Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Внеклассное мероприятие по теме «Информационные и компьютерные технологии в автотранспорте»

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Внеклассное мероприятие по теме: «Информационные и компьютерные технологии в автотранспорте»

1. Вступление.

Информационные и компьютерные технологии сделали громадный шаг вперед, и широко используются в автомобильной индустрии. В настоящее время эти технологии в автомобильной сфере применяются при проектировании, изготовлении автомобиля и его повседневной эксплуатации.

При создании автомобиля компьютерные технологии позволяют моделировать дизайн и конструкцию автомобиля на мониторе компьютера и создавать опытные образцы автомобиля на основании наиболее удачных виртуальных моделей. При производстве на автозаводах давно используются роботы и автоматические линии, управляемые суперкомпьютерами.

На современном автомобиле информационные и компьютерные технологии реализовываются в виде электронных устройств, гаджетов и систем. Еще недавно считавшиеся роскошью бортовой компьютер и микропроцессорные системы, сейчас считаются такой же важной частью, как двигатель или шасси. Автомобили уже давно могут тормозить и разгоняться без участия человека, а также определять расстояние до объектов и определять свое местоположение. В транспортных средствах устанавливают различные системы помощи для водителя, такие как радар, камеры, ультразвук, системы GPS и т.д. Они успешно там нашли свое применение.

Слайд №1

Тема презентации

Слайд №2

1. Информационные технологии в проектировании автомобилей.

Компьютерный дизайн и компьютерное производство произвели революцию в проектировании автомобилей. В наше время, создавая модель на компьютере, дизайнеры достигают большей точности в проектировании и в производстве, чем когда-либо прежде. Вместо того чтобы помещать глиняные модели в ветряные туннели, чтобы оценить их аэродинамические характеристики, проектировщики могут подвергнуть модель компьютерному тестированию и удостовериться в ее устойчивости. Точно так же прочность машины может быть проверена без затрат на разрушение автомобиля. Компьютеры могут тестировать машины и на такие факторы, как вибрация, теплопроводность, видимость. Даже внутреннее строение машины может быть спроектировано на компьютере, что позволяет достичь более эффективного дизайна двигателя и пассажирского салона.

Слайд №3

Дизайн корпуса

Основная роль в дизайне автомобиля принадлежит компьютеру. Графика предоставляет дизайнерам большую подвижность и точность по сравнению со старыми глиняными моделями.

Слайд №4

Симуляция видимости

Компьютер может вычислить и показать поле видимости с места водителя.

Слайд №5

Аэродинамика

Устойчивость машины, экономия горючего и некоторые другие показатели зависят от того, как воздух обтекает корпус машины во время движения. Линии, обозначающие потоки воздуха справа и внизу, показывают области высокого и низкого давления. Чтобы проанализировать сложные водовороты воздушных потоков, требуется суперкомпьютер (супермощный, суперскоростной компьютер).

Слайд №6

Части и компоненты

После того как разработан внешний стиль машины, необходимо определить место для внутренних узлов и компонентов. Раньше эта задача осуществлялась при помощи двухмерных чертежей, однако компьютер может тестировать различные устройства, передвигать компоненты и исследовать взаимосвязь между ними в трех измерениях.

Слайд №7

Симулированное столкновение

Прочность машины может быть проверена имитированием столкновения на компьютере.

Слайд №8

2. Компьютерные технологии в современных автомобилях.

Практически вся электроника современного автомобиля имеет микропроцессорное управление.

Для начала рассмотрим микропроцессорные системы управления различными узлами и системами автомобиля.

Современный автомобиль оснащен множеством электронных систем управления, позволяющих ему соответствовать современным требованиям к комфорту, безопасности, экологичности и пр. Каждая электронная система современного автомобиля управляется электронным блоком управления ЭБУ. Еще ЭБУ называют контроллер. Они относятся к тормозам, трансмиссии, подвеске, системе охраны, климатической установке, навигации и прочему. По набору функций ЭБУ подобны друг другу настолько, насколько подобны соответствующие системы управления. Фактические отличия могут быть велики, но вопросы электропитания, взаимодействия с реле и прочими соленоидными нагрузками идентичны для самых разных ЭБУ.

Например, бюджетный авто Пежо-206 содержит 27 контроллеров фирмы NEC

Слайд №9

Иллюстрация к слайду №8 - Основные узлы автомобиля, управляемые контролерами.

