Конспект урока (технологическая карта)
Учитель - Баранова Ирина Александровна
Предмет - обучение грамоте УМК «Школа России» Класс 1
Тема урока - Звуки [д], [д']. Буквы «Д, д»
Тип урока - Урок открытия нового знания
Цель урока - Познакомить с буквой Д и звуками, обозначающими данную букву, с ролью звука и буквы в русском
языке.
Задачи - Формировать умение находить в словах букву Д, знать какие звуки она обозначает; читать слова и слоги
изученной буквой.
Совершенствовать навыки сознательного, правильного чтения, умения работать с текстом (отвечать на
вопросы по содержанию), познакомить с пословицами о добре, о доме, о дружбе.
Способствовать развитию фонематического слуха, связной речи, оперативной памяти, наглядно-образного
мышления. Воспитывать уважительное отношение друг к другу, умение слушать ответы товарищей. Познакомить с пословицами.
Ожидаемый результат – дети должны усвоить, что звуки д д, обозначаются буквой Д, научиться читать слоги и слова с изученными буквами, работать с текстом.
Оборудование – эл. презентация, предметные картинки для парной работы, карточки с текстом, музыкальные фрагменты..
Формировать УУД :
Познавательные:
Добывать новые знания(извлекать информацию, представленную в форме иллюстраций и схем);
выполнять учебно-познавательные действия; делать обобщения, выводы.
Коммуникативные:
С достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями
коммуникации; совместно вырабатывать критерии оценивания выполнения заданий.
Регулятивные:
Определять цели и задачи усвоения новых знаний;
контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы.
Личностные:
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; сохранять мотивацию к
учёбе.
№ п/п | Этапы работы | Содержание этапа |
1 2 3 4 5 6 | Организационный момент Актуализация опорных знаний. Открытие нового учебного материала Физкультминутка Закрепление учебного материала Рефлексия Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса | Цель, которая должна быть достигнута учащимися: подготовиться к продуктивной работе на уроке. Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: способствовать подготовке учащихся к продуктивной работе. Задачи: -создать положительный эмоциональный настрой; -помочь принять правильную рабочую позу. Методы: словесные. Итак, друзья, внимание – Ведь прозвенел звонок Садитесь поудобнее Начнём скорей урок! Сядем за парты правильно, спинку держим прямо (СЛАЙД ) - Мы готовы начать работу? Хорошо. - Я хочу, чтобы этот урок принес нам радость общения друг с другом. Желаю, чтобы за время работы на уроке вы поднялись на ступеньку знаний выше. Наш сегодняшний урок я начну с очень важных и нужных слов: ДОМ, ДЕТИ, ДРУЗЬЯ, ДОБРО. Ни один человек не может обойтись без этих слов. А буква, которой посвящён наш урок, в древности тоже называлась ДОБРО. Может вы сами догадаетесь о какой букве пойдёт речь? (речь пойдёт о букве Д) - Цель, которая должна быть достигнута учащимися: повторить сведения об изученных ранее буквах для открытия новых знаний. Цель, которую хочет достичь учитель: способствовать организации познавательной деятельности учащихся. Задачи: - повторить сведения об изученных ранее буквах; - повторить чтение с изученными буквами; - организовать работу по созданию проблемной ситуации для подведения к теме урока. Методы: словесные, побуждающий от проблемной ситуации диалог; методы стимулирования: похвала. - Для чего мы с вами изучаем буквы? (СЛАЙД ) Поднимите руки, Кому из вас хочется научиться читать, чтобы прочитать много-много интересных книг? Посмотрите сколько замечательных книг вы сможете сами прочитать, когда изучите все буквы, но для этого нужно много потрудиться. - Сегодня , ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка, трудолюбие. - Давайте вспомним, какие буквы мы уже изучили? (Слайд ) Назовите гласные буквы. Согласные буквы. Молодцы. А какую букву мы изучили на прошлом уроке? (Б) Посмотрите на картинку: (Слайд ) - Кто изображён на картинке? (дети) - Чем занимаются дети? (строят будку) - Из чего они строят? ( из деревянных досок) - Для кого дети строят домик? (для дворняжки) - Какую пользу приносят четвероногие друзья человека? (охраняют, спасают людей, радуют, помогают на охоте и т.д.) - Можно ли сказать, что дети трудолюбивые, делают доброе дело? Почему нужно делать добрые дела? - Составим рассказ: Деревенские дети дружно делали дом. Деревянный. Дощечка да дощечка. Дырочка – дверь. Дима складывает будку. Даша красит доски. Дострогали, допилили, докрасили. Сделали добротный домик. Будку для дворняжки. - Прочитайте пословицу на доске: «День дан в дар для добрых дел» - Какой новый звук вы услышали?