Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Развитие творческого потенциала педагогов в условиях реализации ФГОС СОО. Ценностные ориентиры как формула профессионального успеха учителя.

Обобщить опыт работы по развитию творческого потенциала педагогов. Мотивировать педагогов к саморазвитию и самообразованию.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Развитие творческого потенциала педагогов

в условиях реализации ФГОС СОО.

Ценностные ориентиры как формула

профессионального успеха учителя

директор ГКОУ «В(С)ОШ №13»

г. Оренбург

Банникова И.П.

Благодаря творчеству

обыкновенный учитель

становится необыкновенным.

Е.Н. Ильин

Учительство – это не профессия, это призвание. Каждый учитель является проводником идей, ценностей, ментального восприятия от общества к ученику. Учитель сопровождает процесс развития ученика, управляет этим процессом. Это большая ответственность одновременно и перед обществом, и перед учеником. Поэтому к учителю предъявляется широкий спектр требований. Мастерство учителя заключается в том, чтобы решить поставленные обществом задачи с учетом личностной траектории ученика.

Если раньше образование давалось надолго и предназначалось для того, чтобы обеспечить бесперебойную профессиональную деятельность человека в какой-либо одной отрасли или сфере деятельности, то теперь, речь идёт о формировании принципиально новой системы образования, предполагающей постоянное обновление. Причём ключевой характеристикой такого образования становится не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих компетентностей, развитие потребности учиться в течение всей жизни.

Приоритетной задачей становится повышение профессионального уровня педагогов и формирование педагогического коллектива, соответствующего запросам современной жизни. Повысился спрос на высококвалифицированного, творчески работающего, социально активного и конкурентоспособного педагога, способного воспитать социализированную личность в быстроменяющемся мире.

В последнее время все чаще звучат словосочетания: качество жизни, качество образования, социальная успешность. Повышение качества образования – одна из основных задач, декларируемых Концепцией модернизации российского образования.

Профессиональное становление педагога - сложный, многоплановый процесс развития человека в профессии, характеризующийся неоднозначным вкладом личностного и деятельностного компонентов при ведущей роли личности педагога. Чем шире диапазон личности педагога, тем богаче и ярче его творчество и талант.

Психолог Юлия Борисовна Гиппенрейтер вывела формулу о четырёх важных результатах любого обучения.

Итак, когда человек чему-то учится, он в итоге приобретает (или, к сожалению - не приобретает) четыре результата, с которыми, как с личным сокровищем выходит затем в жизнь. Сколько на выходе сокровищ будет у него в «кошельке», зависит от учителя.

Первый результат обучения. Первое сокровище (Самое очевидное) - знание, умение, навык, за которым ученик, собственно, и пришёл к учителю.

Второй результат обучения. Второе сокровище - тренировка общей способности к дальнейшему самообучению (Знаменитое «научиться учиться»).

Третий результат обучения. Третье сокровище - самооценка или эмоциональный след, оставленный от занятий данным видом деятельности. Отзанимавшись, ученик на выходе получает либо удовлетворение (собой и миром), либо разочарование (собой и миром). Они и приводят затем либо к любви, либо к ненависти по отношению к целым областям знания. А главное, они приводят либо к повышению уверенности в себе или же, наоборот, к понижению таковой...

Четвёртый результат обучения. Четвёртое сокровище - память о педагоге. Память о взаимоотношениях с педагогом. Она, эта память, влияет на многое.

В случае, если ученик и учитель остались довольны друг другом, ученик может уже не нуждаться в дальнейшей мучительной нравственной навигации, в поисках себя. Он чётко будет представлять себе своё место в мире, и место это будет окрашено для него в позитивные краски. Какие бы проблемы и сомнения не одолевали этого человека впоследствии, позитивный опыт общения с учителем, не даст ему пропасть или потерять веру в себя и своё ремесло.

Психические процессы в обучении:

Память: современные молодые люди запоминают не содержание, а источник информации, память неглубока и кратковременна.

Внимание: резко снизилось время концентрации внимания, теперь 45 минут внимания ученика – это ушедший сон, сейчас масса учащихся не может держать внимание на объекте столь длительное время.

Мышление стало «клиповым»: информация перерабатывается короткими фрагментами. Толстые тома художественной литературы современным ученикам не осилить, а вот клипы, короткие тексты в интернете – усваиваются легко и быстро.

Учащиеся часто погружены в себя, что является защитой от актуальных жизненных проблем, от эмоций.

