Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Агинская средняя общеобразовательная школа № 2
ГО «Поселок Агинское»
Программа воспитательной работы 5-9 класс
«Мои шаги к успеху»
Сроки реализации программы – 2019-2024г.г.
Автор: кл. руководитель
Цыренова Бальжит Баторовна
п. Агинское, 2019г.
Программа воспитания «Мои шаги к успеху».
«Секрет успешного воспитания лежит в уважении к ученику»
Ральф Эмерсон
Раздел I
Пояснительная записка
В числе глобальных проблем человечества проблема воспитания подрастающего поколения становится для всех народов и государств одной из самых актуальных.
Воспитание — это целенаправленное управление процессом развития личности. В таком случае надо говорить о создании психолого-социально-педагогических условий, благоприятствующих развитию ребёнка, самоопределению в социуме. Процесс воспитания реализуется в деятельности, которая осуществляется ребёнком сначала с помощью взрослых, затем — самостоятельно. Именно в совместной деятельности происходит развитие, раскрытие внутренних возможностей ребёнка. Поэтому важно объединить все усилия семьи и школы для воспитания личности, которая соответствует современным требованиям общества.
Сегодня дети приходят в школу уже со своим опытом, который заложен семьей, а в каждой семье есть свои особенности, свои взгляды на жизнь, которые должен учитывать педагог. Каждый ребенок в жизни сталкивается с положительными и отрицательными примерами. Моя задача, как педагога, сделать так, чтобы выбор был сделан в пользу первого, что необходимо будет не только для школы, но и для дальнейшей жизни.
Процесс социализации происходит в течение всей жизни, и это детям необходимо понять. На каждой ступеньке своего развития ребенок растет не только физически, но и должен совершенствоваться духовно. Лишь тот осознает себя полноценной личностью, кто нашел свой путь к любви и самоуважению, последнее же во многом зависит от приобретенных знаний, опыта и умений решать жизненные проблемы. В реализации программы воспитания предусмотрено участие воспитанников в различных делах школы и класса, но в то же время избрано в качестве приоритетного - существенное влияние на развитие личности учащихся и формирование неповторимой индивидуальности классного коллектива.
Наличие индивидуальной работы с учащимися связано с заботой о детях, с созданием благоприятной сферы для формирования личности и индивидуальности каждого ребенка, с поиском наиболее эффективных приемов и методов воспитательного воздействия на каждого воспитанника, а желаемый результат можно достичь только последовательностью и согласованностью целенаправленных действий.
Цель программы: воспитание и развитие свободной, талантливой, физически здоровой личности, обогащенной научными знаниями, готовой к созидательной и трудовой деятельности и нравственному поведению.
Задачи:
Программа предусмотрена для учащихся 5 – 9 классов.
Становление жизненных позиций школьника осуществляется через систему органов самоуправления, что способствует привлечению каждого ребенка к участию в общественной жизни, повышению социальной активности, творческого потенциала детей. Высшим органом является Классное Собрание. В период между собраниями действует Совет класса, в состав которого входят 5 – 7 человек: актив класса (по одному представителю от каждого сектора) и ответственные Малых Инициативных Групп (МИГ), на которые учащиеся делятся в начале учебного года по желанию. Общественные поручения распределяются с учетом наклонностей, интересов каждого и представляются в виде секторов: трудовой сектор, учебный сектор, сектор здоровья и спорта, редакционный сектор, культмассовый сектор, информационно - просветительский сектор.
Формы организации воспитания: урочная, внеурочная, внешкольная.
В подростковом возрасте происходит не только физическое созревание, но и интенсивное формирование личности, рост интеллектуальных и моральных сил, и возможностей становления характера. В этот возрастной период происходит активизация познавательной деятельности. А это предполагает включение школьника в многообразные виды деятельности: интеллектуально-познавательную, ценностно-ориентировочную, трудовую, общественно-полезную, игровую, неформальную деятельность свободного общения.
Правовая база:
Реализация программы воспитания основана на следующих принципах:
1. Приоритет общечеловеческих нравственных ценностей.
2. Принцип природосообразности. Сложный возрастной период, переживаемый детьми, требует профессионально грамотного подбора форм и методов организации жизнедеятельности классного коллектива и личности в нем.
3. Принцип успешности. И взрослому, и ребенку нужно чувствовать собственную значимость и успешность. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к миру, желание участвовать в работе, стимулирует стремление к творчеству и сотрудничеству. Эмоциональное переживание успеха способствует росту активности ребенка в дальнейшей деятельности.
4. Принцип свободы выбора. Каждому ребенку важно проявить себя в коллективе. Нужно и можно для каждого найти занятие по душе, поручение с учетом возможностей ученика, его интересов, личностных качеств, помочь каждому ощутить свою значимость для коллектива. Предоставляя свободу выбора, необходимо готовить ребенка к умению видеть его последствия и нести за это ответственность.
