Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Социализация современного дошкольника посредством сказкотерапии

Цель Содействие развитию речи детей, обогащению словаря, развитию образного строя и навыков связной речи через сказку. Задачи 1. Развивать умение связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие литературные произведения 2. обогащать словарь 3. развивать умение воспринимать, понимать и эмоционально откликаться на сказку 4. развивать представление об окружающем мире 5. воспитать интерес и любовь к русскому народному творчеству 6. побуждать к использованию сказочных сюжетов в самостоятельной игровой и творческой деятельности 7. вызвать интерес к книгам и их рассматриванию 8. развивать традиции семейного чтения 9.укрепить союз «Ребенок – Родитель – Педагог».

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Концептуальное изложение по теме самообразования:

«Социализация современного дошкольника посредством сказкотерапии».

Социализация - это процесс, необходимый ребёнку, для получения навыков, обязательных для полноценной жизни в обществе. В отличие от других живых существ, чье поведение обусловлено биологически, человек, как существо биосоциальное, нуждается в процессе социализации для того, чтобы выжить.

В дошкольном образовании под термином «социализация» понимается создание социальной ситуации развития ребенка для усвоения ценностных ориентаций, которые формируются в общении со взрослыми и сверстниками, процесс усвоения ребенком норм и правил поведения.

Все перечисленное может эффективно решаться (несомненно, наряду с другими средствами педагогики) и с помощью всеми любимых с детства сказок.

Сказка и технология сказкотерапии помогают решить проблемы социализации в дошкольном возрасте, так как сказка рассказывает о прошлом, передает опыт предыдущих поколений. Сказкотерапия выполняет социализирующую функцию, так как позволяет личности знакомиться с социальным опытом и социализироваться в окружающей действительности. 

Свою работу я начала с изучения специальной литературы, ознакомилась с работами авторов программ и методик. Авторов можно увидеть на слайде.

Первой книгой, написанной специально для детских психологов и воспитателей детских садов, использующих метод сказкотерапии, был сборник сказок Натальи ЮрьевныРиттиной «В нашем лесу», изданный в 2016 году.

Сказкотерапия, как отдельное направление психотерапии, была впервые выделена Татьяной Дмитриевной Зинкевич-Евстигнеевой. Она достаточно быстро набрала свою популярность не только среди родителей, но и дипломированных психотерапевтов. При этом сама Татьяна Зинкевич-Евстигнеева полагает, что сказкотерапию нельзя воспринимать просто как метод, потому что она представляет собой совокупность достижений педагогики, психологии, психотерапии и философии разных культур.

Виды сказок, использующиеся в сказкотерапии (классификация Зинкевич-Евстигнеевой)

Актуальность. Моя тема актуальна в настоящее время, поскольку, во-первых, педагогической наукой недостаточно исследованы потенциальные возможности сказкотерапии, во-вторых, сведены к минимуму традиции семейного чтения. Использование сказкотерапии для воздействия на эмоциональное состояние ребенка позволяет успешно проходить процесс социализации. В последнее время проблема социального развития ребенка особенно актуальна, так как одной из целевых установок Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является создание условий социальной ситуации развития дошкольников, сотрудничества со взрослыми и сверстниками в зоне его ближайшего развития.

Передо мной встала проблема: как сформировать у детей ценностное отношение к жизни, обеспечивающее устойчивое и гармоничное развитие личности?

И тогда я решила использовать в своей работе сказкотеропию, как средство для социализации детей дошкольного возраста.

Цель: с помощью сказкотерапии развивать нравственные представления и социализацию детей дошкольного возраста.

Задачи:

-Формировать нравственные качества, обучать положительному самоотношению и принятию других людей; развивать интерес к своей личности, раскрывать своё «Я», повышать самооценку;

-формирование собственной рефлексивной позиции при восприятии и анализе различных ситуаций и событий;

- Формировать у детей представление о внутреннем мире человека, о его месте в окружающем мире.

Сказка в моей педагогической практике поселилась давно. Впервые я стала использовать сказкотерапию при работе с детьми младшего дошкольного возраста. Она помогла нам успешно пройти адаптационный период. Детей встречал и провожал сказочный герой. Он же помогал в режимных моментах: приеме пищи, гигиенических процедурах, закаливании, игре. Благодаря этому улучшаются показатели эмоционального состояния детей, наблюдается благоприятная динамика в состоянии здоровья дошкольников, дети меньше болеют, посещаемость улучшается.

Методы, формы и приемы в младшем дошкольном возрасте: художественная литература;

беседа;

игра;

народный фольклор;

придумывание сказок;

изобразительная деятельность;

проблемные ситуации

психологические игры;

упражнения на релаксацию;

творческие задания;

тренинги эмоций;

моделирование и проигрывание ситуаций;

минутки-размышления;

психогимнастика;

пересказ сказки по опорной схеме;

ТРИЗ;

перепутывание сказочных сюжетов и героев;

 введение нового героя в сказку;

изменение места, времени, события;

составление сказки по кругу;

инсценировка.

Привлекательность сказкотерапии для моей работы воспитателя можно объяснить, прежде всего, ее универсальностью. Я обратила внимание на то, что с помощью сказочных персонажей, возможно, научить ребенка быть добрым, аккуратным, отзывчивым, привить нравственные качества, развить творческие способности.

