Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ФУНКЦИОНАЛЬНЫМИ РАССТРОЙСТВАМИ ЗРЕНИЯ

Аннотация в статье рассматриваются нейропсихологические упражнения, как технология развития детей с особыми образовательными потребностями, в частности, с детьми с функциональными расстройствами зрения. Ключевые слова нейропсихологические упражнения, дети с функциональными расстройствами зрения ФРЗ.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ФУНКЦИОНАЛЬНЫМИ РАССТРОЙСТВАМИ ЗРЕНИЯ.

А.Г.Жерина, Е.В.Трошина, педагоги-психологи

МБДОУ «Детский сад№66 «Беломорочка», г.Северодвинск

Аннотация: в статье рассматриваются нейропсихологические упражнения, как технология развития детей с особыми образовательными потребностями, в частности, с детьми с функциональными расстройствами зрения.

Ключевые слова: нейропсихологические упражнения, дети с функциональными расстройствами зрения (ФРЗ).

В психологии на сегодняшний день существует много различных направлений и подходов коррекции развития детей, но, несмотря на это, проблема эффективности психологической помощи детям остаётся очень актуальной.

Десять-пятнадцать лет назад коррекционные программы чаще всего представляли собой набор упражнений, направленных на тренировку слабой функции. Например, если у ребёнка страдала память – в заданиях предлагалось запомнить и воспроизвести различные стимулы, если у ребёнка были трудности произношения – нужно было многократно повторять звуки слова по образцу логопеда. Таким образом и без того слабое звено в психической деятельности ребёнка получало дополнительную нагрузку без исследования причин его недостаточности.

В настоящее время в образовательной среде широкое распространение получило более эффективное направление – нейропсихологический подход, базирующийся на современных (по А.Р. Лурии) представлениях о генезе и сложном строении высших психических функций, который дал возможность создать ряд высокоэффективных технологий коррекционной работы.

Нейропсихология возникла на стыке медицины (неврологии, нейрофизиологии, нейрохирургии) и психологии. Нейропсихология изучает связь мозга и психических процессов, то есть, какие зоны мозга и как именно обеспечивают правильное формирование и использование речи, хорошую память, устойчивое внимание, яркое и четкое восприятие окружающего мира. [9].

Нейропсихологическая коррекция – один из методов эффективной помощи детям для преодоления:

- снижения работоспособности, быстрой утомляемости;

- трудностей мышления;

- рассеянного внимания;

- ухудшения памяти;

- несформированности пространственных представлений;

- проблемы самоконтроля в учебе [9].

Одной из основных задач Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года является – повышение эффективности комплексной поддержки уязвимых категорий детей (с ограниченными возможностями здоровья), способствующих их социальной реабилитации и полноценной интеграции в общество. Обеспечение, в соответствии с международными стандартами прав детей с ОВЗ на получение качественного образования всех уровней. Основополагающим законодательным актом, регулирующим процесс образования детей с ОВЗ, является Федеральный закон от 29.12.2012 № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Дети с функциональными расстройствами зрения (ФРЗ) [Фомичева Л.В., 2007] - это дети с особыми образовательными потребностями - дети, нуждающиеся в получении специальной психолого-педагогической помощи и организации особых условий при их воспитании и обучении.

Нарушение зрения в детском возрасте весьма разнообразны по клиническим формам, этиологии, степени выраженности дефекта и структуре нарушенных функций. Распространены такие формы зрительной недостаточности, как миопия, гиперметропия, амблиопия, астигматизм.

Знание специфики психофизического, психического, социального и личностного развития необходимо каждому специалисту, работающему с данной категорией детей.

При сохранном интеллекте мыслительные процессы развиваются, как у нормально видящих сверстников, однако понятия об окружающем мире часто сужены, суждения и умозаключения могут быть не вполне обоснованы, так как реальные субъективные понятия недостаточны или искажены.

Запоминание материала, имеющего смысловые связи, протекает успешнее, чем материал, не связанный смысловыми отношениями.

Наблюдаются трудности формирования и сохранения представлений о форме, величине, пропорциях предметов и изображений.

Для воображения характерна стереотипность, схематичность, условность, подражательность, стремление к прямым заимствованиям, подмена образов воображения образами памяти.

Развитие речи происходит в основном также, как и у нормально видящих, однако, динамика ее развития, овладение чувственной ее стороной, смысловой ее наполненностью у детей с нарушением зрения осуществляется несколько сложнее. Замедленность формирования речи проявляется в ранние периоды ее развития из-за недостаточности активного взаимодействия детей имеющих патологию зрения, а также обеднённостью предметно – практического опыта детей.

Наблюдаются особенности формирования речи, проявляющиеся в формализме употребления значительного количества слов; отставание в развитии неречевых средств общения; сужение видеосенсорной сферы затрудняет восприятие сложных психических образований партнера по общению.

Нарушение эмоционально-волевой сферы проявляются в неуверенности, скованности, проявлении беспомощности в различных видах деятельности, социальных коммуникациях, снижении желаний у ребёнка к самопроявлению и возникновение большей зависимости ребёнка от помощи и руководства взрослых.

Дети с нарушением зрения, плохо владея мимикой лица, не могут показать свое эмоциональное состояние.

МБДОУ № 66 «Беломорочка» города Северодвинска посещают дети с нарушением зрения и речи. В саду функционируют 10 тифлогрупп и 4 группы для детей с ТНР. Специально оборудованы кабинеты тифлопедагогов, учителей-логопедов, педагогов - психологов, кабинеты аппаратного лечения зрения, которые оснащены материалами для проведения лечения, коррекционно-развивающей работы, освоения детьми с функциональными расстройствами зрения (ФРЗ) АООП ДО.

Недостаточность зрительных функций отрицательно сказывается, в первую очередь, на процессе восприятия, которая у детей с нарушением зрения отличается большей замедленностью, узостью обзора, сниженной точностью. Формирующиеся у них зрительные представления менее четки и ярки, чем у нормально видящих, иногда искажены. Поэтому для таких детей характерна затрудненность в макро - и микропространстве. При зрительной работе дети с нарушением зрения быстро утомляются. Зрительное утомление вызывает снижение умственной и физической работоспособности. Дети с нарушениями зрения нуждаются в специальном психолого-педагогическом сопровождении.

Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога с детьми с ФРЗ направлена на развитие высших психических функций, активизацию познавательной деятельности, навыков ориентировки в пространстве, эмоциональной сферы, коммуникативных и социальных навыков, обогащение социального опыта детей. Одной из самых важных задач, стоящей перед специалистами детского сада, мы считаем социализацию детей, обучение навыкам взаимодействия, чтобы ребенок с нарушением зрения мог стать полноценным членом детского коллектива.

Организация эффективного психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями зрения позволяет раскрыть потенциальные возможности детей, облегчить адаптацию. А также требует от педагога-психолога знаний диагнозов и учет состояния основных зрительных функций.

Комплектование подгрупп и продолжительность подгрупповых занятий зависит от возрастной категории и индивидуальных особенностей детей. Коррекционно-развивающие занятия проводятся в игровой форме. Каждое занятие состоит из нескольких частей и занимает не более 25-30 минут, что полностью соответствует возрастным, психологическим и физическим возможностям дошкольников с ФРЗ. Коррекционно-развивающие занятия проводятся в помещениях с соблюдением санитарно-гигиенических норм и правил.

Индивидуальные занятия с детьми с ФРЗ включают в себя также исходную (в начале года) и контрольную (в конце года) диагностику эмоциональной, личностной и волевой сферы. Ее результаты могут быть использованы в индивидуальном подходе к ребенку на занятиях, в составлении индивидуальных планов и в консультировании родителей, педагогов.

Мы используем в своей работе технологию «Комплексное нейропсихологическое сопровождение развития ребенка». «Ее фундаментом является метод замещающего онтогенеза, созданный в 1990—1997 гг. (Семенович, Умрихин, Цыганок) и доказавший свою валидность как эффективный инструмент и как язык описания при работе с различными вариантами развития.

Суть данного подхода заключается в аксиоме, что воздействие на сенсомоторный уровень с учетом общих закономерностей онтогенеза вызывает активизацию развития всех высших психических функций (ВПФ). Так как он является базальным для дальнейшего развития ВПФ, логично в начале коррекционного процесса отдать предпочтение именно двигательным методам, не только создающим некоторый потенциал для будущей работы, но и активизирующим, восстанавливающим и простраивающим взаимодействия между различными уровнями и аспектами психической деятельности. Ведь очевидно, что актуализация и закрепление любых телесных навыков предполагают востребованность извне к таким психическим функциям, как, например, эмоции, восприятие, память, процессы саморегуляции и т.д. Следовательно, создается базовая предпосылка для полноценного участия этих процессов в овладении чтением, письмом, математическими знаниями». [8]

В свою работу мы включаем различные нейропсихологические упражнения. Приведем примеры некоторых из них.

«Колечко». Подушечки большого пальца по очереди соприкасаются с подушечками указательного, среднего, безымянного пальцев, мизинца в прямом и обратном порядках. Выполняется под счёт или с одновременным проговариванием стихотворения, постепенно увеличивая скорость.

