Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Русские народные игрушки

Познакомить детей с понятием "Народная игрушка", мастер-класс как выполнить сувенир птицу из глины

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Тема: Русские народные игрушки из глины

Цель: выполнить сувенир-птицу из глины, познакомить с понятием "Народная игрушка".

Задачи:

Дидактический материал и оборудование, используемые педагогом:

Материалы и инструменты для учащихся: глина (соленое тесто разных цветов), контейнеры для глины, индивидуальные дощечки для работы с глиной, баночка с водой, небольшой ножичек (пластмассовый) и стеки, клеенка, гуашь, кисти, салфетка, зубочистки, рельефные пуговицы, крышки и др.

Методы обучения:

Методы контроля: опрос, наблюдение, выставка.

План занятия:

Ход занятия:

I. Организационная часть: приветствие, проверка наличии обучающихся, подготовка к занятию (проверка, готовность к занятию, порядок на столе, расположение принадлежностей).

II. Подготовка обучающихся к активной учебно-практической деятельности.

Беседа

Для забавы игрушки впервые стали мастерить в середине девятнадцатого столетия. Но спустя некоторое время, изделиям придавали сатирический характер, высмеивая лгунов.

Пик популярности керамических фигурок пришелся на двадцатый век. В этот период мастера всерьез увлеклись созданием свистулек, которые вызывали неподдельный восторг у детворы. Самым знаменитым умельцем тех времен считался Тимофей Зоткин.

Сюжет абашевской игрушки разнообразен, чаще всего встречаются фигурки животных и птиц. Их характерная особенность - длинное туловище и короткие лапы. Чаще всего мастера лепили баранов и коз, которые имели густые брови и пышные бороды. По внешнему виду изделия напоминали кентавров.

Заготовки обжигают и расписывают. Для росписи мастера брали масляные и эмалевые краски, поэтому рисунок держался долго и не терял яркости. Тематика узора - природный орнамент и окружающий мир. В росписи отдавали предпочтение красным, зеленым и синим оттенкам.

В начале девятнадцатого века в течение года выпускали более ста тысяч фигурок. Их отправляли на продажу в столицу и Оренбургскую губернию. Над созданием игрушек трудились пятьдесят девять семей, самые известные умельцы Кошкины и Никулины. Чаще всего мастера делали фигурки индюка, барышни, лошади.

Также можно встретить изделия, отражающие полноценную композицию. Процесс создания глиняной игрушки состоял из двух этапов: лепка и роспись.

Характерные черты дымковской продукции: пышные формы и яркие расцветки. Для лепки фигурок брали вятскую красную глину и речной песок. Каждый элемент создается отдельно, затем на тело крепят остальные детали. Заготовку в течение нескольких суток высушивают на открытом воздухе. Затем проводят процедуру обжига и отбеливания.

Для росписи мастера использовали натуральные красители красного, синего, зеленого или желтого оттенка.

Основная часть фигурки миниатюрного размера, с короткими ногами и руками, удлинённым телом, толстой шеей и большой головой. Для промысла характерна композиция с одновременным использованием нескольких игрушек, например, тройка лошадей или танцующие пары.

Основная тематика ремесла - деревня. Мастера изображали крестьян, работающих в поле или женщин, которые занимаются домашними делами. Часто гончары создавали вымышленные образы, например, птицу Сирин. Животные порой обладали человеческими чертами, были облачены в одежду и играли на национальных инструментах.

Каждая фигурка несет в себе тайный смысл. Девушка отожествлялась с матушкой-землей, медведь - символ хозяина леса. Для создания игрушки мастера брали цельный кусок глины. Для росписи в основном использовали красный, желтый, синий и зеленый оттенки. Фигурки всегда декорировали орнаментом, который не отличался особой оригинальностью. Чаще всего мастера наносили на поверхность изделия волнистые линии, геометрические фигуры или цветочные композиции.

Изделия из Плешкова отличались простотой, для росписи в основном использовали синий, красный и зеленый цвет. Наши предки для оформления фигурки брали натуральные красители: сок лопуха или бузины. Их наносили на поверхность маленькими точками.

В основном изделия из Плешкова - это изображение животных и сценки из жизни крестьян. Наибольшей популярностью пользовался образ молодой девушки с малышом на левой руке.

Самые популярные мотивы промысла: животные и мистические лесные существа. Пик известности ремесла пришелся на середину девятнадцатого столетия. Потребители полюбили яркие и уникальные фигурки, их за несколько минут сметали с прилавков на ярмарках.

Основная часть филимоновских изделий представляет собой свистульки. Фигурки обладают некоторыми специфическими чертами, например, барыня всегда изображалась в длинной юбке и со шляпкой на голове.

От остальных глиняных изделий, игрушки из Филимоново отличаются длинными пропорциями и вытянутыми формами. Это объяснялось особенностями местной глины. Она хорошо поддавалась лепке, но сильно трескалась при сушке. Мастерам приходилось неоднократно корректировать фигурку, чтобы замаскировать неровности.

Филимоновская игрушка отличается скудной палитрой цветов. Чаще всего умельцы отдавали предпочтение желтому, зеленому и красному оттенку. Орнаменты отличались простотой, в основном присутствовал растительный

Несколько секретов лепки и формирования фигурок:

Знакомство учащихся с приемами лепки. Катают глиняный шарик, раскатывают лепешку, складывают пополам, и птичья основа готова. Корпус - основу - снизу дополняют двумя маленькими шариками, примазывают их - это коротенькие ножки.

Остается вылепить головку. Сверху оттягиваем глину и сгибаем. Вытянуть плоский клюв, можно слепить утку, завернув хохолок и приделав гребень - петуха или курочку. Далее лепим нашей птичке клюв. Скатываем небольшой шарик, сжимаем его пальцами с трех сторон, так, чтобы получился конус, и приклеиваем к туловищу. Острым концом нашей палочки делаем углубления-глазки.

По бокам птицы рисуем крылья. Все делаем в сыром виде Лепим хвост птички: налепляем небольшую пластинку, заглаживаем, можно зубной палочкой нарисовать перышки. Далее, необходимо проверить работу на предмет ошибок, неточностей, исправить и положить на выставочный стол, дать высохнуть. На следующем занятии, когда наша поделка высохнет, раскрашиваем по своему желанию и вкусу, но в народном стиле.

Освоив лепку, вы сможете изготавливать более сложные изделия, небольшие сувениры, обереги. Народные игрушки, выполненные вами, украсят ваш дом, станут прекрасным подарком.

Интересно? Попробуем?

Прежде, чем мы перейдем к практической работе, немного отдохнем. У нас физкультминутка!

IV. Практическая работа

Самостоятельная работа по изготовлению птицы. Во время практической части обращаю внимание учащихся на явные ошибки, если они присутствуют, индивидуально помогаю, подсказываю.

Повторение: Правила поведения и ТБ с используемыми инструментами:

Практическая самостоятельная работа (продолжение) сопровождается тихой легкой музыкой.

Наше занятие подошло к концу. Спасибо! До следующего занятия, на котором мы поработаем гуашью!

Уборка рабочих мест.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 20.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области