муниципальное бюджетное дошкольное учреждение "Детский сад №262" Алтайский край, г. Барнау
Циклограмма образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста
(макет)
Составитель: Лебедева Ю.А.
Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница | |||
Ситуативная беседа; «Почему нельзя на улице разговаривать с незнакомцами» Цель: рассмотреть и обсудить с детьми опасные ситуации возможных контактов с незнакомыми людьми на улице, научить правильно себя вести в подобных ситуациях. Литература: Картотека дидактического материала по правилам поведения с незнакомыми людьми Дидактическая игра: «Какая птица лишняя», Цель: развитие образно-логического мышления, умственные операции анализа и обощения. Ход: ребёнку показывается карточка с изображением четырёх птиц, он должен определить какая птица лишняя и обосновать свой ответ. Конструктивная игра; «Построй по модели» Цель: учить детей строить конструкции по готовой модели. «Не бери последний кубик». Цель: развивать внимание, мышление. Ход: играют два ребенка, по очереди снимают один или два кирпичика с башни. Кто снимет последний, тот проиграл. Игра малой подвижности: “Холодно-жарко”. Цель: напряжение и расслабление мышц туловища. Ход: Дети садятся в круг в свободных позах. «Подул холодный северный ветер» (дети съежились в комочки). «Выглянуло яркое солнышко, можно загорать» (дети расслабились, улыбаются, поднимают лицо к солнышку). Для напряжения и расслабления мышц туловища. Повторить 2-3раза. Литература: Картотека игр малой подвижности для детей 5-7 лет | Коммуникативные музыкально-дидактические игры (на развитие динамического слуха): «Громко, тихо допоем» Цель: развивать динамический слух 1. У ребяток ручки хлопают, тихо-тихо ручки хлопают. Громче хлопают, сами хлопают, ну и хлопают, вот так хлопают! 2. У ребяток ножки топают, тихо-тихо ножки топают. Громче топают, сами топают, ну и топают, вот так топают! «Найди пару» Цель: Развитие установки на взаимопонимание. Ход: с помощью скотча на спине играющих прикрепляются предметные картинки, у другой половины игроков копии в руках Коммуникативная игра «Роботы и звёздочки» Цель: развивать коммуникативные умения, импровизационные способности Ход: дети располагаются по всему залу. Мальчики – Роботы Девочки – Звездочки В соответствии с музыкой двигаются по всему залу «Роботы», «Звездочки» в это время замирают в любой позе. Так, по очереди. «Роботы» должны ходить между «звездочками», а те - между «роботами" «Нос к носу» Цель: Формировать коммуникативные навыки. Ход: дети двигаются под музыку по всему периметру. По команде взрослого становятся по парам и касаются друг друга. Литература: Картотека коммуникативных игр для детей 5 -7 лет | Дидактические игры по ФЭМП Настольно-дидактические «Посчитай птичек» Цель: закреплять навыки счета в пределах десяти, закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах. умение у детей отсчитывать и соотносить кол-во птиц с цифрой; отвечать на вопросы: «Сколько?», «Каких птичек больше?», «Каких птичек меньше?», «На сколько больше /меньше? Ход: у детей карточки с перелетными птицами и цифры от 1 до 10: нужно посчитать птичек на карточке и подобрать соответствующую цифру, назвать птиц. «Стань на место» Цель: упражнять детей в нахождении местоположения (впереди, сзади, слева, справа, перед, за) Ход: воспитатель по очереди вызывает детей, указывает, где им надо встать: «Сережа подойди ко мне, Коля, встань так, чтобы Сережа был сзади тебя. Вера встань перед Ирой» и т. д. Вызвав 5-6 детей, воспитатель просит их назвать, кто впереди и сзади их стоит. Предлагают повернуться налево или направо и опять назвать, кто и где от них стоит. Литература: Картотека дидактических игр на развитие математических способностей для детей старшего дошкольного возраста | Театрализованная игра: «Подбери рифму» Цель: развитие словотворчества детей Ход: Воспитатель