Серёдкина Юлия Михайловна,
педагог дополнительного образования
МОУ ДО «Ярославский городской Дворец пионеров»
«Особенности организации и методического обеспечения образовательного процесса клуба организаторов «Зигзаг»
Сегодня значительная часть детей предоставлена самим себе, а также средствам массовой информации, интернету. Поэтому одной из главных задач учреждений дополнительного образования является обеспечение содержательного досуга детей через организованную и целенаправленную деятельность, способствующую всестороннему развитию личности детей. Клуб организаторов «Зигзаг» — это объединение подростков с активной жизненной позицией. Его деятельность направлена на успешную социализацию подростков, их личностный рост: интеллектуальное, эмоциональное, духовное и физическое развитие, предоставление возможности для самореализации.
Актуальность программы клуба состоит в том, что она предоставляет возможность подросткам и старшеклассникам включаться в содержательную (развивающую) досуговую деятельность, что очень важно в современных условиях острых социальных экономических и политических проблем нашего общества.
Образовательный процесс выстраивается по принципу модульного (предметного) обучения и включает следующие учебные предметы: «Актёрское мастерство и сценическая речь» и «Игровая деятельность», составляющие её инвариантную часть, традиционные для данного вида деятельности. Вариативная часть программы – модуль «Мастерская креативности».
Модуль «Актёрское мастерство» предусматривает занятия «сценической речью» и «сценическим движением». Занятия по «актёрскому мастерству» помогают развить у учащихся эмоциональность, художественный вкус, творческое мышление, воображение и, конечно, актёрские способности, которые помогут организатору комфортно чувствовать себя в любой роли.
Модуль «Игровая деятельность» включает знакомство с разнообразием игр, посредством которых у учащихся пробуждается живой интерес к различным областям знаний и жизнедеятельности: искусству, науке, спорту, экологии, здоровому образу жизни. Помимо того, в процессе освоения учащимися этого курса, у них развиваются инициатива, организаторские навыки, коммуникативные способности; обогащается эмоциональная и волевая сферы личности (открытость, самостоятельность, ответственность и т.д.), формируются лидерские качества, необходимые современному молодому человеку с активной жизненной позицией.
Вариативная часть программы формируется с учётом запросов учащихся и при наличии специалистов.
Одним из модулей вариативной части, востребованным на сегодняшний день, является модуль «Мастерская креативности». Его цель: способствовать формированию у подростков творческих способностей и умению нестандартно мыслить. В процессе занятий учащиеся имеют возможность развить свои индивидуальные творческие способности, творческое воображение, а также коммуникативные качества личности.
Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы – это процесс её оснащения необходимыми методическими средствами и информацией, способствующими эффективной реализации цели программы и решению педагогических задач.
На всех этапах обучения используются групповая и индивидуальная формы организации учебных занятий.
Среди методов, используемых в образовательной деятельности клуба, следует назвать такие, как: игра, беседа, рассказ, показ, рефлексия, дискуссия, а также «проблемный метод обучения», «метод социальных проб», «метод проектов», КТД.
Выбор методов обучения определяется возрастными особенностями детей, содержанием каждого модуля образовательной программы и тематикой конкретного занятия.
В основе образовательной деятельности – игровой метод, так как обладает целым спектром возможностей в решении задач программы: обучение видам игр (через непосредственное, активное участие), формирование коммуникативных навыков, сплочение коллектива, развитие творческого воображения — главные из них.
Игра является средством самопознания, развлечения, отдыха, средством физического и общего социального развития и воспитания. При помощи игры можно диагностировать психологическое состояние ребёнка, познавать его возможности; можно подбодрить ребёнка и одобрить его поступки.
Игра всегда выступает одновременно как бы в двух временных измерениях: в настоящем и будущем. С одной стороны, она дарит сиюминутную радость, служит удовлетворению назревших актуальных потребностей. С другой стороны, игра всегда направлена в будущее, так как в ней моделируются какие-то жизненные ситуации.
Кроме того, эта форма имеет хороший эмоциональный потенциал. Игра увлекает, повышает интерес, настроение, атмосферу в коллективе.
Конкурс как один из видов игр обладает теми же положительными свойствами и возможностями. Помимо этого, способствует реализации такого принципа, как здоровая конкуренция и состязательность, а также самореализация учащихся.
Каждое занятие включает упражнения и разминку, на которых отрабатываются умения в разных сферах и системах личности. Например, двигательная система тренируется за счет танцевальной разминки; артикуляционная система – в процессе речевой разминки; мыслительная система – в ходе интеллектуального разогрева, а также при выполнении различных мыслительных операций; эмоциональная сфера – посредством пантомимической разминки; внимание тренируют игры на внимание.
Часто используется коллективная творческая деятельность (совместное практическое взаимодействие учащихся разных групп), которая организуется с учётом возрастных, половых и индивидуальных особенностей и возможностей каждого. Эта форма работы используется, в основном, в блоке «подготовка и проведение игровых программ», когда в процессе совместного творчества учащиеся получают необходимый результат.
В период подготовки массового мероприятия главной формой обучения является репетиция, где не только развиваются необходимые умения и навыки, но и личностные качества учащихся (коммуникация, толерантность и др.).
Тренинг также является одной из форм организации учебного занятия. Он позволяет учащимся в режиме психологической комфортности активно присваивать знания и совершенствоваться в применении умений, открывать в себе внутренние ресурсы, в коллективном взаимодействии активно экспериментировать, используя различные стили общения, отрабатывать несвойственные ранее коммуникативные умения и навыки, получая обратную связь от других участников тренинга. Эта форма чаще используется на занятиях модуля «Лидерство».
Практикой наработан алгоритм учебного занятия, который выстраивается с учётом специфики модуля, его содержания и года обучения.
Представим алгоритм учебного занятия на примере модуля «Игровая деятельность», который включает:
1. приветствие друг друга;
2. эмоциональный разогрев, включающий игры на создание комфортной атмосферы;
3. постановка целей и задач на учебное занятие;
4. основная часть, включающая теорию и практику по теме занятия. В теории предусматривается знакомство с терминологией, правилами игр, алгоритмами (например, игровой программы) и т.д. Практика включает игры, упражнения на разные виды деятельности, самостоятельную работу учащихся.
5. заключительная часть – подведение итогов занятия, которое проходит в форме игры, рефлексии. Заключительная часть предусматривает анализ результативности конкретного занятия.
К методическому обеспечению следует отнести наличие сценариев игровых программ и детских праздников, специальной литературы и дидактических материалов: карточки с заданиями, ребусы, кроссворды, таблицы, иллюстрации, тесты, большая часть из которых изготавливается педагогами.