Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Soft skills»

Цель программы проектирование социальных ситуаций развития ребенка и развивающей образовательной среды, обеспечивающих позитивную социализацию, мотивацию и поддержку индивидуальности детей через общение, игру, познавательно-исследовательскую деятельность и другие формы активности развитие у детей навыков, которые помогут им не только в успешном обучении в школе, но и в течение всей жизни.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Муниципальное автономное образовательное учреждение

дополнительного образования

детско-юношеский центр «Новое поколение» г. Белебея

муниципального района Белебеевский район

Республики Башкортостан

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Soft skills»

Направленность: социально-гуманитарная

Уровень программы: ознакомительный

Возраст обучающихся:6-7 лет

Срок реализации:1год

Автор – составитель:

Моисеева Наталия Николаевна,

педагог дополнительного образования

Содержание

1. Пояснительная записка

2. Учебный план 1 года обучения

3. Содержание 1 года обучения

4. Планируемые результаты 1 года обучения

5. Методическое обеспечение программы

6. Список литературы

Пояснительная записка

Актуальность

Современные достижения цивилизации открывают новые возможности для развития ребенка с первых дней его жизни. Эти возможности связаны:

В условиях активного развития современного общества все большее значение приобретает способность человека решать актуальные проблемы в тесном контакте с другими участниками процесса или при применении современных компетенций, технологий. Овладение навыками и компетенциями, обеспечивающими тесное сотрудничество, взаимодействие в группе или команде, достижение успеха общего дела, необходимо развивать с дошкольного возраста.

Почему нужно и важно говорить о гибких навыках, а главное - развивать их - именно сейчас? «Требования к знаниям изменились, впереди окажутся люди, которые умеют комбинировать знания из разных отраслей науки. Образование должно идти за меняющимся миром. И конкурентное преимущество получат люди, которые обладают softskills. Сейчас на первый план выходит умение коммуницировать с другими людьми, управлять своими эмоциями, работать в команде»,- считает В.В. Путин.

Согласно результатам исследования, проведенного в Гарвардском Университете и Стенфордском исследовательском институте, стало известно, что вклад твёрдых навыков в профессиональную успешность сотрудника составляет всего 15%, тогда как мягкие определяют оставшиеся 85 %.Именно поэтому переориентация образования на развитие у детей «гибких навыков» является ключевым звеном к решению успешности в будущей трудовой деятельности.

Цель программы: проектирование социальных ситуаций развития ребенка и развивающей образовательной среды, обеспечивающих позитивную социализацию, мотивацию и поддержку индивидуальности детей через общение, игру, познавательно-исследовательскую деятельность и другие формы активности; развитие у детей навыков, которые помогут им не только в успешном обучении в школе, но и в течение всей жизни.

Достижение цели обеспечивается решением следующих основных задач программы:

Образовательные:

Развивающие:

Воспитательные:

Отличительные особенности данной программы.

Содержание, формы организации, этапы программы строятся на следующих принципах:

Нами определены основные подходы к формированию Программы:

Программа направлена на формирование ключевых компетенций (Soft skills):

«Soft skills» переводится с английского на русский как «мягкие навыки». Эти навыки не направлены на профессиональную подготовку в отличие от hardskills.Мягкие навыки нужны всем детям, если они хотят стать уверенными в себе, а в дальнейшем - самодостаточными и успешными взрослыми.

Этапы соответствуют выделенным модулям «Логическое мышление», «Эмоциональный интеллект», «Командное лидерство».

Направленность дополнительной общеразвивающей программы – социально-гуманитарная.

Проведение занятий предполагает детей старших и подготовительных групп, возраст 6-7 лет. Оптимальное количество детей в группе – 15 человек.

Объем и сроки реализации дополнительной общеразвивающей программы: продолжительность образовательного процесса – 1 год. Общее количество часов в год -144 часа.

Формы обучения и режим занятий:2занятия 1разв неделю.

Планируемые результаты

Учебный план первого года обучения

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/

контроля

Всего

Теория

Практика

1

Образовательный модуль «Логическое мышление»

45

12

33

1.1

Тема 1. Метод маленьких человечков

8

4

4

Схемы

1.2

Тема 2. Пинг-понг

4

4

Рефлексия

1.3

Тема 3. Изобретаем новые предметы

8

4

4

Мини -презентация

1.4

Тема 4. Коммуникативный бой «Хорошо-плохо»

2

3

Лестница самооценки

1.5

Тема 5. Логические задачи

10

4

8

Беседа

1.6

Тема 6. Проведение опытов. Оформление результатов

8

10

Оформление портфолио

2

Образовательный модуль «Эмоциональный интеллект»

