Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Классный час как форма воспитательной работы в суворовском военном училище

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Классный час как форма воспитательной работы

в суворовском военном училище

Гималиев Рустем Камилевич,

воспитатель ФГКОУ «Пермское

суворовское военное училище»

В качестве стратегической цели деятельности суворовского военного училища выступает формирование личности настоящего гражданина государства, живущего в своей стране и относящегося к ней как к Родине, а частными задачами обучения и воспитания являются: интеллектуальное, культурное, физическое и нравственное развитие несовершеннолетних граждан; их адаптация к жизни в обществе; создание основ для подготовки к служению Отечеству на любом, в первую очередь военном, поприще.

Исходя из этого основная форма воспитательной работы – классный час имеет ряд отличительных особенностей, которые органично вытекают из особенностей организации учебно-воспитательного процесса в суворовском училище. Обозначим их.

Содержание классного часа базируется на основе исторических традиций многовековой давности, которые направлены на формирование осознания каждым суворовцем-выпускником своей государственной и патриотической принадлежности.

Содержание и структура классного часа усложняется профильным (военным) компонентом, практико-ориентированным подходом.

Четкая структура, точный хронометраж, регламентированное обращение и воинская дисциплина во время проведения классного часа.

Наряду с фронтальной работой, использование и групповых, и индивидуальных форм воспитательной деятельности с опорой на институт самоуправления.

Учет половозрастных особенностей, более широкое включение форм состязательного характера, дискуссионных форм в старших классах.

Личностно-ориентированный классный час. Диалог. Уход от поучающего типа педагогического взаимодействия. Возможность выразить свое мнение. Воспитатель-наставник.

Воспитание в коллективе и через коллектив, более широкое использование методики КТД.

Подготовка суворовцев по профилю конкретного вида, рода войск ВС РФ для поступления в ВУЗы Минобороны и Минобразования. Профориентационные классные часы с учетом возрастных особенностей.

Таким образом, классный час – форма прямого общения воспитателя со своими воспитанниками, которая в условиях профильного учебного заведения имеет ярко выраженную военно-патриотическую направленность и органично взаимосвязана с особенностями учебно-воспитательного процесса учреждения.

Виды, формы и технологии классного часа могут тесно переплетаться, иметь множество вариантов в зависимости от поставленной цели, возраста обучающихся, опыта классного руководителя и условий училища [1].

Актуальный вид классного часа – час общения.

Час общения – совместная творческая деятельность воспитателя и его воспитанников. Чтобы вызвать у детей интерес и желание быть откровенными, необходимо не только включить их в подготовку и проведение классного часа, но и в выбор тем часов общения, в этап планирования мероприятий. Для этого можно использовать следующий прием: обсуждение с ребятами интересующих их вопросов, сбор «Корзины проблем», формулировка тематики классных часов с учетом пожеланий детей.

В классе должен быть комфортный психологический микроклимат, у ребят должно быть желание высказать свое мнение, должно быть право на ошибку, они не должны бояться быть непонятыми.

Воспитателю уместно предложить ребятам выработать правила общения:

1. Уважение друг к другу.

2. Внимательно выслушиваем любое мнение.

3. Один говорит, его слушают все.

4. Правило поднятой руки (если хотим высказаться).

Час общения может носить разные формы. Выбор форм зависит от уровня развития коллектива и его особенностей, возраста детей, профессионального мастерства педагога. На практике хорошо себя зарекомендовали следующие формы: беседа, дискуссия, сюжетно-ролевая игра (как форма КТД, обеспечивающая обсуждение проблемы, вызов сопереживания, решение проблемы с помощью театрализованной игры), устный журнал [2].

Эффективный прием быстрого решения проблемы – «Мозговая атака». Правила проведения «Мозговой атаки» следующие:

Очень эффективна работа в группах или «обучение в сотрудничестве». Наиболее простая форма группового взаимодействия «Большой круг». Работа проходит в три этапа. Первый этап. Группа рассаживается на стульях в большом кругу. Воспитатель формулирует проблему. Второй этап. В течение определенного времени (примерно 10 минут) каждый ребенок индивидуально, на своем листе записывает предлагаемые меры для решения проблемы. Третий этап. По кругу каждый ребенок зачитывает свои предложения, группа молча выслушивает (не критикует) и проводит голосование по каждому пункту – включать ли его в общее решение, которое по мере разговора фиксируется на доске.