5. Принцип сотворчества. Творчество - универсальный механизм развития личности. Совместная творческая деятельность, в которой каждый ученик находит приложение своим способностям, способствует прохождению детей через ситуацию успеха, эмоционально закрепляя достигнутые результаты.
6. Принцип коллективно – творческое дело. Деятельность не является набором разнообразных форм, она призвана порождать удовлетворение и радость от самого процесса реализации идеи.
7 основных направлений:
Ресурсное обеспечение программы:
Раздел II
Прогнозируемые результаты
Условия успешной реализации программы:
Успешная и полная реализации программы позволит воспитать Личность:
Прогнозируемый результат данной программы - ЛИЧНОСТЬ, способная успешно жить в современном мире, в социуме, в семье, в трудовом коллективе.
Для оценки эффективности реализации Программы используются различные методики, позволяющие оценить результативность осуществляемой деятельности:
Направления | Содержание |
«Патриот» «Досуг» | анкетирование «Моя гражданская позиция» - методика «Наш класс и классный руководитель глазами воспитанников» - методика «Уровень адаптации в 5 классе» - анкетирование «Удовлетворенность класса мероприятиями» -методика Лутошкина «Уровень развития коллектива» -диагностика « Мое место в классном коллективе» - Рейтинговая система оценки социальной активности учащихся |
«Интеллект» | - статистический анализ текущей и итоговой успеваемости - методика «Доминирующие мотивы» - методика «Структура интеллекта» - рейтинговая система оценки учебной деятельности учащихся |
«Семья» | -анкетирование «Удовлетворенность родителями классными и внеклассными мероприятиями» -анкетирование « Я и мой ребенок» -анализ условий семейного воспитания -социальный паспорт класса |
«Здоровый образ жизни и труд» | - статистический медицинский анализ состояния здоровья - педагогическое наблюдение - диагностика «Мое отношение к курению, проблемам наркомании» - методика «Мое состояние» |
«Духовно –нравственное» и «Мир прекрасного» | - диагностика «Уровень воспитанности» - педагогическое наблюдение - беседа |
Pаздел III
Индивидуальная работа с учащимися
1. Работа с одаренными детьми:
2. Работа с детьми, проявляющими качества лидера:
3. Работа с детьми, имеющими проблемы в общении:
4. Работа с детьми с девиантным поведением:
Pаздел IV
Работа с родителями
Содержание взаимодействия – забота о развитии и воспитании учащегося, его самочувствии, физическом и психическом здоровье, положении и статусе среди сверстников, самооценке и притязаниях, способностях и перспективах развития.
Родители нашего класса причастны ко всем процессам, происходящим в общественной жизни класса, то есть принимают участие в родительских собраниях, спортивных соревнованиях, оказывают помощь в организации и в проведении классных часов, встреч, экскурсий, праздников и т.д.
Принципы взаимной деятельности:
Направления и формы:
Формы: индивидуальные, групповые, коллективные.
Формы:
Раздел V
Механизм реализации программы "Мои шаги к успеху"
5-й класс - "1 шаг. Начало"
Знакомство учащихся с новой учебной ситуацией, школьными традициями и правилами.
6-й класс – «2 шаг. Первые ошибки, преодоление»
7-й класс – «3 шаг. Уверенность».
8-й класс - «4 шаг. Самоопределение»
9-й класс - «5 шаг. Успех»
Раздел VI
Содержание воспитательной деятельности
Главным системообразующим фактором служит коллективная деятельность, которая в большинстве случаев носит личностно-ориентированный и творческий характер и все это основывается на органах самоуправления.
Цель: формирование активной гражданской позиции и самосознания гражданина Российской Федерации, правового самосознания, навыков общественной жизни
Задачи:
Формы:
Цель: развитие интеллектуальной личности, способной к продолжению образования.
Задачи:
Формы.
Цель: : развитие нравственно и физически здоровой личности , содействовать формированию ответственности за природу, окружающий мир
Задачи:
Формы:
Цель: способствует развитию потребности в прекрасном, развитие активной и инициативной личности
Задачи:
Формы:
Цель: способствовать развитию творческих способностей, формированию ответственности за дело, развивать организаторские способности
Задачи:
Формы:
Цель: дать понятие добра и зла, уважения к пожилым, прививать чувство сострадания, сопереживания к близким, заботы о братьях наших меньших:
Задачи:
Формы:
Цель: способствует социализации детей, осознанию ими себя будущими родителями, укрепляет взаимосвязи в семье, формирует положительное отношение к семейным ценностям
Задачи:
Формы:
Циклограмма работы классного руководителя.
Ежедневно:
Еженедельно:
Каждый месяц:
Один раз в четверть (полугодие):
Один раз в год:
Литература: