Интеллектуальные карты как средство визуализации учебной информации
Оформление учебного проекта, конспекта, презентаций исследовательских проектов по методу интеллектуальных карт содержит в себе передаваемую информацию лаконично и целостно.
Интеллект-карта отражает связи (смысловые, ассоциативные, причинно-следственные и другие) между понятиями, составляющими частями проблемы или предметной области, которую мы рассматриваем.
Интеллект-карты – это многоуровневая логическая схема, заполняемая с помощью условных знаков, символов и рисунков.
8 принципов при составлении интеллектуальной карты:
Процесс изучения темы не является скучным, т.к. ученики могут сами экспериментировать, придумывать разные формы, свои условные обозначения, рисунки.
Учитывая специфику предмета, физическая культура, а также достаточное большое количество видов УУД. Я отдаю приоритет познавательным УУД, формирование которых у школьников будет эффективны, если:
Первый этап создания интеллект-карты – выделение ядра. Суть его заключается в построении центрального образа, темы интеллект-карты. На данном этапе формируются УУД – поиск и выделение необходимой информации. Ученик стремиться выделить основную идею карты, размещает ее в центре листа в виде яркого графического образа, тем самым концентрируя внимание не на случайной информации, а на существенных вопросах.
Второй этап поиск информации. Формируемое УУД – поиск и отбор информации, необходимой для построения интеллект-карты. Механизмом формирования заключается в отработке умения распознавать нужную информацию, выделять ее и фиксировать в кратком, свернутом виде без потери смысла содержания.
Третьим этапом является структуризация. Формируемое УУД – умение структурировать знания. Ученик простраивает четкую разветвлённую структуру, построенную на основе ключевых понятий. В структуре интеллект-карты ключевые понятия – это первичные идеи или главные ветви, отходящие от центрального графического образа.
Анализ. Этот этап формирует УУД анализ объектов с целью выделения признаков, определение основной и второстепенной информации. Механизм формирования заключается в следующем: при выполнение логических операций учащиеся вначале отбирают содержание для информационного блока первого уровня, вторичные идеи также изображаются в виде ветвей, отходящих от ответвлений более высокого уровня.
Сравнение и классификация. С помощью этого этапа формируется УУД – выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов. В рамках самостоятельной работы учащиеся проводят классификацию по самостоятельному выбранному основанию. При защите проектов своих карт учатся искать ошибки в классификации других. На интеллектуальной карте учащиеся показывают сравнительную характеристику явлений, событий, находят сходства и различия между ними.
Синтез. Формируемое УУД – синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание, восполнение недостающих компонентов. Синтез – это сам процесс построение интеллект-карты с использованием знаково-символических средств.
Установление причинно-следственных связей межу отдельными элементами интеллект-карты. Формируем построение логической цепи рассуждений. Школьник учится устанавливать следующие логические связей межу понятиями: причинно-следственные; временная последовательность (раньше, позже, одновременно); пространственная последовательность (ближе, дальше и т.д.)
Этап – моделирование. Формируемое УУД преобразование объекта из чувственной формы в модель. Механизмом формирования является, то что ученики в процессе создания карты совершенствуют умение свертывать значительные массивы информации и отображать их различными знаковыми средствами.
Этап – презентация и защита интеллект-карты. На этом этапе формируемым УУД является рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Презентуя интеллект-карту, каждый учащийся демонстрирует собственные умения познавательной деятельности как основы систематизации. Это умения выделять главное, анализировать, группировать, классифицировать, структурировать, объединять информацию, собранную из разных источников в разном виде. Умения проектировать свою деятельность и решать поставленную проблему. Используя интеллект-карты, учащийся легко, связанно и подробно раскрывает ее содержание, опираясь только на ключевые понятия, рисунки связи между понятиями.
Неоднократное составление интеллект-карт способствует формированию познавательных УУД, высокому уровню усвоения материала, познавательной активности и интереса к изучению предмета «Физическая культура».