Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 51 «Улыбка»
Принято на совете педагогов от «__»____________2022 г. | «Утверждаю»: Заведующий МБДОУ № 51 __________________________ |
Программа дополнительного образования
«Знайка»
Автор-составитель: воспитатель
Бронникова Е.А.
Серов 2022
«Самое дорогое у человека – это жизнь»
Н. А. Островский.
Пояснительная записка
Рабочая программа дополнительного образования разработана на основании действующих нормативно-правовых документов, регулирующих деятельность системы дошкольного образования: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программа – образовательным программа дошкольного образования» (приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 года №1014 г. Москва); «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384) Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении САНПИН» 2.4.3049-13)
Самые первые шаги в обучении детей вопросам безопасности осуществляются в дошкольных образовательных учреждениях. Дошкольный возраст – это важнейший период, когда формируется человеческая личность. Определить, правильно или неправильно ведёт себя человек в тех или иных обстоятельствах очень сложно. Тем не менее, необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависит их здоровье и безопасность. Эти правила следует разъяснить детям подробно, а затем следить за их выполнением. Однако безопасность и здоровый образ жизни – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях.
Программа дополнительного образования «Знайки» разработана на основе парциальной программы «Основы безопасности детей дошкольного возраста» (автор Р.Б.Стеркина). Определяя основное содержание и направление развития детей, в программе учитываются и используются различные формы и методы организации обучения: индивидуальные и возрастные особенности детей, социокультурные различия, своеобразие домашних и бытовых условий, а также общая социально-экономическая и криминогенная ситуации.
Актуальность
Дошкольный возраст – это важный период, когда формируется человеческая личность. В дошкольные годы под руководством взрослых ребенок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким людям, сверстникам, вещам, природе, усваивает нормы поведения в обществе, в котором живет. Определить правильно или неправильно ведет себя человек в тех или иных обстоятельствах очень сложно. Зачастую дети недооценивают или переоценивают свои силы. Желание выглядеть сильными и смелыми перед товарищами заставляет ребенка нарушать правила безопасного поведения на дорогах, в быту, в природе. Сохранение жизни и здоровья детей – важнейшая задача современной педагогики. У детей дошкольного возраста необходимо воспитывать привычку правильно пользоваться предметами быта, учить обращаться с животными, кататься на велосипеде, объяснять, как надо вести себя во дворе, на улице, в природе, дома. Учить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь овладеть элементарными навыками поведения в разных ситуациях, так как эти знания формируют культуру поведения личности, внимание, ответственность за свою жизнь и за безопасность окружающих.
Поэтому, актуальность формирования у детей дошкольного возраста основ безопасности жизнедеятельности в наше время не вызывает сомнений. И не случайно, одним из компонентов содержания социально – коммуникативного развития дошкольников, определенного федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО), является формирование основ безопасности.
Целями программы является:
Реализация данных целей возможна путем решения следующих задач:
1. Способствовать развитию у детей заинтересованности к изучению правил безопасного поведения дома, на улице, в природе;
2. Расширять представления о своём организме, ценности здорового образа жизни;
3. Формировать и развивать умения, навыки безопасного поведения;
4. Воспитывать устойчивые привычки соблюдать правила безопасности.
Кроме того можно выделить образовательные, развивающие и оздоровительные и воспитательные задачи:
Образовательные задачи:
1. Обогатить опыт безопасного поведения.
2. Формировать элементарные навыки здоровьесбережения.
3. Формировать сознательное отношение к собственному здоровью и способам его укрепления.
Развивающие задачи:
1. Развивать коммуникативные навыки.
2. Развивать познавательные способности.
3. Развивать умение определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.
4. Развивать умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов.
Оздоровительные задачи:
1. Обеспечить психологическое благополучие и здоровье детей.
2. Обучить самоконтролю за своим самочувствием.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать уверенность в своих силах.
2. Учить адекватно, осознанно действовать в любой обстановке.
3. Формировать самостоятельность и ответственность.
4. Помочь овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице.
5. Формировать дружелюбие, умение общаться со сверстниками и взрослыми, учить взаимопониманию.
6. Повышать уровень произвольности действий.
Программа дополнительного образования разработана для детей среднего и старшего дошкольного возраста (4-7 лет) и предполагает проведение одного занятия в неделю. Продолжительность деятельности детей варьируется от 20 до 30 минут.
Общее количество занятий в год – 36 .
Совместная деятельность выстраивается по принципу от простого к сложному, применяются различные формы организации деятельности:
- беседы;
- викторины;
- моделирование ситуаций;
- составление описательных рассказов;
- просмотр обучающих видеофильмов;
- демонстрация презентаций.
