МАДОУ «Верх-Чебулинский детский сад «Солнышко»
Конспект занятия познавательно-исследовательской деятельности в старшем дошкольном возрасте на тему:
«Удивительная соль»
Составила: Воспитатель Плахотник Н.Н. |
пгт Верх-Чебула, 2021г.
Цель: Создание социальной ситуации развития в процессе познавательно-исследовательской деятельности при ознакомлении со свойствами соли
Задачи:
-создать условия для ознакомления детей с солью, ее свойствами
- обеспечить условия для выражения детьми своего мнения, принятия решения при проведении опытов
-способствовать развитию навыков взаимодействия и доброжелательного отношения со сверстников
-создать условия для развития познавательных интересов через экспериментальную деятельность
Материалы и оборудование.
• Увеличительные стекла по количеству детей.
• Соль (крупного и мелкого помола).
• Стаканы с водой и чайные ложки (по количеству детей).
• Акварельные краски разного цвета, кисти (по количеству детей).
• Яйцо, разные мелкие предметы.
Ход занятия:
Воспитатель:
Организационный момент: На столе стоит посылка.
-Ребята, откуда это посылка, наверное пока мы готовились к занятиям, приходил почтальон? (подходим, пытаемся найти ответ)
- Написано, от Фиксиков. - открывают, читают письмо.
У них проблема, не могут определить, что это за вещество и для чего оно необходимо людям.
Есть только загадка, по которой мы можем узнать, о чем речь. «Отдельно я не так вкусна, но в пище каждому нужна» (соль).
(из посылки достают баночки разной формы с солью).
-Ребята, я предлагаю вам вступить в клуб «Юных исследователей» и все изучить про соль в лаборатории ученых.
-Скажите, ребята, а какими методами мы можем узнать информацию?
Дети подходят к доске и ставят карточки с методами исследования.
Ребята скажите, чтобы не забыть ничего важного мы, что можем сделать?
Зарисовать ответы.
1. Метод подумать: Скажите ,пожалуйста, что нам известно о соли?
Какого цвета соль? Имеет ли соль запах? Какое это вещество: жидкое, твердое или сыпучее? Кто-то знает, где и как используют соль? Как вы думаете, соль полезна или вредна? (Ответы детей.)
2. Метод прочитать в книге: Соль – это пищевой продукт, приправа к блюдам. Это единственное минеральное вещество, которое в чистом виде люди употребляют в пищу.
В далекие времена соль считалась драгоценностью, ее хранили в особых ларцах, меняли на товары. Из-за соли разгорались войны. Отсюда народная примета: соль рассыпал – к соре. В честь соли названы города: Соликамск, Сольцы и другие.
Соль необходима человеку. Недостаток соли может привести к заболеваниям сердца, нарушением пищеварения, разрушениям костной мышечной ткани.
Соль делает нашу еду очень вкусной. А еще она отличный консервант.
В соли есть полезные минеральные вещества, йод. Соль не только полезна, но и жизненно необходима, не только для людей, но и для всех живых существ.
Животным тоже нужна соль, они ее очень любят облизывать. Поэтому ее так и называют - соль-лизунец.
Конечно, это не значит, что нужно употреблять в пищу много соли. Слишком большое ее количество, может нанести вред нашему организму.
С помощью соли люди лечат различные заболевания (делают ингаляции, промывание носа, солевые компрессы при ушибах).
Существуют соленые пещеры, куда ходят люди дышать соленым воздухом, чтобы вылечить органы дыхания.
На улице дворники и специальные машины посыпают технической солью дорожки и лед, так как соль растворяет лед, впитывая воду.
Соль является хорошим чистящим средством для посуды.
Производится соль в разных видах: неочищенная (каменная) и очищенная (поваренная), морская и техническая.
А йодированная соль – это поваренная соль, в нее добавляют йод на заводе.
Пока мы читали устали, сейчас отдохнем физминутку проведем.
Физминутка:
Мы сидели, мы устали
Дружно все мы слушали
А теперь пришла пора
Отдохнуть нам детвора
Встали дружно, потянулись
Хлопнули в ладоши
И друг другу улыбнулись
Ты такой хороший.
Наша планета очень богата солеными месторождениями. Люди научились добывать соль различными способами.
А чтобы узнать какими способами добывается соль, мы используем метод «Посмотреть в интернете».
3. Метод посмотреть в интернете: Дети вместе с воспитателем просматривают видео «Как добывают соль».
Вот мы и узнали как добывают соль, а теперь перейдем к следующему методу.
