Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Актуальные аспекты преподавания функциональной грамотности на уроках химии.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

МКОУ «Старополтавская средняя школа»

Старополтавского района Волгоградской области.

Учитель химии, биологии

Надворная Ирина Анатольевна

«Актуальные вопросы преподавания функциональной грамотности на уроках химии в 2021-2022 учебном году»

(выступление на районном методическом объединении учителей химии, биологии)

Наше время – это время перемен. Меняется все – обычаи и традиции, ценности и приоритеты. Меняются и требования, предъявляемые к выпускникам современной школы. Сейчас недостаточно научить ученика выполнять определенные алгоритмы, решать типовые задания, действовать в соответствии с заранее построенной моделью. Значительные изменения приоритетов в школьном образовании в мире нашли отражения в новой программе международных исследований PISA. Основной упор делается на определение сформированности естественнонаучных знаний для отбора в реальных жизненных ситуациях. Поэтому перед современным учителем стоят задачи.

Функциональная грамотность учащихся по химии – это определенный уровень образованности учащихся основной школы, выражающий степень овладения ими ключевых компетенций. Для этого необходимо включать в содержание уроков задания, направленные на развитие общеучебных умений и навыков, на развитие у учащихся способности применять естественнонаучные знания, умения и навыки в нестандартных ситуациях. Примерами таких задач для основной школы могут быть интегрированные задания из области биологии, химии, географии, физики, математики которые вдобавок охватывают несколько тем курса. Педагог должен моделировать ситуации, в которых ученикам предстоит выбрать из имеющихся методов или конструировать самим новый, метод решения.

Оценивание функциональной грамотности учащихся по химии это процесс определения степени соответствия достигнутого учащимися качества. Предлагаемые ситуации в заданиях PISA и TIMAA связаны с проблемами, которые возникают в быту каждого человека (определить качество чая, антибиотики – убийцы бактерий) или как гражданина мира (оценить последствия экологической катастрофы).

Школа в современных условиях должна обеспечить развитие у учащихся умения использовать свои знания, в том числе и естественнонаучные, в своей повседневной жизни.

Исходя из вышесказанного, главная цель моей работы – развитие таких умений, знаний и навыков, которые обеспечивают успешность моих выпускников во взрослой жизни.

Одним из способов достижения поставленной цели считаю использование на своих уроках прикладных заданий, как в стандартных, так и в нестандартных ситуациях, самостоятельную работу учащихся с научной и другой литературой и т.д. Так как подобные задания школьникам практически не предлагаются, поскольку традиционно приоритетным для естественнонаучного образования является ориентация на освоение большого объёма знаний, а не на формирование применять полученные в школе знания в различных жизненных ситуациях. Таким образом снижают интерес учащихся к познанию науки.

Предлагаю задачи, которые можно решать в соответствующих разделах курса химии, биологии, а также отдельными блоками на итоговых урока при обобщении знаний в конце изучения курсов неорганической и органической химии.

Задание №1.Народы древних цивилизаций (Египет, Китай, Индия) использовали плесневелый хлеб для дезинфекции, прикладывая его к ранам и гнойникам заболевших.
В 1928 году британский учёный Александр Флеминг обнаружил первый настоящий антибиотик. Это стало одним из главных открытий XX века. Появление антибиотиков совершило революцию в лечении многих видов инфекционных заболеваний и помогло спасти бессчетное число людей.
Современные учёные разрабатывают антибиотики нового поколения, которые уже показали обнадеживающие результаты в первых испытаниях. Необходимость в новых лекарствах остра как никогда, если учесть, что возрастающая устойчивость бактерий к антибиотикам представляет серьёзную угрозу. В 1928 г. Александр Флеминг проводил исследование стафилококка, достаточно распространённой бактерии, являющейся возбудителем многих заболеваний. После отпуска, проведённого с семьёй, учёный вернулся в свою лабораторию. Перед отъездом он собрал чашки Петри с разными образцами (культурами) стафилококков на столе в углу лаборатории. По возвращении он увидел, что на питательной среде из агар-агара в одной из чашек Петри появился плесневый гриб (сизая плесень), а вокруг плесени была область, в которой бактерии отсутствовали. В других чашках Петри плесень не появилась, а колонии стафилококков были в норме.Какой вывод сделал А. Флеминг после своего «незапланированного эксперимента»?

В заключении мне хочется подвести некоторые итоги своей работы.

В настоящее время меняется взгляд на то, какой должна быть подготовка выпускника основной школы. Наряду с формированием предметных знаний, умений и навыков, каждый учитель, работающий в современной школе, обязан научить этому своих учеников использовать свои знания в повседневной жизни, выделять в реальной жизни проблемы, которые можно решить с помощью научных методов. Научить школьников делать выводы, необходимые для понимания окружающего мира и для принятия соответствующих решений. Только обладая всеми перечисленными умениями, выпускник может стать успешным во взрослой жизни, сможет достичь поставленных целей.

Список литературы.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 01.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области