45

8

37

2.1

Тема 1. Эмоции человека. Для чего они нужны

7

2

5

Презентация

2.2

Тема 2. Градусник эмоций. Путешествие по эмоциональным островам

10

10

Индивидуальные карточки с заданиями

2.3

Тема 3. Я сержусь

8

2

6

Алгоритм поведения

2.4

Тема 4. Я боюсь

10

2

8

Алгоритм поведения

2.5

Тема 5. Управляю своими эмоциями

10

2

8

Оформление портфолио

3

Образовательный модуль «Командное лидерство»

50

10

40

3.1

Тема 1. Песочная страна: жители, законы

12

2

10

Коллективное оценивание

3.2

Тема 2. Строительство башни

6

2

6

Лестница самооценки

3.3

Тема 3. Командное взаимодействие. Командный игрок

12

2

10

Оформление портфолио

3.4

Тема 4. Путешествие на воздушном шаре.

4

2

4

Коллективное оценивание

3.5

Тема 5. Этажное конструирование

12

6

Схема анализа для оценивания

3.6

Тема 6. Я конфликтую. Как справляться?!

2

4

Итоговое занятие

4

4

Защита. Самопрезентация портфолио детей

Итого

144

30

110

Содержание программы

ПЗ/ТЗ

Тема

Программное содержание

Методические приемы

Образовательный модуль «Логическое мышление»

ПЗ – 4ч

ТЗ – 4ч

Тема 1. Метод маленьких человечков

Моделирование маленькими человечками ископаемых тундры: нефть, газ, уголь, металлы - «Путешествие по тундре»; моделирование маленькими человечками трех агрегатных состояний воды - «Чудесные свойства вод»

Развивать логическое мышление через моделирование

Метод маленьких человечков

Рисование схем

ПЗ – 4ч

Тема 2. Пинг-понг

Развивать сосредоточенность

внимание, словесно-логическое мышление.

Мозговой штурм

Игровой

ПЗ – 4ч

ТЗ – 4ч

Тема 3. Изобретаем новые предметы.

Пришел Волшебник Увеличения (или Уменьшения) и изменил размер объекта, его цвет. («Ты попал в Царство Деда Мороза», «Дед Тепла – каким ты его представляешь?») в занятии «Зимушка – хрустальная»; «Зеленый шар на столе, портрет нашей Земли». - Что было бы, если бы не было воды на планете Земля? Как улучшить жизнь на Земле? «Дни и сутки» - Что было бы, если бы весь год была ночь?

Развивать креативность, нестандартность решений

Бином фантазии

Исследовательские действия

Проведение опытов

ПЗ – 3 ч

Тема 4. Коммуникативный бой «Хорошо-плохо»

Развивать умение логически строить речь, пользоваться аргументами

Метод каталога

Метод аналогий

ПЗ – 8ч

ТЗ – 4ч

Тема 5. Логические задачи

Учить строить простейшие логические связи

Метод аналогий

Логические игры

ПЗ – 10 ч

Тема 6. Проведение опытов. Оформление результатов.

Вода и ее свойства. Нахождение общего между водой и льдом, различие между ними.

Моделирование маленькими человечками состояний воды.

Вызвать интерес к понятию «время» через отдельные, интересные факты и сведения о разных способах и средствах измерения и фиксирования времени.

Что было бы, если бы люди не ценили и не следили за временем?

Зарисовка (системный оператор): «Что было, есть, будет».

Способствовать исследовательскому интересу, умение планировать действия

Метод аналогий

Рисование

Оформление портфолио

Образовательный модуль «Эмоциональный интеллект»

ПЗ – 5ч

ТЗ – 2ч

Тема 1. Эмоции человека. Для чего они нужны

Заинтересовать в изучение эмоций человека

Метод каталога

Беседа с элементами дискуссии

Игровые упражнения психохогимнастики

ПЗ – 10 ч

Тема 2. Градусник эмоций. Путешествие по эмоциональным островам

Учить различать эмоциональнее состояния, описывать их

Рисование

Кейсы с сюжетами

ПЗ – 6ч

ТЗ – 2ч

Тема 3. Я сержусь

Учить отслеживать состояние, говорить о нем

Мозговой штурм

Игровые упражнения психохогимнастики

Упражнения в сухом бассейне

ПЗ – 8ч

ТЗ – 2ч

Тема 4. Я боюсь

Учить отслеживать состояние, управлять им

Метод снежного кома

Игровые упражнения психохогимнастики

Рисование страха

ПЗ – 8ч

ТЗ – 2ч

Тема 5. Управляю своими эмоциями

Развивать умение пользоваться способами управления эмоциями

Упражнения в сухом бассейне

Кейсы с сюжетными картинками

Образовательный модуль «Командное лидерство»

ПЗ – 10ч

ТЗ – 2ч

Тема 1. Песочная страна: жители, законы

Ввести понятие «знака» и «символа». Показать роль и значение различных знаков и символов в нашей жизни. Познакомить с конкретными знаками: простыми и универсальными (дорожные, астрономические, математические, нотные, воинские, денежные); символы (флаги, гербы).

