Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


"Формирование социального развития у дошкольников"

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

города Нижневартовска детский сад №77 «Эрудит»

<Object: word/embeddings/oleObject1.bin>

Формирование

социального развития личности детей с ограниченными возможностями здоровья через ознакомление с родным городом

г. Нижневартовск.

Содержание

Введение

3-4

I.

Теоретические основы проблемыразвития детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

5

II.

Формирование у ребенка с ОВЗ целостного духовно-нравственного, интеллектуального и социального развития через ознакомления с родным городом

6

2.1.

Определение общей осведомлённости воспитанников о семье, о родном городе, окружающей природе и правилах поведения в обществе

6

2.2.

Учебно-методический комплект по формированию целостного духовно-нравственного, интеллектуального и социального развития ребенка с ОВЗ

7

2.3.

Экскурсия как одна из форм работы по формированию взаимодействия детей с окружающей действительностью, эффективное средство расширения опыта социальной жизни детей с ОВЗ

8

2.4.

Активные и интерактивные методы взаимодействия с семьей в формировании духовно-нравственного, интеллектуального и социального развития ребенка с ОВЗ

9

Заключение

10

Литература

ВВЕДЕНИЕ

Концепция развития образования Российской Федерации до 2020 г. одной из главных задач определяет модернизацию институтов системы образования как инструментов социального развития через успешную социализацию для лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Современная действительность убедительно доказывает - задачи просвещения и духовно-нравственного воспитания должны пронизывать и подчинять себе всю нашу образовательную систему, начиная с дошкольного образования. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования среди основных задач выдвигает «формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей».

Дошкольное детство – важнейший период в духовно-нравственном становлении и развитии личности. Именно в дошкольном возрасте закладывается основа системы духовно-нравственных ценностей, определяющая отношение человека к миру во всем его многообразии.

Детский сад №77 «Эрудит» посещают дошкольники с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Дети, с которыми я работаю, имеют задержку психического развития (ЗПР). Как показывает практика, у детей данной категории сужен круг представлений о явлениях социальной действительности. Они мало замечают красоту окружающей природы, не проявляют выраженной заинтересованности во взаимодействии со сверстниками и взрослыми. Л.С.Выготский образно называл эти трудности «социальным вывихом», который препятствует приобретению ребенком знаний, опыта «врастания его в культуру». Зачастую в семьях, где растут дети с ОВЗ, родители уделяют особое внимание уходу и лечению ребенка, а не его социализации, что приводит к изоляции семьи от общества и ограждения ребенка от окружающего мира. Общение со сверстниками, игры, прогулки уходят на второй план и не реализуются в нужном объеме. Восприятие ребенка с ОВЗ родного города начинает напоминать ежедневный маршрут: дом – реабилитационный центр – двор, который он может наблюдать только из окна автомобиля .Как результат, ребенок с ограниченными возможностями здоровья имеет неполные представления о городе, в котором он живёт, о его истории и культуре, т.е. сужается социальное представление.

Задача духовно-нравственного развития детей с ЗПР является одной из наиболее актуальных задач коррекционного образования. Однако духовно–нравственное развитие невозможно без социализации ребенка с ОВЗ в обществе, без развития его интеллектуального потенциала. Отсюда возникла необходимость в систематизации коррекционно-развивающий работы с детьми ОВЗ, которая будет способствовать социальной адаптации ребенка в обществе, усвоению им социальных норм поведения, эмоционально-личностному и познавательному развитию и формированию адекватных представлений об окружающем мире.

Современные исследователи (А.В.Мудрик, С.А.Козлова) рассматривают социализацию ребенка в триединстве ее проявления: адаптация к социальному миру; интеграция и принятие социального мира как данности; дифференциация – способности и потребности изменять, преобразовывать социальную действительность, социальный мир и индивидуализироваться в нем. Среди отечественных авторов, дающих толкование процесса социализации можно назвать А.В.Мудрика. Он выделяет следующие факторы социализации: микрофакторы – ближайшее социальное окружение ребенка: семья, соседи, детское сообщество; мезофакторы – этнокультурные условия региона, типы мегаполиса: мегаполис, средний город, малый город, село; макрофакторы – страна, этнос, общество, государство; мегафакторы – космос, планета, мир.

Актуальность проблемы обусловлена отсутствием опыта социализации детей с ОВЗ в социум через существующие для конкретного ребёнка микро- и мегафакторы. Стремление найти пути разрешения этой проблемы и определили цель нашей работы: создание системы формирования у ребенка с ОВЗ целостного духовно-нравственного, интеллектуального и социального развития личности через ознакомление с родным городом. Для реализации цели, были определены задачи:

1. Изучить теоретические основы проблемы развития детей с ОВЗ.

