Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


"Педагогические технологии стимулирования учебно-познавательной деятельности обучающихся"

В целях развития мотиваций учебно-познавательной деятельности обучающихся, стимулирования их к самовыражению, расширению кругозора, самостоятельному решению собственных жизненных проблем в современном социуме, активизации мыслительной, коммуникативной, речевой и творческой деятельности применяю различные педагогические технологии.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Педагогические технологии стимулирования учебно-познавательной

деятельности обучающихся.

На сегодняшний день каждый педагог старается искать наиболее эффективные пути усовершенствования образовательного процесса, повышения заинтересованности учащихся. За последние два десятилетия очень многое изменилось в образовании. Конечно же нет такого учителя, который бы не задумывался над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким, запоминающимся? Как увлечь учеников своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ребенка?» Каждый современный учитель мечтает, чтобы на его уроке ребята работали добровольно, с интересом, творчески. Так как именно интерес является основным стимулом деятельности ребенка, его развития, обучения. Данная проблема является актуальной , приобретает большое значение в настоящее время в силу ряда причин.

Согласно Концепции модернизации образования, общество предъявляет определённые требования к школе. Главной и первоочередной задачей является необходимость повышения качества образования, а это возможно через совершенствование форм и методов обучения, через внедрение образовательных технологий.

В своей работе я нередко сталкиваюсь с тем, что некоторые ученики не

усваивают материал программы . Трудно определить почему они отстают. Ясно одно: такая ситуация складывается под влиянием внешних и внутренних факторов. Внешние факторы связаны с особенностями среды и условиями организации деятельности ребенка, а внутренние обусловлены психологическим складом ребенка. Мне пришлось хорошо поработать над тем, чтобы заинтересовать учащихся, предложив им новую систему отношений учебного сотрудничества, уважения к окружающим, взаимопонимания.

Для решения таких задач учащихся необходимо обучить главным

мыслительным операциям: обобщению, анализу, конкретизации ,сравнению

и систематизации. В поисках нового я обратилась к нестандартным формам урока, т.е. к современным технологиям, которые обеспечивают активное участие на уроке каждого ученика, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность школьника за результаты учебного труда.1

Организуя и проводя нестандартные уроки , я сделала вывод, что именно такие уроки повышают эффективность обучения, развивают самостоятельность ,активность, личную инициативу, творческие способности учащихся.

В школе обучаются дети, которые имеют разный уровень подготовки. Как в полной мере реализовать их возможности?

Во-первых, необходимо серьезно проанализировать успехи детей, их потенциал. Во-вторых, ответственным шагом является прогнозирование результата, выбор методов работы, способствующих развитию активности мышления. Необходимо знать, какое место в процессе обучения будут занимать групповые и индивидуальные формы организации познавательной деятельности учащихся, самостоятельная работа.2

Сегодня, для уверенного вступления на путь педагогического поиска, я понимаю, что нужно много знать из педагогики, надо осваивать новые программы, изучать новую технику, читать справочники. В этом многообразии точек зрения, позиций, подходов важно выбрать главное для себя, выбрать собственную позицию. И я учусь, учусь все время.

В целях развития мотиваций учебно-познавательной деятельности обучающихся, стимулирования их к самовыражению, расширению кругозора, самостоятельному решению собственных жизненных проблем в современном социуме, активизации мыслительной, коммуникативной, речевой и творческой деятельности применяю различные педагогические технологии. Расскажу о технологиях, которые я применяю в обучении детей.

Компьютерные технологии

Использование компьютерных технологий в современной школе является важной и неотъемлемой частью образовательного процесса. Интересы школьников уже не могут быть удовлетворены только материалами учебника и словом учителя. Использование образовательной информации, размещенной на дисках, не является заменой книг или его новым вариантом. Оно создает основу для организации самостоятельной деятельности учащихся по анализу и обобщению материала при широком использовании как индивидуальных так и групповых форм организации учебного процесса. Информационные технологии можно использовать для всех типов уроков.

Несомненными достоинствами данной формы проведения уроков являются:

Технология   проблемного обучения – форма организации учебно-воспитательного процесса с помощью  проблемных задач и проблемных ситуаций, которые придают обучению поисковый, исследовательский и интерактивный характер. Методом проблемного обучения является проблемная задача или ситуация, требующая актуализации универсальных знаний.3 Данную технологию я чаще всего использую при объяснении новой темы. Постановка проблемы – это этап формулирования темы или вопроса для исследования. На практике одной из важнейших задач учителя является системная подготовительная работа по формированию навыков самостоятельной работы, анализу, синтезу информации, выработке приемов и достижению обратной связи. Результатом использования проблемного обучения является : повышение мотивации, углубление  уровня понимания, формирование учебно-познавательной и информационной компетентности.

