Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Формирование взгляда на современного читателя - подростка

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №15 г.Апатиты

Формирование взгляда на

современного

читателя-подростка

Направление: филология

Автор: Литвиненко

Ольга Алексеевна,

11А класс

Руководитель:

Помешкина Любовь

Вячеславовна,

учитель русского языка и литературы

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………3

ГЛАВА I. Современная литература для подростков………….5

ГЛАВА 2. Портрет современного читателя-подростка…………13

2.1. Результаты анкетирования обучающихся………………………13

2.2. Читательский портрет подростка………………………………...14

2.3. Рекомендации для чтения взрослым…………………………...15

2.4. Словарик современного читателя………………………….........16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..20

СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………21

ВВЕДЕНИЕ

К сожалению, ни у кого сейчас не вызывает сомнения тот факт, что за последние десятилетия статус чтения, его роль в обществе и отношение к нему значительно изменились, и не в лучшую сторону. Сегодня люди не любят читать, особенно подростки. Книги вытеснены Интернетом. «Огромный объем информации, всеобщая доступность, свобода в средствах выбора заставляет ученика всё чаще отказываться от книги как источника информации, хранителя культурных и духовных ценностей общества. Постепенно утрачивается устойчивая литературная традиция, на которую опирались предшествующие поколения». (1) Читательская культура недостаточно сформирована.

«Снижение интереса к чтению является общемировой тенденцией, обусловленной глобализацией СМИ и бурным развитием индустрии развлечений, вытесняющих чтение и как престижный источник получения информации и как приятную и престижную форму досуга». (6)

Но именно «системный кризис читательской культуры» дает возможность увидеть, что чтение - динамичный, сложный и быстро трансформирующийся процесс: «…меняются характеристики чтения подрастающего поколения в целом, а также различные его характеристики: роль семьи, домашней библиотеки и многое другое». (15)

«У современных детей и подростков не только другие литературные предпочтения, но и иное восприятие книжной культуры. Они относятся к книге не как к «учебнику жизни», а как одному из средств информации. Утверждается «новая модель» детского чтения, «новые модели» чтения для детей и подростков разных возрастов, и эта изменившаяся реальность ставит иные задачи воспитания юного читателя». (12)

Мало кто из взрослых может ответить на вопрос, что же на самом деле читают ученики, читают ли они вообще, что или кто влияет на читательский выбор, какой формат чтения предпочтительнее. Именно пониманием актуальности проблемы и стремлением ответить на эти вопросы и обусловлен выбор темы учебного проекта.

Цель проекта – выявить круг читательских интересов обучающихся 8-10 классов школы № 15 и составить читательский портрет современного подростка.

Задачи:

- Изучить тематические и жанровые особенности современной литературы, в частности подростковой;

- Провести исследование среди учащихся 8-10 классов школы № 15, проанализировать результаты анкетирования;

- На основе данных анкетирования составить портрет современного читателя-подростка;

- Составить рекомендательный список чтения для взрослых;

- Составить словарик современного читателя-подростка.

Объект исследования: подросток как читатель

Предмет исследования: читательские интересы современного школьника.

Практическая значимость учебного проекта – в возможности использования данного материала учителями-словесниками, родителями, классными руководителями при планировании уроков внеклассного чтения и во внеурочной работе.

ГЛАВА 1. Современная литература для подростков

Мир развивается, меняются читательские предпочтения, постепенно угасают прежние и появляются новые литературные традиции.

Проблемой подросткового чтения занимались очень многие исследователи, и во всех работах прослеживается следующая мысль: в начале нового века ситуация вхождения ребенка в книжную культуру радикально изменилась.

Сегодня на процесс социализации все большее влияние оказывают «некнижные» средства массовой информации. Количество каналов получения информации продолжает расти, при этом наряду с традиционными книгой и периодикой все большее место в жизни школьника играют аудиовизуальные («электронные») СМИ.

В результате отмечается падение статуса чтения и его престижа; изменения в восприятии печатного текста и информации (оно становится более поверхностным и фрагментарным, «мозаичным); в мотивации чтения и репертуаре читательских предпочтений (например, под влиянием телевидения и видеопросмотров усиливается интерес к тем темам и жанрам, которые представлены на экране, особенно приключенческим детективам, триллерам, книгам ужасов, комиксам); отдается предпочтение той печатной

продукции, где более широко представлен видеоряд (отсюда популярность иллюстрированных журналов и комиксов).

