Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Методическая поддержка учителей начальных классов в формировании гражданской идентичности младших школьников

Цель исследования теоретически обосновать и разработать методические рекомендации для учителей начальных классов по формированию гражданской идентичности у младших школьников.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Введение

Актуальность исследования. В настоящее время общая цель системы образования Российской Федерации заключается в воспитании гражданина, что отражено в Законе РФ «Об образовании». В связи с этим вопросы гражданского воспитания подрастающего поколения, связанные с формированием у детей и подростков правовой культуры, привитием им четкой гражданской позиции, развитием патриотических чувств, чувства долга перед своим народом и также формированием гражданской идентичности не теряют актуальности.

В исследованиях фонда «Общественное мнение» в последние отражается довольно отрицательная статистика, касающаяся уровня сформированности гражданской идентичности у школьников, и характеризуется своим спадом. Согласно результатам исследований фонда данный спад отмечается с 2017 года, когда уровень гражданской идентичности достигал 78%, а уже к 2020 году приблизился к 72% [51].

Одна из главных причин, по которой происходит снижение уровня сформированности гражданской идентичности, заключается в том, что отмечается максимально активное вмешательство западных культур и ценностей в духовно-нравственное поле развития молодого поколения через навязывание отрицательных стандартов. Дети получают неадекватную возрасту и своему психофизическому развитию информацию из низкосортной литературы и подозрительных телевизионных программ и кинематографа, агрессивных компьютерных игр и приложений для телефона и т.д. Все это несет неблагоприятное воздействие на целостное формирование личности ребенка, сказываясь на его эмоциональной сфере, особенно в младшем школьном возрасте. Происходит распад многовековых моральных принципов и народных традиций, разрушаются пути формирования основ гражданской идентичности у младших школьников.

Младший школьный возраст характеризуется активным освоением окружающего мира, формированием особенностей поведения и взаимодействия с окружающими. Также в младшем школьном возрасте закладываются основы патриотических чувств, от сформированности которых зависит дальнейшее развитие личности. В этом возрасте дети активно накапливают знания об общественной жизни, нормах взаимоотношений с окружающими людьми, о том, что каждый имеет свободу выбора в способе поведения. Бурное развитие в эмоциональном плане, затрагивающем все стороны развития ребенка, отражается на отношении к окружающему, поступках и мотивах поведения.

Важная роль в воспитании гражданственности детей младшего школьного возраста отводится личности учителя начальных классов, сопровождающего весь путь их развития. Позиция «Ребенок-учитель» становится равнозначной позиции «ребенок-общество», где учитель вбирает в себя требования этого общества. В связи с этим позиция учителя в младшем школьном возрасте принимает важное значение. Как отмечает Н.С. Лейтес, «учащиеся начальных классов «делают культ» из указаний учителя», ими как должное принимается то, чему и как их учат [24, с. 83].

Степень разработанности проблемы. Анализу и трактовке понятия «гражданская идентичность» посвящали исследования как зарубежные, так и отечественные философы, социологи, политологи, психологи и педагоги. На новые взгляды становления гражданской идентичности во многом повлияли процессы глобализации, на что и было обращено внимание в исследованиях Р.Г. Абдулатиповой, Ю.В. Арутюняна, Л.Д. Гудкова, Е.А. Кублицкой, В.Г. Федотовой и др. В современных научных трудах авторы пытаются раскрыть различные аспекты гражданской идентичности через обобщение результатов исследовательских проектов, посвященных анализу российской идентичности в зависимости от региональной расположенности, разделить понятия «государственная» и «гражданская» идентичность (Е.М. Арутюнова, В.В. Титова, С.М. Дрожбиева и др.), раскрыть структурные компоненты гражданской идентичности (А.Г. Асмолов, В.И. Ефименко, А.Н. Иоффе и др.).

Ряд исследователей решение проблемы формирование гражданской идентичности видят в образовании. Так, Ф.Я. Данилюком, А.М. Кондаковым, В.А. Тишковым, авторами концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России были освещены характеристики сформированности гражданской идентичности младших школьников, включающие чувство гордости за свою Родину, причастность к будущему своей семьи, народа и страны.

Анализ научных работ, затрагивающих вопрос формирования гражданской идентичности у подрастающего поколения, привел к выводу о том, что разработка понятия «гражданская идентичность» рассматривается исследователями с различных сторон, что затрудняет возможность прийти к единому мнению о его содержательном наполнении. При этом психологическая и педагогическая наука сравнительно недавно начали исследования в данном направлении в отличии, например, от политологии и социологии. Однако, результаты решения проблемы формирования гражданской идентичности с точки зрения педагогики уже нашли свое отражение в многочисленных учебных пособиях, программах, специальных изданиях. В качестве приоритетного направления воспитания детей формирование российской гражданской идентичности выделено в Федеральных государственных образовательных стандартах начального общего образования (ФГОС НОО), где также даны характеристики основным видам деятельности младших школьников, способствующие данному процессу.

Вместе с тем у специалистов, работающих в данном направлении, возникают трудности из-за отсутствия единых определений ключевого понятия, многообразия подходов к содержанию работы по формированию гражданской идентичности в младшем школьном возрасте и при этом отсутствия целостной системы учебной и внеучебной воспитательной работы в образовательной сфере, дефицита методически грамотного сопровождения педагогов как ключевой фигуры формирования гражданской идентичности личности учащихся

Отсюда возникает противоречие между требованиями ФГОС НОО к необходимости формирования гражданской идентичности у младших школьников и недостаточным методическим обеспечением учителей начальных классов по ее формированию. Выявленное противоречие определило постановку проблемы исследования: Каковы возможности методической поддержки учителей начальных классов в формировании гражданской идентичности младших школьников?

Цель исследования: теоретически обосновать и разработать методические рекомендации для учителей начальных классов по формированию гражданской идентичности у младших школьников.

Объект исследования: процесс формирования гражданской идентичности у младших школьников.

Предмет исследования: условия организации работы учителя начальных классов по формированию гражданской идентичности у младших школьников.

Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что формирование гражданской эффективности у младших школьников будет эффективным, если содержание работы учителя начальных классов в данном направлении будет научно обосновано, включать в себя активные формы работы, соответствовать возрастным особенностям учащихся, что возможно при осуществлении систематической методической поддержки педагогу.

Задачи исследования:

Теоретико-методологическую основу исследования составили:

1. Системно-деятельностный подход к структурным компонентам гражданской идентичности, в частности в младшем школьном возрасте (А.Г. Асмолов, Т.В. Водолажская, А.Н. Иоффе и др.).

2. Теория личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании младших школьников (В.Г. Выготский, Е.В. Бондаревская, И.П. Подласый, С.Л. Рубинштейн, Г.А. Цукерман, Э. Эриксон и др.).

3. Теоретические положения, раскрывающие роль и возможности учителя начальных классов в воспитании младших школьников (Н.К. Бинеева, А.Н. Иоффе, М.К. Приятелева и др.).

Методы исследования: теоретический анализ педагогической литературы по проблеме исследования; анкетирование, тестирование, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный); методы математической обработки результатов исследования.

Методики исследования. Для выявления уровня сформированности у младших школьников гражданской идентичности нами были выбраны авторская методика М.В. Шакуровой «Гражданская принадлежность» и методика Н.П. Капустиной.

Опытно-экспериментальная база исследования: МБОУ «Многопрофильная школа №181» Советского района г. Казани.

Научная новизна исследования:

Теоретическая значимость исследования

Практическая значимость исследования:

Достоверность

Апробация

Структура и объем работы.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

1.1. Гражданская идентичность: сущность, структура, принципы формирования

Новый образовательный Стандарт установил, что одной из новых задач образовательного учреждения является формирование гражданской идентичности. «Формирование гражданской идентичности как условие укрепления российской государственности» – подтверждают идеологи Стандарта.Идеологами образовательного стандарта нового поколения четко обозначена миссия системы образования - формирование гражданской идентичности как условие укрепления российской государственности [52].

