Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Краткосрочный проект "Масленица Блиноедка"

Приобщение детей к национальной культуре, развитие интереса к русскому народному творчеству, сделать жизнь своих воспитанников интересной и содержательной, наполнить ее яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Управление образования Администрации Беловского городского округа

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 60 «Теремок» комбинированного вида города Белово»

(МБДОУ детский сад № 60 города Белово)

«Масленица – блиноедка»

КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ

авторы:

воспитатели: Балюкова М.Л.

Зайцева Н.В.

соавтор:

музыкальный руководитель: Данищук Н.А.

2022 г

Эпиграф проекта:

Солнце круглое как блин,

Улыбаясь, светит.

Рады теплой встрече с ним

Взрослые и дети. (Т. Кайзер)

ПАСПОРТ КРАТКОСРОЧНОГО ПРОЕКТА

Возрастная группа

Старший дошкольный возраст. Дети 5-6 лет.

Интеграция образовательных областей

«Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Участники проекта

Музыкальный руководитель

Воспитатели старшей группы.

Дети – старшей группы № 11 «Радуга»

Сроки реализации проекта

Одна неделя

Вид

проекта

Игровой, творческий

По степени участия

Групповой

Виды детской деятельности

Игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы, изобразительная, познавательно – исследовательская, самообслуживание и элементарный бытовой труд, двигательная.

Гипотеза

Если мы будем праздновать Масленицу,

то много узнаем о традициях и обычаях русского народа.

Актуальность

Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы «Масленица». Масленица (сырная неделя) справляется за семь недель до Пасхи и приходится на период первой недели марта.Масленицу повсюду ожидали с большим нетерпением. Это самый веселый, самый разгульный и поистине всеобщий праздник.

Здесь всегда находятся желающие силой потягаться, удаль свою показать, вкусными блинами угоститься да песни попеть. Глубокие нравственное начало содержит чин покаяния в день Прощеного воскресения.

Познакомить детей с традициями проведения этого праздника можно опираясь на программу «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской культуры», но непосредственное участие в празднике оставляет более полное и глубокое представления о нем. А разучивание с детьми русских народных песен, хороводов, материала устного фольклорного жанра, посвященного народному празднику Масленица, способствует эстетическому воздействию. Здесь раскрывается красота души русского народа, воспевается любовь к природе, проявляется любовь к ближнему.

Поэтому и возникла идея в проведении масленичной недели «Масленица» силами педагогов, родителей и ребят.

Цель

Приобщение детей к национальной культуре, развитие интереса к русскому народному творчеству, сделать жизнь своих воспитанников интересной и содержательной, наполнить её яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.

Задачи

Образовательные

- Продолжать знакомить детей с русским народным праздником масленица, его значением, символами, традициями.

- Продолжать знакомить с русским народным творчеством (игры, хороводы, песни, заклички и др.)

- Обогащать духовный мир детей.

Развивающие

- Развивать мелкую моторику, творческие способности.

Воспитательные

- Воспитывать уважительное отношение к традициям русского народа, умение и желание применять их в жизни. Воспитывать чувство патриотизма, основанного на русских традициях.

Этапы реализации проекта

 1 этап: Информационный, подготовительный:

- разработка проекта

определение гипотезы и проблемы проекта;

- постановка цели и задач;

- определение форм и методов работы;

- сбор информации, литературы, дополнительных материалов;

- работа по составлению этапов и плана по реализации проекта;

2. этап: Практический (реализация проекта)

3.этап Заключительный (обобщающий)

Проведение развлечения для детей старшей группы. Планируемые результаты достигнуты.

Взаимодействия с родителями

Ориентировать родителей на изменения в личностном развитии детей – развитие самостоятельности, инициативности и творчества в детских видах деятельности. Помочь родителям учитывать эти изменения в своей родительской практике.

Домашние задания: заучивание с детьми масленичных закличек и частушек

Поместить в уголке для родителей информацию о влиянии русской народной песни на нравственно-эстетическое воспитание детей, о месте народного искусства в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения.

Проблема проекта:

Имея богатейшие народные традиции в проведении календарных праздников, в том числе праздника Масленицы, в котором переплелись народные и православные корни, мы отходим от этих традиций, тем самым лишаем возможности детей прикоснуться к духовно-нравственным основам, к лучшим образцам устного и музыкального народного творчества.