Придумай знаки своей страны

Развивать умение договариваться, создавать правила

Бином фантазии

Мозговой штурм

Лестница самооценки

ПЗ – 6ч

ТЗ – 2ч

Тема 2. Строительство башни

Учить умению принимать задачу и планировать действия в команде

Бином фантазии

Карточки самооценки

ПЗ – 10ч

ТЗ – 2ч

Тема 3. Командное взаимодействие. Командный игрок

Учить слушать и слышать друг друга, оценивать команду и себя

Мозговой штурм

Мультфильм: просмотр и анализ

ПЗ – 4ч

ТЗ – 2ч

Тема 4. Путешествие на воздушном шаре.

Космос, Вселенная, планета.

Придумай свой космический корабль.

Если бы ты оказался в космосе, что бы ты увидел?

Придумай что-нибудь интересное и необычное для направления путешествия

Развивать умение договариваться, убеждать

Ролевая игра

Сюжетные картинки

ПЗ – 6ч

Тема 5. Этажное конструирование

Развивать умение доводить до результата,

оценивать команду и себя

Схема постройки

Схема взаимодействия

ПЗ – 4ч

ТЗ – 2ч

Тема 6. Я конфликтую. Как справляться?!

Учим способам разрешения конфликта

Метод каталога

Метод снежного кома

Защита проекта

Планируемые результаты и способы определения их результативности

К концу 1 года обучения дети должны знать:

К концу 1 года обучения дети должны уметь:

Формы аттестации и фиксации образовательных результатов

Методическое обеспечение программы

Занятия в подгрупповой форме, с использованием ресурсов кабинета психолога, музыкального зала, групповых комнат, внешних ресурсов за пределами ДОУ.

Используемая технология в образовательной программе - ТРИЗ (Технология решения изобретательских задач)- это система коллективных игр, занятий, это «управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчёт, логику, интуицию», так считал основатель теории Г.С. Альтшуллер.

Используются следующие методы ТРИЗ:

Метод мозгового штурма. Это оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказать как можно большее количество вариантов решений, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.

Метод каталога. Метод позволяет в большей степени решить проблему обучения дошкольников творческому рассказыванию.

Метод фокальных объектов. Сущность данного метода в перенесение свойств одного объекта или нескольких на другой. Этот метод позволяет не только развивать воображение, речь, фантазию, но и управлять своим мышлением.

Метод «Системный анализ». Метод помогает рассмотреть мир в системе, как совокупность связанных между собой определенным образом элементов, удобно функционирующих между собой. Его цель – определить роль и место объектов, и их взаимодействие по каждому элементу.

Метод морфологического анализа. В работе с дошкольниками этот метод очень эффективен для развития творческого воображения, фантазии, преодоления стереотипов. Суть его заключается в комбинировании разных вариантов характеристик определённого объекта при создании нового образа этого объекта.

Метод обоснования новых идей «Золотая рыбка». Суть метода заключается в том, чтобы разделить ситуации на составляющие (реальную и фантастическую), с последующим нахождением реальных проявлений фантастической составляющей.

Метод ММЧ (моделирования маленькими человечками). Данный метод направлен на то, чтобы дать детям наглядно увидеть и почувствовать природные явления, характер взаимодействия элементов предметов и веществ. Он помогает сформировать у детей диалектические представления о различных объектах и процессах живой и неживой природы. А также развивает мышление детей, стимулирует любознательность и творчество. Сущность метода ММЧ в том, что он представляет все предметы и вещества состоящими из множества Маленьких Человечков (МЧ). В понимании нас, взрослых – это молекулы, но на этом слове внимание не заостряется, сведения подаются детям в виде сказки «Маленькие человечки». Детям становится понятно, что в зависимости от состояния вещества Маленькие Человечки ведут себя по - разному (в твёрдых – крепко держатся за руки, в жидких – просто стоят рядом, в газообразных – находятся в постоянном движении).

Мышление по аналогии. Так как аналогия - это сходство предметов и явлений по каким-либо свойствам и признакам, надо сначала научить детей определять свойства и признаки предметов, научить их сравнивать и классифицировать

Типовые приёмы фантазирования (ТПФ). Чтобы у ребёнка развить фантазию вводят в помощь шесть волшебников. Цель волшебников – изменить свойства объекта. Приёмы волшебства: увеличение-уменьшение, деление-объединение, преобразование признаков времени, оживление-окаменение, специализация-универсализация, наоборот. Система ТРИЗ в обучении детей — это практическая помощь ребенку для нахождения наилучшего решения поставленной задачи или в создавшейся ситуации. Принцип такой: «Есть задача – пробуй и решай».

