Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Технологическая карта урока "Пейзаж - настроение.Природа и человек"

Формирование цветовосприятия и навыков самостоятельной работы в поиске колористического решения живописной композиции в технике акварели.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

ПЕЙЗАЖ - НАСТРОЕНИЕ. ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК.

1. ФИО преподавателя: Бондаренко Раиса Леонидовна

2. Класс: 6 Предмет: ИЗО

Тема урока. Пейзаж-настроение. Природа и художник.

Тема урока, номер урока в теме

Пейзаж «Пейзаж-настроение.Природа и художник».

Творческое задание: выполнить этюд с пейзажным мотивом, передав в нем свое настроение

Тип урока

комбинированный

Форма урока

Художественно-творческий практикум с игровыми дидактическими упражнениями

Дидактическая цель урока

Формирование цветовосприятия и навыков самостоятельной работы в поиске колористического решения живописной композиции в технике акварели.

Задачи урока:

образовательные:

развивающие:

воспитательные:

по - сырому

Метапредметные результаты

познавательные

регулятивные

коммуникативные

окружающего мира;

Основные понятия темы

«Колорит», «Цветовая гамма», «Палитра художника»

«Композиция пейзажа», «Живопись по-сырому», «Акварельные заливки», «Мазок»

Применяемые современные технологии (с указанием этапов урока)

ИКТ-технологии (на всех этапах), игровые технологии, художественно-творческие технологии: художественный практикум, творческая мастерская

Межпредметные связи

Литература, музыка

Организация пространства

Индивидуальная, групповая, фронтальная

Ресурсы:

оборудование,

дидактическое обеспечение урока

технические средства обучения

Оборудование:

набор для дидактической игры «Цветовые цепочки»

картины для колористического анализа

Набор для живописи акварелью (акварель. кисточка, бумажныне салфетки, баночка с водой. акварельная бумага)

Дидактическое обеспечение урока: Мультимедийная презентация,

Аудизапись.

Технические средства обучения:

ПК ,мультимедийое оборудование.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые

результаты

(личностные, метапредметные, предметные)

Организационный этап

Организация местоположения каждого ученика

Здравствуйте, ребята! По вашим блестящим глазам я поняла, что у вас хорошее настроение.

Занимают свои места

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками

Этап мотивации и  актуализации знаний

Учитель предлагает найти содержание темы урока.

-А что такое, настроение?

Каким бывает настроение?

Во все времена поэты, художники, композиторы стремились выразить в произведениях свое эмоциональное состояние, т.е. передать с помощью выразительных средств свое настроение или состояние природы.

Учитель организует учащихся по исследованию проблемной ситуации.

(учитель раздает таблицы и предлагает ученикам объединиться в группы и заполнить таблицы)

- Давайте послушаем стих-е А.С.Пушкина «Мороз и солнце…»

-С помощью каких выразительных средств поэту удалось передать различное состояние природы и человека?

- А сейчас мы с вами послушаем отрывки из музыкальных произведений, ваша задача понять, какое настроение стремились передать в своих произведениях композиторы и с помощью каких выразительных средств им это удалось?

-Давайте рассмотрим репродукции картин представленных на доске?

(В. Поленов «Первый снег», И.Грабарь «Февральская лазурь»)

-Что изображено на картинах?(слайд3)

- С помощью каких выразительных средств художники сумели передать настроение на своих полотнах?

-Давайте проверим результаты нашего исследования.

(Проверка таблиц)

Вставьте пропущенное слово в предложение: «Языком образов природы выражается состояние ______________ художника».

– Души.

«Расположение духа», состояние переживаний, жизнеощущения человека – назовите все это одним словом.

– Настроение.

-Ребята, кто догадался, какая же тема нашего урока?

Правильно. Мы познакомимсяс пейзажем-настроением как откликом на переживания художника

Ответы учеников

- Эмоциональное состояние человека.

- радостным, солнечным, веселым, грустным, печальным и т.д.

(ученики заполняют таблицу)

- Описание, сравнение, метафора, восклицательные предложения

Тональность, тембр, ритм

- Композиция, цвет, мазок.

Ученики формулируют

содержание темы урока

- (Пейзаж-настроение)

Коммуникативные: сотрудничества с учителем и одноклассниками;

Познавательные:

умение структурировать знания, умение осознанно строить речевое высказывание;

Регулятивные:

выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению.

Постановка цели урока и учебной задачи

Учитель активизирует знания учащихся, создаёт проблемную ситуацию.

-Какова цель нашего урока?

- Как вы считаете, что вам предстоит узнать о пейзаже?

Ученики ставят перед собой цель, называют задачи урока.

- Научится передавать в пейзаже свое настроение и состояние природы с помощью выразительных средств

Регулятивные:

целеполагание;

Коммуникативные:

постановка вопросов;

Познавательные:

самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели

Создание проблемной ситуации.