Средства которые использовали при реализации проекта

«Масленица» - наряженная кукла из бумаги и соломы.

Костюм для воспитателя: кокошник, русский платок, сарафан.

Костюмы для детей: сарафаны, юбки, косыночки, платочки, фуражки.

Видео-фильм «Смешарики – Масленица.м\ф « Масленица пришла»

Видеоролик: «Широкая Масленица»

Техническое средство обучения: ТV, фотоаппарат.

Спортивное оборудование: канат, мячи прыгуны, муляжи блинов, тарелочки, обручи.

Музыкальный репертуар: Песни и хороводы: «Едет Масленица» рус.нар.мел., «Масленичные частушки», русские народные наигрыши.

Музыкальные игры: «тень, тень, потетень» ру.нар.мел., «Горелки» р.н.м.

Ожидаемые результаты проекта

Содержание предварительной работы

- работа по сбору информации об истории праздника, её обработке и поиску недостающей.

- организация предметно – развивающей среды

Формы и методы организации совместной и самостоятельной деятельности педагогов и детей

Форма проведения: групповая, индивидуальная, подгрупповая.

Мотивация: Создание неожиданности

Словесный метод: рассказ, беседа, наблюдения

Наглядный метод: показ фотоматериалов, иллюстраций, видеоматериалов, презентация

Практический метод: игры, упражнения, повторение, выполнение поручений

Продуктивный метод: экспериментирование, рисование, лепка, конструирование.

Содержание

Понедельник. «Встреча»

1 половина дня.

Утро.

- Беседа «Праздник «масленица. Первый день». Встреча с куклой Масленицы. Знакомство детей со значением и обычаями праздника с помощью электронной презентации «Широкая масленица».

- разучивание масленичных закличек; частушек: «Как на масленой неделе….

- игра- хоровод «Если нравится тебе то делай так…»

Прогулка

Игры с куклой Масленицы ( катание ее на качелях, игры соревновательного характера, П/и «Перелетные птицы». Народная подвижные игра « «Снежная крепость»

2 половина дня.

Загадки о весне и зиме

Кукольный театр «петрушечные комедии»

Вторник «Заигрыш»

1 половина дня.

Рассматривание иллюстраций «Масленица»

Разучивание пословиц и поговорок о Масленице, загадок о блинах.

Прогулка.

Игры с куклой Масленицы ( катание ее на качелях, игры со снегом. Народные подвижные игры « Ниточка, иголочка и узелок», «Ловишки».

2 половина дня.

Рисование «Широкая масленица».

Просмотр мультфильма: «Смешарики. Масленица пришла».

Среда «Лакомка»

1 половина дня

Беседа: «беседа какие угощения подавались в среду»

Развлечение « Лакомка». (Приложение 1)

Прогулка

Игры с куклой Масленицы (катание ее на санях, качелях). Игры со снегом. Народные игры: «Царь горы», «Гори, гори, ясно», «Карусель».

2 половина дня.

Лепка «Плюшка и бараночки».

Конкурс частушек «Как на масленой неделе…»

Четверг « Разгуляй»

1 половина дня.

Познавательная беседа: «Масленичные обереги»

Подражательные игры: «Ровным кругом», «Ты катись веселый бубен».

Прогулка.

Развлечение: «Проводы зимы. Прощание с Масленицей». (Приложение 2) Народные подвижные игры: «Гори, гори, ясно», «Карусель». Катание с ледяной горки.

Достигнутые результаты

Внедрение проекта в воспитательно-образовательный процесс помогло обогатить его содержание.

Обеспечило развитие у детей любознательности. Дети ближе познакомились с традициями родного города.

Работа по проекту помогла развить у них кругозор, эстетическую восприимчивость.

Сделанная нами подборка различных игр на развитие двигательных и музыкальных способностей, дали возможность развивать у детей чёткую выразительную речь, мимику, движения.

Дети получили возможность почувствовать себя свободными, раскрепощенными, обрели уверенность в себе, в своих силах, в умении мыслить, фантазировать.