Сказкотерапия помогают детям почувствовать себя комфортно, наладить контакт друг с другом, привыкнуть к новой и незнакомой для них ситуации. Всякая сказка-это рассказ об отношениях, причем эти отношения имеют четкую моральную ориентацию. Это очень важно для становления и осмысления понятий добра и зла, для упорядочения сложных чувств ребенка. Поэтому я продолжила работать над данной темой с детьми среднего возраста.

Детям 3-5 лет наиболее понятны и близки сказки о животных и сказки о взаимодействии людей и животных. В этом возрасте дети часто идентифицируют себя с животными, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения.

Формы организации работы со сказкотерапией при работе с детьми могут быть самыми разнообразными:

– использование сказочных примеров, ситуаций, образов в повседневной деятельности дошкольников, на прогулке, в самостоятельной художественной деятельности детей, любой совместной с педагогом деятельности;

–организация сюжетно-ролевых игр, игр-драматизаций, игр-путешествий, занятий-праздников на материале сказок;

–широкое использование произведений сказочного жанра в процессе ознакомления дошкольников с художественной литературой в повседневной жизни и на специально организованных занятиях;

–включение сказочных образов и элементов сказочных сюжетов в физкультурные занятия, утреннюю гимнастику, физкультминутки, спортивные развлечения и праздники.

Сейчас, работая с детьми подготовительной к школе группы, постоянно нахожусь в поиске приемов и методов сказкотерапии, в соответствии с возрастом дошкольников, что способствует улучшению социализации.

С детьми составляем сказки. Мои воспитанники умеют сочинять сказки и сами (с минимальной помощью взрослых). Мы участвовали в областном Креатив-фестивале «Надежда» с экологической сказкой «Еремей – повелитель лесов и полей», в городском конкурсе питания и здоровья с авторской «Сказкой об облепихе – вкусной да полезной ягоде».

Рисование в сказкотерапии

При помощи красок, карандашей, пластилина или глины можно выразить собственные эмоции по поводу услышанной сказки.

Другой вариант – ребенок сам рисует любой сказочный сюжет, либо рисует иллюстрации к какой-нибудь сказке или определенному моменту.

При сочинении своих сказок, мы, конечно же, и рисуем их.

Обыгрывание в сказкотерапии

Проводим инсценировку сказки, используя различные игрушки и куклы. Это помогает глубоко вжиться в определенный образ, обогатить свой эмоциональный и поведенческий опыт.

Другой вариант – это кукольный спектакль. Такие постановки развивают речь, мелкую моторику, социализацию и коммуникативные навыки. Ребенок, увлеченный кукольным спектаклем, может испытывать те эмоции и чувства, которые оказываются подавлены в реальной жизни, либо недоступны ему по каким-либо причинам. В этом году мне помог в работе мой город – Тобольск и у нас появился Тоббит. Тоббит поселился в детском саду, стал другом, хранителем тайн, советником.

Предметно-развивающая среда в нашей группе.

В различных центрах находятся: сундучок сказок, настольный театр сказок, пальчиковые куклы, куклы би-ба-бо, фланелеграф, маски, костюмы, другой подручный материал.

Наравне ведется работа с родителями: образовательная платформа УЧИ.РУ – недавно успешно прошли олимпиаду по литературе (11 воспитанников); участие в выставках «Зимушка хрустальная», «Сказочная страна», «Что нам осень подарила», «Мамины руки - не для скуки»; в конкурсах «У колыбели таланта», «Питание и здоровье», креатив-фестиваль «Надежда», «Ангел года», школьный конкурс «Созвездие»; в ежедневной жизни детского сада.

Опыт работы с детьми показал, что использование сказкотерапии дает положительные результаты. Дети чувствуют себя более успешными, социализированы.

Диагностика освоения ООП по всем образовательным областям показала следующие результаты.

2019 год

2020 год

2021 год

Высокий

1-4%

4-17%

5-22%

Средний

14-54%

13-54%

14-58%

Низкий

11-42%

7-29%

5-20%

Количество детей

26

24

24

Отмечаю положительную динамику.

Работа с коллегами: мастер-классы «Социализация современного дошкольника посредством сказкотерапии», «Использование современных образовательных технологий в формировании профессиональной коммуникативной компетентности педагогов», «Сторителлинг как способ развития речи детей дошкольного возраста», обмен опытом «Современные формы и методы работы с семьей по развитию социализации детей старшего дошкольного возраста», семинары-практикумы «Сказкотерапия в развитии дошкольника», серии развивающих видеороликов «Развитие речи», «ФЭМП», «Художественное творчество», «Безопасность».

Подводя итог своей работы, можно смело сделать следующие выводы: все перечисленные выше методы и приемы, применяемые мной в работе, эффективны. Сказочная терапия имеет большое значение для социализации ребенка.

Использование сказкотерапии для воздействия на эмоциональное состояние ребенка, позволяет ему успешно проходить процесс социализации, всесторонне личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности, сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Планирую продолжать свою работу по успешности и социализации детей, используя сказкотерапию.

«Сказкотерапия — это метод, который использует объединение всех качеств личности в одно целое, развивая творческие способности, расширяя сознание» М.Б. Киселева.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 05.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области