2.Разработать систему формирования у ребенка с ОВЗ целостного духовно-нравственного, интеллектуального и социального развития через ознакомление с родным городом, включающую рабочие тетради, методическое рекомендации, экскурсии по городу, электронные дидактические игры и т.д.

3. Разработать активные и интерактивные методы взаимодействия с семьей, имеющей ребёнка с ОВЗ.

Формирование опыта осуществлялось поэтапно:

I этап: изучение теоретического материала;

II этап: разработка системы по созданию условий для социальной адаптации детей (разработка опросников, рабочих тетрадей, методических рекомендаций к ним, картотеки экскурсий для родителей, в том числе виртуальных, их апробирование);

III этап: внедрение в образовательный процесс в МАДОУ города Нижневартовска ДС № 77 «Эрудит».

Новизна данной системы работы заключается в способах соединения интеллектуального и нравственного начала, формирования основ духовности мышления, нравственности и интеллекта, возможность оказания логопедической помощи и коррекции отклонений психического развития детей с ограниченными возможностями здоровья.

Практическая значимость данного опыта заключается в возможности использовать материалы в деятельности педагогов дошкольных образовательных организаций города.

Глава 1. Теоретические основы проблемы развития детей с ОВЗ

Задержка психического развития (ЗПР) - одна из наиболее распространенных форм психических нарушений. Это особый тип психического развития ребенка, характеризующийся незрелостью отдельных психических и психомоторных функций или психики в целом, формирующийся под влиянием наследственных, социально-средовых и психологических факторов.

В рамках психолого-педагогического подхода накоплен достаточно большой материал, свидетельствующий о специфических особенностях детей с ЗПР, отличающих их от детей с нормальным психическим развитием.

Изучение трудов В.И.Лубовского, Л.И.Переслени, И.Ю.Кулагина, Т.Д.Пускаева, Т.А.Фотекова, Л.В.Кузнецова,и др. позволяют определить особенности развития и формирования познавательной и мыслительной сферы детей с ЗПР. Развитие социализации данной категории детей широко оснащены в научных трудах Н.Ю.Борякова, Р.Д.Тригер, Л.В.Кузнецова, Е.С.Слепович.

Проанализировав психологические исследования данных авторов, мы можем выделить следующую специфику развития детей с ЗПР:

-внимание неустойчивое, низкая концентрация и переключаемость внимания, неравномерная работоспособность;

-многие из детей испытывают трудности в восприятии (зрительного, слухового, тактильного);

-ограничен объем памяти и снижена прочность запоминания; произвольность запоминания практически отсутствует;

-отставание отмечается на уровне наглядных форм мышления, возникают трудности в формировании сферы образов- представлений;

-нарушения речи преимущественно системного характера; детям присущи недостатки звукопроизношения и фонематического развития, проблемы в связной и грамматической стороне речи;

- незрелость форм поведения; дети не видят главных признаков «хороших и плохих» поступков, редко могут договориться между собой, почти не проявляют чувств товарищества и взаимопомощи;

- эмоционально-волевая незрелость, выраженная в несамостоятельности;

-неустойчивость эмоционального тонуса: резкая смена настроения, плаксивость, склонность к апатии;

- недостаточно сформирована способность к эстетическому восприятию окружающего мира.

Таким образом, задержка психического развития затрагивает всю психическую сферу ребенка, и, по существу, является системным дефектом. Поэтому процесс обучения и воспитания должен выстраиваться с позиций системного подхода. Необходимо сформировать полноценный базис для становления высших психических функций, обеспечить специальные психолого-педагогические условия для социальной адаптации ребенка в социуме и развития его эмоциональной сферы.

Глава 2. Формирование у ребенка с ОВЗ целостного духовно-нравственного, интеллектуального и социального развития через ознакомление с родным городом

2.1. Определение общей осведомлённости воспитанников

Формирование у ребенка с ОВЗ целостного духовно-нравственного, интеллектуального и социального развития это непрерывный педагогически целесообразно организованный процесс познавательного развития и социального воспитания с учетом специфики развития личности ребенка с особыми потребностями. Главная проблема ребенка с ЗПР заключается в низкой познавательной активности, ограничении связи с миром, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, доступа к культурным ценностям.

С детьми данной категории был проведен опрос, с целью определения сформированности общей осведомлённости о семье, о родном городе, окружающей природе и правилах поведения в обществе. Опросник содержал следующие вопросы и задания по определенным темам:

Семья

Назови свою фамилию имя и отчество. Как зовут твоих родителей, бабушек и дедушек, братьев и сестер?

Назови профессии своих родителей.

Назови свой адрес.

Природа родного края

На берегу, какой реки стоит наш город? Назови деревья, которые растут в нашем краю? Назови животных, которые живут в лесах нашего края? Что можно осенью собирать в лесах нашего края?

Родной город

Назови город, в котором ты живешь.

Какие достопримечательности родного города ты знаешь?