Анализируя результаты проекта, мы узнали:

Реализуя проект, мы ставили перед собой цель – приобщить детей к национальной культуре, развить интерес к русскому народному творчеству, сделать жизнь своих воспитанников интересной и содержательной, наполнить её яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества. Тем самым цель достигнута. Задачи выполнены.

Используемая литература:

1. Материалы из периодических изданий

1. Аксенова З.Ф. Спортивные праздники в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений.-М.: ТЦ Сфера, 2003.

2. Батурина Г. И., Кузина Т. Ф. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе – М.: «Школьная Пресса» 2003г.

3. Даймедина И.П. Поиграем, малыши - М., Просвещение, 1992

4. Кенеман А.В., Осокина Т.И. Детские подвижные игры СССР: Пособие для воспитателя детского сада.-М.: Просвещение, 1988.

5. Мельникова Л. И., Зимина А. Н Детский музыкальный фольклор в дошкольном образовательном учреждении ООО «Гном-Пресс» 2000г.

6. Пензулаева Л.И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 4-5 лет.-М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001.

7. Павлова П.А., Горбунова И.В. «Расти здоровым, малыш!» Программа оздоровления детей среднего дошкольного возраста М., 2006

8. Тихонова М. В., Смирнова Н. С. Красна изба Санкт-Петербург «Детство-Пресс» 2000г.

2. Интернет - источники

7. Режим доступа: http://www.strana-sovetov.com/…days/3840-maslenitsa-games.html

8. Режим доступа: http://www.de.3dn.ru/publ/22-1-0-621

Приложение 1

Развлечение «Лакомка»

Для детей 5-6 лет.

«Лакомка» (третий день Масленицы)

Воспитатель в роли Матренушки встречает детей в зале: Проходите! Проходите! Все на праздник поспешите! Мы сегодня не скучаем! Праздник радостно встречаем!

Воспитатель:  Здравствуйте, ребята! Давайте еще раз сегодня

поздороваемся с друг с другом.

Пальчиковая игра «Здравствуйте!»

Здравствуй, солнышко – дружок, (руки вверх, «фонарики»)

Здравствуй, носик – пятачок (указательным пальцем показываем носик)

Здравствуйте, губки (показываем губки)

Здравствуйте, зубки (показываем зубки)

Губками «почмокали» («чмокаем»)

Зубками «пощёлкали» («щёлкаем»)

Ручки вверх подняли (поднимаем ручки вверх)

И ими помахали (машем ладошками)

А теперь все вместе –

«Здравствуйте!» - сказали (хором здороваемся)

Воспитатель: Собирайся, народ!
Сегодня вас интересное ждет!
Игры, забавы, веселье и смех,
Праздника хватит у нас для всех.

Воспитатель: Сегодня мы собрались в этом красивом зале, чтобы Масленицу отмечать, зиму провожать. На масленицу я вам испекла блины. Блины не простые, с загадками. Попробуйте их отгадать.

Игра «Блинчики с загадками.

Загадки:

Без огня горит.

(Солнце)

Лишь раз в году

На недельку к вам приду.

Радость всем я принесу

И блинами угощу.

(Масленица)

Разукрасила окошки,

Радость детям подарила

И на санках прокатила.

(Зима)

И на вкус такой приятный

И с вареньем, и с медком,

Со сгущенным молочком!

(Блин)

Забираться туда,

Но легко и приятно

Прокатиться обратно.

(Снежная горка)

День прибывает.

Когда это бывает?

В ней меткость, ловкость всем

нужна.

А как «снаряды» называешь,

Что лепишь и в друзей бросаешь?

(Снежки)

Свысока гляжу

Тело, руки, голова.

Все из соломы, у меня.

Обрядили, принесли

И в последний день сожгли.

(Чучело масленицы)

Я люблю простор и волю.

Не нужна мне колбаса!

Дайте сена и овса.

(Лошадь)

Чтоб блины все удались,

Тесто, прежде чем месить,

Его нужно прикупить,

Сей продукт, дает корова,

Он на солнышке блестит.

Улучшает вкус он блинный,

В холодильнике лежит.

(Масло)

Воспитатель: А вы знаете, что на масленицу нужно обязательно в снежки поиграть? Без этого не уйдёт зима, не наступит весна.

