Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


урок обучения грамоте в 1 классе по теме Звуки [д], [д']. Буквы «Д, д»

Цель урока - Познакомить с буквой Д и звуками, обозначающими данную букву, с ролью звука и буквы в русском языке. Задачи - Формировать умение находить в словах букву Д, знать какие звуки она обозначает читать слова и слоги изученной буквой. Совершенствовать навыки сознательного, правильного чтения, умения работать с текстом отвечать на вопросы по содержанию, познакомить с пословицами о добре, о доме, о дружбе. Способствовать развитию фонематического слуха, связной речи, оперативной памяти, наглядно-образного мышления. Воспитывать уважительное отношение друг к другу, умение слушать ответы товарищей. Познакомить с пословицами.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Конспект урока (технологическая карта)

Учитель - Баранова Ирина Александровна

Предмет - обучение грамоте УМК «Школа России» Класс 1

Тема урока - Звуки [д], [д']. Буквы «Д, д»

Тип урока - Урок открытия нового знания

Цель урока - Познакомить с буквой Д и звуками, обозначающими данную букву, с ролью звука и буквы в русском

языке.

Задачи - Формировать умение находить в словах букву Д, знать какие звуки она обозначает; читать слова и слоги

изученной буквой.

Совершенствовать навыки сознательного, правильного чтения, умения работать с текстом (отвечать на

вопросы по содержанию), познакомить с пословицами о добре, о доме, о дружбе.

Способствовать развитию фонематического слуха, связной речи, оперативной памяти, наглядно-образного

мышления. Воспитывать уважительное отношение друг к другу, умение слушать ответы товарищей. Познакомить с пословицами.

Ожидаемый результат – дети должны усвоить, что звуки д д, обозначаются буквой Д, научиться читать слоги и слова с изученными буквами, работать с текстом.

Оборудование – эл. презентация, предметные картинки для парной работы, карточки с текстом, музыкальные фрагменты..

Формировать УУД :

Познавательные:

Добывать новые знания(извлекать информацию, представленную в форме иллюстраций и схем);

выполнять учебно-познавательные действия; делать обобщения, выводы.

Коммуникативные:

С достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями

коммуникации; совместно вырабатывать критерии оценивания выполнения заданий.

Регулятивные:

Определять цели и задачи усвоения новых знаний;

контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы.

Личностные:

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; сохранять мотивацию к

учёбе.

№ п/п

Этапы работы

Содержание этапа

1

2

3

4

5

6

Организационный момент

Актуализация опорных знаний.

Открытие нового учебного материала

Физкультминутка

Закрепление учебного материала

Рефлексия

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса

Цель, которая должна быть достигнута учащимися: подготовиться к продуктивной работе на уроке.

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: способствовать подготовке учащихся к продуктивной работе.

Задачи:

-создать положительный эмоциональный настрой;

-помочь принять правильную рабочую позу.

Методы: словесные.

Итак, друзья, внимание –

Ведь прозвенел звонок

Садитесь поудобнее

Начнём скорей урок!

Сядем за парты правильно, спинку держим прямо (СЛАЙД )

- Мы готовы начать работу? Хорошо.

- Я хочу, чтобы этот урок принес нам радость общения друг с другом. Желаю, чтобы за время работы на уроке вы поднялись на ступеньку знаний выше.

Наш сегодняшний урок я начну с очень важных и нужных слов: ДОМ, ДЕТИ, ДРУЗЬЯ, ДОБРО. Ни один человек не может обойтись без этих слов. А буква, которой посвящён наш урок, в древности тоже называлась ДОБРО. Может вы сами догадаетесь о какой букве пойдёт речь?

(речь пойдёт о букве Д)

-

Цель, которая должна быть достигнута учащимися: повторить сведения об изученных ранее буквах для открытия новых знаний.

Цель, которую хочет достичь учитель: способствовать организации познавательной деятельности учащихся. 

