Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Как учить одаренных детей

Ключевые моменты, на которые стоит обратить внимание при выборе направления деятельности в сфере образования и работе с такими детьми.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Как учить одаренных детей

Ляпина Н.А., учитель начальных классов МБОУ СОШ №27 города Пятигорска

Аннотация: В статье рассмотрен вопрос об одаренных детях, какие они и в чем их особенность? Отмечена необходимость и важность обнаружения у ребенка уникальных способностей, а также особенности их развития, личностные качества и имеющиеся у них трудности. Выделены ключевые моменты, на которые стоит обратить внимание при выборе направления деятельности в сфере образования и работе с такими детьми.

Ключевые слова: психолого- педагогическое сопровождение развития одаренности, интеллектуальных и творческих способностей у младших школьников.

Тридцать лет назад я пришла работать в среднюю общеобразовательную школу №27 и на протяжении всего этого времени мои ученики становились победителями и призёрами олимпиад по истории, обществознанию и праву различного уровня. Высокие результаты достигаются, в первую очередь, благодаря систематической работе с одарёнными детьми.

Каждый одаренный ребенок — индивидуальность, нуждающаяся в особом подходе. Порой непросто найти такой подход, ведь одаренные дети осознанно или неосознанно требуют к себе отношения как к полноправному субъекту учебной деятельности и общения, поэтому учитель,во-первых, должен принимать ученика как индивидуальность со своими особенностями, уже сложившимися, т.е. придерживаться принципа «принятия другого». Во-вторых, учителю важно уметь аргументировано убеждать, быть справедливым, эмоционально уравновешенным, тактичным, чтобы не «отбить» желания творчества. В-третьих, быть гибким, способным к самоанализу, самокритике, пересмотру своих позиций.

Очень важно уметь наладить с учениками партнерские отношения, предоставлять детям свободу выбора и возможность принятия решений.

Важным фактором в использовании специальных методов обучения является компетенция учителя. Именно учитель создает атмосферу, которая способствует укреплению уверенности ученика в своих способностях, поощрению его интересов.

Обществу нужны одаренные люди. Но далеко не всегда человек способен реализовать свои способности. Очень многое зависит от семьи и от школы.

Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, задача школы — поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.

В обыденной жизни одаренность - синоним талантливости. В психологии же под одаренностью понимают системное качество личности, которое выражается в исключительной успешности освоения и выполнения одного или нескольких видов деятельности, сочетающиеся с интересом к ним.

Мне показалась любопытной одна из наиболее известных концепций одаренности - теория трех колец, разработанная американским исследователем Джозефом Рензулли. Он считает, что одаренность есть сочетание трех основных характеристик:

  1) интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень);

 2) высокого уровнякреативности;

  3) высокой увлеченности поставленной задачей.

Многих одаренных детей отличает исключительная успешность обучения, что связано с высокой скоростью переработки и усвоения информации. Но одновременно с этим такие дети могут быстро утрачивать интерес к ежедневным кропотливым занятиям. Им важны принципиальные вещи, широкий охват материала. Работать с такими детьми,с одной стороны, интересно, а с другой - трудно, ведь они требуют особого подхода, особой системы обучения.

Работу с одаренными детьми я часто сравниваю с огранкой алмаза. Чтобы алмаз засиял всеми своими гранями, необходимо приложить усилия, применить знания, потратить время. То же самое можно сказать и о работе с одаренными детьми. Учитель выступает и как наставник, и как тьютор, и как психолог. На протяжении многих лет своей педагогической деятельности я занимаюсь развитием и воспитанием одаренных детей, что включает в себя следующие компоненты:

1) выявление одаренных детей;

2) развитие творческих способностей на уроках;

3)развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, исследовательская работа);

4) создание условий для всестороннего развития одаренных детей.

Прежде всего, одаренных детей надо уметь выявить. Они имеют ряд особенностей: любознательны, настойчивы в поиске ответов, часто задают глубокие вопросы, склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью. Как правило, таких детей сразу видно, нужно только внимательно наблюдать и анализировать.

Определив таких ребят, я должна научить их думать, а для этого необходимо заинтересоватьпредметом, сделать его изучение увлекательным.

На уроках я стараюсь использовать дифференцированные задания: для способных детей я предлагаю более сложные творческие задания, занимательные задачки, кроссворды, проблемные вопросы.

В практике своей работы использую «горизонтальное» и «вертикальное» обогащение. «Горизонтальное» означает расширение изучаемой области, а «вертикальное» - более быстрое продвижение к высшим познавательным уровням в области предмета.

