Статья Зиганшиной Веры Александровны «Развитие профессиональных компетенций педагогических работников и формирование новых образовательных практик для обеспечения успеха каждого ребенка»
Педагогическое взаимодействие представляет собой целенаправленный контакт педагога и ребенка, следствием которого являются изменения в его поведении, деятельности и отношениях. Поскольку педагог для ребенка –значимая фигура, на него ложится ответственность за качество взаимодействия с детьми.
Исследователи определяют профессионала педагога как человека, хорошо понимающего общие тенденции развития образовательного процесса, своего места в нем и обладающего особым видением человека в процессе развития, понимающего направленность и результативность психологических действий и воздействий.
Понятие профессионализма не ограничивается характеристиками высококвалифицированного труда; это и особое мировоззрение человека.
Критерии профессиональной компетентности :
1. Владение современными педагогическими технологиями и их применение в профессиональной деятельности.
2. Готовность решать профессиональные предметные задачи.
3. Способность контролировать свою деятельность в соответствии с принятыми правилами и нормами.
В качестве одной из важнейших составляющих профкомпетентности является способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, а также использовать их в практической деятельности.
Исходя из современных требований можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога:
Работа в методических объединениях, творческих группах;
Исследовательская деятельность;
Инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;
Различные формы педагогической поддержки;
Активное участие в педагогических конкурсах и фестивалях;
Трансляция собственного педагогического опыта и др.
Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог
сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной
компетентности.
Развитие профессиональной компетентности – это динамичный процесс
усвоения и модернизации профессионального опыта, ведущий к развитию
индивидуальных профессиональных качеств, накоплению профессионального опыта, предполагающий непрерывное развитие и самосовершенствование.
Предлагаю работу по развитию профессиональной компетенции педагогов организовать следующим образом:
1 этап. Выявление уровня профессиональной компетентности педагога:
-диагностирования, тестирование;
-определение путей совершенствования профессиональной компетентности.
2 этап. Механизмы развития профессиональной компетентности педагога.
-Обучение на курсах повышения квалификации, в том числе в дистанционном
режиме и др.
-Работа в РМО, творческих группах, педмастерские, мастер-классы.
-Активное участие в педсоветах, семинарах, конференциях.
-Участие в различных конкурсах.
-Участие в исследовательских работах, создание собственных публикаций.
-Обобщение и распространение опыта.
-Аттестация.
-Творческий отчет.
-Использование современных методик, форм, видов, средств обучения и новых
технологий.
-Самообразование.
3 этап. Анализ деятельности педагога.
-Обобщение опыта.
-Разработка рекомендаций по дальнейшему совершенствованию
профессиональной компетентности педагогов.
-Самоанализ деятельности.
Становится значимым разработать такую программу психолого-педагогического сопровождения педагога, которая бы способствовала развитию его профессиональной компетентности, что приводит к повышению качества образования и формированию позитивных отношений между всеми участниками образовательного процесса.
Компетентность как понятие появилось в научном лексиконе в конце 50-х годов XX столетия .
Таким образом, компетентность человека связана с профессией в конкретной сфере общественной жизни, которую обслуживает деятельность. В качестве сфер общественной жизни, как правило, выделяют, материальную и духовную. Педагогическая деятельность, направленная на приобщение учащихся к культуре и ее ценностям, тем самым обслуживает духовную сферу общества. Социально-опосредованный характер педагогической деятельности проявляется в том, что она осуществляется во благо ученика, ради его развития, во имя обретения им человеческой сущности и его становления как субъекта деятельности, способного строить жизнь, достойную человека. Созидание такой жизни требует, чтобы ученик по окончании школы выбирал ту профессию, которая отвечает как его потребностям, так и запросам общества, в котором он живет. Следовательно, деятельность учителя обслуживает духовную сферу общества, так как учитель, воспитывающий ученика, транслирует культуру, вводит ребенка в мир культуры, развивает у него способность к сохранению культуры, к ее созиданию и преобразованию, а также, в определенной степени, и материальную сферу, так как учащиеся будут работать в этой сфере.
Изучение профессиональной компетентности учителя обусловливает необходимость выделения ее структурных компонентов, а также описания их содержания.
Педагогическая компетентность будет только набором профессиональных навыков, если в нее не вдохнуть педагогическое творчество. Без сотворчества с обучающимися продуктивный процесс немыслим.
Путь от приспособления к педагогической ситуации до ее преобразования составляет суть динамики творчества учителя.. Таким образом, можно сделать вывод, что мастерство входит в состав педагогического творчества и является составляющей профессиональной компетентности.
