые батальоны, куда направляли солдат, страдающих хроническими желудочными заболеваниями. Вплоть до того, что в октябре 1942 года их свели в 165-ю резервную дивизию, дислоцированную во Франции. Позднее, в июле 1944 года ее переименовали в 70-ю пехотную, но воевать она так и не смогла. До ноября 1944 она простояла в Голландии, где и сдалась союзникам.

Учитель: по данным специалистов тылового обеспечения наших времен, в годы Великой Отечественной войны до 76,8 млн. человек находились на государственном обеспечении хлебом и продовольствием. В большинстве это были военнослужащие. Вообще среди воинов тыла Вооруженных Сил за годы войны Героями Советского Союза стали 52 человека и 30 - Героями Социалистического Труда. За время Отечественной войны около 31 тысячи работников продовольственной службы награждены орденами и медалями. И есть среди них Герой Советского Союза. Это старший повар 91 танкового полка 21 механизированного корпуса красноармеец И. П. Середа. Звание было присвоено 31 августа 1941 года. Подвиг был совершен в боях у города Двинска (Даугавпилс). Обнаружив прорвавшийся в наш тыл немецкий танк, повар забрался на броню, и ударами обухом имевшегося у него топора повредил пулемет, после чего начал наносить удары и по стволу пушки и броне башни. Вражеские танкисты растерялись, а подоспевшие бойцы захватили экипаж в плен.

Вечная слава Героям! И даже тем, незаметным, готовившим и доставлявшим под пулями и разрывами питание солдатам в окопы (слайд 20).

Трудно было человеку на войне, трудно смотреть, как рядом падает убитый товарищ, трудно сотнями рыть могилы. Но наши люди жили и выживали на этой войне. Непритязательность советского солдата, его героизм делали победу ближе с каждым днем

Учащийся:

… Мы благодарны ветеранам.

Войну прошедшим до конца.

Война ушла, остались раны,

Осталась боль в ваших сердцах.

Остались в памяти рассветы,

Что вы встречали на войне.

Ведь это было с вами где–то,

Простите, что не знаем, где.

В суетных днях,

В горячке будней,

Мы помним все–таки всегда,

Что вам обязаны все люди,

Живущие и жившие тогда.

Подведение итогов (рефлексия)

Учитель: Осталось ли что-то в душе после сегодняшнего разговора? Как можно выразить благодарность защитникам родины? Уважение к нашей Великой Победе? (ответы детей)

Учитель: Сегодня мы сварили солдатскую еду: фронтовой кулеш, гречневую кашу, морковный чай и испекли блокадный хлеб. Просим вас продегустировать блюда кухни военных лет.

Методические рекомендации по подготовке и проведению урока:

- распределить задания между группами участников конференции;

- предложить 2-3 ученикам подготовить презентацию по данной теме.

Материально-техническое обеспечение: компьютер, буклет «Рецепты военной кухни»

Литература

1. http://wwii.space. Как и чем кормили на фронте. Часть 1

2.https://litresp.ru. Кухня века. Похлебкин Вильям Васильевич.

Глава 10. Еда в годы Великой Отечественной войны. В тылу, на фронте, в оккупированной части страны и в блокадном Ленинграде. 1941—1945

3.https://professionali.ru. Чем и как питались армия и население во время Великой Отечественной войны

Приложение

1. Рецепты кухни солдат Великой Отечественной войны

2. Презентация к уроку

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 18.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области