Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Проект "Развивающая предметно-пространственная среда по ФЭМП в соответствии с ФГОС ДО"

Цель Организация развивающей предметно-пространственной среды по ФЭМП для детей дошкольного возраста в условиях ДОУ. Задачи • Привести в соответствие с требованиями ФГОС материально-техническую и учебно-методическую базу по развитию воспитанников. • Развивать умение творчески, нестандартно преобразовывать информацию, искать новые пути решения задач, которые ставит перед человеком жизнь. • Создать психолого-педагогические условия для развития детей дошкольного возраста. • Активизация интереса к математике. • Обогащение знаний и умений детей в целом.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития - детский сад №14» г.о. Саранск

Проект: Развивающая предметно – пространственная среда

по ФЭМП в соответствии с ФГОС ДО.

Вопитатель:Сергеева Т. Н.

Центр математического развития в детском саду по ФГОС.

Актуальность.

Педагогов и родителей всегда интересовал вопрос, как обеспечить

полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школьному обучению. Один из показателей интеллектуальной готовности ребёнка к

школьному обучению - уровень развития математических и коммуникативных

Среди учебных предметов, вызывающих повышенные трудности в усвоении, математика занимает одно из первых мест. Это обнаруживается уже в дошкольном возрасте, но особенно четко наблюдается в начальной школе. Абстрактный характер математического материала, который необходимо анализировать, обобщать, делая выводы, недостаточное владение математической памятью создают особые трудности в освоении материала.

Содержание учебного материала по отдельным разделам программы для многих детей

оказывается непосильным, а медленный темп усвоения не позволяет им полностью

освоить программу в установленные сроки.

Математика для детей имеет наиболее большое значение, в плане развития памяти, и

дальнейшего усвоения информационного содержания образования. Для более

эффективного внедрения математики в сознание ребёнка изучение её должно начинаться уже в детском саду.

Для реализации образовательной области «Познавательное развитие» через процесс

формирования элементарных математических представлений в группах ДОУ

организуются центры занимательной математики.

Центр занимательной математики ,на мой взгляд, должен быть оснащён материалами и атрибутами, позволяющими детям в самостоятельной деятельности отрабатывать навыки, закреплять уже имеющиеся знания, открывать для себя новое в области математики через своеобразные детские виды деятельности: игровую, поисково-исследовательскую, конструктивную, речевую и т.д.

ФГОС дошкольного образования обозначил конкретные требования к созданию развивающей предметно-пространственной среды.

Она должна обеспечивать:

- максимальную реализацию образовательного потенциала пространства ;

- возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых;

- реализацию различных образовательных программ;

- учет возрастных особенностей детей.

В связи с этим возникла необходимость обратить особое внимание на предметно-пространственную среду с точки зрения ее насыщенности, трансформируемости, полифункциональности, вариативности, доступности и безопасности.

Таким образом, актуальность темы заключается в необходимости качественного преобразования развивающей предметно-пространственной среды, которую она играет в формировании мыслительных навыков всех воспитанников дошкольного учреждения.

Учитывая актуальность данного направления, был разработан педагогический проект: «Развивающая предметно – пространственная среда по ФЭМП в соответствии с ФГОС ДО».

Цель: Организация развивающей предметно-пространственной среды по ФЭМП для детей дошкольного возраста в условиях ДОУ.

Задачи:

Соответствие развивающей предметно-пространственной среды по ФЭМП требованиям ФГОС ДО

В рамках проекта предусмотрено преобразовать развивающую предметно-пространственную среду по ФЭМП в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования.

1.  Насыщенность развивающей предметно-пространственной среды.

Центр занимательной математики планируется оснастить разнообразным игровым оборудованием и обеспечить не только, познавательную, но игровую и творческую активность каждого ребенка.

Насыщенность среды будет соответствовать возрастным возможностям детей.

Развивающая предметно-пространственная среда имеет огромное значение для развития детской инициативы и самостоятельности. В связи с этим, будут созданы условия, которые обеспечат стремление детей заниматься самостоятельно . Развивающая предметно-пространственная среда будет содержать достаточное количество элементов, с которыми ребенок сможет самостоятельно взаимодействовать при минимальной помощи взрослых.