Техническое оснащение занятий

Развивающая предметно-пространственная среда подобрана с учётом локальных задач каждого модуля.

Объединяющими все элементы РППС факторами являются:

Сисок литературы

Нормативно-правовые документы:

Основной список:

1.Альтшуллер Генрих. Найти идею. Введение в ТРИЗ - теорию решения изобретательских задач. М.: Альпина Паблишер, 2017.

2. Андриянова Т. Н., Гуткович И. Я., Самойлова О.Н. Учимся системно думать// Сборник игровых заданий по формированию системного мышления дошкольников. Под ред. Т. А. Сидорчук.– Ульяновск,2018.

3. Котлярова Н.В. Методические разработки. Статья. «Круги Луллия как средство активизации речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста». 2019.

4. Логинова Л. Кольца Луллия// Обруч. – 2020. - № 4.

5. Рахменова Л.Г., Елеусизова Р.С., Тайгельтирова К.М. Методические основы применения технологии ТРИЗ в дошкольном воспитании и обучении// Методические рекомендации. – ФАО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по г. Астана, 2019.

Дополнительный список:

1. Меерович М. Формулы теории невероятного (Технология творческого мышления). 2016.

2. Решение изобретательских задач на ЭВМ: Метод. указ. к практикуму по курсу "Эвристика"/Чуваш. гоС. Ун-т; Сост. В.А.Михайлов, И.В. Кожевников. — Чебоксары, 2016. — 32 С.

3. Реуцка Н.А., Пантелеева ЛВ. ТРИЗ: Програм.-метод. Разраб. для дошк. учрежд./ Науч.—метод. центр "Дидактика"; Под ред. Е.В. Кузнецовой. — М., 2018. — 59 С.

4. Рождение изобретения. Стратегия и тактика решения изобретательских задач /А.И. Гасанов, Б.М. Гохман, А.П. Ефимочкин и др. — М.: Интерпракс, 2016. — 432 С.

5. Шрагина Л.И. Логика воображения (Технология творческого мышления).: Учеб. пособие. — Одесса: Черноморье, 2018 г. — 111 С.

6. Обучение грамоте. Комплект круговых тренажеров. – М.: Айрис –Пресс, 2016.

Интернет-ресурсы:

1. Сайт официального фонда Г. С. Альтшуллера www.altshuller.ru. Данный ресурс является центральным порталом по всем вопросам ТРИЗ. На сайте можно найти большое количество материалов по основным направлениям теории – АРИЗ, ЗРТС, ТРТЛ, РТВ, а также множество как известных, так и не очень (в том числе рукописных) работ Г. С. Альтшуллера.

2. Официальный сайт Международной Ассоциации ТРИЗ matriz.org. С помощью данного информресурса можно узнать об истории создания ТРИЗ, найти ссылки на источники и многие полезные материалы, пообщаться с единомышленниками на специализированном форуме. Здесь собраны последние новости из области теории, а также информация о том, где можно научиться ТРИЗ или получить консультирование.

3. Креативный мир Trizland www.trizland.ru. Сайт, на котором представлено большое количество полезных материалов, но главная особенность – наличие разделов, где размещены задачи и кейсы по ТРИЗ. С их помощью можно отшлифовать навыки практического применения теории. Еще на портале можно найти ссылки на вебинары, где обучают ТРИЗ.

4. Минский Центр ТРИЗ-технологий www.trizminsk.org. Веб-сайт Минской школы ТРИЗ. Содержит много информации по всем направлениям теории и огромную электронную библиотеку. Относительно старый дизайн компенсируется наличием большого количества статей, книг и других чрезвычайно полезных материалов для всех, кто хочет развивать свое умение решать изобретательские задачи.

5. ТРИЗ интернет-школа www.triz.natm.ru. Еще один замечательный сайт с простым дизайном и отличной навигацией. Собрано много публикаций современных авторов, в том числе по проблемам ТРИЗ педагогики и применения ТРИЗ в бизнесе. Подобран отличный список русскоязычных и иностранных сайтов тематики ТРИЗ.

6. Лаборатория образовательных технологий www.trizway.com. Удобный сайт с глоссарием основных терминов ТРИЗ и большим объемом трудов по всем направлениям теории. Отлично подобрана картотека, которую можно использовать и для самостоятельного обучения, и в построении образовательных программ на основе ТРИЗ. Также есть интернет-магазин, где можно купить печатные книги современных авторов-тризовцев.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 16.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области