Игра «Снежки»

Воспитатель: Ребята сегодня среда. Этот день на масленице зовётся Лакомка? А какая Масленица без блинов? Я предлагаю вам испечь блины. Для этого делимся на две команды. У вас в руках у каждого «блинчик», его нужно забросить на «сковороду» (обруч), чья команда испечёт больше блинчиков, та и победила.

Эстафета «Метание блинчиков на сковороду» Молодцы!!!

Воспитатель: А сейчас предлагаю немного попрыгать на мячике, кто быстрее?

«Эстафета на мяче»

Воспитатель:

Испокон веков на Масленицу русский народ любит играть в народные игры. Мериться силой, проявлять выдержку. Вот и я вам предлагаю помериться силой в русской народной игре «Перетягивание каната». Выходите, сильные, да смелые!

Берись дружно, не будет грузно (пословица).

Игра «Перетягивание каната». (Звучит песня «Богатырская сила»)

Воспитатель: Молодцы!

Зима силу теряет, чуете?

Тёплые дни наступают

Пора зимушку провожать

Весну - красну встречать.

Воспитатель: Знаю я игру замечательную, «Карусель» солнце ее любит и весне понравится.
Проводится Игра «Карусель»

Воспитатель: Вот и подошел наш праздник к завершению, нужно проводить Зиму, а то ей уже жарко!
До свидания, Зима, 
ждем тебя в следующем году. 
А Весну расцелуем, 
чтоб снами осталась.

Воспитатель: А какая же Масленица без лакомства!

Ведь сегодня день «Лакомки»

Масленицу провожаем, весну встречаем и всех сегодня

угощаем!

Отведайте наши сладости!

Воспитатель выносит на подносе сладости для детей и угощает их.

Приложение 2

Развлечение на улице «Проводы зимы»

Для детей 5-6 лет.

«Разгуляй» (четвёртый день Масленицы)

Воспитатель (может быть в русском народном костюме) выводит детей на участок.

Воспитатель. Добрый день ребята!

У нас сегодня – Разгуляй!

Четвёртый день Великой Масленицы!

Масленица! Масленица! Широкая Масленица!

Гостья нагостилась, с зимушкой простилась,

С крыши капели, грачи прилетели,

Воробьи чирикают, они весну кликают!

Кончилось весельице – беритесь за дельце!

Коль пришёл зиме конец, заготовили колец.

Из кольца в кольцо скачите, свою ловкость покажите!

Проводится соревнование «Прыжки из кольца в кольцо».

Воспитатель

А теперь посмотрим, какие вы внимательные. Я называю предмет. Если он

может летать, то вы говорите слово «летит» и поднимаете руки вверх, а если он летать не может – молчите и рук не поднимаете: «самовар…», «самолёт…», «воробей…», «муравей…», «комар…», «ворона…», «соловей…»…

Проводится игра «Летает – не летает».

ВоспитательА теперь скорей ко мне спешите и ленточки берите.

На Масляной неделе нельзя без карусели!

Воспитатель проводит игру «Карусели».

ВоспитательДети, ой и жарко мне что то стало в вашем кругу,

вон, как солнышко греет.

А давайте поиграем в игру «Заморозь»

Сейчас я мороз позову

Ты приди к нам, Мороз! Ты ребяток поморозь!

Их за уши пощипли, заморозь их, замети!

Проводится игра «Заморожу».

Воспитатель:.Дети! Ох, и напустили холоду! Как же нам согреться? Может быть, Солнышко на помощь позовём? Слушайте волшебные слова:

Солнышко-колоколнышко!

Ты пораньше взойди, нас пораньше разбуди:

Нам Зиму провожать, нам Весну встречать!..

(Дети повторяют эти слова хором.) Появляется Солнышко.

Птички-невелички,

Высоко летите! Зиму проводите!

Весну встречайте! Холод провожайте!

Птички, летите, Весну принесите!

Воспитатель: Ну а сейчас ребята пришло время прощаться с масленицей.

Идет процесс сжигания масленицы и дети поют попевки «Гори – гори ясно».

Воспитатель: « С праздником ребята!» «Всех с весной»

Ну, а нам за стол пора. Все за мною, детвора!!!

Воспитатель сообщает детям что в группе их ждут горячие румяные блины.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 29.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области