Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №15. Крымский район пос.Южный
Экологический проект «Чистый поселок»
Подготовила Кузьменко С.Е.
Актуальность проблемы
Мы живем в самом зеленом, экологически чистом поселке Южном Крымского района. Наш поселок всегда отличался ухоженностью и чистотой. Но теперь мы часто видим, как повсюду скапливается мусор - бутылки, упаковки из-под продуктов и т. д. Создается впечатление, что поселок превращается в одну большую мусорку! Как показал анализ исследования экологических проблем, мусор – это проблема, с которой ежедневно сталкиваются многие люди. Проблема утилизации и переработки мусора актуальна во всём мире: разрабатываются новые технологии, внедряются новые подходы. В нашем поселке люди сами сортируют бытовой мусор перед тем, как его выбросить. Такой подход на данный момент успешно продолжается. Педагоги нашего детского сада вместе с дошкольниками имеют уникальную возможность частого выхода за территорию дошкольного учреждения в виде экскурсий, небольших походов. И все чаще у дошкольников стали возникать такие вопросы: почему в поселке столько мусора? Откуда он берется? и т. д. Чтобы ответить на эти «недетские» вопросы и попытаться решить «проблему мусора», нами был разработан проект «Чистый поселок».
Паспорт проекта
Тип проекта: информационно – исследовательский
Участники проекта: воспитанники подготовительной группы, специалисты учреждения, воспитатели, родители
По количеству участников: коллективный
По продолжительности: среднесрочный
Проблема: охрана окружающей среды, решение проблемы переработки-утилизации мусора.
Цель проекта: Сформировать у детей знания о методах переработки мусора, о разнообразных видах деятельности по защите природы.
Задачи проекта:
- формировать представления дошкольников о целесообразности вторичного использования бытовых и хозяйственных отходов;
- стимулировать интерес к исследовательской деятельности, совершенствовать умение оперировать имеющимися знаниями, обобщать, делать выводы;
- учить, в корректной форме выражать свое отношение к поступкам детей и взрослых с позиции общепринятых норм и адекватно воспринимать оценку своего поведения;
- развивать воображение, умение реализовывать свои впечатления в художественно – творческой деятельности.
Предмет исследования - мусор.
Методы исследования: изучения информационных данных, наблюдение, эксперимент, практическая работа, практико-ориентированное исследование.
Мероприятия в рамках проекта:
№ | Образовательная область | Совместная деятельность взрослых и детей | Взаимодействие с родителями |
1. | Познавательное развитие | Беседы: «Поселок, в котором я живу», «Правила поведения в природе», «Как ты помогаешь природе?»,«Стань защитником природы», «Чистый поселок – наше здоровье», «Враг природе - это мусор!», «Съел конфетку - убери фантик в карман»,«Вторая жизнь ненужных вещей». Проблемные ситуации: «Где легче дышится?», «Где приятней гулять?», «Как экономно использовать бумагу», «Что произойдет, если...». Экспериментальная деятельность: Проведение опытов по очистке воды, «Зеленые пылесосы», «Пламя загрязняет воздух». Дидактические игры: «Что сделано из бумаги и пластмассы?», «Что изменилось?», «Найди, о чем расскажу», «Что сначала, что потом», «Съедобное – не съедобное», «Очистители и загрязнители воздуха», «Хорошо - плохо», «Наведем порядок», «Кому нужен воздух?». Наблюдения за деревьями, птицами, насекомыми, погодой, экологической тропой. Экспериментальная деятельность «Если закопать в землю мусор,что произойдет?». Выпуск плакатов Распространение листовок среди жителей города «Культура поведения на улице», «О вреде мусора на улице» Расклеивание листовок с лозунгами на мусорных баках. | Беседа с родителями об актуальности данной проблемы. Размещение в родительском уголке материала на тему «Будь примером, охраняй природу!», «Как научить ребенка безопасному поведению в природе». Составление текста к плакатам и листовкам. |
2. | Речевое развитие | Составление рассказа с детьми «Как сохранить чистоту поселка, где мы живем». Рассказывание из личного опыта «Как я помогаю природе». Чтение: П. Воронько «Лучше нет родного края», Ч. Айтматова «О чем говорит Земля?», отрывка из книги Шорыгиной «Экологические сказки» – «Земля-кормилица»,Н.А. Рыжова «Как люди речку обидели», «Серая Шапочка и Красный Волк», В. Сухомлинский, «Стыдно перед соловушкой». Заучивание стихотворения В. Орлова «Ты, скажи мне реченька лесная… », пословиц и поговорок о природе. | Организация выставки художественной литературы по экологическому воспитанию для семейного чтения |
3. | Физическое развитие | Пальчиковые игры: «Наши алые цветы», «Деревья», «Грибы», «Мак», «Прилетели птички». Подвижные игры: «Раз, два, три – к дереву беги», «Козы, кыш от березы», «Медведь и пчелы», «Паук и мухи», «Совушка», «Поймай комара», «Ручеек», «Собери цветок» (игра – эстафета), «Перелет птиц», «Коршун и наседка». Дыхательная гимнастика: «Подуем на одуванчик», «Аромат цветов» | |
4. | Художественно- эстетическое развитие | НОД Лепка «Птицы на кормушке (воробьи и голуби или вороны и грачи)»; рисование «Цветут сады», «Деревья в нашем парке», «Запрещающие знаки», Рисование плакатов: «Берегите Землю, берегите!», «Мы за чистый город!» Раскраски «Времена года», «На лугу», «Кто живет в море?», «Кто живет в лесу?» и др. Слушание «Жаворонок», муз. М. Глинки; «Мотылек», муз. С. Майкапара; «Пляска птиц», муз. Н. Римского-Корсакова. Экологический праздник «День Земли». Творческая мастерская: «Вторая жизнь мусора». Изготовление поделок из бросового материала. | Консультация «Поведение взрослых на природе – пример для малышей» |
5. | Социально – коммуникативное развитие | Беседы: «Не мусори», «Мусор – друг или враг?», «Очистим поселок от мусора» Ситуативное общение на тему: «Что бы ты сделал, если бы увидел, как мальчик ломает ветки деревьев? Топчет цветы?» Сюжетно-ролевые игры: «Больница для зверят», «Уборка мусора в поселке», Экологическая акция «Красивый поселок – чистый поселок». Трудовой десант «Чистая территория». Уборка территории детского сада. Посадка семян цветов для рассады. | Участие родителей в акции «Сохраним мир птиц» (изготовление скворечников), в трудовом десанте «Чистый город». |
Результаты проекта:
- Осознание детьми и взрослыми значимости сохранения окружающего мира, экологически целесообразного утилизирования и переработки мусора.
- Непосредственное участие родителей и детей в организации практических мероприятий по проекту.
- Повышение уровня знаний у родителей и детей об экологии родного поселка.
- Благоустройство и уборка мусора на территории поселка.
- Создание в ходе проекта агитационного материала: экологическая газета, агитплакаты и экологические знаки.
- Создание практически значимого смотра-конкурса совместных творческих работ из бросового материала.
- Привлечение родителей к посильному участию в деле экологического воспитания детей.