При теоретическом обосновании и методическом обеспечении формирования гражданской идентичности у подрастающего поколения, в первую очередь, необходимо четко выделить ее сущность.

Определению понятия «идентичность» посвящено множество работ, как в западной, так и в отечественной науке. Данное понятие довольно неоднозначно это связано c многозначностью его латинской основы «identifico», которая помимо сходства любых объектов означает и «подлинность, адекватность, а также личность, своеобразие и индивидуальность» [48, с. 263].

Различные трактовки понятия идентичность привели к разнообразию вытекающих определений. Каждый ученный акцентирует внимание на определенных особенностях идентичности, в зависимости от особенностей нужного им подхода и методики исследования.

Впервые термин «идентичность» был использован З. Фрейдом в своей работе «Групповая психология и анализ Эго», опубликованной в 1914 г. З. Фрейд рассматривает идентификацию не только как бессознательную эмоциональную связь ребенка с родителями, но и как важный механизм взаимодействия между индивидом и социальной группой [18, с. 176].

Социально-психологические исследования и работы по личностной идентичности в рамках ролевых теорий личности рассматривались Дж. Мидом. Он рассматривает идентификацию как результат социального взаимодействия, в качестве инструмента идентификации он вводит понятие «обобщенного другого», под которым имеется в виду совокупность обезличенных установок, норм и ценностей общества. В процессе общения с другими людьми индивид начинает смотреть на себя со стороны, т.е. как на социальный объект. По Дж. Миду, человек обретает сознание и собственное «Я» лишь в групповом действии, как бы примеряя на себя роли «обобщенных других» [5].

В 1960 г. работу З. Фрейда по изучению идентичности продолжил Э. Эриксон в своем исследование «Детство и общество». Э. Эриксон задает идентичность «как сложное личностное образование, имеющее многоуровневую структуру» [64, с. 58]. Это связано с тремя основными уровнями анализа человеческой природы: индивидным, личностным и социальным. Так, на первом, индивидном уровне идентичность определяется им как результат осознания себя в некоторой относительно неизменной данности, человеке того или иного физического облика, темперамента, задатков.

Со второй, личностной, точки зрения идентичность определяется как ощущение человеком собственной неповторимости, уникальности своего жизненного опыта, задающее некоторую тождественность самому себе.

Э. Эриксон определяет эту структуру идентичности как результат скрытой работы Эго-синтеза, как форму интеграции Я, которое всегда есть нечто большее, чем простая сумма детских идентификаций. Данный элемент идентичности есть «осознанный личностью опыта собственной способности интегрировать все идентификации с влечениями libido, с умственными способностями, приобретенными в деятельности и с благоприятными возможностями, предлагаемыми социальными ролями» [36, с. 10].

В-третьих, идентичность определяется Э. Эриксоном как личностный конструкт, который отражает внутреннюю солидарность человека с социальными, групповыми идеалами и стандартами и тем самым помогает процессу Я-категоризации. Последней структуре Э. Эриксон дал название социальной идентичности [36, с. 12].

В структуре идентичности можно выделить «индивидуальный» и «социальный» уровни. Личная или персональная идентичность представляет собой совокупность характеристик, сообщающих индивиду качество уникальности, неповторимости. Социальная же идентичность выступает как «результат идентификации (отождествления) индивида с ожиданиями и нормами его социальной среды» [48, с. 263].

Разделить эти два уровня идентичности (интерпретируя персональную в качестве внутренней, а социальную в качестве внешней) нельзя: представления индивида о самом себе, воспринимаемые им как его собственные, являются в конечном итоге результатом адаптации норм. В то же время собственные нормы индивида могут не совпадать с нормами и ролями диктуемые обществом. Личностное «Я» формируется в результате достижения своего рода баланса между персональной и социальной идентичностью.

Идентичность в данном направлении определяется одновременно и как некий целостный образ, который индивид составляет о самом себе, неизменный во всех жизненных ситуациях, в которых осознает себя индивид, и через понятие идентификации, то есть соотнесение себя с некоторой социальной группой.

Идентичность является результатом понимания человеком себя «как такового», устанавливаемого через выделение им для себя «значимых других» [9].

В русском языке до появления понятия «идентичность» использовали другое понятие – «тождество». Оно обозначает соответствие или совпадение с кем – или чем – либо. Само же понятие «идентичность» в России появилось в 60-х годах 19 века.

Анализ подходов и трактовок понятия «идентичность» позволяет определить данный феномен через совокупность сущностных характеристик, выделенных в исследовании М.В. Шакуровой [61, с. 85-87], к числу которых можно отнести следующие:

− идентичность есть выражение самосознания (как субъективные чувства и наблюдаемые характеристики), акцентирующие непрерывность и тождество как присущие ему характеристики;

− содержание идентичности включает образы и суждения, отражающие отношения: «Я – другой», «Я – социальный мир», «Я – культура», «Я – Я» в аспекте уточнения характеристик «Я»;

− идентичность не является данностью, она конструируется и видоизменяется, следовательно, можно говорить об основе ее становления (становление идентичности – функция самосознания по согласованию его составляющих), детерминированном возможностями человека, а также условиями жизни индивида;

− характеристики процесса становления идентичности во многом зависят от меры и характера активности (субъектности) человека, а также уровня развития рефлексии;

− процесс становления идентичности имеет продолжительный характер и обладает поисковой направленностью, что связано с представлением индивида (группы, общности) себя в окружающем мире;

− в основе становления идентичности лежат взаимосвязанные механизмы идентификации — отчуждения, однако не ограничивающиеся ими;

− базовый вектор процесса становления идентичности пролегает в направлении от узкого к более широкому выбору, от механического (импульсивного, случайного) закрепления к более продуманному, отрефлексированному;

− процесс становления идентичности допускает и предполагает элементы внешнего управления, в том числе специально организованного, педагогического.

Подводя итог всему вышесказанному и солидаризируясь с позицией А.А. Логиновой, под идентичностью мы будем понимать и «восприятие индивидом себя членом какой-либо группы или общности, часть его самосознания, интегрированность индивида и общества» [25, с. 83].

Эта общность включает в себя как объективные характеристики жизнедеятельности общности, такие как: территория, экономическое, политическое и социальное устройство, народ, проживающий на данной территории со своей культурой и языком, так и субъективное отношение к ним.

По мнению Л.М. Дробижевой, «политические, социально-культурные, экономические изменения в обществе находят отражение в гражданской идентичности, поэтому по изменениям в ней судят о направлениях развития общества, но и сама идентичность, ее характер, масштабность, интенсивность, способствует ориентации и мобилизации людей, становится социальным ресурсом в общественном развитии» [13, с. 8].

В структуре гражданской идентичности Т.В. Водолажская выделяет два аспекта. Первый аспект связан с осознанием принадлежности к тому или иному государству, имеющему значимый смысл для данного индивида. Второй аспект характеризуется феноменом надиндивидуального сознания, признаком качества гражданской общности, маркирующего его как коллективного субъекта [6]. Выделенные аспекты не исключают друг друга, а акцентируют внимание на различных позициях гражданской идентичности со стороны индивида и со стороны общества.

Российский психолог А.Г. Асмолов считает, что под «гражданской идентичностью» подразумевают, с одной стороны, осознание личностью своей принадлежности к группе граждан конкретного государства на общекультурной основе, с другой стороны – это феномен надындивидуального сознания, признак гражданской общности, характеризирующий ее как коллективного субъекта. Также А.Г. Асмолов выделяет в своей работе, что гражданская идентичность в отличие от понятия гражданства носит личностный смысл [2, с. 37].