Успешное обучение, которое обуславливается высокой результативностью образовательного процесса, невозможно без обеспечения активного взаимодействия между всеми его участниками. Изменились роли участников образовательного процесса. Учитель становится организатором деятельности учащихся, при которой ученик самостоятельно осуществляет поиск, выбор, анализ, систематизацию и презентацию информации.

Как учителю работать с учениками? Каковы особенности современного урока?

Характерные признаки дидактической системы в обучении, построенном на современной основе

(конструктивно-деятельностном подходе) 

Ближайшая цель урока — усвоение знаний; выработка умений и навыков, понимание учебного материала.

Прямая цель — развитие интеллектуальных, духовных и физических способностей, интересов, мотивов, компетентностей.

Содержание урока — освоение способов познания, общественно и лично значимых преобразований в окружающей действительности и в себе.

Движущие силы учения — радость творчества, ощущение своего роста, совершенствования, приращения знаний, уверенности в себе.

Способы работы – совместная деятельность, поиск, эвристическая беседа, урок-диспут, формирование гуманистических отношений между учителем и учащимися.

Организация современного урока: поиск ответов на вопросы, решение нетиповых жизненных (практических и научных) задач, преобладание групповой и индивидуальной работы с включением на одном из этапов всех в непродолжительную фронтальную работу для приближения коллективно найденной цели.

Урок должен быть динамичным, с частой сменой видов деятельности, для решения задачи необходимо давать ограниченное время в счете на минуты. Урок должно отличать быстрое получение результатов, их анализ и адекватная реакция на полученный отклик.

Урок должен быть эмоционально насыщенным, построенным на традиционных методах с применением доски и мела, но с обязательным использованием новых технологий в обучении.

Задания с использованием дидактических материалов, игр очень разнообразят урок и позволяют ученику постоянно находиться в позиции активного участника урока. Каждый урок необходимо привлекать учащихся к совместной образовательной деятельности через использование групповой работы. Необходимо расширять границы, предлагая учащимся переходить от коротких текстов к более длинным, при этом включать в работу технологии критического мышления и разнообразные виды работы с текстом.

Если вы хотите, чтобы на уроке учащиеся запомнили больше, давайте им избыточную информацию, которая четко структурирована, логична и последовательна, стройте вместе с ними систему знаний, не опирайтесь на фрагментарность. Иллюстрируйте примерами то, о чем говорите, предлагайте содержание урока с опорой на уже изученное через взаимосвязь пройденного и нового материала.

Учитель — помощник, старший друг, советчик и соратник в поисках истины, в овладении мастерством. У учителя появились новые роли:

– учитель-консультант: помогает ученику найти пути решения проблемы;

– учитель-модератор: раскрывает потенциальные творческие возможности ученика и его способностей;

– учитель-тьютор: осуществляет педагогическое сопровождение ученика;

– учитель-психолог: учитывает в своей работе возрастные и индивидуальные психологические особенности ученика.

Первая обязанность учителя — организовать и увлечь учащихся в активный процесс решения познавательных и практических учебных задач. Дело учащихся - активно участвовать в коллективном труде, постоянно совершенствовать себя и окружающий мир.

Конечные результаты учения - соответствие знаний, умений, навыков учащихся запрограммированным стандартам, выявляемое опросом, экзаменом, способностью действия по образцу.

Главный результат обучения в школе - способность ученика переносить самостоятельно приобретенные знания в новые ситуации, понимать и совершенствовать себя, творить, овладевать профессиональным мастерством. Этому способствуют деятельностные технологии, проектные методы обучения (через учебный проект, мини-проекты, практико-ориентированные задачи).

Успешный учитель:

•готовность к переменам, мобильность;

•способность к нестандартным трудовым действиям;

•способность к самореализации в общем контексте учреждения;

•способность к самостоятельному поиску, анализу и оценке профессиональной информации;

•ответственность и самостоятельность в принятии педагогических решений;

•ответственность за результат – методологическая готовность учить всех без исключения;

Пути развития профессиональной компетентности:

Какие бы формы и методы в образовательном процессе не избирал педагог, его эффективность, в конечном итоге, определяется мерой самостоятельной работы, его самообразованием. Самообразование базируется на высоком уровне развития сознания, потребности в самосовершенствовании и творческой самореализации.

Мотивируя учащихся на работу, учитель не должен забывать о том, что он является примером в постоянном стремлении к обновлению знаний, в овладении передовыми технологиями, развитии своего творческого, гуманитарного мышления.

Важнейшей частью педагогического мастерства являются профессиональные знания и умения, компетентность, продуктивность. Профессионализм всегда нарабатывается опытом.

Учитель – три слога.