Задачи:

- повторить сведения об изученных ранее буквах;

- повторить чтение с изученными буквами;

- организовать работу по созданию проблемной ситуации для подведения к теме урока.

Методы: словесные, побуждающий от проблемной ситуации диалог;

методы стимулирования: похвала.

- Для чего мы с вами изучаем буквы? (СЛАЙД )

Поднимите руки,

Кому из вас хочется научиться читать, чтобы прочитать много-много интересных книг?

Посмотрите сколько замечательных книг вы сможете сами прочитать, когда изучите все буквы, но для этого нужно много потрудиться.

- Сегодня , ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка, трудолюбие.

- Давайте вспомним, какие буквы мы уже изучили?

(Слайд )

Назовите гласные буквы. Согласные буквы. Молодцы. А какую букву мы изучили на прошлом уроке? (Б)

Посмотрите на картинку: (Слайд )

- Кто изображён на картинке? (дети)

- Чем занимаются дети? (строят будку)

- Из чего они строят? ( из деревянных досок)

- Для кого дети строят домик? (для дворняжки)

- Какую пользу приносят четвероногие друзья человека? (охраняют, спасают людей, радуют, помогают на охоте и т.д.)

- Можно ли сказать, что дети трудолюбивые, делают доброе дело? Почему нужно делать добрые дела?

- Составим рассказ: Деревенские дети дружно делали дом. Деревянный. Дощечка да дощечка. Дырочка – дверь. Дима складывает будку. Даша красит доски. Дострогали, допилили, докрасили. Сделали добротный домик. Будку для дворняжки.

- Прочитайте пословицу на доске: «День дан в дар для добрых дел»

- Какой новый звук вы услышали?(Д)Итак,

- Ребята, кто уже догадался, какова тема нашего урока?

Постановка учебной задачи

Цель, которую хочет достичь учитель: обсудить затруднение, сформулировать тему и цель урока.

Цель, которая должна быть достигнута учащимися: осознать значимость умения читать.

- Звуки [д], [д']. Буквы «Д, д»

- Чему мы будем учиться на уроке? (Познакомимся с буквой Д и её звуками, научимся читать букву в слогах и словах, будем составлять предложения)

- Как вы думаете, что поможет нам в достижении этих целей? ( знания, учебник, учитель, дружная работа, трудолюбие, старание…) Да, мы постараемся быть терпеливыми и трудолюбивыми.

А девиз нашего урока таков: « Терпение и труд всё перетрут.»

- (Сегодня мы не только познакомимся с новой буквой и звуками которые её обозначают, будем учиться читать слоги и слова с этой буквой, но и познакомимся с некоторыми пословицами, узнаем как можно использовать пословицы в речи, чтобы наша речь была более красивой (СЛАЙД )

Открытие новых знаний.

Цель, которую хочет достичь учитель: обсудить проект решения учебной задачи и составить план действий.

Цель, которая должна быть достигнута учащимися: осуществлять необходимые действия по овладению чтением слов с новой буквой в заданной последовательности.

Задачи:

- сформулировать тему и цель урока;

- определить последовательность изучения буквы;

- дать характеристику звукам [д], [д’];

- создать условия для работы в парах;

- развивать умение читать слоги, слова с буквой «д».

Методы: учебный диалог,

метод иллюстрации и демонстрации, работа с учебником

Скажите

- В какой последовательности мы будем изучать новую букву? (слайд )

(звук – буква – слог - слово)

Отгадайте загадку:

«Стоит жилище, деревянные бочища

Из трубы дым столбом, что это …(дом) ( Слайд )

- Произнесем слово «дом».

Какой звук слышим в начале слова? [д]

Это гласный или согласный звук? (согласный) Почему? (произносится отрывисто)

Этот согласный звук твёрдый или мягкий?

Звонкий или глухой?

- Ребята попробуйте собрать схему слова «дом» у себя на столе.