Программа составлена с учетом интеграции образовательных областей:
«Социально - коммуникативное развитие»;
«Познавательное развитие»;
«Речевое развитие»;
«Художественно- эстетическое развитие»;
«Физическое развитие».
Принципы реализации программы.
Программа составлена с учетом реализации следующих принципов:
- Принцип доступности.
Предполагает обучение и воспитание ребенка в доступной, привлекательной и соответствующей его возрасту форме;
- Принцип дифференцированного и индивидуального подхода к ребенку с учетом его психофизических и возрастных особенностей.
Данный принцип обеспечивает развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами и индивидуальными возможностями, особенностями его развития;
- Принцип оздоровительной направленности.
Учеными доказано, что на пальцах рук есть много точек, массаж которых помогает укреплять здоровье ребенка;
- Принцип коммуникативности.
Предполагает создание атмосферы доброжелательного общения между детьми;
- Принцип постоянного соблюдения техники безопасности и гигиенических условий, смены видов деятельности.
Работа с родителями
№ п/п | Месяц | Форма работы с семьей |
1 | Сентябрь | Подбор материала в родительский уголок «Осенние растения» |
2 | Октябрь | Анкетирование «Я и мой ребёнок на улицах города» |
3 | Ноябрь | Предложить родителям дома совместно с детьми посмотреть мультипликационный фильм «Уроки тётушки совы. Мои домашние питомцы» |
4 | Декабрь | Консультация «Пожарная безопасность в новогодние праздники» |
5 | Январь | Консультация «Пристегните самое дорогое» |
6 | Февраль | Памятка для родителей «Правила безопасности на льду» |
7 | Март | Конкурс «Наш друг Светофор» |
8 | Апрель | Оформление экспозиции «Зелёная аптека». |
9 | Май | Консультация для родителей «Перегревание. Солнечные ожоги». |
Перспективное планирование для детей 4-5 лет (средняя группа)
Количество занятий: 1 занятие в неделю, 4 занятия в месяц;
Продолжительность занятия: 20 минут.
Месяц | Тема | Программное содержание |
Сентябрь | «Уголок пожарной безопасности» | Познакомить детей с уголком пожарной безопасности, объяснить назначение этого уголка. Рассмотреть, чем оснащен уголок противопожарной безопасности. |
«Не играй с огнем». | Познакомить с историей создания пожарной службы, показать её значимость для людей. Познакомить с номером телефона «01». Формировать представление о профессии пожарного, воспитывать уважение к их труду. | |
Октябрь | «Предметы, требующие осторожного обращения». | Помочь детям хорошо запомнить основные группы пожароопасных предметов, которыми нельзя самостоятельно пользоваться. Дать детям элементарные знания о необходимости безопасного обращения с огнем. |
«Использование и хранение опасных предметов». | Помочь детям хорошо запомнить основные предметы опасные для жизни и здоровья, помочь им самостоятельно сделать выводы о последствиях неосторожного обращения с такими предметами. | |
Ноябрь | «Безопасность на дорогах». | Формировать представления об улице, ее основных частях. Подвести к пониманию, что играть на проезжей части нельзя: опасно. Закрепить знания об основных видах транспортных средств. Закрепить представления о назначении светофора, его сигналах, представление о цвете, учить действовать по сигналу. |
«Знаешь ли ты правила дорожного движения?» | Закрепить знания правил дорожного движения, о назначении сигналов светофора; знания о дорожных знаках. Воспитывать чувство ответственности за личную безопасность, культуру поведения в общественных местах. | |
Декабрь | «Дорожные знаки» | Познакомить детей с дорожными знаками, их значением |
«Опасные участки на пешеходной части улицы» | Научить детей различать и понимать, что обозначают некоторые дорожные знаки. Формировать навыки безопасного поведения на дороге. | |
Январь | «Правила дорожные всем нам нужно знать». | Приобщать детей на основе полученных знаний выполнить коллективную работу по изготовлению газеты. |
«Правила безопасности на льду» | Дать детям знания о правилах поведения на льду. | |
Февраль | «Что такое метель» | Знакомить детей с правилами поведения во время метели. |
«Если ты потерялся» | Повести детей к пониманию, что если они потерялись на улице, то обращаться за помощью можно не к любому взрослому, а только к милиционеру, военному, продавцу. Помочь детям осознать важность знания своего домашнего адреса и телефона. | |
Март | «Контакты с животными» | Объяснить детям, что контакты с животными иногда могут быть опасны. Развивать способность описывать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи. Воспитывать бережное и заботливое отношение к животным. |
«Опасность в виде клеща» | Выяснить степень влияния клещевого энцефалита на здоровье человека. Познакомить учащихся с профилактикой против клещей – возбудителей | |
Апрель | «Планета Земля в опасности» | Дать детям представление о том, что планета Земля в опасности: во многих местах загрязнены вода, земля, воздух. Выяснить, что может загрязнять окружающую природу и чем мы можем помочь. |
«Осторожно, ядовито!» | учить детей внимательно относиться к растениям в природе понимать, что среди них есть ядовитые; учить соблюдать осторожность, развивать любознательность. | |
Май | «Чем опасно солнце» | Цель: учить детей правилам поведения в жаркие летние дни. |
