Занятие по развитию речи во второй младшей группе
Тема: « Звуковая культура речи: звук «З»
Цель: формировать правильное произношение звука «З» в словах и фразовой речи
Задачи:
Оборудование: картинки комара большого и маленького, язычка, кубик с изображением крана и комара, иллюстрации к произведению « Краденое солнце», бубен для игры
Билигвальный компонент: комар-маса
Ход занятия: Приветствие гостей на казахском языке.
1 Ритуал приветствия: « Здравствуй солнце золотое! Здравствуй небо голубое! Здравствуйте мои друзья! Вот он ты и вот он я!
2. Игры с язычка или артикуляционная гимнастика. А сейчас мы поздороваемся с язычком, а вот и он. Воспитатель показывает картинку язычка. Покажите свой язычок. Он вышел погулять. И мы с ним поиграем: 1-« Трубочка» ( Вытягиваем язычок и сворачиваем трубочкой), 2- « Колбаска» ( поднимаем язычок кверху и сворачиваем его во внутрь), 3-«Часики» (высунув язычок, поворачиваем им из стороны в сторону),4-«Шарики» (толкаем язычком щёчку вправо-влево), 5-« Лошадки» ( цокаем язычком),6-« Машинки» ( губами изображаем мотор машины), 7-« Обиделись» ( нахмурили бровки, нижнюю губу вывернули), 8-«Воздушный поцелуй»( целуя ладошку, посылаем поцелуй), « Пузырь»( набираем в рот воздух и держим).
3. Рассказ воспитателя. А сейчас я расскажу вам историю, которая произошла с язычком: Однажды Язычок познакомился с Комаром. « Простите, а вы любите петь? - поинтересовался язычок. « Конечно-конечно - закивал комарик - Мы-комарики-хорошие певцы. Песни наши красивые и звонкие и запел «З-з-з». «З-з-з» - попробовал Язычок. Сначала Язычку было трудновато, ведь песенка комара ему была незнакома, но потом он научился. А не хотите ли вы спеть песенку комара? Давайте попробуем потихоньку «З-з-з». Дети пробуют петь песенку. Хоровые и индивидуальные пения (5-6 человек по желанию). Ребята! А ведь комарики тоже бывают разные и большие и маленькие. Вот большой комар поёт такую вот песенку: «Зу-зу-зу». Повторите со мной. Дети повторяют вместе с воспитателем. А маленький комарик поёт вот такую песенку: « Зи-зи-зи». Повторите со мной. А теперь, кто хочет спеть песенку большого комара или маленького? Дети по очереди поют песенку большого и маленького комарика, при этом держат картину большого комара и маленького, в зависимости, чью песенку поют.
4.Динамическая пауза: « Комарики»
Воспитатель читает слова:
Дарики - дарики
Летали комарики,
Летали-кружились
И в ногу (руку, живот, голову и т. д.) вцепились.
(Дети по ходу чтения кружатся и бегают, показывая указательный палец, изображая комарика, в конце показывают на то место, что называет воспитатель).
5. Работа по иллюстрациям к сказке. А теперь посмотрите на эти картинки. Что здесь вы видите? Ответы детей. ( На этих картинках иллюстрации к сказке « Краденое солнце») Из какой сказки эти картинки? Как вы догадались? Когда крокодил проглотил солнце, стало страшно и темно, что тогда стали делать птицы и звери? (Заплакали и загрустили). А крокодил этакий веселился. Чтение отрывка из произведения:
« Не стерпел медведь, заревел медведь,
И на злого врага налетел медведь.
Уж он мял его и ломал его:
« Подавай сюда наше солнышко!»
Испугался крокодил, завопил, заголосил.
А из пасти из зубастой солнце вывалилось
В небо выкатилось!
( Воспитатель делает акцент на выделенных словах, побуждая детей проговаривать эти слова вместе с ним, повторяют 1-2 раза)
« Засияло солнце, звери и птицы обрадовались
И закричали: « Здравствуй солнце золотое!»
Что и как они закричали? Ответы хоровые и индивидуальные(4-5 детей).
6. Игра с кубиком. Дети подкидывают кубик и смотрят, что на нём изображено, если комарик, поют песенку комарика «З-з-з», а если кран песенку крана «С-с-с». Участвуют все по очереди.
7. Итог занятия.
Беседа по вопросам: Что мы сегодня делали на занятии? Кому что больше понравилась? Повторите песенку комарика.
За то, что вы сегодня старались и все активно участвовали, вам комарик принёс красивые наклейки, которые хочет вам подарить.