Слайд №10

Контролер представляет собой автомобильный мини компьютер. Он принимает информацию от множества входных датчиков, обрабатывает ее в соответствии с определенным алгоритмом и формирует управляющие воздействия на исполнительные устройства управляемой системы.

Конструктивно контролер объединяет аппаратное и программное обеспечение.

Аппаратное обеспечение включает ряд электронных компонентов, основным из которых является микропроцессор. Аналоговые сигналы ряда датчиков преобразуются в цифровые сигналы, понятные микропроцессору, с помощью аналого-цифрового преобразователя.

Слайд №11

Программное обеспечение контролера объединяет два вычислительных модуля – функциональный и контрольный. Функциональный модуль получает сигналы от датчиков, производит их обработку и формирует управляющие воздействия на исполнительные устройства. Контролирующий модуль проверяет выходные сигналы и при необходимости производит их корректировку.

Контролер имеет два вида памяти:

- Программируемое постоянное запоминающее устройство (ППЗУ). Содержит в себе управляющую программу. Данная память не стирается при отключении питании и является постоянной;

- Оперативное запоминающее устройство (ОЗУ). Представляет собой временную память, в которой хранятся ошибки системы, измеряемые параметры. Данная память стирается при отключении питания.

В контроллерах используются известные программистам операционные системы MS Embed, Wind River, Palm и др., а также языки программирования C, C++, Assembly и пр.

Рассмотрим электронные системы автомобиля, управляемые контролерами.

Все электронные блоки по функциональному назначению могут быть классифицированы на три основные системы управления: двигателем; трансмиссией и ходовой частью; оборудованием салона и безопасностью автомобиля.

Слайд №12

Система управления двигателем

В мире разработано и серийно выпускается большое разнообразие систем управления двигателями. Эти системы по принципу действия имеют много общего, но и существенно отличаются.

Система управления бензиновым двигателем обеспечивает оптимальную его работу путем управления впрыском. топлива, углом опережения зажигания, частотой вращения коленчатого вала двигателя на холостом ходу и проведения диагностики. Система электронного управления дизельным двигателем контролирует количество впрыскиваемого топлива, момент начала впрыска, ток факельной свечи и т.п.

Слайд №13

ABS - антиблокировочная система.
Ее задача - предотвращение блокировки притормаживаемых колес автомобиля, сохранение ее курсовой устойчивости и управляемости.

Когда колеса заблокировались и машину вот-вот \"понесет\", электронный блок несколько раз \"отпускает - прижимает\" тормозные колодки, благодаря чему колеса проворачиваются. Эффективность в значительной степени зависит от ее настройки. При слишком раннем срабатывании может увеличиться тормозной путь.

Слайд №14

Иллюстрация к слайду №13

Слайд №15

ESP (Electronic Stability Program) система динамической стабилизации автомобиля.

Задача ESP заключается в том, чтобы контролировать поперечную динамику автомобиля и помогать водителю в критических ситуациях — предотвращать срыв автомобиля в занос и боковое скольжение. Блок электронного управления использует информацию от датчиков. Которые отслеживают работу мотора и трансмиссии, скорость вращения каждого из колес, давление в тормозной системе. Угол поворота руля, поперечное ускорение. Ситуация оценивается, вычисляется усилие торможения для каждого колеса, исполнительные механизмы получают команду.

Слайд №16

Вернуть автомобиль на нужный курс система может, давая команду на выборочное подтормаживание одного или нескольких колёс. Какое из них надо замедлить (переднее колесо или заднее, внешнее по отношению к повороту или внутреннее), система определяет сама в зависимости от ситуации. Одновременно на блок управления двигателем поступает команда на сокращение подачи топлива и уменьшение, соответственно, крутящего момента на колёсах.

Слайд №17

Система управления (АКПП) автоматической коробкой передач.

Система управления АКПП включает в себя блок управления, входные датчики, исполняющие механизмы. В систему управления входят датчики, определяющие:

положение рычага селектора;

частоту вращения на входе коробки и выходе из нее;

температуру масла;

а также датчики режимов «кик-даун» и «типтроник», если АКПП имеет ручной режим.

Блок управления на основе информации, получаемой с датчиков, определяет порядок, в котором происходит переключение передач так, как заложено в программе. Помимо входных датчиков, блок управления получает данные от других систем автомобиля: АБС, электронной системы управления двигателем (ЭСУД), рулевого управления и климат-контроля.

Слайд №18

Система пассивной безопасности

Система пассивной безопасности применяется для защиты пассажиров и водителя от травм при аварии. Система должна обеспечивать защиту не только пассажиров и конкретного автомобиля, но и других участников дорожного движения.