4. Метод понаблюдать и провести исследование: Ребята, мы сегодня много узнали о море и соли. У учёных это называется гипотеза, а все гипотезы необходимо проверять. Давайте пройдём в нашу лабораторию и проверим всё опытным путём. А чтобы не забыть что делали, мы с вами всё зафиксируем в своих бланках – рисунках.
И так внимание:
Воспитатель: Перед началом опытов напоминаю инструкции по безопасности при проведении опытов. При работе с солью надо соблюдать правила безопасности: не пробовать на вкус, не трогать руками глаза, если на коже есть ранки, стараться, чтобы она не попала в них.
Одеваем фартуки и шапочки (дети одеваются), кто готов, проходите в нашу лабораторию.
Опыт №1: «Из чего состоит соль».
Воспитатель: Перед вами тарелочка с солью. Давайте мы её рассмотрим
- Если мы с вами посмотрим на соль.
.Что вы можете сказать о её внешнем виде? (соль похожа на порошок)
Воспитатель: Действительно, что с виду соль похожа на порошок.
- А теперь давайте соль рассмотрим в увеличительное стекло.
Что вы видите? (соль состоит из белых кристаллов)
Воспитатель: Какой вывод делаем? (соль состоит из маленьких кристаллов.)
Давайте зарисуем проведённый опыт(детям предлагается нарисовать в стакане кристаллы соли)
А теперь продолжим изучать свойства соли.
Еще ребята существует утверждение, что соль выталкивает из воды, находящиеся в ней предметы. Так ли это? Мы сейчас проверим. Этот опыт проведу я сама, а вы посмотрите.
Опыт № 2: «Плавающее яйцо»
В стаканах вода. В большом стакане солёная , а в стакане поменьше – пресная. Берем яйцо, опускаем сначала в пресную воду, яйцо тонет потом в соленую, яйцо подпрыгивает.
Вывод: в соленой воде предметы не тонут. (дети зарисовывают ответы в бланках)
Существуют большие моря, солёные озёра, которые могут держать даже человека при плавании. Например, озеро Туз в Хакасии или мёртвое море.
А сейчас мы отдохнем и разминку проведем.
Пальчиковая гимнастика:
Мы капусту рубим-рубим, (размашистые движения руками, как топором)
Мы капусту мнём-мнём, («мнут капусту»)
Мы капусту солим-солим, («берут» щепотку соли и «солят»)
Мы капусту жмём-жмём. (сгибание и разгибание кистей рук)
- Про соль говорят: «В воде родится, а воды боится».
- А так ли это, действительно ли соль боится воды, сейчас мы это докажем.
Опыт №3: «Соль растворяется в воде».
Воспитатель: У вас на столах стоят стаканы с водой. А теперь возьмите ложку соли, добавьте в стакан с водой, размешайте,
Что произошло с солью? (Соль растворилась)
Воспитатель: Значит, какой можно сделать вывод (соль растворяется в воде)
- Молодцы.
Давайте зарисуем результаты опыта. (2 стакана: один с кристаллами, второй пустой)
Воспитатель: Как вы думаете можно ли получить разноцветную соль? (разные ответы детей). Хорошо давайте проверим.
Опыт №4: «Раскрашивание соли».
(У каждого ребенка разный цвет краски)
Воспитатель: У вас на столах у всех находится разноцветная краска.
Возьмем кисточку, наберем на неё краску и соединим с солью
Что с ней произошло? (она закрасилась)
Давайте зарисуем результаты опыта в бланке (две тарелочки: в одной белая соль, в другой цветная).
Воспитатель: Конечно же, соль можно раскрашивать в разные цвета при помощи краски. После того как она подсохнет можно с ней работать, создавая различные поделки. Что мы с вами и сделаем в свободное от занятия время.
Воспитатель: - Ребята вот мы с вами провели несколько опытов с солью.
Зафиксировали результаты опытов на наших бланках.
Ну а, Фиксики ждут от нас ответ. Как мы можем им сообщить все, о чем мы сегодня узнали? (ответы детей).
- Да у нас есть карточки, где мы фиксировали все, что узнавали про соль, их и отправим в посылке обратно.
Упаковывают в посылку бланки с результатами исследований.
Итог: Молодцы! Вы сегодня были настоящими исследователями!
Скажите, что нового вы сегодня узнали о соли?
Вас всех сегодня принимают в клуб юных исследователей и вручают настоящее свидетельство. Поздравляю!
Воспитатель: А посылку ребята я обязательно отнесу на почту, и Фиксики ее получат. А у вас впереди много интересных открытий!