Из массового чтения подростков и юношества уходит классическая зарубежная и отечественная литература.

Известно, что раньше читали намного больше, чем сейчас. Когда же интерес к чтению пропал? В связи с чем? Проблема недостатка чтения у детей и взрослых наблюдается исследователями на протяжении уже более 20 лет.

Возникшая проблема оказалась следствием дегуманизации общества, дефицита духовности, общей культуры. Оказалось, что нечитающий выпускник школы был призван главным фактором риска современной цивилизации. В России выросло уже два поколения нечитающих граждан: у нечитающих родителей подрастают нечитающие дети, которые все больше увлекаются компьютерными играми, телевидением и интернетом.

Идёт процесс смены моделей чтения. Прежняя модель чтения («литературноцентристская») просуществовала не менее века. Именно этой модели придерживаются многие взрослые, в том числе и учителя. Для неё характерны высокий статус чтения, престиж в обществе «человека читающего», сравнительно небольшая доля «чтива» в общем списке чтения, наличие домашней библиотеки, частое посещение библиотек, ориентированность круга чтения на лучшие произведения классической литературы, обсуждение прочитанного, наличие «литературных героев», которые служат примером.

А что же такое новая модель чтения? Меняются основные характеристики чтения: статус чтения, продолжительность, характер, способы работы с печатными и электронными текстами; список чтения, читательские предпочтения и пр. Читательские интересы представляют собой динамичное явление, определяемое обстановкой в обществе.

Устойчивый характер на протяжении десятилетий имеет интерес молодежи к фантастике, в последние годы к ее разновидности «фэнтези».

В наше время подростки чаще обращаются к чтению с практической целью («деловое» или прагматическое чтение), обусловленной подготовкой к учебным занятиям.

Следующей особенностью подросткового чтения, по утверждению социологов, является то, что в старших классах школьники предпочитают произведения небольшого объёма. Почему это происходит? Они сами аргументируют это недостатком времени для знакомства с полным текстом, но «поглавное» чтение не даёт целостного представления об идейном содержании произведения. Подростки, особенно старшеклассники должны читать то, что им предписано программой (для обозначения такого рода чтения у социологов появился термин «командное чтение»). Чтобы выполнить это требование, учащиеся чаще всего обращаются к чтению краткого содержания произведений в интернете, а это меняет отношение к чтению. Это влияние проявляется в следующем: восприятие печатного текста и информации становится более поверхностным и фрагментарным, «мозаичным», «клиповым»; чтение становится поверхностным, неглубоким.

В исследованиях о проблемах подросткового чтения выражается обеспокоенность состоянием отношения к книгам детей школьного возраста. Серьёзные потери несёт и техника чтения; качество чтения современных подростков не отвечает вызовам времени и международным требованиям к стандартам грамотности. А это связано с реалиями нашей жизни, её кризисами, глобальной сменой ценностных ориентаций.

Однако отмечается, что дети сегодня читают, но читают иначе, чем их сверстники два десятилетия назад, изменились читательские потребности и предпочтения.

Данная глава написана по авторским исследовательским материалам В.П.Чудиновой «Чтение детей и подростков на рубеже веков: процессы трансформации» и «Детское чтение на рубеже веков : Проблемы. Исследования. Прогнозы : Сборник научных трудов».

(Вера Петровна Чудинова – главный научный сотрудник отдела социологии, психологии и педагогики детского чтения Российской Государственной Детской Библиотеки).

Современная литература очень разнообразна: это не только создаваемые сегодня книги, но и произведения «возвращённой литературы», «литература письменного стола», произведения писателей разных волн эмиграции.

Другими словами, это произведения, написанные или впервые опубликованные в России с середины 1980-х годов XX века и до начала первого десятилетия XXI века. Значительную роль в становлении современного литературного процесса сыграла критика, литературные журналы и многочисленные литературные премии.

Современный литературный процесс характеризует сосуществование различных направлений.

Одним из самых интересных культурных явлений второй половины XX века является постмодернизм — направление не только в литературе, но и во всех гуманитарных дисциплинах. Он не отрицает все старое, а пытается иронично переосмыслить его. Ни автор, ни повествователь, ни герой не несут ответственности за сказанное в произведении. (14)

В эпоху постмодернизма появляются произведения, которые с полным правом можно отнести к реалистическим. Отмена цензуры, демократические процессы в российском обществе способствовали расцвету реализма в литературе.