«Коза – корова». Чередование пальчиковых поз, при которых вверх выставляются то указательный и средний пальцы, то указательный и мизинец. Сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками одновременно. По мере усвоения упражнения можно предложить ребенку чередовать: «коза» – одной рукой, «корова» – другой.

«Ладушки». Дети работают в парах, садятся напротив друг друга. Хлопок – соприкосновение ладонями обеих рук, хлопок – соприкосновение ладонями правой руки, хлопок – соприкосновение ладонями левой руки, хлопок – снова соприкосновение ладонями обеих рук.

«Нос-ухо». Указательный палец правой руки касается кончика носа. В это же время указательный палец левой руки касается мочки противоположного уха. Руки скрещены. Затем хлопок в ладоши, и положения рук меняются. Затем опять хлопок в ладоши. Упражнение выполняется под счёт с постепенным увеличение скорости.

«Швейная машинка». Левой рукой совершаются вращательные движения вперёд (пальцы левой руки сжаты в кулак). Указательный палец правой руки совершает ритмичные постукивания по столу. Смена положения рук. Выполняется под счёт или с одновременным проговариванием любого стихотворения с чётким ритмом.

«Весёлые карандаши». На стол выкладывается 5–10 карандашей. Собираем карандаши в кулак в следующей последовательности: ведущей рукой, противоположной, обеими руками. Затем выкладываем карандаши на стол по одному, используя ту же последовательность рук.

«Кулак-ребро-ладонь». Ведущий показывает ребенку три положения ладони на столе, последовательно сменяющих друг друга: раскрытая ладонь на столе, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на столе. Выполняется в следующей последовательности: ведущей рукой, противоположной, обеими руками с постепенным увеличением темпа.

«Зеркальные рисунки». На листе чистой бумаги, взяв в обе руки карандаши или фломастеры, мы предлагаем ребенку обводить по пунктиру одновременно обеими руками зеркально симметричные рисунки.

«Снизу вверх, сверху вниз». Упражнение выполняется стоя, руки опущены вдоль тела, ноги вместе. Ходьба на месте под счёт с перемещением рук снизу вверх (низ, пояс, плечи, верх) и сверху вниз (верх, плечи, пояс, низ).

«Рука догоняет руку». Исходное положение: стоя, руки опущены вдоль тела, ноги вместе. Ходьба на месте под счёт с попеременным перемещением рук: правая рука на пояс, затем левая - на пояс. Правая рука - на плечо, левая - на плечо, правая - вверх, левая - вверх. Встреча - хлопок над головой, руки разводятся через стороны вниз. Далее упражнение выполняется с левой руки.

По мере усвоения упражнения, меняется исходное положение - правая рука на поясе, левая опущена вдоль тела, ноги вместе и под счет производится одновременное перемещение рук: правая - на плечо, левая - на поясе, правая - наверху, левая - на плечо. Правая опускается на плечо, левая - наверху, правая - на пояс, левая - на плечо, правая - внизу, левая - на поясе. Далее - с левой руки.

Таким образом, использование нейропсихологических упражнений в работе с детьми с ФРЗ доказало свою эффективность в коррекционно-развивающей работе.

Библиографический список:

1.Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста. М.,2013.

2.Дружинина, Л.А. Индивидуальный и дифференцированный подходы при организации коррекционной помощи детям с косоглазием и амблиопией [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.03 / Л.А. Дружинина; Ин-т коррекц. педагогики РАО. – М., 2000. – 21 с.

3.Колесников А.В. Гимнастика мозга, или легкие способы развития ребенка. – М.: Центрполиграф, 2009. – 254 с.

4.Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека. М-Спб, 2008.

5.Плаксина, Л.И. Теоретические основы коррекционной помощи детям с косоглазием и амблиопией в условиях дошкольного образовательного учреждения [Текст]: автореф. дис. д-ра психол. наук : 19.00.10 / Л.И. Плаксина; Ин-т коррекц. педагогики Рос.акад. образования. – М., 1998. – 49 с.

6.Пылаева Н.М., Ахутина Т.В. Школа внимания: Методика развития и коррекции внимания у детей 5-7 лет. М., Изд-во В. Секачев, 2016.

7.Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети. М., 2000.

8.Семенович А.В. Комплексная неропсихологическая коррекция и абилитация отклоняющегося развития, Мск, 2007.

9.Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. – М.: Академия, 2002.

10.Фомичева, Л.В. К вопросу о структуре многоуровневой коррекционно-развивающей программы по развитию зрительного восприятия детей с нарушением зрения // Модернизация специального образования в современном социокультурном пространстве: материалы XVIII Международной конференции «Ребенок в современном мире. Процессы модернизации и ценности культуры». – СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2011. – С. 95-98.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 15.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области