Становление гражданской идентичности определяется не только фактом гражданской принадлежности, но ценностным отношением и характером переживания, с которым связана эта принадлежность. Базовым идентифицирующим механизмом является патриотизм как чувство принадлежности к гражданской общности, признание ее значимой ценностью [11].

Разработчики ФГОС НОО в п. 9 наполняют гражданскую идентичность следующим содержанием [52]:

А.Г. Асмолов [2] назвал ряд предпосылок гражданской идентичности:

Гражданская идентичность фиксирует единство интересов индивида с

данной социальной общностью и тем самым выполняет как защитную функцию, так и функцию самореализации и самовыражения, позволяет оказывать влияние на гражданское сообщество [23].

Изучение трудов, посвященных гражданской идентичности, привело к формированию устойчивого мнения о том, что у исследователей, разрабатывающих понятие «гражданская идентичность», отсутствует единая точка зрения относительно понимания данного явления. В зависимости от того, как проблема гражданской идентичности вписана в круг научных интересов исследователей, выбираются основные аспекты ее изучения. Тут стоит отметить, что понятие «гражданская идентичность» трактуется неоднозначно не только по выделяемым характеристикам, но и по смыслам. Причем попытки толкования данного понятия были предприняты в основном в социологии и политологии, и лишь недавно появились в отечественной педагогике. Разработка понятия «гражданская идентичность» педагогической наукой связана с задачей формирования гражданской идентичности учащихся в контексте разработки новых образовательных стандартов общего образования второго поколения.

В соответствии с определениями и содержанием гражданской идентичности, многие исследователи выделяют ее структуру. Исследователь А.Н. Иоффе выделяет четыре компонента структуры гражданской идентичности:

1) когнитивный, под которым понимаем гражданскую информированность и грамотность;

2) ценностный, под ним мы рассматриваем гражданскую позицию;

3) эмоциональный – это патриотизм, любовь к Родине и своему краю;

4) деятельностный, под данным компонентом подразумевается – гражданственность, действия по решению проблем и помощи окружающим [20].

Исследователь Т.В. Водолажская представила структуру гражданской идентичности с двух сторон:

Первая сторона – характеризируется осознанием принадлежности к определенному государству, имеющая значимый смысл для конкретного индивида.

Вторая сторона – характеризируется феноменом индивидуального сознания и признаком качества гражданской общности, которые характеризируют его как коллективный субъект.

Данные стороны структуры гражданской идентичности, рассмотренные Т.В. Водолажской, обращают внимание на различные аспекты гражданской идентичности со стороны индивида и со стороны общества [6].

Свою структурную модель гражданской идентичности психолог А.Г. Асмолов представил следующими компонентами:

1) Когнитивный – знания о принадлежности к сообществу граждан России;

2) Ценностно-смысловой – наличие позитивного или негативного отношения к факту своей принадлежности;

3) Эмоциональный – принятие или непринятие гражданской идентичности;

4) Деятельностный – реализация гражданской позиции в деятельности и общении, а также участие в социальной деятельности, которая имеет общественную значимость [2].

Исходя из всего выше сказанного, можно сделать вывод, что под российской гражданской идентичностью, имеется ввиду восприятие социально-политических, культурных, экономических сторон жизни в России, выраженное в готовности разделить ответственность, требования, нормы и ценности российского общества, ощущение причастности к прошлому, настоящему и будущему России, свободное осознание личностью принадлежности к сообществу граждан российского государства, имеющим для личности значимый смысл.

Это понимание послужит в дальнейшем рабочим определением российской гражданской идентичности в нашей работе. Оно представляет собой, по выражению Л.С. Выготского, идеальную форму, существующую вовне [7]. Для того чтобы стать реальной формой, необходимо, чтобы идеальная форма была освоена субъектом. Процесс освоения обусловлен возрастными возможностями: в младшем школьном возрасте становление российской гражданской идентичности будет проходить иначе, нежели в подростковом или юношеском. Другими словами, в силу своих возрастных особенностей младшие школьники находятся на начальном этапе усвоения знаний о российской гражданской идентичности и не могут в полной мере соответствовать данному выше ее определению – слишком сложны для их понимания описанные критерии. В связи с этим, в следующем параграфе дадим психолого-педагогическую характеристику детей младшего школьного возраста.

1.2 Психологические особенности младших школьников в контексте формирования их гражданской идентичности

Процесс глобализации во всех сферах жизни общества приводит к разрушению российской идентичности, которая является ядром тысячелетних устоев представлений этнического сообщества о себе. Потеря родной самобытности, истории и традиционных ценностей, возникновение универсальной стандартизированной культуры и многое другое являются основными чертами кризиса российской идентичности.

Поиск решения данных проблем в контексте борьбы за собственную национальную идентичность определил переход в образовательной практике от знаниевой парадигмы к пониманию обучения как процесса подготовки обучающихся в качестве носителей ценностей гражданского общества, осознающих свою сопричастность к судьбам Родины [52].

Таким образом, с принятием в 2010 году Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения вопрос становления российской идентичности рассматривается в контексте формирования личностных планируемых результатов.

Согласно требованиям к личностным планируемым результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, которые рассматриваются во втором разделе Стандарта, они должны отражать формирование основ гражданской идентичности младшего школьника в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности [52].

В системе воспитания подрастающего поколения школа является основным компонентом. На каждом этапе обучения школьника доминирует своя сторона воспитания. По мнению Ю.К. Бабанского, в воспитании младших школьников такой стороной является нравственное воспитание: дети овладевают простыми навыками нравственности, учатся следовать им в определенных ситуациях. Тесно связан с нравственным воспитанием учебный процесс [1, с. 87].

По мнению Б.В. Ничипорова, нравственная воспитательная концепция российской школы должна быть гуманистической и духовной, патриотичной и историчной. Школа должна воспитывать истинный патриотизм, в котором есть «не слепое обожание, но ясное видение всех недостатков страны. Такая любовь не озабочена тем, как ее будут восхвалять, а больше думает о том, как помочь ей выполнить ее высшее предназначение…Патриот видит в своей стране больше, чем видят другие. Он видит, какой она может стать, и в то же время он знает, что много в ней остается такого, что увидеть невозможно, так как это является частью величия нации…» [31, с. 29].

Многие ученые считают, что гражданская идентичность является высшей степенью развития нравственного развития личности.

Самым благоприятным периодом для формирования гражданской идентичности является младший школьный возраст. В данном возрасте преобладают такие качества как: податливость, внушаемость, доверчивость, стремление к подражанию, личностная позиция, уважение и авторитет педагога [47, с. 90].

Все эти качества создают эффективные предпосылки для успешного воспитания. В данный период, чувства господствуют над всеми сторонами жизни ребенка. Они определяют его поступки, выступают в качестве мотивов поведения и выражают отношение к окружающему миру.

В начальной школе формируются основные ценности морали и нормы человеческого поведения. На данной ступени у младших школьников формируются представления о значимости человеческого достоинства, понимание ценностей своей личности и ценности личности других людей, а также прививается любовь к своей Родине и уважение к истории своего Отечества. В младше школьном периоде воспитывается уважение к людям, толерантность, чувство солидарности и стремление к сотрудничеству, умение ненасильственного разрешения конфликтов [55].

В младшем школьном возрасте достаточно сильно формируется личность. Данный возраст характерен:

Впоследствии все это, прежде всего, влияет на:

Для младшего школьного возраста характерно то, что в нем начинает формироваться общественная направленность личности, при этом в нем закладывается основа нравственного поведения и закрепляются нормы морали и правила поведения в обществе [45].