В современной русской литературе создаются произведения, которые трудно отнести к тому или иному направлению. Писатели реализуют себя в разных направлениях и жанрах.

В российском литературоведении принято выделять несколько тематических направлений в литературном процессе конца XX в.:

- Трансформация мифа (А. Слаповский, В. Сорокин, Ф. Искандер, Т. Толстая, Л. Улицкая, В. Аксёнов и др.)

- Наследие деревенской прозы (Е. Носов, В. Белов, В. Распутин, Б. Екимов и др.)
- Военная тема ( О. Ермаков, В.Маканин, А. Проханов и др.)

- Фэнтези (М. Семенова, С. Лукьяненко, А Лазарчук и др.)

- Современные мемуары (К. Ваншенкин, А. Рыбаков, Д. Самойлов, Л. Разгон, Е. Гинзбург, и др.)

- Расцвет детектива (А. Маринина, II. Дашкова, М. Юденич, Б. Акунин, Л. Юзефович и др.)

Сегодня возвращается интерес к советской литературе. Он связан с тем, что от Советского Союза больше нет. Молодежь черпает из книг знания о стране, в которой жили их отцы и деды.

Сейчас в России существует множество литературных премий, и каждый раз жюри бывает трудно выбрать лауреатов из множества в высшей степени достойных претендентов.

Неповторимые личности творят неповторимую литературу, в конечном счете это именно то, что было всегда характерно для живой и свободной русской литературы. (10)


Детская литература - это литература, специально предназначенная для детей до 15 - 16 лет и осуществляющая языком художественных образов задачи воспитания и образования детей. «Она неотделима от общего литературного потока, рождается на пересечении художественной литературы и педагогики и осуществляет единство принципов искусства и педагогики». (6)

Современная детская литература прямо или завуалированно выполняет эту функцию, но, в отличие от советской прозы, в произведениях она реализуется не столь дидактично.

В целом «детская литература - это мир художественных произведений о том, что такое и кто такой ребенок, что такое его микрокосм и что такое его макрокосм, то есть все окружающее его». (8)

Таким образом, произведения детской литературы должны быть адресованы читателям определенного возраста или со временем войти в круг детского чтения из «взрослого» (например, «Робинзон Крузо» Д. Дефо). В первом случае героями произведений, как правило, являются дети, сверстники читателей. Во втором - важной особенностью произведений становится их занимательный сюжет, яркие персонажи, в числе которых образов детей может и не быть. (5)

В зависимости от возраста детей читательские навыки усложняются, следовательно, и литература усложняется.

Отличительные признаки подростковой литературы:

- социальную направленность,

- повествование от первого лица,

- языковые особенности молодежной речи,

- эксперименты с композицией (так называемые серийность и «сериальность»). (11)

В содержании современной детской литературы есть два знаковых момента. Первый – весёлый – совмещение сказки, мифа с приметами современности. Второй моменты – горький. Одна из ярких пример времени – одиночество детей: их родителям не до них. (5)

Современная подростковая литература – это не только книги о первой школьной любви и проблемных взаимоотношениях с родителями. Большинство произведений для подростков поднимают взрослые проблемы совсем юных людей.

Определяя в процессе взросления собственные интересы и желания, ребята на страницах книг ищут родственные души, насыщая свою жизнь приключениями и переживаниями, порой отождествляя себя с героями книги. Такие произведения могут многому научить подростков и дать совет всезнающим взрослым. (9)

Фантастика - жанр, основанный на существовании и взаимодействии необычных или нереальных элементов или явлений. (например, Дмитрий Емец, серия книг «Таня Гроттер»).

Фэнтези— жанр фантастической литературы, основанный на использовании мифологических и сказочных мотивов. В отличие от научной фантастики, фэнтези не стремится объяснить мир, в котором происходит действие произведения, с точки зрения науки. (Андрей Белянин «Орден Бесогонов»).

Приключения - захватывающая дух история, в основе которой – головокружительные приключения главных героев. (Елена Чудинова «Держатель знака»).

Нон-фикш – это научные и околонаучные труды по психологии, диетологии, обучению, воспитанию детей и другим отраслям знаний. (Стивен Хокинг «Краткая история времени»). (7)

Любовный роман – лирическая история, основанная на чувствах и эмоциях влюбленных. (Тамара Крюкова «Костя+Ника»).