Чтобы понять какую роль цвет играет в искусстве живописи и что означают основные понятия урока

КОЛОРИТ

ПАЛИТРА

ЦВЕТОВАЯ ГАММА

ПАЛИТРУ ВЕСНЫ (слайд4)

Составить цветовую цепочку - ЦВЕТОВУЮ ГАММУ к предложенной картине, используя цветные квадратики

Составляют цветовые цепочки,

анализируют

полученный результат, фиксируют проблему,

приходят самостоятельно к выводу

Разные месяцы имеют свою цветовую гамму

Познавательные УУД:

формировать опыт цветовосприятия

окружающего мира

Регулятивные УУД:

формировать умение фиксировать учебную задачу, связанную с восприятием цвета в жизни и в искусстве

Коммуникативные УУД:

формировать умение строить диалог с собеседниками, беседовать о колористических достоинствах произведениях живописи

«Открытие» обучающимися нового знания

Учитель устанавливает осознанность восприятия.  

Человек начал изображать природу еще в далекие времена. Но почти всегда эти изображения служили лишь фоном для портрета или какой-то сцены. И только в VII веке появились пейзажи - картины, в которых природа стала их главным содержанием. Со временем и свет дневного солнца, и мокрый туман, и свет восхода и заката - зыбкие и тонкие изменения в природе - приходят в искусство пейзажной живописи.

В спорах о творчестве, новом художественном видении мира рождалось направление - импрессионизм. Это название возникло от французского слова «впечатление». (Слайд 5)

Так называлась одна из картин Клода Моне, который первым стал писать картины на воздухе - на пленэре. Он создавал целые живописные циклы - серии картин, в которых один и тот вид представал в разных погодных условиях и в разное время суток.(Слайд 6)

Художники открыли, что когда мы наблюдаем природу на открытом воздухе, мы не видим отдельных предметов, обладающих каждый своим собственным цветом, а скорее мы видим некую красочную смесь, рождающуюся в нашем глазу или, вернее, в нашем сознании. (слайд7)

На открытом воздухе мы не замечаем тех тонкостей светотени, которые стали уже привычными, при изображении предметов. Четкие контуры предметов исчезают. На солнце контрасты становятся резкими, а в сумерках предметы сливаются в общее цветовое пятно.

У художника, стремящегося уловить изменчивые состояния в природе, нет времени разводить краски на палитре. Он наносит их прямо на холст быстрыми мазками чистых цветов, заботясь о правде общего впечатления.

Необычайное эмоциональное видение мира принес в живопись Винсент Ван Гог. (слайд8-10)

С помощью ритмической организации цветовых мазков он , обостряя состояние природы, выражал напряжение собственных чувств., свое взволнованное вдохновение. Давайте рассмотрим внимательно картины.( Слайд11)

Как меняется цвет в природе.

Просмотр учащимися презентации

Познавательные:

Приобретение новых знаний;

построение логической цепи рассуждений;

осуществляют поиск особенностей роли колорита в пейзаже-настроении; определяют характер цветовых отношений; знакомятся с художником-импрессионистом, особенностями его творчества; многообразием форм и красок окружающего мира.

Коммуникативные: соблюдают нормы коллективного общения; излагают свое мнение.

Личностные:

проявляют познавательную активность; осознают свои эмоции

Первичное закрепление

Учитель устанавливает осознанность восприятия.

-Какие краски использует художник  для создания веселого, легкого настроения картины?

-А для передачи грустного настроения картины?

Обучающие отвечают на вопросы.

-Чистые краски, яркие теплые цвета, пастельные цвета.

- Темные краски, холодные цвета и оттенки

Коммуникативные:

сотрудничества с учителем и одноклассниками

Познавательные:

умение структурировать знания, осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Динамическая пауза

Выполнение движений вместе с учиелем

Личностные

Творческая практическая деятельность.

Учитель организует деятельность по применению новых знаний. (слайд 12)

- Написать этюд с пейзажным мотивом передав в нем свое настроение.

я предлагаю вам создать свой пейзаж-настроение, передать состояние природы: утром или вечером, в дождь или солнце, весной, летом или осенью….

Продумай и объясни какое цветовое состояние характерно для каждого из пейзажей:

«Пасмурный день», «Солнечный полдень», «Лунный свет», «Закат».

Важно!

Создать колорит (цветовой строй, отвечающий замыслу)

Не забыть о воздушной и линейной перспективе

Продумать интересную композицию

Характер живописных мазков: энергичные или текучие, мелкие или широкие, размашистые…

Во время практической работы учитель делает целевые обходы.

Учащиеся выполняют творческое задание в технике «по-мокрому»

Регулятивные:

выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

Личностные:

самоопределение.

Проверка и анализ работ, подведение итогов

Выставка работ на доске.

Дети осуществляют самооценку собственной деятельности.         

Делают вывод,

что каждый художник по-своему видит окружающий мир и по- своему передает настроение на своих полотнах.

Рефлексия деятельности

Учитель организует рефлексию. (слайд 13)

Закончить фразу:

-Теперь я знаю, что…

-Для меня сегодня было открытием…

-У меня получилось…

-Мне понравилось…

Желаю вам дальнейших открытий сегодня.

Спасибо за работу на уроке!

Коммуникативные:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Методическая литература:

Основная

Дополнительная

Интернет-ресурсы

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 27.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области