Многие психологи считают, что в младшем школьном возрасте происходит активное накопление знаний о жизни общества, о взаимоотношениях между людьми, о том, что существует свобода выбора способов поведения. Также психологи полагают, что в данный период над всеми сторонами жизни обучающегося доминируют чувства, которые в будущем определяют поступки, мотивы и отношение к окружающему миру [60].

Характер младших школьников обладает некоторыми особенностями. Во-первых, младшие школьники импульсивны. Они склонны незамедлительно действовать под влиянием импульсов, побуждений, не подумав, по случайным поводам. Причиной этих действий является потребность в активной внешней разрядке при возрастной слабости волевой регуляции поведения.

Еще одной возрастной особенностью характера младших школьников является – общая недостаточность воли. У младших школьников отсутствует опыт длительной борьбы для достижения цели. Младшим школьникам характерно потеря веры в свои силы. Также для них характерна капризность и упрямство. Причины данных качеств – семейное воспитание. Ребенок привык, что все его желания и требования удовлетворяются. Капризы и упрямство – это своеобразная форма протеста против требований выдвинутые школой [28, с. 47].

Помимо этого, младшие школьники очень эмоциональны. Эмоциональность у младших школьников выражается:

1. В том, что их психическая деятельность обычно окрашена эмоциями. Эмоционально окрашенная деятельность младших школьников проявляется в том, что они видят, о чем думают и что они делают.

2. Младшие школьники не умеют контролировать свои чувства, они очень открыто и непосредственно выражают радость, печаль, страх, удовольствие или недовольство.

3. Для эмоциональности младших школьников характерна неустойчивость. У них часто бывает смена настроения, склонность к аффектам, кратковременным и бурным выражением своих эмоций – радости, гнева, страха и т.д. Со временем младшие школьники развивают способность контролировать свои эмоции, а также сдерживать нежелательное проявление своих чувств [29].

Среди значимых критериев сформированности гражданской идентичности у младших школьников можно назвать:

Следственно формирование гражданских чувств у детей младшего школьного возраста проходят за счет:

1. Роста осознанности;

2. Устойчивости эмоциональных переживаний во время взросления.

А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, О.А. Карабанова, Н.Г. Салмина, С.В. Молчанов раскрывают требования к результатам формирования гражданской идентичности в начальной школе относительно каждого ее структурного компонента [35, с. 690].

Так, когнитивно-смысловой компонент в младшем школьном возрасте явлен перед личностью в виде знания о принадлежности к гражданскому обществу, представлений о его аутентифицирующих символах и атрибутах, о характере гражданских взаимоотношений внутри данного сообщества на том уровне коммуникации, который доступен младшему школьнику. Итогом процесса формирования когнитивно-смыслового компонента в данном возрасте становятся:

Ценностно-эмоциональный компонент в младшем школьном возрасте заключается в отношении к факту принадлежности к гражданскому обществу; в патриотизме как изъявление эмоционального переживания гражданской идентичности; в проявлении эмоциональных переживаний как результат довольства членством в референтной группе. Итогом процесса формирования ценностно-эмоционального компонента в данном возрасте становится следующее:

К деятельностному компоненту в младшем школьном возрасте относятся желание и готовность принимать участие в общественной жизни страны путем участия в группах, сообществах, акциях, событиях, мероприятиях и т.п. Кроме того, компонент предусматривает самостоятельное принятие личностью тех или иных решений. Итогом сформированности деятельностного компонента в данном возрасте выступает следующее:

Таким образом, при формировании гражданской идентичности в младшем школьном возрасте закладывается основа нравственного поведения, закрепляются нормы морали и правила поведения, а также формируется общественная направленность личности. В свою очередь педагог при формировании гражданской идентичности должен учитывать: к какой группе социума относятся его обучающиеся, знать её особенности и культуру. Таким образом, главной целью формирования у младших школьников гражданской идентичности является воспитание нравственных идеалов общества, любви к Родине (как к малой, так и к Отечеству) и формирование культурного человека – будущего гражданина своей страны.

1.3 Роль учителя начальных классов в формировании гражданской идентичности младших школьников

Для успешного формирования у младших школьников гражданской идентичности главным фактором является деятельность педагога.

Фигура педагога – определяющий фактор формирования новых компетенций подрастающих поколений [39, с. 61]. В условиях усиления роли образования в развитии экономики страны, потребности общества в талантливых людях, способных обеспечивать его прогресс, конкурентоспособность, актуализировалась проблема подготовки нового учителя для новой школы. Особенно возрастают требования общества к компетентности педагога в сфере гражданского образования обучающихся, его способности к дальнейшему профессиональному росту в соответствии с запросами общества и государства. В ряде документов требования к учителю «новой школы» четко сформулированы. В частности, в Профессиональном стандарте педагога говорится о необходимости усвоения учителем понятий, определяющих результаты образовательного процесса, уровень и показатели социализации личности, ее развития, в том числе такие, как гражданская и социальная идентичность [41].

Как показывает практика, у многих учителей накоплен значительный опыт в области гражданского и патриотического воспитания, вместе с тем, он плохо дифференцирован и в большинстве случаев нерефлексирован; доминирует представление о синонимичности понятий «гражданственность, патриотизм» и «российская гражданская идентичность». Для научной организации деятельности по формированию гражданской идентичности личности школьников педагог должен ознакомиться с документами, которые являются методологической основой разработки технологий формирования гражданской идентичности на современном этапе развития средней школы: «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (2014); «Фундаментальное ядро содержания общего образования» (2009); «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) образования» (2012), «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» и др. Необходимо грамотное педагогическое сопровождение становления российской идентичности школьников. Для этого важно знание педагогами сущности базового понятия, структуры, процесса формирования гражданской идентичности личности.

Для того чтобы сформировать у младших школьников гражданскую идентичность, педагог должен обладать подготовленностью. Подготовленность должна проявляться в умение создать и поддерживать благоприятные условия для становления гражданских ценностей в учебном и воспитательном процессе [40, с. 49-50].

Проводя свое исследование А.Н. Иоффе выделил следующие компоненты готовности педагога к реализации задач гражданского образования:

1. Мотивационная готовность;

2. Предметно-дидактическая готовность;

3. Технологическая (операционная) готовность;

4. Креативная (творческая) готовность;

5. Рефлексивная готовность;

6. Организационная готовность;

7. Коммуникативная готовность;

8. Методическая готовность [21, с. 19].

Для эффективного формирования у младших школьников гражданской идентичности педагог должен знать и создавать такие условия как:

1. Активное вовлечение младших школьников в учебно-воспитательный процесс, которое закладывает основы мотивированного и осознанного участия в общественной жизни.

2. Индивидуальность и вариативность подходов в преподавании, сочетание различных стратегий преподавания с акцентом на индивидуальность и личностную ориентированность.

3. Соблюдение принципов социального партнерства в школьном сообществе, которое помогает социализации младших школьников в мире гражданской культуры, развивает самостоятельность и ответственность в принятии решений.

4. Формирование умений видеть проблему, находить альтернативные пути ее решения и выбирать наиболее эффективный способ, оценивания возможные риски и имеющиеся ресурсы [42, с. 54-55].

Особенностью работы учителя начальных классов в контексте формирования гражданской идентичности является такое преподнесение изучаемого материала, которое не может не отразиться на отношении личности к себе, своей семье, своему городу, своей стране.

Формы и методы работы по формированию гражданской идентичности у младших школьников могут быть различны:

– в учебной деятельности – интеллектуальные ролевые игры, проблемное обучение, проектная деятельность, заочные путешествия, знакомящие с особенностями различных регионов страны, с жизнью населяющих их народов, их обычаями, традициями, культурой, заочные путешествия по местам боевой славы, знакомство с городами-героями и др.;

– во внеурочной деятельности – подготовка и участие в праздниках – как государственных, так и народных, национальных, классные часы, трудовая деятельность, выполнение поручений [53].