Проверим (СЛАЙД )

Чётко проговорим слово. (ДОМ) Сколько слогов в слове? Как определили? (хлопаем, по гласным)

- Что для вас значит слово ДОМ? (мнения детей)

- Кто живёт в вашем доме? (семья)

В семье все живут дружно и помогают друг-другу.

Слово ДОМ - имеет много значений. Дом – это жилое здание. Дом – это семья, люди живущие вместе, их хозяйство. Родина – наш общий дом. Заведение, обслуживающее какие-нибудь общественные нужды –дом быта, дом культуры, детский дом, дом моды и т.д. Запомните, слово дом –многозначное.

А как называются жилища у разных животных? Кто скажет? Например у медведя? У бобра? У волка? У белки? У сороки дом? У мышки? У курицы? У лошади? У собаки? У всех есть свой дом. Прочитайте пословицу: Нет места милее родного дома.

Что это значит? (То, что дом самое родное, лучшее место на земле)

Отгадай загадку: кто это?

В лесу под пение и свист

Стучит лесной телеграфист:

«Здорово, дрозд-приятель!

И ставит подпись- «…..». (дятел) СЛАЙД

Сколько слогов в слове дятел?

Какой первый звук в слоге «дя»? [д’]

Что можете про него сказать? (согласный, звонкий, мягкий) Внимание, ребята!

Твёрдый согласный звук [д] и мягкий согласный звук [д’] обозначаются на письме одной буквой. Её называют буква «ДЭ». (Показ буквы). СЛАЙД

- Пофантазируйте, на что похожа буква «Д»? ( СЛАЙД )

- Выложите её из (спичек) палочек. Хорошо.

Внимательно

Смотрим мультфильм «Добрая дружба» и запоминаем слова с новой буквой.

Назовите слова с буквой Д. Можно ли сказать, что дятел настоящий друг? А как вы считаете, он трудолюбивый? (два часа долбил дуб) Прочитайте пословицу:

« Дружба заботой да подмогой крепка.» Подходит ли эта пословица к просмотренному мультфильму? Дружба любит дело. Дружба – великая сила.

- Мы познакомились со звуками [д], [д’], буквой Д, а теперь будем учиться читать слоги и слова с этой буквой.

Чтение слогов с буквой «Д» (СЛАЙД ) Хором Чтение слов с карточки по выбору 1 столбик.

- Сейчас вам нужно потрудиться, вы будете читать пословицы, но необычным способом, мы будем искать буквы Д и их зачёркивать. Чтобы быстрее справиться, поработаете в парах.

Работа в парах: (дети работают с пословицами и вычёркивают буквы)

Индивидуальная работа с учащимися. Готовы?

- Сколько букв зачеркнули? ДОЛОГ ДЕНЬ ДО ВЕЧЕРА, КОЛИ ДЕЛАТЬ НЕЧЕГО.

Кто прочитает пословицу с которой мы работали?

Как вы понимаете смысл этой пословицы?

Смотрим мультфильм «Доброе дело»

Почему у медведя было плохое настроение? Какое доброе дело сделал медведь? Как изменилось его настроение после того как он помог Диме?

Прочитайте пословицу : «Добро творить – себя веселить».

Ребята, а вы когда-нибудь совершали добрые поступки? Подумайте и скажите пожалуйста, какие добрые дела вы делали в классе? Дома? На улице? На природе?

Каждый ваш поступок я буду класть в мешочек доброты. А в конце урока посмотрим во что они превратятся.

Добрые поступки – это лекарство от всего дурного. Чем больше мы будем делать добра, тем больше его будет в нас оставаться.

А сейчас задание: «Угадай добрых героев» вам нужно угадать сказочных героев, которые совершали добрые поступки.

Лечит маленьких детей, 
Лечит птичек и зверей, 
Сквозь очки свои глядит 
Добрый доктор ...(Айболит)

Все ждут его зимой,

Он и добрый, он не злой.

Бородой до глаз зарос

Краснощёкий… (Дед Мороз).

Девочка эта трудолюбива,

Очень добра и очень красива.