(Д)Итак, - Ребята, кто уже догадался, какова тема нашего урока? Постановка учебной задачи Цель, которую хочет достичь учитель: обсудить затруднение, сформулировать тему и цель урока. Цель, которая должна быть достигнута учащимися: осознать значимость умения читать. - Звуки [д], [д']. Буквы «Д, д» - Чему мы будем учиться на уроке? (Познакомимся с буквой Д и её звуками, научимся читать букву в слогах и словах, будем составлять предложения) - Как вы думаете, что поможет нам в достижении этих целей? ( знания, учебник, учитель, дружная работа, трудолюбие, старание…) Да, мы постараемся быть терпеливыми и трудолюбивыми. А девиз нашего урока таков: « Терпение и труд всё перетрут.» - (Сегодня мы не только познакомимся с новой буквой и звуками которые её обозначают, будем учиться читать слоги и слова с этой буквой, но и познакомимся с некоторыми пословицами, узнаем как можно использовать пословицы в речи, чтобы наша речь была более красивой (СЛАЙД ) Открытие новых знаний. Цель, которую хочет достичь учитель: обсудить проект решения учебной задачи и составить план действий. Цель, которая должна быть достигнута учащимися: осуществлять необходимые действия по овладению чтением слов с новой буквой в заданной последовательности. Задачи: - сформулировать тему и цель урока; - определить последовательность изучения буквы; - дать характеристику звукам [д], [д’]; - создать условия для работы в парах; - развивать умение читать слоги, слова с буквой «д». Методы: учебный диалог, метод иллюстрации и демонстрации, работа с учебником Скажите - В какой последовательности мы будем изучать новую букву? (слайд ) (звук – буква – слог - слово) Отгадайте загадку: «Стоит жилище, деревянные бочища Из трубы дым столбом, что это …(дом) ( Слайд ) - Произнесем слово «дом». Какой звук слышим в начале слова? [д] Это гласный или согласный звук? (согласный) Почему? (произносится отрывисто) Этот согласный звук твёрдый или мягкий? Звонкий или глухой? - Ребята попробуйте собрать схему слова «дом» у себя на столе. Проверим (СЛАЙД ) Чётко проговорим слово. (ДОМ) Сколько слогов в слове? Как определили? (хлопаем, по гласным) - Что для вас значит слово ДОМ? (мнения детей) - Кто живёт в вашем доме? (семья) В семье все живут дружно и помогают друг-другу. Слово ДОМ - имеет много значений. Дом – это жилое здание. Дом – это семья, люди живущие вместе, их хозяйство. Родина – наш общий дом. Заведение, обслуживающее какие-нибудь общественные нужды –дом быта, дом культуры, детский дом, дом моды и т.д. Запомните, слово дом –многозначное. А как называются жилища у разных животных? Кто скажет? Например у медведя? У бобра? У волка? У белки? У сороки дом? У мышки? У курицы? У лошади? У собаки? У всех есть свой дом. Прочитайте пословицу: Нет места милее родного дома. Что это значит? (То, что дом самое родное, лучшее место на земле) Отгадай загадку: кто это? В лесу под пение и свист Стучит лесной телеграфист: «Здорово, дрозд-приятель! И ставит подпись- «…..». (дятел) СЛАЙД Сколько слогов в слове дятел? Какой первый звук в слоге «дя»? [д’] Что можете про него сказать? (согласный, звонкий, мягкий) Внимание, ребята! Твёрдый согласный звук [д] и мягкий согласный звук [д’] обозначаются на письме одной буквой. Её называют буква «ДЭ». (Показ буквы). СЛАЙД - Пофантазируйте, на что похожа буква «Д»? ( СЛАЙД ) - Выложите её из (спичек) палочек. Хорошо. Внимательно Смотрим мультфильм «Добрая дружба» и запоминаем слова с новой буквой. Назовите слова с буквой Д. Можно ли сказать, что дятел настоящий друг? А как вы считаете, он трудолюбивый? (два часа долбил дуб) Прочитайте пословицу: « Дружба заботой да подмогой крепка.» Подходит ли эта пословица к просмотренному мультфильму? Дружба любит дело. Дружба – великая сила. - Мы познакомились со звуками [д], [д’], буквой Д, а теперь будем учиться читать слоги и слова с этой буквой. Чтение слогов с буквой «Д» (СЛАЙД ) Хором Чтение слов с карточки по выбору 1 столбик. - Сейчас вам нужно потрудиться, вы будете читать пословицы, но необычным способом, мы будем искать буквы Д и их зачёркивать. Чтобы быстрее справиться, поработаете в парах. Работа в парах: (дети работают с пословицами и вычёркивают буквы) Индивидуальная работа с учащимися. Готовы? - Сколько букв зачеркнули? ДОЛОГ ДЕНЬ ДО ВЕЧЕРА, КОЛИ ДЕЛАТЬ НЕЧЕГО. Кто прочитает пословицу с которой мы работали? Как вы понимаете смысл этой пословицы? Смотрим мультфильм «Доброе дело» Почему у медведя было плохое настроение? Какое доброе дело сделал медведь? Как изменилось его настроение после того как он помог Диме? Прочитайте пословицу : «Добро творить – себя веселить». Ребята, а вы когда-нибудь совершали добрые поступки? Подумайте и скажите пожалуйста, какие добрые дела вы делали в классе? Дома? На улице? На природе? Каждый ваш поступок я буду класть в мешочек доброты. А в конце урока посмотрим во что они превратятся. Добрые поступки – это лекарство от всего дурного. Чем больше мы будем делать добра, тем больше его будет в нас оставаться. А сейчас задание: «Угадай добрых героев» вам нужно угадать сказочных героев, которые совершали добрые поступки. Лечит маленьких детей, Все ждут его зимой, Он и добрый, он не злой. Бородой до глаз зарос Краснощёкий… (Дед Мороз). Девочка эта трудолюбива, Очень добра и очень красива. Вдруг на бал она попала, На ступеньке туфельку потеряла. (Золушка) Появилась девочка в чашечке цветка, Ростом эта девочка не больше ноготка В кроватке из ореха девочка спала, Вот такою маленькой, милою была. (Дюймовочка) Вывод: За доброе дело берись смело. Сам не осилишь – друзья помогут. - Вспомните наш сегодняшний девиз. (Терпение и труд всё перетрут) Какая прекрасная пословица - «Терпение и труд всё перетрут»! Бывает так: не получается у тебя сделать что-то. Например, научиться кататься на велосипеде. Ты пытаешься, а у тебя не получается. И кажется, что проще бросить — и даже не пробовать больше. И тут на помощь нам приходит эта маленькая мудрость. «Терпение и труд всё перетрут» - говоришь ты себе, и пробуешь, и пробуешь, и пробуешь вновь. Пока твои ноги не станут способными крутить педали. В любом деле, в любой профессии не обойтись без труда. - А ведь трудятся люди по-разному. В современном мире есть множество разных профессий. И все они важные, нужные. - Кем бы вы хотели стать? - Назовите профессии которые начинаются с буквы Д (дрессировщик, дворник, доктор, доярка, директор, дирижёр) Это всё будет у вас в будущем. А сейчас вы ученики. Не забывайте, пока вы школьники ваш главный труд – учёба. И если прилагать усилия в учёбе, проявлять упорство, вы всегда придёте к успеху. - Самостоятельная работа на листах. Пишем печатную букву Д. Сейчас мы попробуем красиво написать букву Д. Будем очень стараться. Цель, которую хочет достичь учитель: способствовать формированию умения писать слова с изученной буквой. Цель, которая должна быть достигнута учащимися: учиться писать слова и буквы. Задачи: - анализировать содержание текста; - расширить знания о профессиях; - организовать дифференцированную работу; - создать условия для работы в парах. Методы: репродуктивные Работа в парах. - Сейчас сыграем в игру «Составь пословицу из слов». Вы будете работать в парах. Слова рассыпались, а вам нужно их собрать. (Сделал, дело, гуляй, смело). Труд закаляет нашу волю, делает нас самих сильнее. А после труда можно сказать «Сделал дело — гуляй смело». Эта пословица тоже напоминает нам о том, что отдыхать нужно только после того, как сделаешь все дела. Вообще, у нашего народа очень много пословиц и поговорок, связанных с трудом — «без труда не выловишь и рыбку из пруда», «Труд человека кормит, а лень портит». Наши предки прекрасно понимали, что для того, чтобы человек был счастливым, ему нельзя быть ленивым. Постарайтесь запомнить эти прекрасные пословицы. Наш урок подошёл к концу. -С какой буквой познакомились? - Какие звуки обозначаются этой буквой? -Что узнали об этих звуках и букве? - Какое задание было интереснее всего? Выскажите своё впечатление. - Как оцениваете свою работу? А работу класса в целом? - Что помогло нам достичь поставленной цели? (терпение и труд) наш девиз урока. -Прочитайте пословицу на слайде: «Сделал дело – гуляй смело!» Подходит ли эта пословица к концу нашего урока? У меня на столе смайлики – красные, жёлтые и зелёные. Выберите себе смайлик. Красный – я могу читать слова с новой буквой, жёлтый – я могу, но не уверен, зелёный – нужна помощь. -Молодцы! Спасибо за дружную работу на уроке. Мы гостей сегодня ждали И с волнением встречали. Хорошо ли мы умеем И читать и отвечать? Не судите очень строго, Ведь учились мы немного. Приходите снова к нам, Рады мы всегда гостям! -А теперь прочитайте, что же вас ждёт сейчас, только ветер унес некоторые буквы. П . Р . М . НА |