Для формирования у младших школьников гражданской идентичности педагог в своей деятельности должен использовать разнообразные педагогические методы. В первую очередь, от педагога зависит как он владеет навыками убеждения.

Убеждение – это всестороннее воздействие на разум, чувства, волю обучающегося с целью формирования у него необходимых жизненных качеств. Данный метод осуществляется с помощью слова, воздействия на разум, чувства, волю младшего школьника. Метод убеждения опирается на мышление младшего школьника, а также побуждает его к социально-ценным действиям [3].

Убеждение младшего школьника в истинности чего-либо происходит на основе воздействия на его разум при воспитании любви к Родине, близким, при этом акцент делается на чувствах младшего школьника. Реализуется данный метод посредством бесед и диспутов, а также примеров из жизни и художественной литературы.

Основными условиями использования метода убеждения являются:

1. Личная убежденность педагога;

2. Научная подготовленность педагога;

3. Единство теории и фактов;

4. Доверительность отношений;

5. Учет возрастных особенностей [37].

Еще одним навыком, которым должен владеть учитель, является внушение. Внушение – это воздействие, рассчитанное на некритическое восприятие информации и изменение настроя, поведения младшего школьника в соответствии с этой информацией. Эффективность внушения зависит от ряда факторов, в частности настроения, поведения младшего школьника, обязанности, которая достигается не только речевыми, но и наглядными средствами или внушающей интонацией.

К условиям эффективного использования метода внушения относят:

1. Нравственная направленность;

2. Учет степени внушаемости младших школьников;

3. Доверительность отношений;

4. Владение техникой внушения [12, с. 44-45].

Метод положительного примера используется для пробуждения у младших школьников потребностей к развитию и совершенствованию своих личностных качеств. В процессе воспитания педагог опирается на положительные примеры в жизни ученных, писателей, людей, совершивших подвиг. При этом можно использовать в качестве примера поведение сверстников.

Метод положительного примера основан на механизме подражания. В данном механизме можно выделить три этапа:

1. В результате восприятия определенного действия другого лица у обучающихся появляется субъективный образ этого действия, желание подражать ему.

2. Образуется связь между примером для подражания и последующими действиями.

3. Происходит синтез подражательных действий, на который активно влияют жизненные и специально созданные воспитывающие ситуации [5].

Но стоит читывать, что в жизни бывают и отрицательные примеры.

Необходимо обращать внимание младших школьников на негативное поведение людей, затем нужно проанализировать последствия негативных поступков и извлечь из них правильные выводы. Своевременный анализ негативных примеров помогает уберечь младших школьников от неправильного поступка.

Конечно же, формирование гражданской идентичности зависит и от личного примера педагога – его поведение, отношение к людям, мировоззрение и его авторитет. Педагог своим поведением и всеми своими поступками должен служить для младших школьников положительным примером и быть образцом высокой нравственности [32, с. 234].

Методы убеждения, внушения и положительного примера могут применяться учителем как самостоятельные методы, но часто они используются как приемы в рамках других методов формирования сознания – это рассказ на этическую тему, диспут, беседа и лекция.

Для начальной ступени общего образования наиболее адекватными методами формирования гражданской идентичности выступает игра, использование творческих продуктивных художественных видов деятельности (с элементами арт-терапии), социально-психологические тренинги. Все перечисленные методы объединяет то, что во главе угла оказывается мотивационно-ценностный, смысловой компонент гражданской идентичности, что вполне адекватно и возрастным психологическим особенностям учащихся начальной школы, и сущностным закономерностям развития самой личности.

По мнению М. В. Шакуровой, педагоги должны владеть информацией о референтных предпочтениях школьников, использовать соответствующие методические приемы влияния на их целенаправленное изменение, осуществлять детализацию и практическое подкрепление образа человека-гражданина, патриота, россиянина, поиск в историческом прошлом, современной социокультурной среде и популяризацию примеров человека-гражданина, патриота, россиянина [59].

Необходимо уменьшение доли форм деятельности, предполагающих вербальное, констатирующее тематическое взаимодействие, и освоение педагогами и реализацию в различных видах деятельности методов и форм работы, основанных на выборе, сравнении. В ходе работы по формированию российской государственной идентичности у младших школьников могут быть с успехом использованы такие образовательные технологии, как технологии развития критического мышления, кейс-технология, проектная и проблемная технологии, информационные, игровые и современные интерактивные технологии, включая такие формы и методы обучения, как эвристические беседы, презентации, дискуссии, метод «круглого стола», метод «деловой игры», конкурсы творческих работ с их обсуждением, ролевые игры, коллективные решения творческих задач.

Анализ существующей практики формирования гражданской идентичности младших школьников обнаруживает недостаточность целенаправленной планомерной работы в данном направлении. Это находит выражение в низком уровне организации школьного воспитания, отсутствии продуманной тактики воспитания гражданской идентичности, недостаточном использовании воспитывающего потенциала предмета «Окружающий мир», низком уровне вовлеченности детей в социально-активные виды деятельности, в преобладании «знаниевой» парадигмы организации процесса обучения по сравнению с личностно-ориентированной и деятельностной.

Во многом это связано со сложностями в понимании учителями начальных классов специфики содержания гражданской идентичности младших школьников и отсутствием методической готовности к её формированию.

Достижение педагогической зрелости требует создания особой среды, которая ставила бы учителя в позицию исследователя. Поэтому основными результатами освоения педагогами данной проблемы становится их умение использовать усвоенные понятия и знание о закономерностях развития гражданской идентичности при планировании учебно-образовательного и воспитательного процесса в начальной школе; умение самостоятельно разрабатывать и осуществлять программу, направленную на формирование гражданской идентичности личности.

В помощь учителям начальных классов необходимо их методическое сопровождении со стороны администрации образовательной организации в виде предоставления методических рекомендаций по формирование основ гражданской идентичности у младших школьников в соответствии с требованиями ФГОС НОО, в которой было бы представлено системное описание условий формирования основ гражданской идентичности у младших школьников в процессе учебной и внеурочной деятельности. Раскрывались бы особенности различных программ и курсов, направленных на развитие компонентов гражданской идентичности школьников.

Таким образом, необходимо учитывать то, что человек растет и развивается в окружении других людей, поэтому формирование гражданской идентичности юного человека формируется на основе идентичности семейной, школьной, идентичности с территориальным сообществом. Именно в школе ребенок становится не только человеком только семейным, но и общественным. По этой причине проблема формирования гражданской идентичности у подрастающего поколения приобретает особую педагогическую значимость, а решение ее в полном объеме затрагивает все уровни образовательных учреждений.

ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная работа по организации педагогической деятельности по формированию гражданской идентичности младших школьников

2.1 Анализ работы учителя начальных классов по формированию гражданской идентичности младших школьников

Одной из задач современного образования является формирование у школьников способности соотносить себя с гражданским обществом, видеть в себе гражданина своей страны, испытывать чувство гордости за свою Родину. У школьника должен быть сформирован опыт гражданского поведения.

От эффективности работы педагога зависит осознание школьниками своей принадлежности к гражданской общности, принятие ими необходимых норм и ценностей. Педагогам необходимо целенаправленно формировать у учащихся такие категории, как идентичность, гражданственность, благородство, великодушие, долг и ответственность, справедливость.

Опытно-экспериментальная работа проходила на базе МБОУ «Многопрофильная школа №181» Советского района г. Казани. В исследовании приняли участие 60 учащихся 4-х классов – 4 «А» и 4 «Г», которые составили экспериментальную и контрольную группу по 30 человек в каждой.

Опытно-экспериментальная работа проходила в 3 этапа:

1 этап – констатирующий.

2 этап – формирующий.

3 этап – контрольный.

