Структурное подразделение государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы №2 «Образовательный центр» имени Героя Российской Федерации Немцова Павла Николаевича с. Борское муниципального района Борский Самарской области
– Детский сад «Солнышко» с. Борское
План-конспект непосредственно образовательной деятельности по лепке
«Дымковская лошадка» в старшей группе
( «Художественно - эстетическое развитие»)
Составила: Попова Ольга Николаевна,
воспитатель старшей группы
2022 г.
План-конспект непосредственно образовательной деятельности по лепке
«Дымковская лошадка» в старшей группе
(образовательная область «Художественно - эстетическое развитие»)
Составила: Попова Ольга Николаевна, воспитатель,
ГБОУ СОШ №2 «ОЦ», с. Борское, Детский сад «Солнышко»
Интеграция образовательных областей: художественно - эстетическое развитие, познавательное развитие; речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое.
«Художественно-эстетическое развитие»:
- формировать умение лепить фигурку лошадки из глины, передавая характерные особенности дымковской игрушки;
- упражнять в технике изготовления изделия из частей способом примазывания и сглаживания мест соединения;
- учить детей видеть красоту народной игрушки, узнавать знакомые образы, выделять элементы дымковской росписи (кружочки, точки, кольца).
«Познавательное развитие»:
- продолжать знакомить с народным промыслом – дымковской игрушкой, с особенностями этапов её изготовления, цветом, элементами росписи;
- воспитывать любовь и интерес к декоративно – прикладному творчеству народных мастеров.
«Речевое развитие»:
- совершенствовать диалогическую речь.
«Социально-коммуникативное развитие»:
--воспитывать дружеские взаимоотношения друг к другу, отзывчивость.
«Физическое развитие»:
-продолжать развивать общую и мелкую моторику, координацию движений.
Методы и приемы:
- практические: разгадывание загадок, упражнения на координацию движений;
- наглядные - показ презентации, рассматривание дымковского коня,
- словесные – беседа, вопросы, рассказ воспитателя.
Материалы и оборудование: магнитофон, интерактивная доска, презентация «Дымковская игрушка», дымковские игрушки, глина, стеки, стаканчик с водой, салфетки.
Детская деятельность | Формы и методы организации совместной деятельности | |
Двигательная | Физминутки | |
Коммуникативная | Рассказ воспитателя, беседа, вопросы, отгадывание загадок | |
Изоброазительная | Лепка лошадки из глины |
Этап занятия | Задача (с обозначением образовательной области | Деятельность воспитателя | Деятельность детей | Ожидаемые результаты |
Мотивационно-организационный этап. | - воспитывать дружеские взаимоотношения друг к другу, отзывчивость («Социально-коммуникативное развитие»); | Организационнный момент. Звучит русская народная мелодия. Воспитатель предлагает отправиться на выставку народных промыслов. -Отгадайте загадку. «Веселая красная глина Кружочки, полоски на ней, Козлы и бараны смешные, Табун разноцветных коней, А ну назовите скорей» (дымковские игрушки). Воспитатель говорит, давайте вспомним, как дымковские мастера делали свои игрушки. | Дети отгадывают загадку. | Заинтересованы, включены в деятельность. |
Деятельностный этап. | - продолжать знакомить с народным промыслом – дымковской игрушкой, с особенностями этапов её изготовления, цветом, элементами росписи; - воспитывать любовь и интерес к декоративно – прикладному творчеству народных мастеров («Познавательное развитие»); - учить детей видеть красоту народной игрушки, узнавать знакомые образы, выделять элементы дымковской росписи (кружочки, точки, кольца) (Художественно – эстетическое развитие); -продолжать развивать общую и мелкую моторику, координацию движений («Физическое развитие») - совершенствовать диалогическую речь («Речевое развитие»); -воспитывать дружеские взаимоотношения друг к другу, отзывчивость («Социально-коммуникативное развитие») - формировать умение лепить фигурку лошадки из глины, передавая характерные особенности дымковской игрушки; - упражнять в технике изготовления изделия из частей способом примазывания и сглаживания мест соединения ( «Художественно-эстетическое развитие»); | 1. Рассказ воспитателя. Воспитатель рассказывает, что дымковская игрушка – старейший Российский промысел. Данное ремесло уже более 400 лет существует и по настоящее время радует не только жителей России, а известно всему миру. Игрушка появилась в Дымковской слободе. Обычно в процессе изготовления игрушек участвуют целые семьи, кто-то добывал сырье и готовили смесь для заготовок, кто-то лепил сами фигурки, кто-то занимался обжигом, а кто-то белил и раскрашивал изделие. 2.Презентация «Дымковская игрушка» 4 слайд. Дымковская игрушка – изделие ручной работы. Каждая игрушка – создание одного автора. 5 слайд. Сначала лепят игрушки из красной глины, перемешанной с песком. Затем игрушки сушат на столе или открытом воздухе. Потом обжигают в печи. Слайд6,7.