Какой детский сад ты посещаешь?

Как называется улица, на которой находится детский сад?

Правила поведения в обществе

Расскажи, как правильно надо вести себя в детском саду? Расскажи, как правильно надо вести себя на прогулке? Расскажи, как правильно надо вести себя в парке? Расскажи, как правильно надо вести себя в кино?

Результаты опроса показали, что дети затрудняются назвать свое отчество, не могут назвать профессии родителей, многие не назвали своего адреса. Знают название детского сада, но не называют улицу, на которой он расположен. Знания о родном городе и природе родного края весьма скудны, называют 2-3 представителя растительного и животного мира. Вызывают затруднения вопросы о правилах поведения. Дети отвечали 2-3 словами. Основным ответом было «Нельзя шуметь».

Вывод: у детей с ЗПР наблюдаются недостаточно сформированные знания о семье и ближайшем окружении. Представления о родном городе и природе родного края скудные и неполные. Дети не знают и не умеют применять правила поведения в обществе в личном опыте.

На решение выше обусловленных проблем направлена разработанная система формирования у ребенка с ОВЗ целостного духовно-нравственного, интеллектуального и социального развития.

2.2.Учебно-методический комплект по формированию целостного

духовно-нравственного, интеллектуального

и социального развития ребенка

В сентябре 2015 года в образовательном учреждении началась апробация программы «Социокультурные истоки» под редакцией И.А. Кузьмина, А.В. Камкина, приоритетными задачами, которой являются: приобщение детей, их родителей, педагогов к непреходящим духовно-нравственным и социокультурным ценностям нашего Отечества; организация взаимодействия детей и взрослых; формирование социальной активности детей дошкольного возраста, т.е. данная программа, направлена на решение тех проблем, которые выявлены в работе с детьми ОВЗ. Естественно, в учебно-методическом комплекте к программе отсутствуют пособия по изучению родного края, родного города, своих «истоков», то, что близко для восприятия дошкольниками, особенно детьми с нарушениями в развитии, у которых, в определённой степени развито наглядно-действенное мышление. Учитывая вышеизложенное, педагогами нашего детского сада было принято решение внести коррективы в разработанные ранее рабочие тетради по ознакомлению с родным городом, включив игровые задания, направленные на формирование у детей 4-7 лет духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа, воспитание любви к малой родине. При подборе методического содержания тетрадей использовался материал доступный для восприятия и осознания ребенком, применялись те методы и приемы работы, которые позволят ребёнку в игровой и познавательной форме освоить новый материал, приобрести необходимые социальные навыки. Комплект состоит из трех рабочих тетрадей для детей среднего и старшего дошкольного возраста и методических рекомендаций по их использованию. Во всех тетрадях с помощью условных обозначений, понятных для дошкольников, определены задания: 1)которые выполняются вместе со взрослыми; 2)повышенной сложности, 3)от учителя - дефектолога, 4)для выполнения в паре, 5)«обводим, рисуем и раскрашиваем». Предложенные задания привлекают внимание детей яркостью, интересным содержанием. В работе с детьми применяются «истоковские» технологии на основе деятельностного подхода. Игровые задания, которые выполняются вместе со взрослыми и работа в парах направлены на формирование у воспитанников навыка общения, сплоченности и сотрудничества, формированию нравственного потенциала. Все игры способствуют развитию психических процессов, коррекции нарушений речи.

Таким образом, выполняя предложенные в тетради задания, дети в игровой форме не только получают новые знания о родном городе, истории его происхождения, достопримечательностях, городских традициях, у них развивается познавательная активность, корректируются нарушения психологического развития, формируются духовно- нравственные и социальные навыки.

2.3.Экскурсия как одна из форм работы по формированию взаимодействия детей с окружающей действительностью, эффективное средство расширения опыта социальной жизни детей с ОВЗ

Одним из приоритетных направлений в духовно–нравственном развитии детей дошкольного возраста является знакомство их с национальным и региональным культурным наследием, историей своей малой родины, семьи, прививаются навыки доброжелательного общения со сверстниками. Знакомство с малой родиной формирует у ребенка эмоционально-положительное отношение к тому месту, где он родился и живёт, а чувства сопричастности к культурному наследию своего народа помогут ему стать патриотом и гражданином своей Родины. Процесс социализации личности ребенка будет эффективным при условии интеграции таких детей в общество, где они могут приобрести и усвоить определенные ценности и общепринятые нормы поведения.

Одной из приоритетных форм ознакомления детей с окружающим миром является экскурсия. В дидактическом плане экскурсия может быть использована на любом этапе: с целью введения в тему и как способ получения новой информации, для закрепления и углубления уже имеющихся знаний. В работе с дошкольниками с ОВЗ используются традиционные и нетрадиционные (виртуальные)разновидности экскурсий. Традиционные:

- Социально-бытовые экскурсии (магазин, почта, аптека).