Наше исследование состояло из трех этапов: 1 этап – констатирующий эксперимент – диагностика исходного уровня сформированности гражданской позиции младших школьников; 2 этап – формирующий эксперимент – разработка и апробация педагогических условий направленных на формирование гражданской позиции младших школьников; 3 этап – контрольный эксперимент – оценка эффективности апробированных педагогических условий.

В ходе анализа психолого-педагогической литературы по теме исследования нами были выявлены критерии сформированности гражданской идентичности младших школьников: когнитивный, ценностно-эмоциональный и деятельностный.

В таблице представлены критерии и показатели сформированности гражданской идентичности у младших школьников.

Таблица

Компонент

Показатели

Когнитивный

Младший школьник:

- имеет представления о государственной символике страны;

- знает особенности культуры России, имеет представления о ее достижениях в области науки, искусства, литературы;

- знает государственные праздники;

- осознает себя гражданином России, понимая свою принадлежность к гражданской общности страны;

- владеет доступной возрасту информацией о характере взаимоотношений между гражданином и государством, между другими членами общества.

Ценностно-эмоциональный

Младший школьник:

- проявляет чувства патриотизма и гордости за свою страну;

- идентифицирует себя как гражданина своей страны;

- положительно принимает свою этническую принадлежность;

- доброжелательно относится к окружающим, проявляет этническую толерантность.

Деятельностный

Младший школьник:

- с желанием и готовностью участвует в общественной и общественно-политической жизни страны;

- выполняет требования норм школьной жизни, активно участвует в школьной жизни;

- в отношении семьи и окружающих проявляет заботу;

- активно интересуется историей Родины, проявляя самостоятельность в своем выборе;

- демонстрирует гражданскую позицию в поведении и деятельности.

Для диагностики сформированности гражданской идентичности у младших школьников были использованы следующие методики:

Когнитивный компонент – анкета «С чего начинается Родина» А.А. Логиновой (Приложение 1), методика «Гражданская принадлежность» М.В. Шакуровой (Приложение 2).

Эмоционально-ценностный компонент – «Диагностика ценностных ориентаций школьников» авторы М.И. Лукьянова, Н.В. Калинина (Приложение 3); методика «Гражданская принадлежность» М.В. Шакуровой (Приложение 2).

Деятельностный компонент – «Я – патриот» Т.М. Масловой (Приложение 4), Методика оценки уровня сформированности гражданской идентичности (автор Н. П. Капустина) (Приложение 5).

Проведенное анкетирование «С чего начинается Родина?» А.А. Логиновой показало, что:

- 83,3% учащихся экспериментальной и 86,7% контрольной групп знают, какие и цвета присутствуют на государственном флаге нашей страны. 16,7% экспериментальной и 13,3% контрольной групп не смогли правильно ответить на этот вопрос. Некоторые дети путали очередность цветов на флаге. Были ответы, когда дети путали флаг России с флагом республики Татарстан, в которой они проживают;

- 100% учащихся обеих групп младших школьников правильно назвали столицу России – Москва;

- третий вопрос, касающийся знаний младших школьников русских народных сказок, оказался сложным для них. Так, правильно ответили на этот вопрос 53,3% учащихся экспериментальной и 60% контрольной групп. Дети, которые дали неправильные ответы, называли сказки, не являющиеся народными или не относящиеся к жанру «сказка». Например, «Цветик-семицветик», «Золушка», «Кот в сапогах», «Сказка о золотом петушке»;

- 90% детей экспериментальной группы и 86,7% контрольной группы знают имена своих бабушек и дедушек. Однако, есть дети, которые затрудняются ответить на этот вопрос, так как имена относятся к татарским, и детям сложно их запоминание;

- 93,3% младших школьников экспериментальной и 86,7% контрольной групп знает президента нашей страны и называет его – Путин Владимир Владимирович. Однако, часть детей называет только фамилию;

- 100% детей обеих групп называют город, в котором живут – Казань;

- трудности вызвал и вопрос, где требовалось назвать реки нашей страны. С ним справилось 83,3% детей экспериментальной группы и 86,7% контрольной группы. Зачастую, дети называли только реки родного края – Волга и Кама. Реки других регионов дети знают недостаточно;

- недостаточно осведомлены дети о том, какая птица изображена на гербе нашей страны. Правильно ответили 90% детей экспериментальной и 83,3% контрольной группы. Есть дети, которые просто не ответили на вопрос, есть те, кто назвал птицу неверно – ласточка, сова;

- с творчество А.С. Пушкина дети обеих групп частично уже знакомы, но назвать его как автора сказки «о рыбаке и рыбке» смогли только 86,7% детей экспериментальной группы и 83,3% контрольной группы;

- самым сложным вопросом был вопрос «Какой праздник отмечают только в России?». Одним из самых популярных ответов были праздники – «9 мая», «Пасха». Однако, правильно ответили только 20% младших школьников экспериментальной и 30% контрольной групп. Они назвали праздник «День России».

Результаты анкетирования представлены в виде следующей диаграммы (рис):

Рис. 1.

Большинство младших школьников (66,7% детей экспериментальной группы и 70% детей контрольной группы) успешно ответили на почти на все вопросы (9-10 вопросов). Средний уровень отмечен у 23,3% детей экспериментальной и 16,7% контрольной групп. Они ответили на 5-8 вопросов. Те дети, которые ответили на 1-4 вопросов имеют низкий уровень. В целом, можно заключить, что когнитивный компонент гражданской идентичности, выражающийся в, у младших школьников развит в достаточной мере.

Согласно результатам методики М.В. Шакуровой «Гражданская принадлежность» по шкале выраженности когнитивного компонента гражданской идентичности у младших школьников, высокий уровень имеют 6,7% детей экспериментальной группы и 13,3% контрольной группы (см. рис.). У этих детей хорошо сформированы представления о своей принадлежности к государству и гражданской общности. Они знают и понимают сферы и характер взаимоотношений гражданина и государства.

Рис.

Средний уровень выявлен у 50% учащихся экспериментальной и 46,7% учащихся контрольной группы. Младшие школьники со средним уровнем понимают свою принадлежность к государству и гражданской общности, но они не до конца осознают сущность взаимоотношений гражданина и государства, граждан между собой, и как их гражданская позиция может повлиять на их жизнь.

Низкий уровень выраженности когнитивного компонента гражданской идентичности отмечен у 43,3% детей экспериментальной и 40% контрольной группы, что составляет подавляющее большинство обеих групп. Эти дети совсем не понимают, что значит иметь принадлежность к государству и гражданской общности, не осознают сущность взаимоотношений гражданина и государства, граждан между собой. Они не знают, как их гражданская позиция может повлиять на их жизнь.

Учитывая результаты двух методик по диагностике когнитивного компонента гражданской идентичности младших школьников, можно сделать вывод, что дети

Результаты диагностики ценностных ориентаций школьников по методике М.И. Лукьяновой и Н.В. Калининой позволили нам выявить сформированность ценностно-смыслового компонента гражданской идентичности у младших школьников (см. рис.).

Рис.

Как мы видим из рисунка, высокий уровень сформированности эмоционально-ценностного компонента имеют 30% детей экспериментальной и 26,7% детей контрольной группы. На основе ответов учащихся можно сделать вывод, что они положительно относятся к своей стране, уважают другие народы и национальности, эмоционально-положительно принимают свою этническую принадлежность.

Средний уровень был выявлен у 50% детей как в экспериментальной, так и в контрольной группе. В основном, дети отрицательно относятся к другим народам страны, выказывают свое неприятие, но эмоционально-положительно принимают свою этническую принадлежность. У них отмечается наличие чувства патриотизма, любви к своей стране и гордости за нее.

Низким уровнем сформированности эмоционально-ценностного компонента обладают 20% детей экспериментальной группы и 23,3% детей контрольной группы. Этих детей отличает негативное отношение к другим народам, непринятие своей этнической принадлежности, отсутствие чувства патриотизма.