Технология проектного обучения: учащимся на уроках предлагается создать презентацию на определенную тему. Ребята , опираясь на помощь учителя, намечают план работы, осуществляют подбор материалов, создают презентацию и представляют ее на занятии.

Игровая технология

Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство активизации и интенсификации учебной деятельности. Педагогическая игра имеет существенный признак– четко поставленная цель обучения и соответствующий ей результат, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Игровая технология имеет огромные возможности. Игра сама организует обучение. Но всерьез играть непросто. Вначале может возникнуть множество проблем: Как себя вести? Как играть, чтобы не сорвать урок? Как захотеть играть? Во что играть? Любая игра будет во много раз эффективнее, если играть открыто, то есть обсудить с детьми, зачем проводится игра, почему правила таковы, можно ли игру усложнитъ, изменить, улучшить. Часто такое обсуждение приносит больше пользы, чем сама игра, развивая творческие способности и мышление ребенка и, кроме того, закладывая фундамент игровой культуры. 4

Здоровьесберегающие технологии

Организация урока имеет большое значение. Учитель разрабатывает урок в соответствии с динамикой внимания учащихся, учитывает время для каждого задания, чередует виды работ. Во избежание усталости учащихся нужно чередовать виды работ: самостоятельная работа, работа с учебником (устно и письменно), творческие задания – необходимый элемент на каждом уроке. Они способствуют развитию мыслительных операций памяти и одновременно отдыху ребят.

Индивидуальное дозирование объёма учебной нагрузки и рациональное распределение её во времени достигается благодаря применению гибких вариативных форм построения системы учебного процесса. На каждом уроке в любом классе необходимо в течение урока проводить физкультминутки (2-3 раза), делать игровые паузы, зрительную гимнастику и, конечно, эмоциональную разгрузку (2-3 минуты).

Учитель должен стремиться вызывать положительное отношение к предмету. Важный момент здоровьесберегающих технологий -доброжелательный и эмоциональный тон педагога .5

Говорить о современном уроке можно очень много. Главное не потеряться в большом океане методик, приемов, технологий.

Применяя различные технологии на уроках, мы добиваемся успеха: становятся выше результаты обучения; чувствуем себя более уверенно, потому что владеем современными методиками.

Внедрение новых технологий создает условия для повышения качества обучения, познавательной активности и учебной мотивации школьников.

По моему мнению результатом использования педагогических технологий является:

- Стабильное качество знаний по предметам (60-70%), которые я преподаю, 100%-й уровень обученности ребят в классе, где работаю.

- Исходя из результатов диагностики мотивационной сферы учащихся наблюдается преобладание учебно-познавательных мотивов .

Таким образом, можно сделать вывод, что данные педагогические технологии, эффективно мною использованные , позволили мне, как учителю, спланировать свою работу, направленную на достижение целей современного образования – развитие личности ребенка, выявление творческих возможностей, сохранение психического и физического здоровья, а также добиться хороших результатов.

Все свои усилия я сосредотачиваю на повышении качества и эффективности учебно - познавательной деятельности средствами педагогических технологий, посредством этого я стараюсь добиваться хороших результатов в предметных олимпиадах, творческих конкурсах, что способствует развитию познавательных интересов, активности , творческих способностей учащихся .

Список литературы:

1.В.А. Бахвалов. Методики и технологии образования. Рига,1997.

2. Каминский В.Ю. Использование образовательных технологий в учебном процессе. – Научно-практический журнал «Завуч» №3, 2005.

3.И.В.Никишина. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе. Издательство «Учитель», Волгоград, 2008.

4.В.Н.Рыжова. Дифференциация обучения как важный фактор развития познавательных интересов школьника. Журнал «Завуч» №8,2003.

5.И.К.Шаламов. Мотивационное программно-целевое управление: теория, технология, практика. Барнаул, 2002.


И.В.Никишина. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе. Издательство «Учитель», Волгоград, 2008.

В.А. Бахвалов. Методики и технологии образования. Рига,1997.

Каминский В.Ю. Использование образовательных технологий в учебном процессе. – Научно-практический журнал «Завуч» №3, 2005.

И.К.Шаламов. Мотивационное программно-целевое управление: теория, технология, практика. Барнаул, 2002

В.Н.Рыжова. Дифференциация обучения как важный фактор развития познавательных интересов школьника. Журнал «Завуч» №8,2003.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 28.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области