2. Трансформируемость.

Пространство будет трансформироваться в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей. Среда будет построена так, что дети свободно смогут перенести игры и предметы из условно выделенных уголков в любую часть помещения.

3. Полифункциональность.

Игры, пособия, мебель в зале полифункционально пригодны для использования в разных видах деятельности, в том числе в качестве предметов-заместителей. Детям будет предоставлен широкий выбор функционально-игровых предметов и оборудования, которые позволят им реализовать стремление к творческому моделированию игровой ситуации.

4.  Вариативность.

Оборудовать в группе различные пространства: для игры, для уединения и упражнений, а также разнообразные материалы: дидактические игры, игрушки и оборудование, обеспечивающие свободный выбор детей.

Игровой и наглядный материал будет периодически меняться и пополняться в соответствии с тематикой, будут вноситься новые пособия и атрибуты, стимулирующие познавательный интерес детей.

5.    Доступность и безопасность.

Все пособия, атрибуты и оборудование, которыми планируется обогатить развивающую предметно-пространственную среду будут соответствовать гигиеническим требованиям, иметь привлекательный вид, учитывать возрастные особенности; материалы и оборудование будут безопасны и сертифицированы.

Младший дошкольный возраст:

В младшем дошкольном возрасте, прежде всего, создаётся комфортная и безопасная для ребёнка обстановка. Предметная среда группы организуется так, чтобы стимулировать восприятие детей, способствовать развитию анализаторов, подсказывать способы обследования и действий.

В центре занимательной математики  могут быть расположены дидактические игрушки и настольные игры, развивающие у детей умения: сравнивать предметы по различным признакам - размеру, форме, цвету, назначению и т.д.; группировать предметы на основе общих признаков (это - посуда, это - обувь); ленты одинаковой длины и одинакового цвета; составлять целое изображение из 6-8 частей («Игрушки», «Животные», «Цветы»); лото (посуда, одежда, мебель, животные, растения); составлять ряды из одинаковых предметов по убыванию или возрастанию того или иного признака: объема, высоты, интенсивности цвета и т.д.;  реальных объектов. Игры «Замри», «Волшебные картинки», «Придумай сам»,  и др.; Дидактические игры: «Лото», парные картинки, крупная и средняя пластиковая мозаика, например: «Геометрические фигуры», пазлы из 6–18 частей, наборы разрезных картинок на кубиках, картинки – трафареты: «Сложи цветок», «Сложи елочку», «Сложи домик с окошком (для петушка)», «Чудесный мешочек» и т.д. Развивающие игры: «Сложи узор», «Точки», «Уголки», «Уникуб», «Блоки Дьенеша», «Палочки Кюизенера», рамки-вкладыши Монтессори и т.д. в соответствии с возрастными задачами.

Для развития мелкой моторики кроме специальных дидактических игрушек-вкладышей, пирамидок, шнуровок, нужно включать в обстановку пластиковые контейнеры с крышками разных форм и размеров, коробки и другие хозяйственные предметы. Применяя крышки к коробкам, ребёнок накапливает опыт сравнения величин, форм, цветов. Игра способствует созданию у детей весёлого, жизнерадостного настроения, пробуждает стремление к общению с взрослыми и сверстниками.

Старший дошкольный возраст:

При переходе в старшую, и особенно в подготовительную группу, начинает меняться психофизическая позиция: они начинают ощущать себя старше среди детей детского сада. Важно поддерживать это ощущение такой организацией среды, при которой ребёнок будет проявлять познавательную активность, самостоятельность, инициативу.

В группе специальное место и оборудование для игротеки. Дидактические игры: игры для деления целого предмета на части и составление целого из частей («Дроби», «Составь круг»); игры с цифрами, монетами; игры для развития числовых представлений и умений количественно оценивать разные величины.  («Сравни и подбери»); игры с алгоритмами («Вычислительные машины»); модели числовых и временных отношений («Числовая лесенка», «Дни недели»); календарь, модель календаря.