Исторический роман - художественное произведение, основанное на реальных фактах или событиях из исторического прошлого. (Мария Семёнова «Лебединая дорога»).

Антиутопия – жанр художественной литературы, описывающий государственный или мировой уклад, в котором при изначальном стремлении к идеальному существованию для всех обитателей складываются негативные тенденции развития. (Дмитрий Глуховский «Метро 2033»). (4)

Графический роман — самостоятельное художественное произведение, в котором главная смысловая и повествовательная нагрузка ложится на рисунок, а не на текст. (Юлия Никитина «Полуночная земля»).

Триллер — художественное произведение, в котором есть загадка и которое обязательно вызывает у читателя ощущение тревоги или страха. Главная задача книг этого жанра — обеспечить максимальное нервное напряжение, связанное с существующей загадкой, которое не отпустит читателя до конца произведения. (Эли Фрей «Синдром Алисы»),

Детектив – жанр, основанный на разгадке тайны, убийства, похищения или кражи, с подробным описанием расследования. (Светлана Лаврова «Дело о великой и ужасной кости»). (16)

Вывод: глава «Современная литература для подростков» содержит исследовательский материал, отражающий проблему читательского кризиса на современном этапе, информацию о меняющейся модели чтения у современного поколения. Также в данной главе представлены материалы об особенностях современной литературы, в том числе литературы для детей и подростков, о её жанровом и тематическом многообразии.

ГЛАВА 2. Портрет современного читателя-подростка

2.1. Результаты анкетирования обучающихся

В мини-исследовании участвовали обучающиеся 8-10 классов школы № 15 в количестве 104 человек.

В предложенной анкете 10 вопросов.

1.Относится ли чтение к числу ваших любимых занятий?

Положительно на этот вопрос ответили 44 (42%) человека. 60 человек не включили чтение в круг любимых занятий.

50% (62 человека) предпочитают бумажный формат, 50% - электронный

Список предложенных жанров: фантастика, фэнтези, приключения, нон-фикш, любовная, историческая, антиутопия, юмористическая, графический роман, о школе, детектив, триллер.

Топ-5 самых популярных жанров учащихся:

Менее всего анкетируемые интересуются литературой о школе, исторической и любовной литературой.

Самым распространённым ответом на данный вопрос является вариант: «Не все». Так ответили 70 учащихся (67%).

Были предложены варианты: дом-школа-библиотека.

Ответы распределились следующим образом:

64 человека (62%) делятся впечатлением от прочитанного, 60 человек (48%) – нет.

Совет родителей – 6 человек

Советы сверстников- 23 человека

Рекомендации учителя – 14 человек

Интернет – 60 человек

Собственные предпочтения – 9

На основе ответов на данный вопрос составлен список чтения для взрослых (смотри главу 2.3)

Для развлечения (отдыха) -14 человек

Для развития интеллектуальных и творческих способностей – 74 человека

Вполне можно обойтись без чтения – 16 человек

2.2. Читательский портрет подростка

На основе анализа результатов анкетирования была предпринята попытка составить портрет читателя-подростка нашей школы: определить, читают ли дети вообще, определить предпочтительный формат, структуру и жанры чтения, цель чтения.

Вот к каким выводам мы пришли:

Данные выводы – повод порадоваться за читающих детей и повод старшему поколению задуматься о том, что незнание читательских интересов подростков может привести к увеличению пропасти непонимания.

2.3. Рекомендации для чтения взрослым

Мы попросили анкетируемых порекомендовать для прочтения книгу старшему поколению. Цель – изучить структуру чтения подростков, предложить список книг взрослым, чтобы это помогло им лучше понять мир подростка.

Среди рекомендованных были и классические произведения русской литературы (например, Ф.Достоевский «Преступление и наказание»), знаменитые, тоже ставшие уже классическими образцы фэнтезийной литературы: «Гарри Поттер» и «Властелин колец», детективной: книги Агаты Кристи, психологические триллеры Стивена Кинга. Также часто в ответах встречаются такие широко известные, прежде всего по экранизациям, книги: «Голодные игры», «Игра престолов».

В рекомендованный список вошли неизвестные абсолютному большинству взрослых книги:

2.4. Словарик современного читателя

Альфа-ридер - читатель, который вычитывает книгу по мере написания, главу за главой. Альфа-ридер предлагает автору свои замечания и советует ему, как улучшить текст.

