Концептуальное изложение по теме самообразования:
«Социализация современного дошкольника посредством сказкотерапии».
Социализация - это процесс, необходимый ребёнку, для получения навыков, обязательных для полноценной жизни в обществе. В отличие от других живых существ, чье поведение обусловлено биологически, человек, как существо биосоциальное, нуждается в процессе социализации для того, чтобы выжить.
В дошкольном образовании под термином «социализация» понимается создание социальной ситуации развития ребенка для усвоения ценностных ориентаций, которые формируются в общении со взрослыми и сверстниками, процесс усвоения ребенком норм и правил поведения.
Все перечисленное может эффективно решаться (несомненно, наряду с другими средствами педагогики) и с помощью всеми любимых с детства сказок.
Сказка и технология сказкотерапии помогают решить проблемы социализации в дошкольном возрасте, так как сказка рассказывает о прошлом, передает опыт предыдущих поколений. Сказкотерапия выполняет социализирующую функцию, так как позволяет личности знакомиться с социальным опытом и социализироваться в окружающей действительности.
Свою работу я начала с изучения специальной литературы, ознакомилась с работами авторов программ и методик. Авторов можно увидеть на слайде.
Первой книгой, написанной специально для детских психологов и воспитателей детских садов, использующих метод сказкотерапии, был сборник сказок Натальи ЮрьевныРиттиной «В нашем лесу», изданный в 2016 году.
Сказкотерапия, как отдельное направление психотерапии, была впервые выделена Татьяной Дмитриевной Зинкевич-Евстигнеевой. Она достаточно быстро набрала свою популярность не только среди родителей, но и дипломированных психотерапевтов. При этом сама Татьяна Зинкевич-Евстигнеева полагает, что сказкотерапию нельзя воспринимать просто как метод, потому что она представляет собой совокупность достижений педагогики, психологии, психотерапии и философии разных культур.
Виды сказок, использующиеся в сказкотерапии (классификация Зинкевич-Евстигнеевой)
Актуальность. Моя тема актуальна в настоящее время, поскольку, во-первых, педагогической наукой недостаточно исследованы потенциальные возможности сказкотерапии, во-вторых, сведены к минимуму традиции семейного чтения. Использование сказкотерапии для воздействия на эмоциональное состояние ребенка позволяет успешно проходить процесс социализации. В последнее время проблема социального развития ребенка особенно актуальна, так как одной из целевых установок Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является создание условий социальной ситуации развития дошкольников, сотрудничества со взрослыми и сверстниками в зоне его ближайшего развития.
Передо мной встала проблема: как сформировать у детей ценностное отношение к жизни, обеспечивающее устойчивое и гармоничное развитие личности?
И тогда я решила использовать в своей работе сказкотеропию, как средство для социализации детей дошкольного возраста.
Цель: с помощью сказкотерапии развивать нравственные представления и социализацию детей дошкольного возраста.
Задачи:
-Формировать нравственные качества, обучать положительному самоотношению и принятию других людей; развивать интерес к своей личности, раскрывать своё «Я», повышать самооценку;
-формирование собственной рефлексивной позиции при восприятии и анализе различных ситуаций и событий;
- Формировать у детей представление о внутреннем мире человека, о его месте в окружающем мире.
Сказка в моей педагогической практике поселилась давно. Впервые я стала использовать сказкотерапию при работе с детьми младшего дошкольного возраста. Она помогла нам успешно пройти адаптационный период. Детей встречал и провожал сказочный герой. Он же помогал в режимных моментах: приеме пищи, гигиенических процедурах, закаливании, игре. Благодаря этому улучшаются показатели эмоционального состояния детей, наблюдается благоприятная динамика в состоянии здоровья дошкольников, дети меньше болеют, посещаемость улучшается.
Методы, формы и приемы в младшем дошкольном возрасте: художественная литература;
беседа;
игра;
народный фольклор;
придумывание сказок;
изобразительная деятельность;
проблемные ситуации
психологические игры;
упражнения на релаксацию;
творческие задания;
тренинги эмоций;
моделирование и проигрывание ситуаций;
минутки-размышления;
психогимнастика;
пересказ сказки по опорной схеме;
ТРИЗ;
перепутывание сказочных сюжетов и героев;
введение нового героя в сказку;
изменение места, времени, события;
составление сказки по кругу;
инсценировка.
Привлекательность сказкотерапии для моей работы воспитателя можно объяснить, прежде всего, ее универсальностью. Я обратила внимание на то, что с помощью сказочных персонажей, возможно, научить ребенка быть добрым, аккуратным, отзывчивым, привить нравственные качества, развить творческие способности.
Сказкотерапия помогают детям почувствовать себя комфортно, наладить контакт друг с другом, привыкнуть к новой и незнакомой для них ситуации. Всякая сказка-это рассказ об отношениях, причем эти отношения имеют четкую моральную ориентацию. Это очень важно для становления и осмысления понятий добра и зла, для упорядочения сложных чувств ребенка. Поэтому я продолжила работать над данной темой с детьми среднего возраста.
