Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


ОСОБЕННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВЕЛИЧИНЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

ОСОБЕННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВЕЛИЧИНЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Иванова К.А.

Аннотация. В статье раскрывается актуальность исследования особенностей представлений о величине у детей дошкольного возраста, подчеркивается важность развития данного процесса.

Ключевые слова: математические способности, величина, дошкольный возраст, сравнение.

Одной из значимых задач современного времени является подготовка образованных людей и достойных специалистов, способных к профессиональному росту и стабильной работе в условиях общественных реформ и изменений. По этой причине растет потребность общества в математическом образовании людей всех профессий. Это в свою очередь способствует поиску эффективных путей и средств развития математических способностей с дошкольного возраста.

ФГОС дошкольного образования требует от учреждений всестороннего развитие интеллектуальных и творческих возможностей детей. Дошкольный возраст считается одним их самых важных и переломных этапов в становлении личности детей. Этот период готовит ребенка к дальнейшему обучению в школе и к ведущему виду деятельности учению.

Ведущими знаниями, умениями и навыками, из которых складывается общественный опыт, являются математические. В повседневной жизни, в быту и в играх ребенок достаточно рано начинает встречаться с такими ситуациями, которые требуют применения математических решений, знаний таких отношений, как много, мало, больше, меньше, поровну, умений определить количество предметов во множестве, выбрать соответствующее количество элементов из множества и т.д. Это приводит к необходимости создавать условия, способствующие формированию математических представлений (в частности величины).

Знакомство с величиной предметов обогащает чувственный опыт ребенка, является важным условием развития математических представлений. Практическое сравнение величин предметов запускает у ребенка желание познавать количественные отношения «больше-меньше», «равенство-неравенство», что является важнейшим моментом в математическом развитии дошкольника. Величина для них определяется местом, занимаемым предметом в ряду других предметов, и обозначается словами «большой», «поменьше», «маленький».

Исследования, выполняемы в области педагогики уделяют внимание в основном обучению измерения. По мнению Е. И. Тихеевой, необходимо уделять внимание ознакомлению детей с предметами разной величины, усвоению отношений между ними (больше-меньше, шире-уже, длиннее-короче и др.). Другие исследователи, такие как А. М. Леушина и Л.С.Метлина разработали дидактическую систему и задачи для формирования представлений о величине.

Современные педагоги также уделяют серьезное внимание вопросам формирования представлений о величине в дошкольном возрасте. Так, по мнению В. В. Данилов, в процессе непосредственного сравнения дети обучатся различению и обозначению подходящими словами одинаковых и разных по величине (размеру) предметов и явлений. На сегодняшний день внимание специалистов сосредотачивается на изучениях возможностей игр. Этому посвящены труды Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина и др. Д. В. Менджерицкая, Н. Я. Михайленко, С. Л. Новоселова признают игру ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста и важным средством воспитания и обучения дошкольников.

Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко отмечают, что чувственный опыт восприятия разных предметов начинает складываться в раннем возрасте. У детей при этом устанавливаются связи между целой группой ощущений (зрительных, осязательных и двигательно-тактильных). Последовательное вычленение предметов на разном расстоянии и в различных положениях помогает развивать константность восприятия [1].

По мнению Т. И. Ерофеевой, дети дошкольного возраста достаточно быстро запоминают признак величины, закрепленный за конкретным предметом, который они уже знают : «Собака большая, а кошка маленькая». [2].

В. А. Козлова считает, что дошкольники чаще всего , воспринимают размер предметов ориентируясь на общий объем предмета, не различая его длину, ширину, высоту. Когда же дети среди нескольких предметов должны отыскать самый высокий или самый длинный, они обычно выбирают самый большой [3].

По мнению Е. Овчинниковой, больший успех дети достигают, определяя конкретные размеры предметов, сравнивая два или более предметов. Когда же дети начинают обращать внимание на размер предмета, педагоги чаще используют словосочетаниятакой же, которое имеет много значений (схожесть по цвету, форме).[4].

По мнению Ф. Н. Блехер , необходимо развивать у детей представление о размере как о свойстве предмета. Дети при освоении величины, должны уметь выделять данное свойство наряду с другими, используя при этом специальные приемы обследования: приложение и наложение. Путем практических проб, сравнивая контрастные и одинаковые по размеру предметы, дети определяют отношения «равенства – неравенства». Результаты сравнения отражаются и в речи , появляются слова «длиннее», «короче», «одинаковы»; «выше», «ниже», одинаковые (равные по высоте); больше, меньше, одинаковые (равные по размеру) и т. д.

Таким образом, первоначально осваивается попарное сравнение предметов по одному свойству. В дальнейшем (к 4-м годам) дети начинают сопоставлять по размеру несколько предметов (3-4), находят среди них одинаковые по высоте (длине, ширине) и объединяют их (группируют). Далее, сравнивая несколько предметов, дети используют один из них как образец. Приемы приложения и наложения применяются ими для составления упорядоченных последовательностей. Затем дети учатся создавать такие последовательности (ряды) по правилу. В 5-6 лет дети составляют ряды величин не только в наглядно-образном плане, но и по представлению. Могут предварительно схематически зарисовать возможное расположение предметов в ряду, определить место какого-либо предмета в воображаемой последовательности, отыскать пропущенный предмет, продолжить ряд в двух направлениях, рассказать о способе расположения предметов в ряду.

Таким образом, в дошкольном возрасте дети определяют размеры предметов путем непосредственного их сравнения (приложения или наложения), в среднем применяется и опосредованный способ сравнения (оценка размеров воспринимаемых предметов в сравнении с хорошо известными, встречающимися в опыте ребенка ранее; использование схематизации; измерение условной меркой.

ЛИТЕРАТУРА

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 05.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области