Не так уж и много,

А сколько умений вмещает оно!

Уменье мечтать! Уменье дерзать!

Уменье себя работе отдавать!

Уменье учить! Уменье творить!

Уменье детей беззаветно любить!

Учитель – три слога.

Но как это много!

И это призванье вам Богом дано!

Участие в аттестации – важный фактор мотивации профессионального развития: 85% педагогов имеют 1 квалификационную категорию, 15% - не аттестованы.

Профессионально-педагогические умения, представляющие собой совокупность самых различных действий педагога, соотносятся с функциями педагогической деятельности, в значительной мере выявляют индивидуально-психологические особенности педагога, свидетельствуют о его профессиональной компетентности.

Главная задача педагога - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном мире. Поэтому учитель находится в постоянном творческом поиске ответа на вопрос: «Как учить школьника?» Задачи, стоящие сегодня перед учителем, кардинально отличаются от тех, которые выполнялись им совсем недавно. Современному учителю недостаточно передавать своим ученикам готовые знания, давать установку на их запоминание. Самой первой задачей образовательной политики на современном этапе является достижение современного качества образования, его соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, развитие его познавательных и творческих способностей. Для достижения этих целей учителю нужно сформулировать их через учебную деятельность школьника и работать над организацией процесса обучения с целью достижения максимальных результатов. А постановка различных целей и предполагает использование различных методов и приёмов обучения. Поэтому учителю необходимо иметь в своём арсенале множество приёмов, методов и стратегий, так как ему приходится решать задачи разного уровня. Но и не следует также забывать, что используемые формы преподавания должны варьироваться от возраста, уровня подготовленности учащихся, их интересов. Необходимо обучить культуре учебного труда.

Учитель должен быть профессионалом своего дела, а профессионализм определяется целенаправленным формированием в себе таких качеств, как самосовершенствование, эрудиция и высокая культура труда. Профессиональный рост учителя невозможен без самообразовательной потребности. Для современного учителя очень важно никогда не останавливаться на достигнутом, а обязательно идти вперёд, ведь труд учителя — это великолепный источник для безграничного творчества. Для современного учителя его профессия — это возможность самореализации, источник самоудовлетворения и признания. Современный учитель - человек, способный улыбаться и интересоваться всем тем, что его окружает, ведь школа жива, пока учитель в ней интересен ученику. И с каких бы позиций мы не подходили к вопросу о роли учителя в современном обществе - признаем её ключевой. Ведь учитель - главное звено, основа и душа системы образования. Общество ждёт от учителя высокого напряжения труда, динамики мысли, инициативности, упорства и полной отдачи сил обучению и воспитанию.

С целью совершенствования профессиональной компетентности педагогов проведены педагогические советы - «Личностное развитие педагога как ресурс обновления содержания образования. От компетентности педагога к компетентностям ученика»; «Профессиональный ресурс педагога как условие реализации ООП СОО. От компетентности педагога к компетентностям ученика»; «Урок как аспект качества образования. Взаимосвязанная деятельность учителя и ученика в современных условиях», «Внеурочная деятельность как инструмент мотивации учащихся к обучению. Перспективы развития школы в условиях реализации ФГОС СОО», «Формирование функциональной грамотности обучающихся в условиях реализации ФГОС СОО. Педагогическая техника как инструментарий профессионального мастерства учителя». Методологические аспекты педагогической деятельности актуализированы в ходе методической недели «Урок в контексте развития функциональной грамотности учащихся. Конструирование ситуации успеха как одно из направлений ресоциализации обучающихся».

Профессиональное становление педагога имеет первостепенную важность в развитии общества в целом: личность педагога так же, как и его профессиональные знания, является ценностным капиталом общества. Учитель способен передавать ученикам лишь те ценностные ориентации, которые присущи ему самому.

Профессионально компетентным можно назвать учителя, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании учащихся. Развитие профессиональной компетентности — это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде.

Компетентность в педагогической деятельности в нашей школе отражает умение педагога организовывать взаимодействие с осужденными, общаться с ними, руководить их деятельностью и оценивать ее результаты. Проявляется это в подготовке и проведении занятий, в умении педагога управлять классом (группой). Педагог старается организовать работу каждого, создавать рабочий настрой и деловую обстановку. Все это повышает интерес, внимание, учебно-познавательную активность обучающихся.

Поэтому повышение профессионального уровня педагога и формирование педагогического корпуса, который соответствует запросам современной жизни, является необходимым условием работы школы при ИК в общей системе образования России, условие, которое должно отвечать уровню современного качества образования.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 20.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области