Атмосферная литература - книги, в которых созданы особенные миры, независимо от того, выдуманные они или вполне реалистичные. В них уютно (но не факт), в них царят определенные правила и законы.

Бета-ридер — человек, который по просьбе писателя читает его рукопись перед тем, как она будет направлена для публикации в издательство или выложена на интернет-ресурс.
Буккроссинг — городское развлечение, в рамках которого происходит свободный обмен бумажными книгами в общественных местах или специально обозначенных для буккроссинга точках.

Буктьюбер — видеоблогер, который ведет на сайте YouTube канал, посвященный книгам.
Графический роман — самостоятельное художественное произведение, в котором главная смысловая и повествовательная нагрузка ложится на рисунок, а не на текст.
Интерактивная книга — книга, взаимодействующая с читателем и предлагающая ему иные виды деятельности, кроме чтения.
Киберпанк — научно-фантастический жанр, сюжет которого связан с компьютерными и интернет-технологиями и деятельностью хакеров.
Кинообложка — обложка книги, специально изданной или переизданной к премьере фильма или сериала, в оформлении которой используются афиша или кадр из фильма.

Книжное похмелье - чувство, когда окружающий мир кажется несовершенным и сюрреалистичным из-за того, что человек только что закончил читать книгу, в которую был полностью погружен, неспособность начать читать новую книгу.

Кошмариться – получать удовольствие от чтения литературы в жанре horror.
Литературный раб (негр) / Призрак — писатель, нанятый для написания книги, которая выйдет под чужим именем.

Магический реализм — художественный метод, в котором магические элементы включены в реалистическую картину мира

Мейнстрим – это реалистическая проза, отображающая то, что происходит «здесь и сейчас». В основе сюжетов реалистической прозы – судьбы реальных людей, их (а также писательские) жизненные принципы и мировоззрение.

Новеллизация — создание произведения художественной литературы на основе художественного фильма, сериала, компьютерной игры или иного медиа-произведения.
Нон-фикшн (от англ. non-fiction) — нехудожественная литература: биографии, мемуары, монографии, научно-популярные издания и т.п. В нон-фикшн нет придуманного сюжета и придуманных героев.

Нуар - жанр американской массовой литературы 1920-х - 1960-х годов. Основными чертами романа в жанре нуар являются напряженный сюжет, склонность персонажей к саморазрушению. Нуар сравнивают с детективом, однако главное отличие здесь в том, что героем, как правило, является не детектив, а жертва, подозреваемый или преступник, непосредственно вовлеченный в преступление, а не распутывающий историю со стороны. 

Пеплум — жанр исторического кино, для которого характерны использование античных или библейских сюжетов; большая продолжительность фильма; масштабность: батальные сцены, обилие общих планов панорамного типа и огромное количество массовки. 

Покет (покет-бук) (от англ. pocketbook — карманная книга) — книга небольшого размера в мягком переплете.
Попаданчество — прием фантастической литературы, при котором главный герой по тем или иным причинам переносится в параллельный мир или другую историческую эпоху. (3)

Саспенс - художественный эффект, особое продолжительное тревожное состояние зрителя (или читателя) при просмотре кинофильма (чтении книги); а также набор художественных приёмов, используемых для погружения зрителя в это состояние. Саспенс в основном применяется в триллерах. 

Синопсис — в литературе краткое изложение сюжета художественного произведения, которое без подробностей раскрывает его суть.

Спойлер — преждевременно раскрытая важная информация, которая портит впечатление от художественного произведения, разрушая интригу.

Стимпанк — поджанр фантастики, в котором действие происходит в мире, где до совершенства доведены механические и паровые технологии.
Суперобложка — дополнительная бумажная обложка, которая надевается на основную обложку книги.

Сюр – что-либо странное, болезненное, необычное, заумное, абсурдное.