читает стихотворение, дети заканчивают каждую строчку подходящим словом. Нужно в новую тетрадь Ручкой буквы …………… Школьник любит получать За ответ оценку ………….. Мы укладываем спать Куклу в мягкую ……… Смотрели мы спектакль хороший И громко хлопали в ........... «Зеркало» Цель: развитие эмоционального интеллекта ребенка. Ход: играть в эту игру можно в парах или вдвоем. Игроки садятся или встают друг напротив друга. Один из них совершает разные движения: поднимает руки, двигает ими в разные стороны, чешет нос. Другой - "зеркало" первого. Игры по самопознанию Игра–пантомима «Мухи» Цель: Развивать пантомимические навыки и творческое воображение. Ход: Дети слушивают стихотворение, затем педагог читает, а дети, не произнося ни слова, «показывают» стихотворение мимикой и жестами. Можно использовать музыкальное сопровождение. На паркете в восемь пар Мухи танцевали. Увидали паука — В обморок упали. Ах! Литература: Картотека театрализованных игр детей 5-7 лет | Словесные игры: «Сундучок» Цель: учить детей задавать открытые и закрытые вопросы. Ход: задаются наводящие вопросы ребёнку который загадывает один из предметов внутри. «Эхо» Цель: упражнять в произношении слов Ход: педагог громко произносит любой гласный звук, а ребёнок повторяет его, но тихо. Воспитатель громко говорит: А-А-А. ребёнок-эхо тихо отвечает: а-а-а. И так далее. Можно так же использовать сочетание гласные звуков: ау, уа, эа и т.д. "Назови три слова" Цель: активизация словаря Ход: Дети становятся в шеренгу. Каждому участнику по очереди задаётся вопрос. Нужно, делая три шага вперёд, давать с каждым шагом три слова-ответа, не замедляя темпа ходьбы. · Что можно купить? (платье, костюм, брюки) · Что можно варить? Что можно читать? Чем можно рисовать? Что может летать? И т. д. Беседа «Предметы, окружающие людей, очень разнообразны» Цель: объяснить детям что у предметов есть и различия, и сходство. Ход: «Сейчас я назову два предмета, а вы расскажете, чем они отличаются друг от друга и чем похожи, — Посмотрите на стол и стул и сравните их». Обычно дети начинают называть признаки различия, это легче: — На стуле сидят, на столе пишут, рисуют, едят и т.д. - А чем они похожи? Есть у них что-нибудь общее, похожее?» — У стола и стула одинаковый цвет. Они желтые. — И стол и стул сделаны из дерева. и т.д Литература: Картотека Словесные игры для детей 5 -7 лет | |||
Утренняя гимнастика «Упражнения с ленточками» | |||||||
Ситуативная беседа: "Телефонный звонок" Цель: навыки безопасного ответа на телефонные звонки. Литература: Сборник ситуативных бесед для детей 5-7 лет | Беседы с детьми: «В здоровом теле здоровый дух» Цель: Формировать представления о здоровом образе жизни. Литература: интернет ресурс https://урок.рф/library/konspekt_zanyatiya_183503.html | Гигиенический практикум: «Чистота – залог здоровья» | Ситуативная беседа: «Почему нельзя играть вблизи проезжей части?» Цель: формирование ПДД; Литература: интернет ресурс https://infourok.ru/konspekt-po-pravilam-bezopasnosti-na-dorogah-3955272.html | Беседа «Уроки Мойдодыра» Цель: Формировать умения детей о правильном уходе за руками, развивать речь Литература: интернет ресурс https://infourok.ru/beseda-na-temu-v-gostyah-u-moydodira-2103773.html | |||
Прогулка | |||||||
Наблюдение за явлениями живой природы. Тема: Наблюдение за воробьями Цель: Уточнить представление о знакомых птицах, их внешнем виде. Индивидуальная рабата: «Пустое место», «Брось за флажок». Цели: закреплять умение быстро бегать; Элементы спортивных игр: «Пройди — не задень» «Ловишки» Цель: развивать увертливость, ловкость, быстроту. Ход: водящий – ловишка становится площадки. По сигналу: "Раз, два, три – лови!" все играющие разбегаются и увертываются от ловишки, который старается догнать кого – либо и коснуться рукой (запятнать) Литература: Картотека подвижных игр детей 5 -7 лет Игры с природным материалом: «Пройди по камешкам», «Спрячь предмет» Литература: Картотека игр с природным материалом Самостоятельная деятельность детей: игры с выносным материалом. Трудовая деятельность: Расчистка дорожек от мусора. Цель: Развивать желание работать дружно сообща, помогая друг другу. | Наблюдение неживой природы. Тема: Признаки весны Наблюдение за солнцем. Цель: Помочь детям обнаружить связи между теми или иными признаками погоды, сезонными изменениями в жизни растительного и животного мира, влиянием солнца на живую и неживую природу. Подвижные игры с прыжками: «Добеги и прыгни», «Попрыгунчики». Индивидуальная рабата: Совершенствовать прыжки через длинную скакалку (неподвижную и качающуюся, на двух ногах, стоя к ней лицом и боком) Игры с природным материалом. «Секретики». Цель: совершенствование навыков ориентировки в пространстве. Ход: дети встают у входа на площадку. Педагог читает инструкцию: «Сделайте пять шагов вперед». «Повернитесь налево. Сделайте три шага, присядьте, ищите секретик». и т д..Дети находят «секретик» Литература: Картотека игр с природным материалом Самостоятельная деятельность детей: игры с выносным материалом. Трудовая деятельность: Расчистка дорожек от мусора. Цель: Развивать желание работать дружно сообща, помогая друг другу. | Наблюдение за транспортом. ПДД. Тема: «Куда спешат спецмашины?». Цель: Уточнить представления детей о видах спец. машин, уметь рассказать о них. Подвижные игры на ориентировку в пространстве, построением круга: «Кто где живет?». Индивидуальная рабата: (бег, прыжки). (меняя на бегу направления), в прыжках (подскок на двух ногах). Элементы спортивных игр; Игровые упражнения: «Пройди — не задень» «Догони обруч», «Перебрось и поймай». Эстафета с прыжками «Кто быстрее до флажка». Народная игра: «Колечко». Цель: развивать внимание, наблюдательность. Ход: Дети в кругу, держат руки впереди лодочкой. В руках у ведущего небольшой блестящий предмет (колечко, фантик из фольги). Идя по кругу и каждому как будто кладет колечко в руки. Вот по кругу я иду, Всем колечко вам кладу, Руки крепче зажимайте Да следите, не зевайте! Одному из детей он незаметно кладет колечко, а потом выходит из круга и говорит: «Колечко, колечко, выйди на крылечко!» Тот, у кого в ладошках окажется колечко, выбегает, а дети должны быстро взяться за руки, постараться задержать его, не выпустить из круга. Литература: Картотека народных игр детей 4 -7 лет. Самостоятельная деятельность детей: выносным материалом (мячом, кеглями) | Наблюдение за трудом взрослых. Тема: Работа дворника Цель: формировать представление о работе дворника. Подвижные игры: сметанием и ловлей: «Брось за флажок», «Охотники и зайцы» Цель: Закрепить метание предметов на дальность. Народные игры: «Золотые ворота», Летит, не летит» Стоя в кругу называются животные и птицы. Если летает, дети прыгают, если нет, то стоят на месте. Допустивший ошибку пропускает одну игру Литература: Картотека подвижных и народных игр 4-7 лет Индивидуальная рабата: Развитие движений. Цель: закреплять умение бросать мяч в цель. учить правилам очередности в игре, с одним общим предметом. Игры с природным материалом: "Узнай по запаху", "Загадай, мы отгадаем" (описание деталей, форма, плотность, окраска, вкус) Литература: Картотека игр с природным материалом Самостоятельные игры с выносным материалом. Трудовая деятельность: Убираем мусор с участка Цель: закреплять умение трудиться сообща; воспитывать трудолюбие. | Наблюдение за погодой Тема: Наблюдение за ветром и облаками. Цель: Формировать умение видеть красоту неба; расширять кругозор; обогащать словар. запас. Подвижные игры на ориентировку: «Гуси - лебеди», «Мы весёлые ребята» Цель: Упражнять в беге в определенном направлении. с увертыванием, по словесному сигналу. Способствовать развитию речи. Ход: Дети хором произносят: «Мы веселые ребята, Любим бегать и скакать, Ну, попробуй нас