Статья: «Использование четырехцветного квадрата В.Воскобовича
в познавательной деятельности старшего дошкольника»
Подготовила:
воспитатель высшей квалификационной категории
МДОУ детского сада № 59 «Умка»
Новак Ольга Венидиктовна
2022г
Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов посредством использования четырехцветного квадрата В.Воскобовича в познавательной деятельности старшего дошкольника.
Задачи:
1. Формировать профессиональную компетентность педагогов ДОУ.
2. Повышать интерес педагогов к развитию у детей старшего дошкольного возраста познавательных способностей посредством игры В.В. Воскобовича.
3. Сформировать навыки практического использования пособия на занятиях и в самостоятельной деятельности.
Ход:
Сегодня мы хотим представить Вашему вниманию актуальную тему познавательного развития детей старшего дошкольного возраста «Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством игры В.В. Воскобовича» и поделится своим личным опытом использования «Волшебного четырехцветного квадрата Воскобовича» с детьми дополнительного образования кружка «Мир науки» (Занимательная математика) для детей 6-7 лет
Для детей старшего дошкольного возраста разработан четырехцветный квадрат.
Квадрат Воскобовича развивает:
- умение ориентироваться в форме и размере геометрических фигур,
пространственных отношениях;
- умение конструировать плоскостные и объемные фигуры;
- внимание, память, пространственное и логическое мышление;
- воображение, творческие способности;
- мелкую моторику рук.
На занятиях дополнительного образования кружка «Мир науки» (Занимательная математика), детям очень нравится выполнять практические задания используя квадрат Воскобовича. Раздаточный материал – квадрат Вокобовича необходим на каждого ребёнка.
И я решила сделать самостоятельно данный тренажер по оригиналу, но при помощи другого материала. Используя полиэтиленовую пленку, толщиной 100 микрон и самоклеющуюся цветную пленку для декорирования.
Он превзошел все мои ожидания, квадрат получился более гибкий, чем оригинал. Детям, используя самодельный квадрат, стало проще выполнять дидактические упражнения.
«Квадрат» легко трансформируется: его можно складывать по линиям сгиба
в разных направлениях по принципу «оригами» для получения объемных и
плоскостных фигур.
Поэтому эту игру еще называют «Вечное оригами» или «Квадрат – трансформер».
Игру с 4-х цветным квадратом сопровождает методическая сказка «Тайна
Ворона Метра, или сказка об удивительных превращениях- приключениях квадрата». В ней "Квадрат" оживает и превращается в различные образы: домик, мышку, ежика, котенка, лодку, туфельку, и т. п.
Ребенок собирает фигуры по картинкам в книжке, где показано, как сложить квадрат, и дано художественное изображение того же предмета.
Складывая четырехцветный «Квадрат» по линиям сгиба в разных
направлениях, ребенок конструирует геометрические и предметные фигуры
по схеме или собственному замыслу.
Ребенку (иногда даже взрослому!) придется подумать, чтобы сложить простую, на первый взгляд, фигурку.
Для этого нужно складывать «Квадрат» по линиям сгиба в разных направлениях
до получения нарисованных фигур в книжке «Квадратные забавы».
Расскажу вам дидактическую сказку, параллельно складывая
из «Квадрата Воскобовича» фигуры в соответствии с повествованием:
(домик, мышка, лодка, рыбка, башмачок, конфетка, птица, ежик, звездочка, самолет.).
Дидактическая сказка «Приключения малыша Гео» (авторская).
Однажды малыш Гео пошел погулять в волшебный фиолетовый лес. Шел он долго, дивясь красотою леса и понял, что заблудился. Услышал голос, поднял голову и увидел на дереве ворона. Это был ворон Метр. Гео рассказал ворону, что он пошел погулять и заблудился, и попросил, чтобы ворон подсказал ему дорогу к дому. Ворон сказал, что одному ему будет трудно возвращаться и подарил квадрат. Малыш обрадовался и взял его в руки, а квадрат ожил. Заговорил он человеческим голосом – «Я, «волшебный четырехцветный квадрат Воскобовича» и когда на пути у тебя возникнут препятствия, буду тебе помогать.
Попрощался Гео с вороном и пошел куда глаза глядят. Перед ним возник домик, а на доме замок, а ключ не достать.
Подумал малыш, что вот если бы была мышка, то она бы принесла ему ключик. Только он об этом подумал, как квадрат превратился в мышку и мышка принесла ключик.
Замок открылся и Гео вошёл в дом. В доме сидели семь гномов, они подсказали, что малышу нужно идти до озера Айс. Дошел Гео до озера и стал думать, была бы лодка, то он на ней переправился на другой берег. И волшебный квадрат тут же превратился в лодку.
Смотрит малыш, а в озере рыбка плавает.
Говорит рыбка, что на том берегу живет девочка по имени Долька и она потеряла башмачок. Если Гео башмачок найдет, то Долька дальше дорогу укажет. На берегу он увидел Дольку и задумался, а квадрат в миг превратился в башмачок.
Девочка Долька обрадовалась и угостила малыша конфеткой.
И сказала ему, что дальше надо идти через лес. Дорога домой была радостной и веселой. Пели птицы, а маленький ежик бежал за малышом по тропинке.
Вдруг в лесу стало темно, Гео испугался, но волшебный квадрат превратился в звездочку, звезда осветила путь. Видно было куда ведет лесная тропинка.
Вышел он из фиолетового леса, а перед ним возникла гора. Малыш остановился и стал думать, как же ему перебраться через гору. Но верный друг квадрат превратился в самолетик.
Самолет построим сами
Понесемся над горами
Понесемся над полями
И домой вернемся к маме!
Таким образом, использование четырехцветного квадрата В.Воскобовича в познавательной деятельности старшего дошкольника ведёт к развитию логического мышления и повышения уровня знаний по развитию элементарных математических представлений у детей.