Конспект ООД «Вода в жизни людей»
Зайнуллина Лариса Павловна,
Воспитатель МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №86»Электроник» г. Набережные Челны
Возрастная группа: старшая группа.
Цель: путем эксперимента закрепить ранее полученные знания о воде и раскрыть новые представления детей о ее состояниях.
Задачи:
Развивающие
Воспитательная
Обучающая
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно – исследовательская.
Словарная работа: лаборатория, удобрять, рыхлить, опрыскивать, широкая, удобная, журчит, переливается, льется.
Оборудование: Бутылки с водой, прозрачные стаканчики для воды, сахар, ложки, тарелки, салфетки, чеснок, краски, кусочки льда.
Планируемые результаты:может поддерживать беседу о воде, сопровождая эмоциональной речью; рассуждает, высказывает свою точку зрения; самостоятельно делает выводы
Ход ООД:
Дети встают в круг, берутся за руки.
Воспитатель: Дети встанем в круг.
Я твой друг и ты мой друг.
Дружно за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Исэнмесез, балалар. Меня зовут Лариса Павловна, я вижу у вас на одежде есть бейджики, они подскажут мне, как вас зовут. Посмотрите, сколько гостей у нас, поздороваемся с ним (дети здороваются с гостями).
Воспитатель: Ребята, а вы любите разгадывать загадки.
Дети: Да
Воспитатель:
Если руки наши в ваксе, если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг, снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама ни готовить, ни стирать,
Без чего, мы скажем прямо, человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба, чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли, чтоб варились кисели,
Чтобы не было беды — жить нельзя нам без…
Дети: Воды.
Воспитатель: Правильно, ребята. Это вода (показ слайда). А кто знает, как зовут хозяина воды в России?
Дети: Водяной (Показать слайд)
Воспитатель: Правильно. Мы сейчас с вами отправимся в гости в царство Водяного. Путь наш будет интересным и трудным и я надеюсь, вы мне поможете. Отправляемся в путь.
Проходим к цветам.
Воспитатель: Посмотрите, какие красивые цветы растут у вас в группе. Напомните, без чего не могут жить растения?
Дети: без воды
Воспитатель: Правильно ребята. Как вы думаете, почему они не могут жить без воды?
Дети: Потому что они засохнут, завянут и погибнут.
Воспитатель: Как нужно ухаживать за растениями?
Дети: Их нужно удобрять, рыхлить, поливать, опрыскивать.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, какая у них сухая земля, и нужно полить цветы.
Дети: Поливают цветы.
Воспитатель: Цветочки вас поблагодарили, а мы с вами отправляемся дальше
Подходим к столу, где стоят игрушки
Воспитатель: Здесь на столе стоят игрушки. Как вы думает, ним нужна вода? Если нужна, то для чего?
Дети: Чтобы мыть грязные игрушки, стирать кукольную одежду.
Воспитатель: Правильно ребята. Ребята, встаньте, пожалуйста, полукругом. Мои хорошие вспомним, где и как мы используем воду?
Дети: Воду пьют все на свете. Без нее не могут жить ни звери, ни птицы, ни люди. Вода работает на гидроэлектростанциях – добывает ток. И моет всех тоже вода. Умываются люди. (показ слайда)
Воспитатель: А еще ребята вода – самая широкая, самая удобная дорога. По рекам, по океанам и морям плывут суда – везут тяжелые грузы и пассажиров.(показ слайда)
На Земле очень много воды. Но большая часть воды находиться в морях и океанах и эту воду нам пить нельзя. Почему?
Дети: Потому, что она соленая.
Воспитатель: Правильно, она соленая.
На долю питьевой воды приходиться малая часть. Малая часть – это наши реки и озера (показ слайда). Потому воду нужно беречь.
Ребята у нас на Земле есть самая чистая и глубокое озеро. Его название Байкал (показ слайда).
Воспитатель: Дети, мы каждый день пользуемся водой, а она все течет и течет, не кончается. Подумайте, откуда берется вода в кране.
Дети: В кране вода поступает из реки. Она проходить через трубы домой.
Воспитатель: Ребята, я вам загадаю еще одну загадку.
- Люди ждут меня, зовут,
А приду к ним - прочь бегут!
Дети: Дождь (показывает слайд).
Воспитатель: Правильно это дождь. Как вы думаете, нужен ли дождь на земле и почему?
Дети: Дождь нужен всему живому. Если не будет дождя, то высохнут реки и озера, погибнут деревья, птицы.
Воспитатель: Умницы ребята правильно. А сейчас я вас приглашаю поиграть в игру «Мама тучка»
Ребята представим, что я – мама Тучка, а вы – мои детки (капельки). Делайте всё, что я скажу.