догнать. Раз, два, три- лови!» После слова «лови», дети перебегают на другую сторону площадки, а ловишка догоняет бегущих. Литература: Картотека подвижных игр детей 4 -7 лет Индивидуальная Развитие движений. Цель: улучшать технику бега Игры с природным материалом. «Камешек» Цель: актуализация словаря по заданной лексической теме. Ход:дети встают в круг Один из них передаёт камешек по кругу стоящему справа, произнося. «Камешек в руке держу. Передам и расскажу, Что известно мне, что знаю. Я игрушки называю». Литература: Картотека игр с природным материалом Самостоятельные игры с выносным материалом. Трудовая деятельность: сбор выносного метериала Цель: закреплять умение трудиться сообща; воспитывать трудолюбие. | |||
Режимные моменты Деятельность во вторую половину дня | |||||||
Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница | |||
Дидактическая игра по закреплению правил дорожного движения: «Автошкола» Цель: закреплять знания детей о том, как следует переходить улицу; о назначении светофора, регулировщика и д. знаков; упражнять в ориентировке в пространстве и во времени; воспитывать смелость, находчивость, Ход: Дети рассматривают картинки с изображением различных дорожных ситуаций. Они должны объяснить изображенную на картинке ситуацию, оценить поведение пешеходов, детей у светофора, необходимость нужного дорожного знака. Литература: Картотека дидактических игр по правилам дорожного движения | Решение проблемных ситуаций «Вежливая просьба» (ситуация в магазине, в незнакомом городе), Ситуация «Утешение» Маша прищемила палец». Ей больно. Утешьте ее. Коммуникативная игра «Подарок на всех» Цель: развить умение дружить, сотрудничать со сверстниками. Ход: дети говорят о разных способах приветствия, реально существующих и шуточных. Детям предлагается поздороваться плечом, спиной, рукой, носом, щекой и придумать свой собственный способ приветствия. Занятия в кружках и студиях по интересам «Тестопластика», «Волшебные краски». | Рассматривание картин, альбомов, коллекций: Рассматривание картин И. Левитана «Весна», «Большая вода». Альбом «Приметы весны»; Коллекция открыток с цветами (Советские открытки к 8 марта). Наблюдения в уголке природы «Растения, которые живут в нашей группе», «Знакомство с геранью» Дидактическая игра по ФЭМП «Справа как слева» Цель: освоение умений ориентироваться на листе бумаги. Ход: Матрешки очень торопились и забыли дорисовать свои рисунки. Нужно дорисовать их, чтобы одна половина была похожа на другую. Взрослый говорит: «Точка, точка, два крючочка, Минус запятая – Вышла рожица смешная. А если бантик и юбчонка-Человечек тот девчонка. А если чубчик и штанишки, Человечек тот- мальчишка» Литература: Картотека дидактических игр по ФЭМП | Сюжетно-ролевые игры: «Дочки матери» Цель: Развитие у детей интереса к сюжетно-ролевой игре, помочь создать игровую обстановку, Ход: Мамы и папы вас радуют вкусным ужином, играют с вами, укладывают спать. А как вы порадуете своих деток? Дети: Накормим, чаем напоим, поиграем, спать уложим, колыбельную споем и т.д. Занятия в кружках и студиях по интересам «Тестопластика»", «Волшебные краски». | Беседы о детских писателях, поэтах. Э. Успенский: «Дядя Федор, «Пес и кот» «Крокодил Гена и его друзья»; Л.Н. Толстой – («Косточка», «Лев и собачка») Самуил Яковлевич Маршак и его творчество. Игра «Телефон». Цель: развивать фантазию, диалогическую речь. Ход: для каждой пары предлагается ситуация и тема для разговора. Пара из членов противоположных команд Игра малой подвижности «Кто ушел?». Цель: развивать внимательность, учить играть сообща. Ход: Дети стоят полукругом. предлагается одному ребенку запомнить, кто находится рядом (пять-шесть человек), отвернуться и закрыть глаза. Кто-то из детей прячется. Воспитатель спрашивает: «Отгадай, кто ушел?». Если ребенок отгадает, то выбирает кого-нибудь вместо себя. Литература: Картотека игр малой подвижности для детей 5-7 лет | |||
