Тема урока Слова- синонимы
Цель: создать условия для формирования понятия «синонимы» и введения его в систему знаний..
Задачи: создать условия для наблюдения за сходством и различием слов-синонимов; учить детей распознавать синонимы; развивать речь детей, память, познавательную активность, воспитывать культуру речи; способствовать развитию аналитического мышления, умения сравнивать, выделять существенные признаки, обобщать, делать выводы; воспитывать доброжелательное отношение друг к другу во время выполнения заданий в парах, группах, умение уважительно относиться к позиции другого человека, справедливо оценивать работу другого, объяснять своё несогласие; формировать основы учебной деятельности.
Формируемые УУД:
Личностные: самоопределение; умение выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать, идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране, государству; применять правила делового сотрудничества.
Регулятивные: планирование, целеполагание, корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения.
Коммуникативные: уважительное отношение друг другу, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации, планирование вопросов.
Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков;сопоставлять характеристики объектов по одному (нескольким) признакам; выявлять сходство и различия объектов; умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач; рефлексия способов и условий действия.
Оборудование: на уроке используется мультимедийный проектор, презентация для иллюстрации некоторых упражнений «Роль синонимов» раздаточный материал.
Методы обучения: системно деятельностный подход.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, работа в парах, в группах, дифференцированная работа.
Ход урока
П№ | Этап урока | Цель | Учитель | Ученики | Примечание |
1 | Мотивация | Приветствует учеников. - Сегодня я вас приглашаю на урок – прогулку. Вы готовы? - Какие качества помогут вам открыть ново знание? - Скажите, а как мы обычно работаем на уроке? - А как мы с вами открываем новое знание? - С чего мы начинаем урок? | Садятся на места. -Да! С удовольствием будем работать на таком уроке! -Сначала мы повторяем необходимый для урока материал, затем выполняем пробное действие, затем мы понимаем в чем наша сложность и что мы не знаем, находим выход из затруднения, выполняем самостоятельную работу. - С повторения нужных знаний. | Слайд № 1 Слайд №2 | |
2 | Актуализация | 1) актуализировать понятие речь, предложение, слово, многозначные слова, однозначные слова; 2) актуализировать мыслительные операции анализ, синтез, сравнение, аналогия; 3) мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению и обоснованию | - Из чего состоит наша речь? Предложение? Что такое предложение? Что имеет большая группа слов? Какие бывают слова? -Молодцы! Какие знания мы с вами повторили? - что вы будете делать сейчас? | (Ответы детей) Слово имеет лексическое значение. Лексическое значение – это полный рассказ о слове. Примеры многозначных и однозначных слов. - мы будем выполнять пробное действие. | |
3 | Пробное действие | 1) организовать выполнение пробного действия и фиксацию затруднения. | - Пробное действие вы всегда выполняете индивидуально. Посмотрите, на столе у вас лежат карточки. Вам нужно найти в каждой группе слов лишнее слово. И попробовать доказать: почему оно лишнее. Итак, время пошло. -Ребята, сделайте выводы. В первой группе слов какое слово лишнее? - а во второй ? - В третьей? - вы абсолютно правильно ответили. А как вы определили, что именно эти слова лишние? - а как тогда называются оставшиеся слова? -ребята кто не знает термин, который означает, что слова пишутся и слышатся по- разному , но обладают одним общим значением? | Дети слушают задание и выполняют его Мудрый, драка, отдых - Они не подходят по смыслу к оставшимся словам. У всех остальных слов похожее, близкое значение. (ответы детей) - мы пока не знаем. Поднимают руки. | Слайд№3 Карточка индивидуальная |
4 | Фиксация затруднения и построения выхода из затруднения | - какое было ваше задание? - в чем ваше затруднение. -какую цель вы перед собой поставите? - какая будет тема урока? - для того, чтобы помочь вам узнать новый термин, я предлагаю вам вернуться к минутке чистописания. Попробуйте составить слово, используя данные слоги. Это задание вы выполняете на чистописание в своей тетради. - - что же за слово у вас получилось? - молодцы! Вы справились! А как нам с вами проверить правильно ли мы назвали наш новый термин? - открыли учебник на стр.43 | -Найти лишнее слово, и доказать почему оно лишнее. - мы нашли правильно слова, но не знаем, как называются слова с близким значением. - узнать, как называются слова, значение которых близкое, но пишутся и слышатся они по - разному. - группы слов с близким значением. Дети собирают слоги и получают слово : «синонимы». - синоним. - нужно посмотреть в учебнике. дети зачитывают определение из учебника на стр . 43 | ||
5 | Проговаривание во внешней речи | На доске слайды, выпишите слова синонимы к заданным словам -давайте, проверим, какие группы вы составили? Объясните почему. -вы правильно подобрали синонимы. - Какой вывод можем сделать? | После выполнения дети объясняют, почему они выбрали именно эти слова и проговаривают во внешней речи определение синонимов. Синонимы – это слова, близкие по значению. Они отвечают на один и тот же вопрос. | Слайд из SMART | |
6 | Включение в систему знаний и повторение | 1)включить новое знание в систему знаний; 2) тренировать умение подбирать синонимы (работа в группах) | 1.-У вас в учебнике картинки и четыре слова погасить, потушить, выключить, задуть. Соотнесите картинки и слова. 2. Ребята, а как вы думаете, для чего нам нужны синонимы? Работа в группах Прочитайте тексты всё ли в порядке? Попробуйте заменить повторяющиеся слова на синонимы. - сделайте вывод: для чего служат синонимы? Совершенно верно! | Задуть свечу Погасить свет Потушить пожар Выключить утюг. В текстах повторяются одни и те же слова. Работают в группах Читают полученные тексты Синонимы служат для богатства речи и выразительности. Чтобы не было повторов. | |
8 | Рефлексия и подведение итогов | 1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке; 2) оценить свою работу и работу класса на уроке; 4) наметить направления будущей учебной деятельности; 3) обсудить домашнее задание. | - давайте подведем итог нашего урока. Какая была тема урока? - какую цель мы ставили перед собой? -мы узнали? - давайте оценим себя! Если вы выполнили самостоятельную работу без ошибок, сможете дать безошибочно определение термину «синоним» поставьте себе на полях Если у вас не было ошибок в самостоятельной работе, но возникают вопросы по теме урока , поставьте себе Если у вас были ошибки в самостоятельной работе И возникают вопросы по теме урока , поставьте себе - сегодня, вы все работали отлично, а за чтовы можете похвалить себя? а своего соседа? а соседа впереди/сзади себя? А учителя? - За активную работу вы получаете отметки…. | - группа слов с близким значением. - узнать как называются слова с общим значением, но с различным написанием и звучанием. - да! Это синонимы! Оценивают себя дети | Слайд № 6 |