Готовые игрушки покрывают белилами, отбеливают. После высыхания игрушки расписывают яркими красками. Педагог спрашивает, какие цвета любят использовать в работе дымковские мастера? Слайд 8. В. Какие основные элементы дымковской росписи вы знаете? Слайд 9, 10,11,12. Дымковские игрушки в разнообразии. Воспитатель предлагает стать мастерами и отгадать загадку и узнать, какую фигурку будем лепить. «Грациозна и красива. Ножки, спинка, шейка, грива. Резво скачет поутру, Хвост как шарфик на ветру. Прокатись на спинке шаткой. Кто красавица? … (лошадка) Предлагает покататься на лошадке. 3.Физкультминутка «Конь» «Конь меня в дорогу ждёт (Показывают как конь бьет ногой), Бьет копытом у ворот. ( сначала правой ногой, потом – левой). На ветру играет гривой ( Круговые вращения головой, вправо, влево) Пышной, сказочной красивой. Быстро я в седло вскочу (Глубокий присед и прыжок вверх) Не поеду – полечу (Правая нога вперед, руки вперед), Цок-цок-цок, цок-цок-цок (двигаются по кругу). Там, за дальнею рекой (Машут рукой) Помашу тебе рукой. Педагог сообщает, что в древности считалось, что фигурка коня оберегает от таинственных злых сил. Конь – это символ солнца, огня, света и тепла. 4.Рассматривание лошадки. Давайте рассмотрим лошадку. - Какие части можно выделить в игрушке? ( туловище, голова, шея, ноги, грива, хвост). - Туловище какой формы? (овал) - Голова какой формы? (маленькая, вытянутая). - Какая шея? (длинная). - Какие ноги? На что похожи? (похожи на столбики, или длинные овалы). Перед работой разомнем пальчики. 5.Пальчиковая гимнастика: «Лепим лошадку» Глину мягкую замесим, (сжимают и разжимают пальчики) И получше разомнем. На кусочки все разделим, (показывают, как отрывают кусочки) И коня лепить начнем: Скатаем шею с головой (движение, имитирующее скатывание шарика между ладонями) Ноги — раскатаем (движение, имитирующие скатывание колбаски между ладоней) Все детали с туловищем, (соединяют пальцы двух рук друг мы соединяем. с другом в виде домика) Прищипнём внизу немножко, (соединяют все пальцы с большим) Гриву, хвост приладим, (круговые движения кистями рук) А затем возьмем в ладошки, (соединяют ладони в виде лодочки) Пальчиком загладим (поочередно гладим ладони). 6. Этапы лепки: 1. Делим наш комок глины на 3 комка: большой и 2 средних. 2.Из большого комка сначала скатываем круговыми движениями рук шар, а затем прямыми движениями рук раскатываем толстую колбаску-туловище лошадки и здесь же ноги – стекой с двух сторон разрезаем и вытягиваем столбики, зауженные к низу и тщательно сглаживаем влажными пальцами рук или тряпочкой. 3.Из среднего кома глины пластическим способом делаем шею и голову. Сначала скатываем шар, затем оттягиваем глину вверх, раскатываем прямыми движениями рук форму моркови. Затем загибаем узкий край вперёд. Получилась голова и шея. 4.Крепко прижимаем шею к туловищу с переднего края и примазываем. Сглаживаем место соединения сырыми пальцами. 5.Лепим уши (из второго среднего кома отделяем небольшой кусок). Скатываем 2 одинаковых маленьких шарика. Пальцами вытянуть один край шарика, получится маленький конус. Примазываем ушки к голове. 6,Лепим хвостик (из того же второго среднего комка) Раскатать два длинных валика не сильно толстых. С двух концов валики сделать тоньше. Затем эти два валика перекрутить друг с другом, соединить концы. Сделать колечко и примазать к туловищу. 7.Лепим гриву. Гриву лепим также как хвостик, но валики скатываем длиннее и не сворачиваем в колечко. Прикладываем гриву между ушек и примазываем к голове и туловищу. 8.Готовую лошадку разглаживаем смоченными в воде пальцами или тряпочкой. Воспитатель говорит, что наши лошадки готовы. Теперь их надо хорошо просушить, затем побелить и на следующем занятии мы будем наших лошадок расписывать. Спасибо за работу! | Дети смотрят презентацию, повторяют этапы изготовления игрушки, отвечают на вопросы. Дети отвечают: красный, оранжевый, синий, жёлтый, зелёный, чёрный. Дети : колечки, кружочки, точки, прямые и волнистые линии.. Дети отгадывают загадку. Выполняют движения в соответствии с текстом. Дети слушают, запоминают новую информацию. Дети рассматривают лошадку и называют части тела и определяют форму. Дети выполняют имитационные движения руками в соответствии с текстом. Дети слушают и выполняют указания воспитателя. | Умеют отвечать нам вопросы. Умеют отгадывать загадки по характерным признакам. Развивают общую и мелкую моторику, координацию движений. Умеют выделять основные части тела лошадки, называть их. Умеют скатывать шар, раскатывать толстую колбаску – туловище. Умеют лепить пластическим способом шею голову: из шара делают форму моркови, раскатывая прямыми движениями рук, загибая узкий край вперёд. Умеют лепить, используя приёмы примазывания и сглаживания. |
Заключительный этап. | - воспитывать дружеские взаимоотношения друг к другу, отзывчивость («Социально-коммуникативное развитие»). | -Что нового вы узнали на занятии? (Про коня) - Чему учились? -Как называется игрушка, которую мы с вами лепили? -Почему игрушка называется дымковской? - Из чего ее лепят? -Назовите дымковские игрушки. | Отвечают на вопросы. | Получают эмоционально-личностную оценку работы на занятии |