Прогулка во вторую половину дня | |||||||
Самостоятельная деятельность на участке. Игры с выносным, природным, бросовым материалом. | Спортивные игры с оборудованием. | Игры малой и средней подвижности, хороводные игры. | Индивидуальная работа по развитию движений. | Решение проблемных ситуаций по ОБЖ. | |||
Игры с природным, материалом. «Выложи картинку из сухих палочек». Цели: Показать детям возможность использования палочек из сухих веточек в игровых целях. Материалы: различные палочки, картинки-схемы. Ход: Воспитатель раздает детям картинки-схемы и предлагает выложить их изображения из палочек. Дети выкладывают картинку по схеме, затем выкладывают картинку по своему желанию. Литература: Картотека игр с природным материалом | Игры с оборудованием: «Лови, не урони» (игра с мячом) Цель: Развивать у детей внимание. Упражнять в метании, ловле, согласованности движений. Ход: в центре круга стоит воспитатель, который по очереди бросает мяч детям, а потом ловит его от них, произнося при этом рифмовку: «Лови, бросай, Упасть не давай!..» Воспитатель произносит текст не спеша, чтобы за это время ребенок успел поймать и бросить обратно мяч. Отмечаются дети, ни разу не уронившие мяч. Литература: Картотека игр с оборудованием | Игра «Бабка Ёжка» Цель: развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, упражнять в беге с увертыванием, прыжках на одной ноге, умению играть в коллективе. Ход: Дети образуют круг. В середине круга водящий — Бабка Ежка, в руках у нее «помело». Вокруг бегают играющие и дразнят ее: «Бабка Ёжка» Костяная ножка С печки упала, Ногу сломала, Пошла на улицу , Раздавила курицу, Наступила опят ь, Раздавила сорок пять. Литература: Картотека игр малой и средней подвижности | 1.Упражнять в ходьбе и беге между предметами «змейкой». Цель: Упражнять в ходьбе и беге между предметами, змейкой, с остановкой по сигналу. 2. Упражнять в передаче мяча назад двумя руками над головой (за головой). Цель: разучить игровые упражнения с мячом. Литература: Занятие по физкультуре в старшей группе | Проблемная ситуация «Забытый пакет» Цель:закрепить знания основ безопасной жизнедеятельности. Ход: Серёжа вышел во двор и увидел около песочницы большой яркий пакет. Серёжа огляделся вокруг, но во дворе кроме него никого не было. «Интересно, что лежит в пакете? Может быть, новый мяч или машина?» - подумал мальчик. Ему захотелось заглянуть в пакет. Что делать Серёже? Почему? | |||
Вечерний отрезок времени | |||||||
Игры на самопознание, сюжетно-ролевые, театрализованные игры | Разгадывание ребусов, кроссвордов. Индивидуальная работа по развитию речи. | Игры по развитию мелкой моторики. Рассматривание картин, книг, альбомов. | Игры на развитие творчества. Самостоятельные занятия детей по тестопластике. | Работа с родителями. | |||
«Веселые обезьянки» Цель: Развивать внимание, наблюдательность, быстроту реакции. Ход: Дети стоят врассыпную — это обезьянки. Лицом к ним — ребенок — посетитель зоопарка, который выполняет различные движения и жесты. «Обезьянки », передразнивая ребенка, точно повторяют все за ним. Литература: Театрализованные игры для детей 5-6 лет | Настольно печатные игры: пазлы, бродилки, магнитное лото и т.д. Игра «Наоборот» Цель: формировать умение подбирать противоположные по смыслу слова Ход: я начну, а вы продолжите: Веселый праздник – грустный Большой подарок – маленький Светлое небо – …и т.д. Литература: Картотека игр по развитию речи | «Работа с резинками», «Работа с мозаикой», «Собери бусы» Рассматривание альбома: «Моя любимая семья». Книг с иллюстрациями «Чебурашка и крокодил Гена» | «Фантастическое животное» Изготовление вместе с детьми поделок из солёного теста (любимое животное). | Предложить родителям с детьми слепить из теста грустное настроение. Это поможет родителям понять чувства детей, оценить их настроение. |