Согласно результатам методики М.В. Шакуровой «Гражданская принадлежность» по шкале выраженности эмоционально-ценностного компонента гражданской идентичности у младших школьников, высокий уровень имеют по 20% детей экспериментальной и контрольной группы (см. рис.). Эти дети обладают чувством гордости за свою страну, признают себя ее гражданином, испытывают сильную привязанность к своей стране.

Рис.

Средний уровень был выявлен у 63,3% детей экспериментальной и 60% контрольной групп. Дети не в полной мере идентифицируют себя как гражданина и патриота, понимая свое российское происхождение.

Низким уровнем обладают 16,7% младших школьников экспериментальной группы и 20% детей контрольной группы. Эти дети не называют себя гражданином и патриотом, своей страной не гордятся.

Таким образом, на основании двух методик

Диагностика деятельностного компонента гражданской идентичности младших школьников проводилась по двум методикам: «Я – патриот» Т.М. Масловой и методике оценки уровня сформированности гражданской идентичности Н.П. Капустиной.

По методике «Я – патриот» Т.М. Масловой мы получили следующие результаты:

- 40% младших школьников экспериментальной группы и 46,7% контрольной группы имеют высокий уровень, что говорит, что дети уважительно относятся к членам своей семьи, к школе, заботятся об окружающих, интересуются историей своего города, пытаются проявлять себя в патриотической деятельности;

- 43,3% учащихся экспериментальной и 40% контрольной групп имеют средний уровень. Эти дети также уважительно относятся к своей семье и к окружающим, однако, слабо выражают свое желание заботиться и помогать близким и другим людям. Их мало интересует история родного города, а активность при патриотической деятельности проявляют лишь по заданию учителя;

16,7% детей экспериментальной группы и 13,3% детей контрольной группы имеют низкий уровень, что говорит об их редком проявлении чувства привязанности к своей семье, уважительного отношения к ней и к другим людям. Не желают заботится об окружающих. Их не интересует история родного города. А патриотическая деятельность не вызывает никакого интереса.

Наиболее наглядно результаты представлены на рис.

Рис.

Что касается ответов на вопросы методики, то здесь мы обратили внимание на такие ответы, как:

- уроки и другие занятия, по мнению школьников, не дают им достаточно знаний об их городе, что предполагает недостаточное количество материала, даваемое учителем, из-за чего у учащихся угасает интерес к данной теме;

- младшие школьники понимают необходимость беречь город, следить за чистотой, участвовать в праздниках, но в практической деятельности, как правило, не активны в данном направлении;

- дети не всегда добросовестно трудятся и терпимы по отношению к окружающим.

По методике оценки уровня сформированности гражданской идентичности Н.П. Капустиной нам удалось выявить, что:

- 3,3% детей экспериментальной группы имеют высокий уровень отношения к Родине. Дети любят и берегут родную природу, при этом пытаются привлечь к бережному отношению к ней окружающих. Их интересует историческое прошлое страны, они могут рассказать доступные их возрасту факту. Проявляют патриотические чувства. Они горды за свою школу, с желанием участвуют в полезных общественных делах. Младшие школьники с высоким уровнем проявляют высокие чувства к своим родителям, заботятся о них, добровольно исполняют домашние обязанности. Для них важны традиции их семьи. В контрольной группе детей с высоким уровнем выявлено не было;

- 50% детей экспериментальной и 60% детей контрольной группы имеют средний уровень, выражающийся в том, что дети любят природу, но, как правило, в деятельности по ее охране участвуют под руководством учителя. Также происходит и в делах на пользу своему городу и делах школы и класса. Патриотические чувства проявляют скудно. Служение Отечеству в большинстве случаев связано с давлением со стороны, что так нужно, а не по собственному желанию. История и традиции родного края не вызывают особого интереса, но дети «впитывают» данную информацию. Дети любят своих родителей и стараются проявлять заботу о них, но в частных случаях. Домашние обязанности выполняются, но без личной инициативы;

- 46,7% учащихся экспериментальной и 40% контрольной группы имеют низкий уровень. В данном случае у детей отсутствуют патриотические чувства, из не интересует природа, история и традиции страны и малой родины, что отражается на их нежелании принимать участие в какой-либо общественно-полезной деятельности. То же и происходит по отношению к своей семье и домашним обязанностям.

Для наглядности представим полученные данные в виде диаграммы (рис.).

Рис.

На основании результатов двух методик мы можем заключить, что деятельностный компонент гражданской идентичности у младших школьников имеет средний и низкий уровни.

В ходе диагностики мы выявили три уровня сформированности гражданской идентичности у младших школьников: высокий, средний, низкий (см. рис.).

Рис.

Так, исходя из рисунка 13,3% детей экспериментальной группы и 3,3% детей контрольной группы имеют высокий уровень сформированности гражданской идентичности.

Низкий уровень гражданской идентичности имеют 26,7% младших школьников экспериментальной и 16,7% контрольной групп.

В обеих группах младших школьников преобладает средний уровень сформированности гражданской идентичности – 60% в экспериментальной и 80% в контрольной группах.

Таким образом, можно сделать вывод, что гражданская идентичность младших школьников находится на стадии своего формирования. Дети данного возраста еще не совсем осознают себя гражданами России, их знания недостаточно полны об исторических фактах, культурных ценностях. Они не всегда способны проявлять этническую толерантность, не готовы к активной общественной деятельности.

Для учителей начальных классов была разработана анкета по формированию гражданской идентичности младших школьников (Приложение 6). В анкетировании приняли участи 10 педагогов начального звена.

100% педагогов считают проблему формирования у младших школьников гражданской идентичности актуальной в настоящее время.

Среди личностных качеств, которыми должен обладать педагог, чтобы служить положительным примером в формировании гражданской идентичности у школьников, в ходе анкетирования были названы: знание исторического прошлого своей страны и родного края, любовь и привязанность к Родине, активная гражданская позиция, чувство долга перед Отечеством, уважение к историческому и культурному наследию страны.

По мнению педагогов, обладают такими личностными качествами 40% человек. Ответ «частично» дали 60% учителей.

На вопрос, хорошо ли педагоги знают историю, культуру и традиции своего народа, ни один из них не поставил себе 5 баллов. 4 балла отметили – 50% педагогов, 3 балла – 30% педагогов и 2 балла – 20%.

На вопрос, достаточно ли у педагогов знаний о городе, в котором я они живут и работают, 20% педагогов поставили 1 балл, так как недавно переехали в данный город. 20% педагогов поставили 5 баллов, 50% - 4 балла и 10% - 3 балла.

50% педагогов ответили, что считают нужным увеличить запас своих знаний по истории и географии России. 50% педагогов нуждаются в этом частично.

Особое внимание следует уделить вопросы, могут ли педагоги проектировать и планировать работу по патриотическому воспитанию с детьми младшего школьного возраста. 60% учителей начальных классов ответили, что могут. 30% - сомневаются в методической грамотности проводимых мероприятий. 10% педагогов не справляются с данной работой, имея трудности в определении педагогических задач именно для младшего школьного возраста.

60% педагогов не удовлетворены качеством методической помощи по патриотическому воспитанию школьников. 40% - удовлетворены частично.

В качестве методической помощи, необходимой для реализации задач формирования гражданской идентичности в начальных классах, педагоги называли: регулярные семинары по данной проблеме, индивидуальные консультации, создание методического кабинета с проведением круглых столов, ознакомление с практикой педагогического опыта по патриотическому воспитанию.

К сожалению, 60% педагогов не проводят необходимую работу с родителями (лицами их заменяющими) для повышения их компетентности по данной теме. 40% педагогов делают это частично, затрагивая вопрос патриотического воспитания на родительских собраниях.