Современная система пассивной безопасности автомобиля имеет электронное управление, обеспечивающее эффективное взаимодействие большинства компонентов. Конструктивно система управления включает входные датчики, блок управления и исполнительные устройства (натяжители ремней безопасности; активные подголовники; подушки безопасности;аварийный размыкатель аккумуляторной батареи).

На основании сравнения сигналов датчиков с контрольными параметрами блок управления распознает наступление аварийной ситуации и активизирует необходимые исполнительные устройства элементов системы.

Слайд №19

Иллюстрация к слайду №18

Слайд №20

3. А теперь рассмотрим прочие электронные компоненты автомобилей, управляемые программируемыми микрочипами и микропроцессорами.


Бортовой компьютер

Компьютер, дисплей которого расположен прямо перед водителем обычно на панели приборов или на средней консоли, обычно называют бортовым или трип-компьютером.

В его функции входит в основном контроль важных параметров автомобиля и двигателя таких как: - текущий и средний расход топлива; - управляемые одометры обычно два - для контроля пробега с момента последней заправки или последнего ТО; - температура ДВС и внешней среды; - средняя скорость движения.

Помимо этого, бортовой компьютер выводит на дисплей диагностические и предупреждающие текстовые или графические сообщения, например, возможен гололед, не закрыта одна из дверей, необходима заправка и т.п. В последнее время автопроизводители расширили возможности бортового компьютера, добавив в него актуальные сегодня навигационные функции и громкую связь по мобильному телефону через Bluetooth.

Слайд №21

Иллюстрация к слайду №20

Слайд №22

Контроль доступа в автомобиле

Ключи современных автомобилей содержат в головке встроенный транспондер (чип), считыватель которого расположен в замке зажигания. Идентификатор в транспондере ключа управляет работой иммобилайзера - модуля, блокирующего контролер двигателя при попытке угона.

Слайд №23

Цифровые тахографы

Тахограф выполняет роль черного ящика в автомобиле. Электроника непрерывно фиксирует информацию от датчиков, позволяя при необходимости с точностью до секунды воспроизвести события на любом временном отрезке пути.

Детальная обработка накопленных данных помогает автоматизировать учет, снизить эксплуатационные расходы и оптимизировать работу водителя. Как показал опыт, применение тахографов на 25-30% снижает аварийность, дисциплинирует водителей и исключает конфликты с дорожной полицией.

Слайд №24

Голографический информационный дисплей

Его задача выводить информацию непосредственно на лобовое стекло. На данный момент существуют модели, способные выводить информацию о скорости, направление движения и другую, меньше отвлекая внимание водителя от дорожной ситуации. Такая система будет весьма полезна при неблагоприятных погодных условиях, например в дождь.

Слайд №25

Система помощи при парковке

Во многих автомобилях получила распространение система помощи при парковке, позволяющая без участия водителя припарковать автомобиль на стоянке. Данная система работает с помощью различных датчиков, которые сообщают автомобилю о препятствии.

Слайд №26

Адаптивный свет

Подобные технологии подразумевают отсутствие необходимости водителю самому заниматься переключением света фар. Его интенсивность и направление будет изменяться, в зависимости от текущей ситуации на дороге. К примеру, при появлении машины на встречной полосе, дальний свет автоматически сменится на ближний.

Система адаптивного света, которой сейчас начали оснащать автомобили Audi, подразумевает еще и подсвечивание внутренних зон при поворотах, а также рассеивание и уменьшение интенсивности света при движении за другой машиной.

Слайд №27

Система контроля усталости водителя

Attention Assist (Внимание Помощь) и DAC (Driver Alert Control (Управление предупреждением водителя) – системы контроля усталости, выполняют функцию слежения за возможностью водителя физически управлять транспортным средством и при необходимости подает сигнал о прекращении движения для отдыха.

Блок управления системы обрабатывает входные сигналы и определяет:

стиль вождения (анализ скорости, продольного и бокового ускорения в течение 30 мин. после начала движения);

условия вождения (анализ времени суток, продолжительности поездки);

использование органов управления (анализ использования тормоза, подрулевых переключателей, кнопок на панели управления);

характер вращения рулевого колеса (анализ скорости, ускорения);

состояние дорожного полотна (анализ бокового ускорения);

характер движения автомобиля (анализ продольного и бокового ускорения).

Слайд №28

Иллюстрация к слайду №27

Слайд №29

Спасибо за внимание

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 17.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области