Работа в системе человек-человек очень эмоционально затратна. А участники образовательного процесса – учителя школ – являются участниками этой системы.
Учитель, помимо знаний, делится с учениками своими эмоциями. И то, насколько эмоционально стабилен учитель, зависит уровень восприятия информации учениками. Особенно это касается учителей начальных классов.
Сейчас тема эмоционального выгорания очень актуальна. Но если рассматривать только рабочий процесс как источник выгорания – картина получается не полной. Часто причина выгорания находится вне рабочего пространства, но именно в нем она усугубляется.
Именно поэтому при исследовании вопроса эмоционального выгорания среди педагогов использовалась батарея тестов:
Исходная теория была такова, что на силу эмоционального выгорания влияют не только факторы рабочего процесса, но и удовлетворенность жизнью в целом (смотрим по колесу баланса), умение выстраивать личные границы (тест на ассертивность поведения) и особенности нервной системы (темперамент).
Было обследовано 28 педагогов.
По результатам диагностики уровня эмоционального выгорания были получены следующие результаты:
При дальнейшем исследовании связь эмоционального состояния и темперамента не подтвердилась, однако в 10,71% случаев выявлено изменение характеристик темперамента, что может говорить о явном влиянии эмоционального состояния на качество жизни.
У 78,57% наблюдается взаимосвязь между эмоциональным выгоранием (либо его отсутствием) и наполненностью жизни (по колесу баланса), а также умением отстаивать свои границы (по тесту на ассертивность поведения).
Такой пакет методик позволил выявить основную причину возникновения эмоционального выгорания. В 25% случаев при высокой удовлетворенности рабочим процессом, выявлена неудовлетворенность такими аспектами жизни как отношения, отдых, финансы. А это в свою очередь накладывает отпечаток и на рабочий процесс. В такой ситуации педагог только теряет энергию и не имеет возможности ее восполнить.
Так же у 17,85% обследованных, у которых не выявлены сформированные симптомы и фазы выгорания, отмечается высокая удовлетворенность всеми аспектами жизни, умение четко строить границы (говорить «нет»).
Положительные отзывы от учеников о таких учителях, а также заинтересованность в их предметах значительно выше по сравнению с учителями в состоянии эмоционального дефицита.
Использование такого пакета методик позволяет дать наиболее точную обратную связь и подобрать максимально эффективные направления консультирования.