-Капельки, вам пора отправиться в путь (звучит аудиозапись со звуками дождя). Полетели капельки на землю. Попрыгали, попрыгали (дети прыгают). Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками (дети составляют ручейки, взявшись за руки). Встретились ручейки и стали большой рекой (ручейки соединяются в одну цепочку). Текла, текла речка и попала в большой океан (перестраиваются в большой хоровод и двигаются по кругу). Плавали, плавали капельки в океане и вспомнили, что мама Тучка наказывала им домой вернуться. А тут солнышко пригрело. Стали капельки легкими, потянулись вверх. Испарились они под лучами солнышка, и вернулись к маме Тучке.
Воспитатель: Отдохнули, поиграли ребята, а сейчас пришло время пройти в нашу волшебную, научную лабораторию. Что делают в лаборатории?
Дети: Правильно, проводят опыты.
Воспитатель: Какие правила нужны соблюдать во время работы в лаборатории?
Дети: Нужно быть аккуратным, внимательным, не мешать друг другу, не шуметь.
Воспитатель: Вы все вспомнили правила. Ребята посмотрите на свои бейджики они у вас разного цвета. У кого зеленые садятся за первый стол, у кого красный – второй, а кого синий за третий стол.
Дети садятся за стол.
Воспитатель: Тебе я ваш научный руководитель, а вы мои коллеги. Посмотрите, на столе стоит бутылка. Что там налита?
Дети: Вода.
Воспитатель: Да там вода, что можно сказать о воде, с которой мы будем с вами проводить опыты?
Дети: Вода переливается, бежит, льется, течет.
Воспитатель: Значит она какая?
Дети: Жидкая.
Воспитатель: Правильно, а в каком ещё состоянии может быть вода?
Дети: В твёрдом, лёд.
Воспитатель: Опыт № 1: Мы с вами выясним имеет ли вода форму?
Воспитатель: - Берем лед, посмотрите какой формы имеет лед?
Дети: форма кубика.
Воспитатель: Мы этот лед положим в стакан, посмотрите, форма льда поменяла.
Дети: Нет, не поменяла.
Воспитатель: Да она не поменяла, а теперь этот же льдинку положим в тарелку. Лед поменяла форму?
Дети: Нет.
Воспитатель: Так, значит, лед поменял форму?
-А теперь проверим, имеет ли форму вода. Наливаем воду в стакан. Посмотрите какую форму приобрела вода.
Дети: Ответы.
Воспитатель: Теперь перельем воду в тарелку. Изменилась ли форма воды?
Дети: Да, она приобрела форму тарелки.
Воспитатель: Да правильно, она принимает форму того сосуда, в котором, находится. (Выставляю карточку – схему: вода не имеет формы) (показ слайда). А почему кусок льда не поменял форму, а вода поменяла?
Дети: Лед твердый, а вода жидкая.
Воспитатель: Опыт №2: мы проверим имеет ли вода запах.
Воспитатель: Мои коллеги возьмите с подноса красный стакан и понюхайте. Вы чувствует какой – нибудь запах.
Дети: Нет, не пахнет.
Воспитатель: Посмотрите на подносе, есть маленький контейнер откройте его. Там лежит у нас кусочек чеснока, положите его в стакан. Берем ложки и перемешиваем. Убираем наши ложки и снова понюхайте, появился ли запах воды?
Дети: Да, вода запахла чесноком.
Воспитатель: Правильно она запахла чесноком, мы изменила запах воды. И делаем вывод, что вода у вас не имеет запаха.
Воспитатель: Опыт №3: а теперь мы ее попробуем на вкус.
Берем желтые стаканы и пробуем. Чувствует, какой - нибудь вкус?
Дети: Нет, у воды нет вкуса.
Воспитатель: А теперь добавьте в стаканчик с водой кусочек сахара, перемешали. И снова попробуем воду. Что изменилось?
Дети: Вода стала сладкая.
Воспитатель: Да она у нас стала сладкая, Мы изменили с вами вкус воды.
Вывод: вода не имеет вкуса….
Воспитатель: Опыт №4: имеет ли вода цвет.
Воспитатель: Мои ученые возьмите прозрачный стакан и посмотрите какого цвета вода?
Дети: У нее нет цвета, она прозрачная.
Воспитатель: Ребята, а что произойдет с водой, если добавим в нее краску?
Дети: Она поменяет цвет.
Воспитатель: Вот и сейчас мы это проверим. Берем кисточки, макаем в гуашь и добавляем. Посмотрите, вода изменила цвет?
Дети: Да, она поменяла цвет и стала зеленый, синий или желтый.
Воспитатель: Так, значит, вода имеет цвет?
Дети: Нет, вода прозрачная.
Воспитатель: Молодцы ребята. Мы справились с вами со всеми заданиями. Вот такое славное путешествие в царство Водяного у нас получилось. Подойдем к водяному и расскажем, что интересного узнали.
Вода это основа жизни на земле и поэтому нужно ее беречь.
Спасибо большое вам, мне было приятно с вами позаниматься.