Детям 3-5 лет наиболее понятны и близки сказки о животных и сказки о взаимодействии людей и животных. В этом возрасте дети часто идентифицируют себя с животными, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения.
Формы организации работы со сказкотерапией при работе с детьми могут быть самыми разнообразными:
– использование сказочных примеров, ситуаций, образов в повседневной деятельности дошкольников, на прогулке, в самостоятельной художественной деятельности детей, любой совместной с педагогом деятельности;
–организация сюжетно-ролевых игр, игр-драматизаций, игр-путешествий, занятий-праздников на материале сказок;
–широкое использование произведений сказочного жанра в процессе ознакомления дошкольников с художественной литературой в повседневной жизни и на специально организованных занятиях;
–включение сказочных образов и элементов сказочных сюжетов в физкультурные занятия, утреннюю гимнастику, физкультминутки, спортивные развлечения и праздники.
Сейчас, работая с детьми подготовительной к школе группы, постоянно нахожусь в поиске приемов и методов сказкотерапии, в соответствии с возрастом дошкольников, что способствует улучшению социализации.
С детьми составляем сказки. Мои воспитанники умеют сочинять сказки и сами (с минимальной помощью взрослых). Мы участвовали в областном Креатив-фестивале «Надежда» с экологической сказкой «Еремей – повелитель лесов и полей», в городском конкурсе питания и здоровья с авторской «Сказкой об облепихе – вкусной да полезной ягоде».
Рисование в сказкотерапии
При помощи красок, карандашей, пластилина или глины можно выразить собственные эмоции по поводу услышанной сказки.
Другой вариант – ребенок сам рисует любой сказочный сюжет, либо рисует иллюстрации к какой-нибудь сказке или определенному моменту.
При сочинении своих сказок, мы, конечно же, и рисуем их.
Обыгрывание в сказкотерапии
Проводим инсценировку сказки, используя различные игрушки и куклы. Это помогает глубоко вжиться в определенный образ, обогатить свой эмоциональный и поведенческий опыт.
Другой вариант – это кукольный спектакль. Такие постановки развивают речь, мелкую моторику, социализацию и коммуникативные навыки. Ребенок, увлеченный кукольным спектаклем, может испытывать те эмоции и чувства, которые оказываются подавлены в реальной жизни, либо недоступны ему по каким-либо причинам. В этом году мне помог в работе мой город – Тобольск и у нас появился Тоббит. Тоббит поселился в детском саду, стал другом, хранителем тайн, советником.
Предметно-развивающая среда в нашей группе.
В различных центрах находятся: сундучок сказок, настольный театр сказок, пальчиковые куклы, куклы би-ба-бо, фланелеграф, маски, костюмы, другой подручный материал.
Наравне ведется работа с родителями: образовательная платформа УЧИ.РУ – недавно успешно прошли олимпиаду по литературе (11 воспитанников); участие в выставках «Зимушка хрустальная», «Сказочная страна», «Что нам осень подарила», «Мамины руки - не для скуки»; в конкурсах «У колыбели таланта», «Питание и здоровье», креатив-фестиваль «Надежда», «Ангел года», школьный конкурс «Созвездие»; в ежедневной жизни детского сада.
Опыт работы с детьми показал, что использование сказкотерапии дает положительные результаты. Дети чувствуют себя более успешными, социализированы.
Диагностика освоения ООП по всем образовательным областям показала следующие результаты.
2019 год | 2020 год | 2021 год | |
Высокий | 1-4% | 4-17% | 5-22% |
Средний | 14-54% | 13-54% | 14-58% |
Низкий | 11-42% | 7-29% | 5-20% |
Количество детей | 26 | 24 | 24 |
Отмечаю положительную динамику.
Работа с коллегами: мастер-классы «Социализация современного дошкольника посредством сказкотерапии», «Использование современных образовательных технологий в формировании профессиональной коммуникативной компетентности педагогов», «Сторителлинг как способ развития речи детей дошкольного возраста», обмен опытом «Современные формы и методы работы с семьей по развитию социализации детей старшего дошкольного возраста», семинары-практикумы «Сказкотерапия в развитии дошкольника», серии развивающих видеороликов «Развитие речи», «ФЭМП», «Художественное творчество», «Безопасность».
Подводя итог своей работы, можно смело сделать следующие выводы: все перечисленные выше методы и приемы, применяемые мной в работе, эффективны. Сказочная терапия имеет большое значение для социализации ребенка.
Использование сказкотерапии для воздействия на эмоциональное состояние ребенка, позволяет ему успешно проходить процесс социализации, всесторонне личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности, сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Планирую продолжать свою работу по успешности и социализации детей, используя сказкотерапию.
«Сказкотерапия — это метод, который использует объединение всех качеств личности в одно целое, развивая творческие способности, расширяя сознание» М.Б. Киселева.