Фанфик (от англ. fan fiction — художественная литература фанатов) — тексты, созданные поклонниками произведения, с использованием его героев, ситуаций, истории.
Флипбук – буквально «книга для перелистывания», книжный формат малого размера с уникальной ориентацией страниц, при которой страницы перелистываются вертикально. (9)

Вывод: в данной главе создан читательский портрет подростка на основе анкетирования обучающихся 8-10 классов школы № 15: обозначен круг чтения, проанализированы жанровые предпочтения подростков, зачем нужно читать. Кроме этого, представлен список рекомендованного чтения для взрослых, который, надеемся, поможет им лучше ориентироваться в мире интересов подростков и лучше понимать их. Словарик современного читателя будет полезен всем, кто интересуется тенденциями развития современного литературного процесса.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Опасения о «нечтении детей», мифы о «кризисе детского чтения» не случайны и имеют под собой реальную основу. Современные дети читают не то и не так, как предыдущие поколения. Однако они читают. При этом принципиально меняется практически вся модель чтения: его статус, длительность, характер восприятия и интерпретации, репертуар чтения детей и подростков, цели чтения. (6)

В портрете современного читателя-подростка можно отметить «фрагментарность и предпочтение небольших по объему книг; снижение техники чтения; бессистемность; механическое чтение, выражающееся в неумении извлекать из текста нужную информацию». (5) Предпочтение современный юный читатель отдает увлекательной литературе: фантастике, детективам, приключениям, чаще всего зарубежным образцам этих жанров. С другой стороны, современный подросток – это «свободный, творческий, нестандартный читатель, со своими приоритетами в выборе книг и «интернетным» читательским опытом». (11)

Информационное общество невозможно построить в нечитающем мире. Чтение является единственной интеллектуальной технологией освоения накопленного человечеством знания. Интерес к чтению у подростков будет поддерживаться, если у них будет разнообразный и свободный выбор литературы. В связи с этим именно взрослым (родителям и учителям) надо идти в ногу со временем, повышать информационную культуру, чтобы дети чувствовали их компетентность и прислушивались к их советам по выбору качественной литературы.

Самое главное – читать. По словам Р.Брэдбери, «есть преступления хуже, чем сжигать книги. Например – не читать их».

СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.В.Я.Аскарова, Н.К.Сафонова. Читающий подросток в фокусе разнообразных представлений. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.library.ru/1/sociolog/text/article.php?a_uid=270

2. Н.К.Воронина Книга и читатель-подросток в современном школьном образовании [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://ifapcom.ru/files/2014

3. Группа ВК Методисты библиотек Пермского края Словарь современного читателя [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://vk.com/wall-119725306_6151

4.Издательская группа «Азбука-Альтикус».Лучшие книги в жанре антиутопия [Электронный ресурс].Режим доступа: https://azbooka.ru/articles/antiutopii

5. А.П.Кашкаров Современная литература: что о ней думают подростки, и как находят? Анализ беспристрастного исследования [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://educ.wikireading.ru/12735

6. У.А.Клабукова «Педагогический портрет» современного читателя-подростка [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://infourok.ru/

7. Н. Е. Кутейникова, Т. А. Енукова. Современная приключенческая литература для подростков и юношества на уроках в школе [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://literary.ru/literary.ru/readme

8. Московский государственный гуманитарно-экономический университет. Понятия "детская литература", "литература для детей", "круг детского чтения" в книгоиздании. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://studfile.net/preview/5390400/page:43/

9. Сайт Ивановской областной юношеской библиотеки. Режим доступа: https://www.rewizor.ru/literature/views/detskaya-literatura-segodnya-chto-chitat-molodomu-pokoleniu/

10. Сайт Новости литературы. Режим доступа: http://novostiliteratury.ru/

11. Е.Сафронова. Современная литература для детей и юношества: есть ли «книжные маяки» у молодого поколения? – Ревизор. Информационный портал по культуре. Режим доступа: https://www.rewizor.ru/literature/

12. С.В.Тихонова Портрет современного читателя подростка [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/portret-sovremennogo-chitatelya-podrostka/viewer

13. Фантастика: новости и книги. [Электронный ресурс]. Режим доступа:

https://fanzon-portal.ru/press-center/news/knigi/chto-iz-fantastiki-pochitat-podrostku-10-uvlekatelnykh-knig/

14. М.А.Черняк. Революция чтения: что такое современная литература? https://newtonew.com/culture/revolyuciya-chteniya-chto-takoe-sovremennaya-literatura

15. В.П. Чудинова. Чтение детей и подростков в зеркале гендерной социологии [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ru.calameo.com/books/001280108f27e84bb5d32

16. Е.Шафферт 10 крутых детективных книг для детей с тайнами и расследованиями [Электронный ресурс]. Режим доступа:

https://chips-journal.ru/reviews/10-krutyh-detektivnyh-knig-dla-detej-s-tajnami-i-rassledovaniami

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 29.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области