В нашей школе активно поддерживается и продвигается такая форма работы с одаренными детьми как интеллектуальные игры,например,«Что?Где?Когда?», интеллектуальный марафон, «Дебаты». Будучи организатором и членом жюри, стараюсь вовлекать детей в эту деятельность.

Важнейшей формой работы с одаренными учащимися в практике моей работы являются олимпиады. Они способствуют выявлению наиболее способных и одаренных детей, становлению и развитию образовательных потребностей личности, подготовке учащихся к получению высшего образования, творческому труду в разных областях, научной и практической деятельности. В течение всего времени работы в общеобразовательной школе у меня сложилась определенная система подготовки учащихся к олимпиадам.Работа начинается в сентябре с выявления тех учащихся, кто хотел бы поучаствовать в школьном этапе. Это своего рода «сито», через которое проходит отбор. Далее я организую работу по подготовке к олимпиадам по разным направлениям: дополнительные занятия и консультации группового и индивидуального характера.

Тема определяется заранее, с обсуждения ее теоретической подготовки и начинается каждое занятие. В ходе обсуждения обращаю внимание на главные понятия, их признаки, рекомендую дополнительную литературу.

В практической части занятий мы решаем задачи, кроссворды, ищем ответ на проблемный вопрос, пишем эссе.Среди других видов заданий практикую работу с графической информацией, схемами, таблицами, иллюстративным материалом. Предлагаю выполнить задания комплексного характера: поиск противоречий в текстах, интерпретация различных точек зрения на общественно-политические события или роль исторической личности, оценка достоверности сообщений, анализ источников и другие.

Одаренному ребенку необходима не только поддержка педагога, но и сопровождение психолога. Ситуация успеха, к которой одаренный ребенок быстро привыкает, требует постоянной «подпитки» (вершина взята, впередк новой!). А если вдруг провал? Если вершина не покорилась? Подчас справиться с неудачей бывает непросто, да и психолога рядом может не оказаться. Поэтому рассказываю учащимся как преодолеть страх, например, с помощью дыхательных упражнений или его визуализации, а также арт - терапии.

В.А.Сухомлинский писал: «Одаренность человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод».

Одарённые, талантливые дети и молодёжь – это потенциал любой страны, позволяющий ей эффективно развиваться и конструктивно решать современные экономические и социальные задачи. В этой связи работа с одарёнными и высоко мотивированными детьми является крайне необходимой.

Этапы психологического сопровождения одаренных детей

Программа психологического сопровождения одаренных детей в школе включает в себя несколько этапов:

Диагностический. Его целью является идентификация одаренных детей, изучение индивидуальных особенностей школьников.

Диагностические методы:

Итог диагностического этапа:

-создание индивидуальных карт школьника;

-создание информационной базы данных одаренных детей;

-аналитический отчет по результатам диагностических исследований.

Информационный. Его целью является повышение психологической компетентности участников педагогического процесса.

Виды деятельности:

Психолого-педагогические семинары, их тематика:

Родительские собрания, их тематика:

Итоги информационного этапа: создание банка информационных и методических материалов по психолого-педагогическому сопровождению одаренных учащихся.

Подготовительный. На этом этапе работы с одаренными детьми основная роль отводиться педагогам, задача которых развивать их способности. Реализуются эти требования с помощью широкого спектра педагогических приемов и методов (стимулирующие и факультативные занятия, консультации).  Составление индивидуальных программ сопровождения на каждого ребенка с учетом его особенностей, с выработкой рекомендаций для классного руководителя, родителей учителей-предметников по взаимодействию с одаренным ребенком.

 Развивающий.  Целью этапа является гармоничное развитие одаренных детей. Включает в себя организацию, проведение индивидуальных и групповых занятий по адаптации одаренного ребенка в группе сверстников, создание развивающей среды для таких детей.

В школе проводятся следующие мероприятия:

Мониторинг эффективности работы с одаренными учащимися включает в себя анализ результатов деятельности участников педагогического процесса и построение перспективы дальнейшей работы.

Заключение

Таким образом, психологическое сопровождение одаренных учащихся школы представляет собой хорошо структурированный, последовательный вид деятельности, являющийся неотъемлемой частью системы работы учреждения образования по выявлению, сопровождению, и развитию одаренных детей.

Можно сделать вывод, что психолого-педагогическое сопровождение обучения и развития одаренных детей в образовательном учреждении эффективно если:

ЛИТЕРАТУРА

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 22.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области