Развивающие игры: шахматы, шашки, нарды, лото-бочонки и т.п.;       игра-пособие «Стосчет» Н.А. Зайцева, часы-конструктор, весы; игры Никитина, блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, игры Воскобовича и др. в соответствии с возрастными задачами. Природный и «бросовый» материал.

Обязательны тетради на печатной основе, познавательные книги. Трафареты, линейки и другие измерительные эталоны.

Таким образом, соблюдая все принципы построения развивающей предметно-пространственной среды, создаются условия для взаимодействия, сотрудничества, обеспечение максимального комфортного состояния ребенка и его развития.

Планируемые результаты проекта:

-повышение психолого-педагогической компетентности педагога в вопросах

-формирования предметно-развивающей среды, оформления центра математики и

использования его содержимого;

-наличие в центре таких игр и игрового материала, освоение которых детьми возможно на

разном уровне, с учетом их возрастных особенностей;

-позитивное отношение родителей к вопросам преобразования центра занимательной

математики, своими руками в группе;

-принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка.

Развивающий характер образования реализуется через деятельность каждого ребенка .

Список литературы:

1.Авдулова Т. П. Насыщенность образовательной психологическая безопасность// Справочник старшего воспитателя.-2014г.-

2. Карабанова О.А., Алиева Э.Ф., Радионова О.Р., Рабинович П.Д., Марич Организация развивающей предметно-пространственной соответствии с федеральным государственным стандартом дошкольного образования. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста / О.А. Карабанова, Э.Ф. Алиева, О.Р. Радионова, П.Д. Рабинович, Е.М. Марич. – М.: Федеральный институт развития образования, 2014 – 96 с.

3. Киреева, Л. Г. Организация предметно-развивающей среды: из опыта

работы [Текст] / Л. Г. Киреева. – М.: Учитель. – 2009 –143 с.

4. Медведева К. А., Нарышкина А. В. Создание развивающей предметно-

пространственной среды в группе ДОУ в контексте ФГОС ДО [Текст] //

Педагогическое мастерство: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Москва,ноябрь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015 — С. 93-95.

5. Полякова М. Н. Организация развивающей среды в возрастных группах детского сада / М. Н. Полякова. – М. : Детство – Пресс, 2010

6. Смирнова Е.О. Детский сад. Оценка предметно-развивающей среды.//Дошкольное воспитание.- №4, 2010

7.Нищева Н.В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. – СПб.: «Детство-Пресс», 2006 г.

Содержание центра занимательной математики

Наполнение математическим материалом:

- Наглядный демонстрационный материал комплекты цифр; комплекты геометрических фигур разных размеров, разного цвета; демонстрационный материал «Поиграй и сосчитай»; картинки по временам года и частям суток;

- Раздаточный материал комплекты геометрических фигур разных размеров, разного цвета; комплекты цифр и картинок с предметами; мелкие игрушки и предметы – матрешки, грибочки, рыбки и др.; счетные палочки;

-Занимательный математический материал (картотеки) картотека математических загадок и пословиц; поговорок и считалок, задач-шуток; головоломок и лабиринтов; заданий на сообразительность; подвижных игр, игр на нахождение сходства и различия, занимательных примеров; сказок о цифрах, числах и других математических понятиях; картотека математических фокусов «Матемагия»;

-Дидактические игры математического характера (по основным подразделам: «Количество и счет», «Величина», «Форма», «Ориентировка в пространстве», «Время» + различные математические лото, домино и др.). :набор вкладышей по принципу матрешки; мозаика; объемная игра-головоломка на комбинаторику из кубиков, составленных из 2 частей различных конфигурации и цвета; рамки и вкладыши; тематические домино с цветными и теневыми изображениями; конструктор из элементов с логическими вкладышами на темы «Форма», «счет», «расположение»;настольно-печатные игры математического характера (по направлениям – величина, форма, счет, ориентировка в пространстве и т. п.); игры с цифрами, монетами; календарь, модель календаря; шашки, шахматы;

-Интеллектуальные, логико – математические игры: кубики Никитина; Рамки – вкладыши Монтессори; математический планшет; блоки Дьенеша; палочки Кюизенера; игры Воскобовича.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 16.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области