«Безопасность на водоемах» | закреплять знания о лете, играх детей летом, познакомить детей с правилами безопасного поведения на воде, воспитывать чувство осторожности, ответственного поведения за свою жизнь и жизнь окружающих, развивать внимание, мышление, память, речь. |
Работа с родителями
№ п/п | Месяц | Форма работы с семьей |
1 | Сентябрь | Консультация «Безопасная прогулка в лес» |
2 | Октябрь | Анкетирование «Ребенок один дома». |
3 | Ноябрь | Предложить родителям почитать с детьми книги, связанные с пожарной безопасностью («Кошкин дом», «Путаница» и др), обсудить из содержание. |
4 | Декабрь | Консультация «Елочка! Не жгись!» |
5 | Январь | Памятка для родителей «Профилактика плоскостопия и нарушений осанки» |
6 | Февраль | Информация в родительском уголке «Опасная метель» |
7 | Март | Организовать выставку работ воспитанников (совместно с родителями) «Огонь -друг, огонь-враг» |
8 | Апрель | Оформление экспозиции «Свой - чужой». |
9 | Май | Организация встречи с инспектором ГИБДД |
Перспективное планирование для детей 5-6 лет (старшая группа)
Количество занятий: 1 занятие в неделю, 4 занятия в месяц;
Продолжительность занятия: 25 минут.
Месяц | Тема | Программное содержание |
Сентябрь | «Опасности нашего двора» | Сформировать представление у детей об опасных и безопасных местах для игр во дворе. |
Для чего нужны правила дорожного движения? | Продолжать знакомить детей с правилами дорожного движения, учить практически, применять их в различных ситуациях. | |
Октябрь | «Улица» | Познакомить детей с улицей и ее особенностями, закрепить правила поведения на улице, идти только по тротуару, по правой стороне, переходить улицу только по подземному переходу или зебре. |
«К кому можно обращаться за помощью, если потерялся на улице» | Обращаться можно не к любому взрослому, а только к полицейскому, военному, продавцу. | |
Ноябрь | «Когда остаешься один» | Научить детей правильно вести себя дома, когда остаются одни, предостеречь от контактов с незнакомыми людьми. |
«Поплотнее кран закрой - осторожен будь с водой» | Объяснить детям, что нужно соблюдать осторожность при пользовании водой в доме | |
Декабрь | «А у нас в квартире газ» | Познакомить детей со службой «04»,закрепить правила пользования газовой плитой во избежание несчастных случаев. |
«Пусть елка новогодняя нам радость принесет!» | Познакомить детей с легковоспламеняющимися игрушками, которыми нельзя украшать елку. | |
Январь | «Детские шалости с огнем» | Обучать детей мерам пожарной безопасности, сформировать у детей элементарные знания об опасности шалостей с огнем, об опасных последствиях пожаров в доме. |
«Запомните детки, таблетки – не конфетки!» | Разъяснить детям, когда лекарства бывают полезны, а когда опасными для жизни. | |
Февраль | «Ножницы, катушки - это не игрушки» | Познакомить детей с правилами при работе самыми обычными предметами: ножницы, катушки; как и где их хранить. |
«Микробы и вирусы» | Научить детей заботиться о своём здоровье, избегать ситуаций, приносящих вред здоровью. Дать детям элементарные представления об инфекционных болезнях и их возбудителях. Воспитывать привычку в соблюдении правил личной гигиены. | |
Март | «Витамины и полезные продукты» | Рассказать детям о пользе витаминов и их значении для здоровья человека. Объяснить детям, как витамины влияют на организм человека. |
Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи | Рассказать детям о том, как живет наш организм, из чего состоит тело человека. Наши органы: головной мозг, нервы, глаза, уши, зубы, мышцы, кости и суставы; сердце и кровеносные сосуды, желудок и кишечник. Органы дыхания. | |
Апрель | «Врачи – наши помощники!» | Познакомить детей с профессией врача и медицинской сестры; учить детей не бояться врача, самому оказывать помощь; закрепить понятие ценности здоровья, желание быть здоровым; |
«Лекарственные растения» | Рассказать детям о пользе лекарственных и вреде ядовитых растений. | |
Май | «Лесные опасности». | Выяснить какую опасность несут ядовитые грибы, ягоды, насекомые, и разработать правила безопасного поведения в лесу. Содействовать воспитанию ответственности за свое здоровье, бережного отношения к природе, грамотного поведения в лесу. |
«Будем беречь и охранять природу» | Воспитывать у детей природоохранное поведение; развивать представления о том, какие действия вредят природе, портят её, а какие способствуют её восстановлению. |
Работа с родителями
№ п/п | Месяц | Форма работы с семьей |
1 | Сентябрь | Организация родительского собрания «Азбука безопасности» (совместно с детьми) |
2 | Октябрь | Папка - передвижка «Лекарственные растения вместо таблеток» |
3 | Ноябрь | Предложить родителям посмотреть и обсудить с ребенком обучающие мультфильмы из цикла «Спасик и его друзья» |
4 | Декабрь | Консультация «Профилактика гриппа» |
5 | Январь | Памятка для родителей «Профилактика нарушений зрения» |
6 | Февраль | Информация в родительском уголке «Осторожно! Сосульки!» |
7 | Март | Конкурс фотографий «Я за чистый город» |
8 | Апрель | Консультация «Профилактика детского дорожно – транспортного травматизма» |
9 | Май | Консультация «Ребенок – один дома» |
Перспективное планирование для детей 6-7 лет (подготовительная группа)
Количество занятий: 1 занятие в неделю, 4 занятия в месяц;
Продолжительность занятия: 30 минут.