Таким образом, результаты диагностики младших школьников и анкетирования учителей начальных классов, свидетельствуют о недостаточной педагогической работы по формированию у детей гражданской идентичности. Это связано, в первую очередь, с тем, что педагоги не вполне осознают содержание становления гражданской идентичности младших школьников, используют методики, не всегда подходящие в силу возраста младшим школьникам, и нуждаются в методической поддержке в данном направлении.

2.2 Организация работы учителя по формированию гражданской идентичности у младших школьников

2.3 Оценка результативности опытно-экспериментальной работы по организации педагогической деятельности по формированию гражданской идентичности младших школьников

Результаты анкетирования «С чего начинается Родина?» А.А. Логиновой на контрольном этапе представлены в виде следующей диаграммы (рис.):

Рис.

Как мы видим из рисунка, в экспериментальной группе младших школьников показатели сформированности когнитивного компонента гражданской идентичности, выражающейся в знании особенностей культуры России, государственной символики, достижений страны в области науки, искусства, литературы, государственных праздников, выше, чес в контрольной группе. Высокий уровень имеют 93,3% детей экспериментальной группы, когда в контрольной группе количество детей с высоким уровнем составляет 73,3%. Также отметим, что детей в экспериментальной группе с низким уровнем на контрольном этапе выявлено не было, а в контрольной группе – 6,7%.

Сравнительные результаты анкетирования констатирующего и контрольного этапа представлены в виде диаграммы (см. рис).

Рис.

В целом, в экспериментальной группе младших школьников отмечается полнота знаний и представлений о своей стране согласно возрасту.

Результаты методики М.В. Шакуровой «Гражданская принадлежность» по шкале выраженности когнитивного компонента гражданской идентичности у младших школьников представлены в виде следующей диаграммы (рис.):

Рис.

Из рисунка мы видим, что в экспериментальной группе младших школьников показатели выше, чем в контрольной, а именно: с высоким уровнем выявлено 20%, когда в контрольной группе 16,7%. В обеих группах преобладает средний уровень – 60% в экспериментальной и 50% в контрольной группах. При этом в экспериментальной группе низкий уровень имеют 20% детей, в контрольной группе – 33,3%.

Сравнительные результаты по методике констатирующего и контрольного этапа представлены в виде диаграммы (см. рис).

Рис.

Так, в экспериментальной группе младших школьников наиболее полно сформированы представления о своей принадлежности к государству и гражданской общности. Сфера и характер взаимоотношений гражданина и государства для них открыта, и они находятся на активном пути ее постижения. В контрольной же группе преобладает большое количество детей (33,3%), которые не осознают свою принадлежность к государству и гражданской общности, сущность взаимоотношений гражданина и государства, граждан между собой. Они не знают, как их гражданская позиция может повлиять на их жизнь.

Результаты диагностики ценностных ориентаций школьников по методике М.И. Лукьяновой и Н.В. Калининой представлены в виде следующей диаграммы (рис.):

Рис.

Диаграмма на рисунке демонстрирует, что в обеих группах преобладает средний уровень эмоционально-ценностного компонента гражданской идентичности – 43,3% в экспериментальной группе и 46,7% в контрольной группе. Однако, в экспериментальной группе детей с высоким уровнем на 16,7% больше, чем в контрольной – 50% и 33,3% соответственно. При этом в экспериментальной группе детей с низким уровнем всего 6,7%, а в контрольной – 20%. Данные результаты говорят о том, что показатели эмоционально-ценностного компонента выше, чем в контрольной.

Сравнительные результаты по методике констатирующего и контрольного этапа представлены в виде диаграммы (см. рис).

Рис.

В экспериментальной группе младших школьников дети в наибольшей степени положительно относятся к своей стране, уважают другие народы и национальности, эмоционально-положительно принимают свою этническую принадлежность.

Результаты методики М.В. Шакуровой «Гражданская принадлежность» по шкале выраженности эмоционально-ценностного компонента гражданской идентичности у младших школьников представлены в виде следующей диаграммы (рис.):

Рис.

Согласно данным рисунка в обеих группах преобладает средний уровень сформированности эмоционально-ценностного компонента – в экспериментальной группе 56,7% детей, а в контрольной – 60%. Однако детей с высоким уровнем в экспериментальной группе на 13,3% больше, чем в контрольной, а с низким уровнем на 10% меньше.

Сравнительные результаты по методике констатирующего и контрольного этапа представлены в виде диаграммы (см. рис).

Рис.

Таким образом, в экспериментальной группе младших школьников дети в большей степени обладают чувством гордости за свою страну, признают себя ее гражданином, испытывают сильную привязанность к своей стране.

Результаты по методике «Я – патриот» Т.М. Масловой представлены в виде следующей диаграммы (рис.):

Рис.

Из рисунка мы можем заключить, что высокий уровень деятельностного компонента имеют 70% младших школьников, что на 20% больше, чем в контрольной, при этом средний уровень выявлен в обеих группах практически одинаковый – 50% и 40% соответственно. Детей с низким уровнем в экспериментальной группе всего 3,3%, а в контрольной – 10%.

Сравнительные результаты по методике констатирующего и контрольного этапа представлены в виде диаграммы (см. рис).

Рис.

Анализируя сравнительные результаты констатирующего и контрольного этапов, мы можем заключить, что в экспериментальной группе дети активнее интересуется историей Родины, проявляя самостоятельность в своем выборе. Они чаще демонстрирует гражданскую позицию в своем поведении и деятельности. Также дети экспериментальной группы стали уважительнее относиться к членам своей семьи, к школе, проявлять заботу об окружающих. У них вырос интерес к истории города.

Результаты по методике оценки уровня сформированности гражданской идентичности Н.П. Капустиной представлены в виде следующей диаграммы (рис.):

Рис.

Согласно рисунку, высокий уровень деятельностного компонента имеют 50% младших школьников экспериментальной группы, что на 33,3% больше, чем в контрольной группе, где с высоким уровнем только 16,7% детей. Также, стоит отметить, что в экспериментальной группе детей с низким уровнем меньше, чем в контрольной – 6,7% и 23,3% соответственно.

Сравнительные результаты по методике констатирующего и контрольного этапа представлены в виде диаграммы (см. рис).

Рис.

Исходя из полученных результатов на рисунке, мы делаем вывод, что уровень деятельностного компонента гражданской идентичности в экспериментальной группе выше, чем в контрольной. Младшие школьники из экспериментальной группы в большей степени проявляют бережное отношение к родной природе, интерес к историческому прошлому страны, патриотические чувства. Они горды за свою школу, с желанием участвуют в полезных общественных делах. Младшие школьники с высоким уровнем проявляют высокие чувства к своим родителям, заботятся о них, добровольно исполняют домашние обязанности. Для них важны традиции их семьи. В контрольной группе детей с высоким уровнем выявлено не было.

По результатам всех диагностических методик, нам удалось установить общий уровень сформированности гражданской идентичности у младших школьников (см. рис.).

Рис.

Так, в обеих группах преобладает также средний уровень сформированности гражданской идентичности – в экспериментальной группе у 50% детей, в контрольной – у 63,3. Однако, высокий уровень в экспериментальной группе выявлен у 43,3% младших школьников, а в контрольной – у 20% детей. Также в экспериментальной группе детей с низким уровнем гражданской идентичности меньше, чем в контрольной – 6,7% и 16,7% детей соответственно.

Сравнительные результаты констатирующего и контрольного этапов уровней сформированности гражданской идентичности представлены на рисунке.

Рис.

Рисунок демонстрирует, что в обеих группах произошла положительная динамика в развитии гражданской идентичности у детей младшего школьного возраста. При этом мы не можем не отметить, что в экспериментальной группе показатели намного выше и динамика более продуктивная.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 17.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области