Интересна методика работы с афоризмами:

1. Групповое обсуждение высказываний по теме известных мыслителей прошлого и наших современников.

2. Выбор трех (в зависимости от количества афоризмов – можно и больше) наиболее понравившихся вам высказываний и объяснение своего выбора.

3. Отбор высказываний, с которыми вы не согласны или не совсем согласны и их комментарий.

4. Какое высказывание вызвало у вас наибольшие разногласия? Как вы думаете, почему?

5. Произнесите афоризм, поставив в нем логическое ударение на разные слова.

6. Произнесите афоризм, с различным настроением (грустно, весело, пафосно…).

Тематический классный час направлен на развитие кругозора, духовных потребностей и интересов обучающихся, способствует их природному самовыражению.

Тематические классные часы обычно объединены определенной тематикой в течение длительного времени. Говоря о системности воспитательного процесса, основная форма работы с классным коллективом – тематический классный час, в условиях суворовского училища, подчиняется общим целям и задачам учреждения и имеет военно-патриотическую направленность в динамике возраста обучающихся. Качественно организованные и подготовленные, они играют большую роль в военно-патриотическом воспитании суворовцев.

Интересна методика проведения классного часа «Итоги четверти (года)» (см. табл.1).

В практике классных руководителей итоги четверти подводятся стандартно: сообщается число отличников, хорошистов, учеников, имеющих одну тройку, затем остальных. Кого-то хвалят, кому-то достается критика, озвучиваются типичные причины, влияющие на уровень знаний, даются советы, что надо делать, чтобы изменить результат к лучшему. В данном случае дети отчуждаются от самоанализа, от принятия собственных решений, от ответственности, от осмысления собственных неудач и ошибок. Это дается в готовом виде сверху. Технология и методика индивидуального рефлексивного воспитания устраняют этот главный педагогический недостаток [3].

Цель классного часа «Итоги четверти (года)» (сообщается обучающимся) – провести самоанализ и самооценку учебных результатов, установить причины, мешающие более успешной учебе и определить пути их преодоления.

Педагогическая цель (обучающимся не сообщается) – закрепить в сознании обучающихся позитивные точки зрения, изменить негативное отношение к учению путем обмена информацией, выражающей разные позиции и сопоставления их с нормами, закрепленными в общественном сознании как положительно воспринимаемые обществом, родителями, самими детьми.

Таблица 1.

Особенности проведения классного часа «Итоги четверти (года)»

в суворовском военном училище

Этапы классного часа

Содержание этапа

Обучающиеся размещаются в круге.

Информация (3 мин.).

Демонстрация сравнительной таблицы уровней успеваемости за предыдущую и прошедшую четверти (год).

Изложение «Я – позиция»

Причина «Я – позиция»

(7 мин.).

Обучающиеся отвечают на вопросы по кругу:

«Я – позиция» и общественно значимая норма.

Групповая работа по 4-6 человек (в одной группе обучающиеся, имеющие разные позиции в отношении своих результатов) (7 мин.).

Группам дается задание (записано на доске) подготовить ответы на вопросы:

Дискуссия (10 мин.).

Группы озвучивают свои точки зрения по каждому вопросу, а затем те, кто имеет другие взгляды на обсуждаемые вопросы.

Рефлексия (5 мин.)

Обучающиеся по кругу отвечают на 1-й вопрос, а на 2-й, 3-й – желающие.

Свободный выбор.

Речь классного руководителя (2-3 мин.).

Примерные выводы педагога: каждый из вас хотел бы улучшить результат. Это естественное и замечательное желание. Но это трудно. Можно работать в новой четверти так же и тогда трудно ожидать улучшения, но можно воспользоваться теми советами, которые здесь прозвучали. В таком случае, я думаю, результаты будут такими, какими вы хотите их получить. Через месяц мы вернемся к обсуждению промежуточных результатов и посмотрим, что вам удалось сделать. Классный час окончен.

Мотивация – побуждение ученика к позитивному поведению.

Помощь, забота и внимание тем ребятам, которые на классном часе дали слово что-то исправить в своем поведении.

Мониторинг – отслеживание изменений в поведении детей.

Наблюдение.

Классный час играет большую роль в жизни суворовцев. Это гибкая по содержанию и структуре форма массовой воспитательной работы, которая представляет собой специально организуемое во внеурочное время общение классного руководителя с обучающимися класса с целью содействия формированию, развитию классного коллектива и самоактуализации участников образовательного взаимодействия.

Список литературы:

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 02.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области