Месяц | Тема | Программное содержание |
Сентябрь | «Насильственные действия незнакомого взрослого на улице» | Учить детей правилам поведения в ситуации насильственных действий со стороны незнакомого взрослого на улице |
«Конфликты между детьми» | Учить детей самостоятельно разрешать межличностные конфликты, учитывая при этом состояние и настроение другого человека, а также пользоваться нормами-регуляторами. | |
Октябрь | «Безопасность в детском саду» | Закрепить знания о безопасном поведении в детском саду: в групповом помещении, на прогулке, на спортивной площадке; профилактика детского травматизма. |
«Осторожно! Бытовая химия!» | Дать представления об опасном использовании детьми бытовой химии, косметики, и острых предметов; продолжать знакомить детей с правилами безопасного поведения дома; развивать связанную речь, мышление, умение находить выход из сложных ситуаций; воспитывать чувство осторожности. | |
Ноябрь | «Балкон, открытое окно и другие бытовые опасности» | Расширить представление детей о предметах, которые могут служить источниками опасности в доме. Познакомить детей с тем, как может быть опасно самим открывать окна и выглядывать из них. |
«Горячие предметы на кухне». | закреплять представления о том, что можно обжечься при небрежном пользовании горячей водой, паром от кастрюль. | |
Декабрь | .«Правила поведения в толпе» | Объяснить детям возможные опасные ситуации на массовых зрелищах |
«Осторожно! Электричество» | Учить предвидеть опасности связанные с электроприборами, розетками, обрывом электропровода. | |
Январь | «Осторожно! Дорога». | Формировать навыки безопасного поведения на дороге; закрепить названия некоторых видов спец. Транспорта; уточнить представления о светофоре, дорожных знаках и их назначении; развивать внимание, мышление, связанную речь; воспитывать культуру поведения в общественном транспорте |
«Опасные участки на пешеходной части улицы» | Познакомить детей с опасными ситуациями, которые могут возникнуть на отдельных участках пешеходной части улицы, и соответствующими мерами предосторожности, различными способами ограждения опасных зон тротуара. | |
Февраль | «Сигналы регулировщика» | дать детям представление о том какому сигналу светофора соответствуют знаки регулировщика. |
«Уроки безопасности: как избежать неприятностей» | Продолжить знакомство с ЧС и их последствиями, учить правильно поступать при возникновении чрезвычайной ситуации. | |
Март | «Спички не тронь — в спичках огонь». | дать детям понятие о пользе и вреде огня, Закрепить знания о том, что горит, что не горит. Вызвать у детей желание быть всегда осторожными с огнем |
«Детские шалости с огнём» | перечислить действия детей, которые могут привести к пожару. Закрепить ППБ. | |
Апрель | «Безопасность на водных объектах» | Сформировать представление об опасности на водоемах в разное время года |
«Правила езды на велосипеде» | учить соблюдать все правила езды на велосипеде | |
Май | «Гром, молния, гроза, ливень, ураган» | Дать представление детям о том, что такое гроза и как себя вести во время грозы; учить находить выход из опасных ситуаций, возникающих при грозе; развивать логическое мышление, внимание, связанную речь; воспитывать чувство осторожности |
Тренинг: «Главное – не только знать, но и в жизни применять!» | Закрепить знания, умения и навыки детей, полученные на занятиях по ОБЖ; учить использовать их в моделированных ситуациях; развивать внимание, память, наблюдательность; воспитывать дружеские взаимоотношения в детском коллективе |
Список использованной литературы