Вдруг на бал она попала,

На ступеньке туфельку потеряла. (Золушка)

Появилась девочка в чашечке цветка,

Ростом эта девочка не больше ноготка

В кроватке из ореха девочка спала,

Вот такою маленькой, милою была. (Дюймовочка)

Вывод: За доброе дело берись смело. Сам не осилишь – друзья помогут.

- Вспомните наш сегодняшний девиз. (Терпение и труд всё перетрут)

Какая прекрасная пословица - «Терпение и труд всё перетрут»! Бывает так: не получается у тебя сделать что-то. Например, научиться кататься на велосипеде. Ты пытаешься, а у тебя не получается. И кажется, что проще бросить — и даже не пробовать больше. И тут на помощь нам приходит эта маленькая мудрость. «Терпение и труд всё перетрут» - говоришь ты себе, и пробуешь, и пробуешь, и пробуешь вновь. Пока твои ноги не станут способными крутить педали. В любом деле, в любой профессии не обойтись без труда.

- А ведь трудятся люди по-разному. В современном мире есть множество разных профессий. И все они важные, нужные.

- Кем бы вы хотели стать?

- Назовите профессии которые начинаются с буквы Д (дрессировщик, дворник, доктор, доярка, директор, дирижёр)

Это всё будет у вас в будущем. А сейчас вы ученики. Не забывайте, пока вы школьники ваш главный труд – учёба. И если прилагать усилия в учёбе, проявлять упорство, вы всегда придёте к успеху.

- Самостоятельная работа на листах. Пишем печатную букву Д.

Сейчас мы попробуем красиво написать букву Д. Будем очень стараться.

Цель, которую хочет достичь учитель: способствовать формированию умения писать слова с изученной буквой.

Цель, которая должна быть достигнута учащимися:

учиться писать слова и буквы.

Задачи:

- анализировать содержание текста;

- расширить знания о профессиях;

- организовать дифференцированную работу;

- создать условия для работы в парах.

Методы: репродуктивные

Работа в парах.

- Сейчас сыграем в игру «Составь пословицу из слов». Вы будете работать в парах. Слова рассыпались, а вам нужно их собрать.

(Сделал, дело, гуляй, смело).

Труд закаляет нашу волю, делает нас самих сильнее. А после труда можно сказать «Сделал дело — гуляй смело». Эта пословица тоже напоминает нам о том, что отдыхать нужно только после того, как сделаешь все дела. Вообще, у нашего народа очень много пословиц и поговорок, связанных с трудом — «без труда не выловишь и рыбку из пруда», «Труд человека кормит, а лень портит». Наши предки прекрасно понимали, что для того, чтобы человек был счастливым, ему нельзя быть ленивым. Постарайтесь запомнить эти прекрасные пословицы.

Наш урок подошёл к концу.

-С какой буквой познакомились?

- Какие звуки обозначаются этой буквой?

-Что узнали об этих звуках и букве?

- Какое задание было интереснее всего? Выскажите своё впечатление.

- Как оцениваете свою работу? А работу класса в целом?

- Что помогло нам достичь поставленной цели? (терпение и труд) наш девиз урока.

-Прочитайте пословицу на слайде: «Сделал дело – гуляй смело!» Подходит ли эта пословица к концу нашего урока?

У меня на столе смайлики – красные, жёлтые и зелёные. Выберите себе смайлик.

Красный – я могу читать слова с новой буквой, жёлтый – я могу, но не уверен, зелёный – нужна помощь.

 -Молодцы! Спасибо за дружную работу на уроке.

Мы гостей сегодня ждали

И с волнением встречали.

Хорошо ли мы умеем

И читать и отвечать?

Не судите очень строго,

Ведь учились мы немного.

Приходите снова к нам,

Рады мы всегда гостям!

-А теперь прочитайте, что же вас ждёт сейчас, только ветер унес некоторые буквы.

П . Р . М . НА

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 04.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области