Цель: формировать социально-бытовую ориентацию детей в жизни. Данный вид экскурсий позволяет не только расширить представления детей о профессиях и содержании труда горожан, но и формирует навыки самообслуживания.

- Экологические экскурсии (в парк, на берег реки, на озеро).

Цель: воспитывать любовь к природе, осознанное и бережное отношение к ней. Это один из видов занятий по ознакомлению детей с природой. Во время проведения экскурсии ребенок может в естественной обстановке наблюдать явления природы, сезонные изменения, увидеть растения и животных в среде их обитания.

- Экскурсии эстетического характера (по улицам родного города, к памятным местам города, к достопримечательностям).

Цель: учить детей видеть красоту окружающей действительности, расширять кругозор.

Нетрадиционные (виртуальные) экскурсии снимаются педагогом как видеофильм, текст сопровождается доступной для детей речью. Фильмы используются в процессе образовательной деятельности и могут передаваться родителям для просмотра в домашних условиях.

Таким образом, процесс развития личности происходит только тогда, когда ребёнок непосредственно видит, осязает окружающий мир, слышит. Это создает у него яркие, эмоционально – насыщенные, запоминающие образы, развивает психические процессы, способствует социализации в обществе.

2.4.Активные и интерактивные методы взаимодействия с семьей в формировании духовно-нравственного, интеллектуального и

социального развития ребенка с ОВЗ

В семье совершается сложный и важный процесс становления личности человека во всех направлениях: физическом, интеллектуальном, духовном, нравственном. Именно здесь ребенок с ОВЗ впервые включается в общественную жизнь, усваивает ее ценности, нормы поведения, способы мышления, язык. Все те культурные эталоны, духовные ценности, которых придерживается семья, как правило, усваиваются и ребенком.

Для привлечения внимания родителей к процессу формирования представлений у детей по данной теме были использованы разные формы: тематические родительские собрания; дни открытых дверей; информационные стенды, папки-передвижки, буклеты; фольклорные праздники, конкурсы и викторины; фотовыставки; акции (экологические, «Помощь ветеранам», субботники и т.д.).

Одной из нетрадиционных форм взаимодействия педагога, ребенка и родителей является проектная деятельность. В ходе реализации нашей работы были созданы и представлены совместные социокультурные проекты. «Все профессии важны» - проект направлен на формирование у детей с ОВЗ представлений о труде жителей Нижневартовска, воспитание чувства уважения к труду. Социокультурный проект «Мой любимый Нижневартовск» - направлен на формирование знаний детей о родном городе, памятных местах и достопримечательностях города Нижневартовска, проект «Улицы моего города» - направлен на ознакомление детей с улицами родного города, их историей происхождения.

Следующая нетрадиционная форма взаимодействия с родителями - целевые экскурсии к памятным местам, в музеи, выставочные залы, библиотеки, театры города в соответствии «маршрутным листам», разработанным воспитателем совместно с учителем-дефектологом.

Администрация образовательного учреждения заключила с городским драматическим театром договор о посещении семей, имеющих детей-инвалидов, детских представлений. После совместного посещения спектаклей происходит обсуждение по вопросам, разработанным воспитателем.

Таким образом, роль семьи в формировании духовно-нравственного, интеллектуального и социального развития ребенка с ОВЗ велика. Эффективными формами взаимодействия с родителями являются активные и интерактивные методы взаимодействия, особенность которых заключается в том, что субъекты активно проявляют инициативу и самостоятельность.

Заключение

Созданная система ознакомления с родным городом, на основе учебно–методического комплекта для осуществления образовательной деятельности, включающая рабочие тетради, методическое руководство к ним, виртуальные экскурсии, «маршрутные листы» для целевых экскурсий электронные дидактические игры, эффективное взаимодействие с родителями, способствовали формированию у ребенка с ОВЗ целостного духовно-нравственного, интеллектуального и социального развития. Дети приобрели навыки общения с взрослыми и сверстниками, навык сотрудничества. Научились выражать свои чувства, оказывать сочувствие, эмоциональную поддержку, помощь. Учатся контролировать свое поведение.

Упражнения и игры познавательного характера способствовали расширению представлений детей о родном городе, его истории и культуре, развитию высших психических функций, творческих способностей, мелкую моторику рук, развитию речи. Данный системный подход к развитию личности ребенка с ОВЗ позволил воспитать у детей уважение к культуре малой Родины, к традициям народов, проживающих в родном городе, чувство уважения, любви и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу.

Таким образом, считаем, что в целом система работы соответствует поставленным задачам, и способствует созданию благоприятных условий для формирования целостного духовно – нравственного, интеллектуального и социального развития детей с ограниченными возможностями здоровья.

ЛИТЕРАТУРА

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 04.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области