Инновационная образовательная среда как фактор развития профессиональной компетентности педагога
Инновационная деятельность в сфере образования начала приобретать все большее значение во всем мире со второй половины ХХ века.
К основным функциям инновационной деятельности относятся изменения компонентов педагогического процесса.
Сегодня можно утверждать, что в последнее десятилетие в отечественном образовании сосуществуют две тенденции его развития – традиционная и инновационная.
Психолого-педагогическое сопровождение развития профессиональной компетентности педагога
В настоящее время в системе образования четко обозначился подход к сопровождению, а именно – сопровождение образовательного процесса. При этом речь идет о том, что необходимо создавать систему психолого-педагогического сопровождения, которая должна опираться на следующие принципы: соблюдение интересов ребенка; принцип непрерывности (ребенку гарантировано непрерывное сопровождение и помощь в решении проблемы на всех этапах образовательной деятельности); принцип системности сопровождения (определение основных задач и мероприятий по оказанию помощи ребенку должно основываться на комплексной, качественной диагностике, позволяющей выявить не только его проблемные, но и сильные стороны, на которые можно будет опираться при проведении работы с ним).
Данная цель обуславливает постановку ряда задач:
- предупреждение возникновения проблем развития ребенка;
- помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения,: учебные трудности, проблем с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями;
- психологическое обеспечение образовательных программ;
- развитие психолого-педагогической компетентности учащихся, родителей, педагогов.
Педагоги должны быть подготовлены к работе с детьми с различными индивидуально-психологическими особенностями.
Таким образом, в настоящее время психологопедагогическое сопровождение педагогов выступает как неотъемлемый элемент системы образования, который способствует развитию профессиональной компетентности
Программа психолого-педагогического сопровождения развития профессиональной компетентности педагогов
Цель программы психолого-педагогического сопровождения развитие профессиональной компетентности учителя.
Программа сопровождения развития профессиональной компетентности педагогов направлена на осознание собственного потенциала, определение возможных путей дальнейшего профессионального роста и развития. Основной акцент сделан на стремлении преодолевать трудности на пути к достижению цели, на повышении мотивации к успеху, формировании толерантного отношения к неопределенности, на снижении ригидности и тревожности.
В ситуации перехода Российской Федерации от индустриального к постиндустриальному информационному обществу нарастают вызовы системе образования и социализации человека.
В постиндустриальном обществе, где решены задачи удовлетворения базовых потребностей человека, на передний план выдвигаются ценности самовыражения, личностного роста и гражданской солидарности. Образование становится не только средством освоения всеобщих норм, культурных образцов и интеграции в социум, но создает возможности для реализации фундаментального вектора процесса развития человека, поиска и обретения человеком самого себя.
Пронизывая уровни дошкольного, общего, профессионального образования, дополнительное образование становится для взрослеющей личности смысловым социокультурным стержнем, ключевой характеристикой которого является познание через творчество, игру, труд и исследовательскую активность.
Дополнительное образование выполняет функции "социального лифта" для значительной части детей, которая не получает необходимого объема или качества образовательных ресурсов в семье и общеобразовательных организациях, компенсируя, таким образом, их недостатки, или предоставляет альтернативные возможности для образовательных и социальных достижений детей, в том числе таких категорий, как дети с ограниченными возможностями здоровья, дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации.
Все родители хотят, чтобы их дети были добрыми, выросли успешными и счастливыми!
Главная задача современной школы – это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.
Основная идея «Успеха каждого ребенка» – выстраивание системы дополнительного образования, создание комплексной модели поддержки талантливых детей.
Каждый ребёнок должен получить опыт успешных дел, проектов, задумок. Успех даёт уверенность в своих силах. Успех делает людей победителями. Успех заставляет двигаться к новым вершинам, к победе. Какая бы область деятельности ни была выбрана ребёнком, необходимо помогать ему в достижении цели. И обязательно праздновать успех с детьми. Ребёнок, который испытал успех, очень отчётливо помнит эти радостные и окрыляющие чувства и радостные эмоции. И, конечно же, он будет стремиться повторить это снова и снова. Запланированный успех — это ступеньки к великим делам.
Путь к успеху у каждого свой, но главное — это путь, дорога, по которой необходимо пройти. Пройти — значит, быть в движении. Движение — значит, действие.
Мы уверены, что секрет и залог успеха кроится в преданной любви к детям и к делу, которому ты призван служить.
А если творческое кредо педагога - дарить воспитанникам радость познания и самореализации, то результат такой деятельности непременно обернется определенным успехом, и конечно, благодарностью поверившего в себя ученика и его родителей.
Январь 2022год